Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе
материал по теме

Анпилова Ольга Николаевна

Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функциональной грамотности учащихся, вооружает их основными навыками учебного труда и общения, приобщает к основам отечественной и мировой культуры, создавая базу для последующего освоения образовательных прграмм основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kultury_obshchenie_obobshchenie_1.doc308 КБ

Предварительный просмотр:

Анпилова Ольга Николаевна

Содержание:

Информация об опыте…………………………………………………………….3

Технология опыта………………………………………………………………....6

Результативность опыта…………………………………………………………11

Библиографический список……………………………………………………..14

Приложение к опыту…………………………………………………………….15

Тема опыта: «Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности                                в образовательном процессе».

Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта. МБОУ «СОШ № 30» города Старый Оскол Белгородской области представляет собой общеобразовательное учреждение, где учатся одарённые и обычные дети.  Контингент учащихся школы в основном представлен социальными слоями служащих и предпринимателей, в незначительной степени – семьями рабочих. В классе, где работает автор представленного опыта, 46 % детей       из семей служащих,  14 % — из семей предпринимателей, 40% обучающихся    из смешанных семей  рабочих и служащих.  В школе существует социально-психологическая служба, которая помогает педагогам оптимизировать учебно-воспитательную работу.    

Наблюдения в проведенной диагностике «Потребность в общении» автором, которой является доктор психологических наук М.Ю. Орлов, выявили, что среди выпускников начальной школы в большинстве случаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает все большую тревогу у педагогов и родителей. Низким уровнем потребности в общении обладали 14% обучающихся, средним уровнем — 76%, высоким уровнем — 10%. Эти факторы явились причиной исследовательской работы по созданию условий для формирования коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе школы первой ступени.

Актуальность опыта: Происходящие в России преобразования неоднозначно сказываются на состоянии языка и путях формирования речевого этикета. С одной стороны, осуществляется постепенное освобождение языка от стереотипов и речевых штампов, с другой стороны, происходит явное снижение речевой культуры в бытовом общении людей, в том числе, и учащихся образовательных учреждений. Начальная школа, закладывая основы функциональной грамотности учащихся, вооружает их основными навыками учебного труда и общения, приобщает к основам отечественной и мировой культуры, создавая базу для последующего освоения образовательных программ основной школы. В контексте обращения к личностно-ориентированному образованию культурологического типа начальная школа направляет свои усилия на формирование целостной личности, способной интегрироваться в культурно-образовательное пространство, информационные, практические, поведенческие компоненты которого носят инструментальный характер по отношению к социализации и общекультурному становлению младшего школьника.

Исходя из практической деятельности и наблюдений, автором выявлены противоречия в современном процессе обучения младших школьников:

  • между целевыми установками на развитие личности младшего школьника в процессе коллективной деятельности и современными образовательными условиями учебного процесса;
  • между недостаточным использованием организационно-педагогических условий формирования коммуникативной культуры общения младшего школьника и необходимостью практического снижения агрессивности у детей.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается  в создании оптимальных условий для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий у младших школьников посредством организации коллективной деятельности в образовательном процессе.

Длительность опыта: работа над данной проблемой охватывает период с 2007 по 2011 год.

  1. Изучение теоретических аспектов формирования коммуникативной культуры младшего школьника посредством коллективной работы — апрель – август 2007 года.
  2. Организация эмпирического исследования коммуникативной культуры общения младших школьников (эмоционального состояния — агрессивности) — апрель – август 2007 года.
  3. Создание условий для развития коммуникативной культуры общения посредством коллективной работы — ноябрь 2007 года – май 2011 года.
  4. Изучение результативности опытно-экспериментальной работы по  формированию коммуникативной культуры общения младших школьников посредством коллективной работы — май – июнь 2011 года.
  5. Итоговая диагностика на уровне МБОУ «СОШ № 30» — сентябрь – ноябрь 2011 года.

Диапазон опыта представлен единой системой  «урок – внеклассная работа».

Теоретической базой опыта являются положения философии, педагогики и психологии о человеке как социальном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя, о творчестве как сущностной характеристике человеческой деятельности, о самореализации как высшее                о гуманистическом образовании культурологического типа                                    (Е.В. Бондаревская) [5]; культурно-историческая концепция                           развития личности в процессе обучения и воспитания (Л.С. Выготский,                В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) [6; 12; 15]. Методологическими ориентирами послужили личностно-ориентированный, культурно-ориентированный, коммуникативно-деятельностный, системный и интегративный подходы (А.А. Бодалёв, Е.П. Ильин) [2; 3; 10].

