ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по теме

Кунакбаева Алтынай Абеновна

И хотя традиционно считается, что основная задача школы- дать необходимое образование, не менее важная задача- сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Кунакбаева Алтынай Абеновна

Учитель начальных классов школы-гимназии №17 г.Актобе


Добрый день!

Ну, а что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день принесёт и удачу,
И здоровье, и радость нам всем!

Концепция модернизация образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них- здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Исследования показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются (к выпускным классам % соотношение вырастает наполовину).

Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.

Здоровье человека зависит:

• на 50% - от образа жизни;

• на 25% - от состояния окружающей среды;

• на 15% - от наследственной программы;

• на 10% - от возможностей медицины.

(по данным исследований Всемирной организации здравоохранения).

И хотя традиционно считается, что основная задача школы- дать необходимое образование, не менее важная задача- сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления.

Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.

Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе.

Задачи:

-организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

-создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;

-научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;

-воспитание культуры здоровья;

-развитие творческих способностей;

-мотивация на здоровый образ жизни;

-научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;

-внедрение инновационных педагогических технологий;

-принятие участия в научно-практических конференциях.

Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включая ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления.

Это достигается использованием:

-игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры);

-драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;

-подвижными играми на переменах;

-наглядности;

-занимательных упражнений;

-фантазирования;

-творческого характера домашних заданий (составить задачу, например, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).

Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.


У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является чередование различных видов учебной деятельности:

  1. опрос учащихся;
  2. письмо;
  3. чтение;
  4. слушание;
  5. рассказ;
  6. рассматривание наглядных пособий;
  7. ответы на вопросы;
  8. решение задач.

Норма 4-7 видов за урок.

Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:

  1. метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия);
  2. активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);
  3. методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).

Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

Проведение физкультурных минуток:

  1. расслабление кистей рук;
  2. массаж пальцев перед письмом;
  3. дыхательная гимнастика;
  4. предупреждение утомления глаз.

Недостаток двигательной активности - одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Требования:

-они должны быть разнообразны;

-проводятся на начальном этапе утомления;

-предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
• «Хороший смех дарит здоровье»;
• Мажорность урока;
• Эмоциональная мотивация в начале урока;
• Создание ситуации успеха.

Экологическое пространство:

а) проветривание помещений;

б) наличие аквариума с рыбками;

в) озеленение кабинета;

г) освещение кабинета.

 Каждый рабочий день в классе начинаем с гимнастики, которая длится около пяти минут. В основе гимнастики лежит комплекс упражнений, предложенный доктором С.С. Коноваловым. Комплекс упражнений прослушивается в записи.

Основное рабочее место ребёнка в школе- парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Для избегания таких последствий каждую неделю пересаживаю ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд. Для гимнастики глаз имеется плакат для ребят, использование которого помогло рассмотреть и выучить движение для расслабления глазных мышц.

Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей от урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устаёт рука– устаёт ребёнок.

Пример:

«Капуста». Движения, имитации действий.
Мы капусту рубим.
Мы капусту трём.
Мы капусту солим.
Мы капусту жмём.

Задача учителя: научить писать, не напрягая руку, а значит сберечь силы.

Пример:

Массаж пальцев перед письмом.

-протирание ладошек;

«Скалка».

-покатать ручку между ладонями;

-покатать ручку между большим и указательным пальцем;

«Игра на клавишах».

По очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту.

Использование скороговорок с движениями руками в такт.

«Нашли ли лилию?»

Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На каждое слово ладони то размыкаются (образуя цветок), то смыкаются.

Работа по предупреждению утомления глаз.

Дыхательная гимнастика. Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках. Также проводились уроки с применением физкультурных средств– мяч с шипами, массажный еж, шишки, пробки, керамзит, шашки.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.

Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители. В начале учебного года проводится операция «Цветик- семицветик». Кроме этого решается воспитательная задача привлечения детей к уходу за растениями, тем самым приучаются бережному отношению к ним, получая основы экологического воспитания.

Ежемесячно на классных часах затрагивалась тема здоровья. Ребята разучивали роли персонажей литературных произведений, читали произведения и обсуждали их. Активное участие принимали в акциях, проводимых в школе, рисовали плакаты, составляли кроссворды.

 Для массажа стопы планируем сделать с родителями первоклассников самодельные массажные коврики, выполненные по образцу аппликатора Кузнецова из подручного материала: для первых и вторых классов– из нашитых пуговиц, а для третьих и четвертых классов– из пробок от пластиковых бутылок. Использовать игровую стену «Ладошки» для развития кистей рук. На стене нарисованы детские ладони от пола до стены. Ребенок достает до верхних ладоней встав на цыпочки и вытянув руки максимально вверх. Это корректирует осанку и искривление позвоночника, снимает утомление в мышцах кистей и способствует их развитию.

 Развитие речевых способностей ребенка напрямую связанно с развитием его кисти. Для этого применима простая палочка. Держа ее в руках, поочередно передвигая кулачки вверх, читает предложение, загадку, стихотворение.

Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового и нравственного воспитания. Учитываю в работе показания медработников школы, которые ведут разъяснительную работу с родителями по сохранению здоровья ребёнка.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

Мысли философов о здоровье:

«Здоровье– это вершина, на которую человек должен подняться сам». ( И. Брехман)

«Здоровье и ум– два блага в жизни». (Менандр)

«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».

( Л. Толстой)

«Здоровому всё здорово». (Пословица)

«Здоровье– это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». (Ж. Лабрюйер)

«Первое богатство– это здоровье». (Р. Эмерсон)

«Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». (А. Шопенгауэр)

«Заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения». (Цицерон)

«Надо, чтобы ум был здравым в теле здоровом». (Ювенал)

«Здоровье– это единственная драгоценность». (Монтень)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе».

Выступление  на педсовете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе" с использованием презентации....

Выступление по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе".

В выступлении представлен опыт моей работы по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"....

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

В статье рассказывается о применении здоровьесберегающих технологий в начальной школе....

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе (выступление на МО)

Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых  формируются...

Методика применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Дидактический материал практической напрвленности для учителей и воспитателей начальной школы...