В психологическом словаре общение определяется как «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера».  Е.П. Ильин пишет, что «общение является важным условием человеческого существования. Во все времена удовлетворение человеком своих потребностей происходило, как правило, с использованием общения. Уже поэтому общение имеет отношение к проблеме мотивации, являясь избираемым и планируемым способом, средством удовлетворения потребностей, влечений, желаний» [10, с. 57].

Л.Ф. Обухова отмечает, что эффективность общения зависит прежде всего от коммуникативной культуры участников общения. Коммуникативная культура — это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе коммуникации, в том числе и при общении [11].  Н.Ф. Добрынин выделяет три группы правил, составляющих коммуникативную культуру [8].

Первая группа — это правила коммуникативного этикета. Они определяют порядок обращения и представления, выбор обращения и многое другое. Этикетные правила не имеют прямой связи с эффективностью общения, но их частичное или полное игнорирование отстраняет человека от участия в общении. Вторая группа — правила согласования коммуникативного взаимодействия. Они задают тип общения: светское, деловое, ритуальное, интимно-личностное и т.д. Третья группа — это правила самоподачи (самопрезентации). Они не определяют тип общения и не влияют на общую для всех эффективность, но определяют индивидуальный успех отдельных участников общения. Правила самоподачи предназначены для создания у окружающих определенного впечатления о себе.  Признаком культуры общения является вежливость. Вежливость — это обращение с людьми, учитывающее потребности быть оцененными и защищенными, соблюдение правил приличия, учтивость, уважительность, тактичность, деликатность, - отмечает Н.Ф. Добрынин [8].

Вежливость особенно важна, когда нужно сказать человеку что-то такое, от чего он может «потерять лицо»: сделать замечание, покритиковать. Такие высказывания, по мнению А.Г. Грецова, называют действиями, угрожающими репутации. Цель вежливости состоит не в том, чтобы избегать этих действий, а в том, чтобы уменьшить или устранить коммуникативные проблемы в разговорах и отношениях, которые могут быть результатом высказываний, угрожающих репутации [7].

И.А. Зимняя отмечает, что отдельные качества личности складываются в «портрет» психологически здорового, культурного подрастающего человека [9, с. 107]. Это, прежде всего, человек, принимающий себя и окружающих. Значение принятия окружающих очевидно для всех, а вот принятие себя самого для многих оказывается проблемой. Однако именно уверенность в себе, доверие к собственным душевным движениям, осознание своей самоценности лежит в основании гармоничных отношений ребёнка с другими людьми. Дело не в том, что человек не страдает, не гневается, не ошибается, не обижает других — нет, это живой человек, разный в своих проявлениях. Он может быть спонтанным и переменчивым, он может печалиться и унывать, он опирается не только на разум и расчет, во многом зависит от чувств и интуиции, но при всем этом такой человек способен брать ответственность за свою жизнь на самого себя. Так соблюдение норм и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения с окружающими.

Л.И. Божович утверждает, что человек с детства должен приучаться вести себя так, чтобы с ним было удобно и приятно общаться и в семье, и в деловой обстановке, и в часы досуга. Культура общения человека отражает в определенной мере его личностные качества. Если человек правдив, искренен, требователен к себе, уважает свое и чужое достоинство, он постарается вести себя и выглядеть так, чтобы во всем его облике, характере манер не было ничего наигранного, фальшивого, нескромного [4].

Новизна опыта.  Упражнения и приёмы, используемые автором  в урочной и внеурочной работе, не являются новыми, но в практике работы учителей начальной школы они не носят системного характера, поэтому новизна педагогического опыта состоит в комбинировании методов и приёмов, предложенных Андреем Геннадьевичем Грецовым [7] образовательного процесса. Арсенал методических средств, используемых на внеурочных занятиях, взят автором из педагогики сотрудничества                     Ш.А. Амонашвили [1], технологии саморазвития личности Г.К. Селевко [13], методики коррекционно-развивающих упражнений Н.П. Слободяник [14], пособий по практической психологии.

 Характеристика условий, в которых возможно применение опыта.

            Данный опыт по формированию коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности  может быть использован как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Материалы  опыта  могут быть рекомендованы  в различных  общеобразовательных учреждениях  с обучающимися разных  возрастных  групп,  при организации классно-урочных занятий и внеклассной работы, независимо от определённого учебно-методического комплекта.

Раздел II

Технология опыта

Цель опыта: обеспечить положительную динамику развития формирования коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе школы первой ступени.

В соответствии с  целью исследования выдвинуты следующие задачи:

  • изучить теоретико-методологические аспекты формирования культуры общения младших школьников;
  • проверить на практике эффективность методов по формированию культуры общения младших школьников в процессе различных видов коллективной деятельности;
  • обобщить полученные результаты в процессе диагностики состояния культуры общения младших школьников.

Средства достижения цели: внедрение в систему обучения форм организации учебной деятельности с использованием приёмов, регулирующих эмоционально-волевую сферу младших школьников, направленную на формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника. Организация такого обучения предполагает:  

  1. использование разнообразных форм общения в образовательном процессе, особенно диалога и полилога;
  2. создание для учащихся положительного эмоционального настроения и ситуации успеха;
  3. проявление доверия, толерантности в учебных взаимодействиях;
  4. стимулирование учащихся к осуществлению продуктивной коллективной и индивидуальной работы.

Основы культуры общения предполагают соблюдение этических норм поведения, в том числе и речевого этикета. В широком смысле «этикет» — это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле — это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этических формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие, прощание, извинение и благодарность, просьба и совет и т.д.

Обучение детей предполагает:

  • введение в их активный словарь достаточного количества этических стереотипов;
  • формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).

Организация учебно-воспитательного процесса

Опыт работы автора по данной теме показывает, что в условиях современного воспитания и обучения  учителю начальных классов  необходимо владеть методами и приёмами, влияющими на формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника. Только наличие знаний у педагога в области диагностики психических состояний, психоанализа способствует такой организации учебного процесса, при котором раскрываются подлинные коммуникативно-деятельностные возможности каждого обучающегося.

В основу метода учебного сотрудничества лежит совместная деятельность, поиск разнообразных видов взаимодействия: работа в малых группах, бригадах, парах. В ходе такого содружества автор побуждает детей к коллективному решению проблем и активному диалогу. Работа в классе организована так, чтобы стимулировать и поощрять взаимодействие между учениками.

К групповым способам обучения можно отнести: классно-урочную организацию; лекционно-семинарскую систему; формы дифференциации учебного процесса; дидактические игры; бригадно-лабораторный метод; метод проектов и т.д.

Работа в группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в группах формируется оценка на «себя» (Приложение №1). Ребёнок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.

На уроке русского  языка  работа  в  динамических  парах  проводится  с диктантами. Сначала заготавливаются разные  тексты  диктантов  по  изучаемой теме. Каждый  ученик  получает  один  из  текстов,  отличный  от  всех.  Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке:

  • один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой пишет;
  • затем другой ученик (тот, который перед этим  писал)  читает,  а  первый, прежде диктовавший, пишет;
  • потом каждый берет тетрадь своего соседа и без  заглядывания  в  карточку проверяет написанный им диктант;
  • открывают карточки и по карточкам проверяют второй раз (уже вместе);
  • допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор  своих ошибок;
  • каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.
  • снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и  ставят  свои  подписи: «Проверил Иванов», «Проверила Петрова».

После того,  как  задания  выполнены,  друг  у  друга  проверены,  пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся  в  выборе партнера для совместной работы  свободно  перемещаются  по  классу,  образуя новые  диалогические  сочетания  обучают  друг  друга  по  своим  карточкам-заданиям.

К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

На уроке:  формирование коммуникативных умений, основ учебной деятельности

  • урок – интегрированный
  • урок – исследование
  • урок – проект
  • урок – игра
  • урок – праздник
  • урок – путешествие
  • урок – презентация
  • урок — творческая мастерская
  • интеллектуальные игры (КВН, «Умники и умницы» и т.д.

С целью развития коммуникативных универсальных учебных действий автор опыта создала  условия для оптимизации психологической регуляции обучающихся в образовательном процессе путём внедрения в практику уроков приёмов и упражнений:

Форма урока

Приём

Описание приёма

Формирование коммуникативных основ учебной деятельности

Урок – интегрированный

Игра-приветствие

Давайте разучим новую игру, которая называется «Здравствуй, друг!». Для этого нам нужно встать в круг, взяться за руки, рассчитаться на «первый» и «второй» — это является сигналом для начала игры. По команде хором проговариваем:

Здравствуй, солнце,

Я твой лучик.

Здравствуй, я —

От сердца ключик.

После этих слов «первые» номера поворачиваются налево ко «вторым» номерам, при этом глядя в глаза своему партнеру и проговаривая:

Здравствуй, друг.

Здравствуй, друг, —

Ты прекрасней всех вокруг!

Затем «первые» номера поворачиваются ко «вторым» номерам справа относительно них, глядя им в глаза и проговаривая все те же слова:

Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг, —

Ты прекрасней всех вокруг!

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие  осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

урок – игра;

урок – праздник;

урок – путешествие

Игра «Здравствуйте»

Придумайте на каждую букву слова «здравствуйте» доброе слово или пожелание. Передавайте листочек (это условный знак, он может быть любым, например, микрофон, цветок, игрушка) по кругу и говорите свое слово, пожелание. При этом ваши пожелания не должны повторяться. (Обычно ученики начинают с простых слов, например, таких, как здоровье, доброта, радость, активность, веселость и др. Затем слова-пожелания усложняются, добавляется разнообразие. Ребята желают себе и друзьям зрелости, душевности, разумности, альтруизма, великодушия и т.д.) (Приложение №2, 3)

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения

урок — творческая мастерская;

интеллектуальные игры (КВН, «Умники и умницы» и т.д.

 Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»

(Зажжём огонь свечи, возьмём её в руки, огонь жизни — это символ вечности, каждый из вас скажет друг другу вежливые слова, которые надо употреблять в нашей жизни по отношению к близким, друзьям, знакомым и даже может тем, кто вам не очень нравится, старайтесь не повторять сказанное другими) (Дети передают свечу и говорят вежливые слова)

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником

Игра «Словарь волшебных слов»

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).

4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте).

5. Когда вас бранят за шалости, говорите… (прости, пожалуйста).

6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания).

В классной комнате на видном месте отображены «Законы дружбы»:

  • Не обзывай и не унижай своего друга.
  • Помогай другу в беде
  • Умей с другом разделить радость
  • Не смейся над недостатками друга
  • Выбирай друзей по душевным качествам
  • Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде
  • Умей признать свои ошибки и помирись с другом
  • Не предавай своего друга

Благодаря коллективной работе ученики умеют:

  1. формулировать свою точку зрения;
  2. выяснять точки зрения своих партнеров;
  3. обнаруживать разницу точек зрения;
  4. пытаются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.

Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой: обсуждаются разные варианты решений; отвергаются ошибочные варианты; ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении. Планы конспектов уроков представлены автором в приложениях №2-5. Для учителей начальных классов по использованию коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса разработаны автором методические рекомендации, которые представлены в приложении №6.

Итак, обучающиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения, способствующих снижению агрессивности и формированию положительной самооценки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Результативность опыта

 Внедрение в образовательный процесс приёмов и упражнений коллективной деятельности, направленных на формирование коммуникативной культуры общения младших школьников позволило педагогу отследить динамику развития потребности в общении младших школьников по методике «Потребность в общении», разработанный М.Ю.Орловым.

Рис. 1. Потребность в общении (М.Ю. Орлов)

Таким образом, анализ рисунка позволил отметить динамику потребности в общении младшего школьника на 10%, что доказывает формирование у детей младшего школьного возраста коммуникативной культуры общения.

Результаты  сравнительной диагностики сформированности

коммуникативных  универсальных учебных действий

(по методике М.Ю. Орлова)

Учебный год

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

2 класс

2008-2009

50%

35%

15%

3 класс

2009-2010

44% (-6%)

      36% (+1%)

20% (+5%)

4 класс

2010-2011

19% (-25%)

      47% (+11%)

34% (+14%)

Положительная динамика

- 31%

+12%

+19%

Представленные результаты  свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Так, из 23 учащихся 3-го класса высокий уровень сформированности  коммуникативных  УУД показали 34% обучающихся, что на 19% выше, чем в 1 классе. Низкий уровень уменьшился на 31% по сравнению с 1 классом.

Просуммировав   эффекты   коллективной   формы   организации    учебно-воспитательного процесса, получим весьма убедительный перечень:

  • возрастает и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания;
  • на формирование понятий, умений, навыков  тратится  меньше  времени, чем при фронтальном обучении;
  • уменьшаются дисциплинарные трудности;
  • ученики  получают  большое  удовольствие  от  занятий,   комфортней чувствуют себя в школе;
  • возрастает познавательная активность и творческая  самостоятельность учащихся;
  • меняется   характер   взаимоотношений   между   детьми,   исчезает безразличие;
  • дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • сплоченность класса резко возрастает;
  • растет самокритичность; ребенок имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
  • они  приобретают  навыки,  необходимые  для   жизни   в   обществе: ответственность,  такт,  умение  строить  свое  поведение  с  учетом позиций других людей;
  • дети, помогавшие  в  учебе  своим  товарищам,  с  большим  уважением относятся к труду учителя; учитель  получает  возможность  реально  осуществить  индивидуальный подход к учащимся: учитывать их  взаимные  склонности,  способности, темп работы при делении класса на группы,  давать  группам  задания, дифференцированные по трудности, уделять больше внимания «слабым»;
  • воспитательная  работа  учителя  становится  необходимым   условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Итак, опыт автора по теме «Формирование коммуникативной культуры младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе школы первой ступени» является эффективным и может использоваться педагогами I ступени обучения.

Библиографический список

  1. Амонашвили, Ш.А. Созидая человека [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М., 2002. – 188 с.
  2. Бодалёв, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалёв. – М.: Воронеж, 2010. – 560 с.
  3. Бодалёв, А.А. Психологические трудности общения и их преодоление [Текст] / А.А. Бодалёв, А.Г. Ковалев. – М., 2011. – 422 с.
  4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] /                             Л.И. Божович. – М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. – 512с.
  5. Бондаревская, Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория [Текст] / Е.В. Бондаревская // Школа Духовности. М.: 2010. — № 5. — С. 41 - 66.
  6. Выготский, Л.С. Развитие высших психический функций [Текст] /                Л.С. Выготкий. – М., 2009. – 420с.
  7. Грецов, А.Г. Тренинг общения [Текст] / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2005. –       160 с.
  8. Добрынин, Н.Ф. Активность личности и принцип значимости: Проблемы личности [Текст] / Н.Ф. Добрынин. – М., 2009. – 168с.
  9. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». — 2009. — 4 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  10. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. – СПБ.: Питер, 2009. – 576 с.
  11. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: «Роспедагенство», 2009. – 440с.
  12. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования [Текст] / Под ред. А.А. Бодалёва, Р.Л. Кричевского; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 2010. – 152с.
  13. Селевко, Г.К. Технология саморазвития личности школьника [Текст] / Г.К. Селевко // Школьные технологии, 2005. — 240 с.
  14. Слободяник, Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции          у учащихся начальной школы: Практическое пособие [Текст] / Н.П.Слободяник. -  М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с.
  15. Эльконин, Б.Д. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] /  Б.Д.Эльконин // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 2006. – 406с.

Приложение

  1. Приложение № 1 —  Коллективные игры
  2. Приложение № 2 —  План-конспект урока русского языка (2 класс)              по теме « Имя прилагательное»
  3. Приложение № 3 —  План-конспект урока русского языка (2 класс)               по теме « Правописание парных согласных в корне и на конце слова»
  4. Приложение № 4 —  План-конспект урока окружающего мира (3 класс) по теме «Лес – это интересно»
  5. Приложение № 5 —  Урок-исследование по математике на тему «Виды треугольников»
  6. Приложение № 6 —  Методические рекомендации по использованию коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса

Приложение № 1

Коллективные игры

(7- 9 лет)

Игра «Однорукие»

Групповое  задание  с  неопределенными  правилами  вырабатывают  умение договориться, «содействовать».  Игра  «Однорукие»  способствует  и  развитию мышления. Если игра выходит  на  уровень  межгруппового  взаимодействия,  то дети учатся обращаться друг к другу за помощью. При этом скорее  всего  дети будут обращаться не к другим группам, не друг к другу, а к учителю.  Поэтому задача учителя – перевести адресованность к себе в адресованность  к  другим группам, не решается на  одном  уроке.  Но  организуя  взаимодействия  между группами, это следует постоянно иметь в виду.

Каждая группа получает конверт с набором фигур (4 формы, 3  размера,  2 цвета), раскладывает весь набор посередине. Всего необходимо 22  фигуры,  по два каждого цвета.

Учитель предлагает  детям  представить,  что  все  они  однорукие  (для вживания в роль – подложить одну руку под себя). Затем учитель дает  группам задания по сборке различных конструкций. Например, построить  дом,  посадить дерево, собрать птичку. Если одноруким не хватает для сборки одной  руки,  они  поднимают  знак вопроса, спрашивая всех, нет ли свободной руки. Если им не хватает рук,  они поднимают два знака вопроса.

Игра «Повтори! Дополни! Отличись!»

Содержанием  ее  является  анализ  признаков  предъявленных  предметов, замена одного или всех признаков или  их  дублирование.  Играют  парами  или четверками.

Если ведущий поднимает  фигуру  и  говорит:  «Повтори!»  –  все  должны поднять такую же фигуру; если ведущий говорит:  «Дополни!»  –  надо  поднять фигуру, отличающуюся каким-то одним признаком. На команду «Отличись» –  надо показать фигуру, полностью  отличающуюся  от  заданной  (В  ответ  на  показ маленького зеленого круга надо показать фигуру не маленькую,  не  зеленую  и не круглую).

При  организации  различных  форм  работы  учащихся  на   урок   удобно использовать знаки:

1 – «Я» (индивидуальная работа)

2 – «Мы» (парная работа)

3 – «Хор» (групповая работа)

4 – «Вместе» (фронтальная работа)

Задание по организации групп

  1. Необходимо, не произнося ни единого слова, договориться, кто  первым будет называть свое  имя.  Учитель  показывает  короткую  пантомиму: сучит себя по груди («Я буду первым»),  затем  показывает  рукой  на ребенка («Он будет первым»). Отворачивается и считает до 5. На  счет «пять» в каждой группе должен встать один ребенок – тот.  Кто  будет первым.
  2. Представление группы. Вся группа  хором  или  какой-то  один  ученик называет имя каждого.  Чтобы  класс  видел,  кого  называют,  группа встает, а учитель, подойдя к ней, легонько касается каждого ребенка, в этот момент группа называет имя учащегося.
  3. Название группы. Учитель обращается к учащимся с  вопросом:  «А  как назвать группу? Как обратиться к целой группе? Перечислять все имена долго. Пусть каждая группа  придумает  себе  общее  имя.  Хорошо  бы придумать такое имя, которое можно  нарисовать.  Представьте,  какое имя вы хотите предложить своей группе. Кто придумал,  пусть  шепчет: «Я придумал».

Если в группе предложение поступает только от одного  ребенка, учитель сам  дает  2-3  варианта  названий.  Если  предложений  несколько  или  есть несогласованные, решение не  принимается.  Учитель  объявляет  имена  групп, достигших согласия,  а  безымянным  группам  дает  задание  договориться  на перемене.

Приложение № 2

План-конспект урока русского языка

2 класс

Тема урока: Имя прилагательное

Цели: создать условия для знакомства с именем прилагательным как частью речи.

Задачи (предметные):

- содействовать развитию умений учащихся правильно использовать имена прилагательные в речи;

- формировать графический навык письма и каллиграфический почерк;

- способствовать обогащению словаря учащихся;

- упражнять в применении изученных орфографических правил.

        Метапредметные:

регулятивные – формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

познавательные – учить строить сообщение в устной форме, воспринимать смысл предъявляемых текстов, проводить сравнение и обобщать;

коммуникативные – формировать умение принимать участие в работе парами и группами, договариваться и приходить к общему решению.

Личностные –  продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник для 2 класса «Русский язык» (2 часть Л.М.Зелениной и Т.Е. Хохловой), печатные листы для групповой работы, индивидуальные печатные листы для индивидуальной работы

Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Теперь откроем тетради, запишем число и классная работа

- Я заметила, что не все ребята красиво написали…

- Как вы думаете, почему так получилось? (посадка неправильная, тетрадь лежит без наклона, ручку держат неправильно, неаккуратно пишут буквы)

- Как это исправить? (потренироваться, минутка чистописания) Что мы для этого делаем на уроке русского языка? (проводим минутку чистописания)

- Какие вы у меня молодцы!

IІ. Чистописание (выполняется в рабочей тетради)

-  Внимательно посмотрите на буквенное поле. (на доске) Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.

 к

 н

 о

 р

 ы

 ч

 м

 и

 ю

 й

 ц

 в

 н

 а

 п

 р

 д

 б

 г

 щ

 у

 ы

 ч

 т

 н

 э

 я

 з  

 х

 ф

 ъ

 о

 д

 ж

 н

 е

-  Верно, сегодня будем писать  строчную букву  Н.  

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

 - Назовите, из каких элементов состоит буква.(анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).

Пока дети пишут, появляется карточка.

- А какое правило напоминает вам это соединение?  (Написание слов с  удвоенной согласной). Продолжите строку до конца, написав сочетание  букв НН.

На доске учитель открывает слова: длина, осень, лимон, луна.

- Измените каждое слово так, чтобы буква Н в словах стала удвоенной. (Длинный, осенний, лимонный, лунный)

- Полученные слова запишите на второй строке, диктуя себе. Найдите слово с безударной гласной, подчеркните букву.

III. Актуализация опорных знаний

- А сейчас мы станем исследователями. Кто знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: «Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.

- На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования?  (имя прилагательное)

Групповая работа. Прием  «Таблица ЗХУ»

- Заполните таблицу (каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)

 Работа  в группах.

З - что мы знаем об имени прилагательном?

Х – что хотим узнать?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

IV. Работа по теме урока

 На доске появляется тема урока: Роль имени прилагательного в русском языке

Задание 1

- Возьмите листы желтого цвета. Ваша задача записать слова по группам: 1-цвет, 2- размер, 3- материал (из чего сделан), 4- время, 5- принадлежность кому-либо

Хрустальный, большой, белый, бабушкин, мамин, каменный, осенний, длинный, майский, заячий, узкий, жёлтый, утренний, кожаный.

Проверим ваши работы.

- С какой целью используются в речи имена прилагательные?

Задание 2  (на доске)

- Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.

Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.

Образец: голодный как волк.

 г...лодный               лиса

неуклюж...й           волк

трусливый            м...две...

к...лючий               за...ц  

хитрый                    ё...

 Проверка выполнения.  Орфографическая работа.

 - Какую роль выполняют прилагательные? (описывают, характеризуют предмет)

- Выполнение этого упражнения, помогло ответить нам на какой из предложенных вами вопросов?

V. Физкультминутка

- Я называю имена прилагательные. Если имя прилагательное указывает на положительные качества человека, то руки вперёд, если на отрицательные, то приседаем.

Веселый, аккуратный, недобросовестный, ленивый, активный, доброжелательный, волевой, честный, лживый, болтливый.

Задание 3        Работа в группах

- Прочитайте 2 текста на голубых листах. Сравните их.

  1. Зима для птиц – время года, и подкормить их в этот период – значит спасти сотни тысяч друзей от смерти, дать им возможность дождаться весны.

2.Зима для птиц – самое тяжёлое время года, и подкормить их в этот трудный период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться тёплой весны.

- Какой из текстов вам понравился больше? Почему?  

- Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте?  (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.) 

На доску помещается карточка:

VI. Итог урока

- Может ли человек обойтись в своей речи без имен прилагательных?

- Какую роль они выполняют в речи?

- Давайте вернёмся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.

VI.  Домашнее задание

  Дома детям предлагается закончить сказку, используя карточку с набором из различных прилагательных.

 

-Прочитайте текст. Какую картинку можно к нему нарисовать.  Какой получается картинка? Почему? - Чего в ней не хватает? Что поможет украсить картинку?  

-  Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте?   

             

Задание для 2группы. Тест по теме: «Имя прилагательное».

Рефлексия

- Как оцениваете свою работу? Я рада, что наши настроения совпадают.

Приложение № 3

План-конспект урока русского языка

(урок - путешествие)

2 класс

Тема урока: «Правописание парных согласных в корне и на конце слова»

Цели: создать условия для усвоения правописания парных согласных в корне и на конце слова.

Задачи:

Предметные:

- учить подбирать проверочные слова различными способами и соотносить проверяемую букву с буквой проверочного слова; расширять у учащихся словарный запас; способствовать развитию орфографической зоркости, графического навыка и каллиграфического почерка учащихся, формировать навыки контроля и самоконтроля.

Метапредметные:

- учить принимать и сохранять  учебную задачу;

- учить ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- учить договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя).

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

Оборудование: презентация, карточки для творческой работы.

План урока:

  1. Мотивация.
  2. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
  3. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях.
  4. Контроль и самоконтроль.
  5. Коррекция и рефлексия.

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация  «Страна Знаний»

Проверка готовности к уроку.

- Над какой темой мы работаем на протяжении нескольких уроков подряд?

- Как вы думаете, знания, полученные на уроках русского языка, пригодятся вам в жизни или нет?

  1. Актуализация комплекса  знаний и способов деятельности

- Посмотрите на пары слов и ответьте на вопрос: Одинаковы ли способы проверки написания орфограмм в них?

Липкий - гибкий            город-молот

- Кто из вас сможет сформулировать (назвать) тему нашего урока?

Правописание звонких и глухих согласных в середине слова и на конце.

  1. Проверка домашнего задания 

- Откройте тетради на печатной основе стр. 86 Упр. 20. С каким жанром устного народного творчества работали дома? При выполнении задания вы пользовались изученным правилом? Приведите примеры.

  1. Минутка чистописания  "Город Красоты"

1.Пальчиковая разминка «Зайка».

2.Характеристика буквы Д.

3.Запись слов по образцу: Друг, дружина, дружище

4. Подчеркнуть основу, выделить корень и окончание.

5. Дать понятие о чередовании г/ж в корнях слов (друг-дружба)

6. Самопроверка. На экране высвечиваются слова для проверки с выделенными частями слов. Дети сверяют со своей работой, выставляют себе оценку на полях зелёным стержнем.

  1. Словарная работа  "Город Слов"

- Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки в два столбика: в первый - словарное слово, во второй - с проверяемой орфограммой. (По желанию разрешаю работу в парах).

Сноп, болото, берёза, молоко, лодка, арбуз, ложки, мороз.

- При проверке орфограмм, каким правилом пользовались?

Взаимопроверка осуществляется в парах. На экране появляются слова с выделенными орфограммами. Оценка выставляется на полях друг другу.

  1. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации

"Город Помогайка"

1.Практическая самостоятельная  работа на компьютере «Тренажёр»

Коммуникативно-ориентированное задание. Выполняют учащиеся «по цепочке».  Проверка коллективно.

7. Физминутка «Зарядка с котом Леопольдом». "Город Здоровье"

2. Работа с учебником (стр. 94 Упр. 61). После устного разбора запись в тетради самостоятельно. Сильные учащиеся получают дополнительное задание: выделить корень в словах.

- Каким способом проверки пользовались при выполнении упражнения?

8. Контроль и самоконтроль "Город Творчества"

Разноуровневая творческая работа по группам «Составь стихотворение». Из трех двустиший каждая группа выбирает то, с которым выполняет предложенные задания.

1. Это наш свирепый …,

Очень страшен лёвин гнев.

2. Вот колючий умный …,

На клубочек он похож.

3. Вот невидимый наш …,

Под землёю роет ход.

Слова для справок: ле., носоро., кро.,ё.

Задания для 1 группы (учащиеся с высоким РУВ)

  1. Используя прием «рифмовка», добавить слова и написать их правильно, используя найденный способ проверки парных согласных на конце слов.
  2. Формулировка заданий.
  •  Прочитайте предложенные двустишия.
  • Обсудите, о ком говориться в каждом двустишии.
  • Добавить слово - название животного в предложении.
  • Обсудить правильность написания орфограммы в этом слове.

Задания для 2 группы (учащиеся со средними РУВ)

  1. Используя прием «рифмовка», добавить слова и написать их правильно, используя найденный способ проверки парных согласных на конце слов.
  2. Формулировка заданий.
  • Прочитайте предложенные двустишия.
  • Обсудите, о ком говориться в каждом двустишии.
  • Найдите в материале:  «Слова для справок»  и добавьте слово – название животного в предложении.
  • Обсудите правильность написания орфограммы в этом слове.

Задания для 3 группы (учащиеся с низким РУВ)

  1. Записать правильно слова, используя найденный способ проверки  парных согласных на конце слов.
  2. Формулировка заданий.
  • Прочитайте предложенные двустишия.
  • Обсудите правильность написания орфограммы в этом слове.

Проверка на слайдах презентации. Записаны 3 стихотворения со вставленными словами и выделенными орфограммами. Дети осуществляют самоконтроль.

  1. Коррекция и рефлексия

- Что необходимо знать человеку, чтобы грамотно писать?  Как вы считаете, мы сегодня хорошо потрудились? Давайте соберем Цветок Настроения. Дети по очереди нажимают на слайде  на краску с цветом, отражающим их настроение. Подводится итог.

  1.  Домашнее задание

             По выбору учащихся.

Учебник стр.  94, упр. 62, тетрадь на п/о стр.  87, упр. 21.

Приложение №4

План-конспект урока окружающего мира

3 класс

Тема: Лес – это интересно

Урок по курсу окружающего мира по теме: «Лес – это интересно» является продолжением уроков, посвященных природным зонам. Этот урок относится к изучению природной зоны леса умеренного пояса. На изучение этой темы отводится 2 часа. На уроке по данной теме большое внимание уделяется практикуму самостоятельного применения полученных знаний.

Цель: Углубление знаний обучающихся о лесной зоне, практическое применение знаний.

Задачи:

общеобразовательные:

  • развивать и расширять представления о лесе и его обитателях;
  • показать специфику лесной зоны, отличия хвойных и лиственных лесов;
  • показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса;

развивающие:

  • развивать интерес к учебному предмету «Окружающий мир»;
  • обогащать словарь обучающихся за счёт знакомства с новыми словами;
  • развивать познавательную активность обучающихся, умение работать в группе, навыков коммуникации

воспитательные:

  • воспитывать познавательную активность;
  •  воспитывать внимательное отношение к мнению других обучающихся;
  • умение работать в группе.
  • способствовать формированию бережного отношения к природе.

Оборудование: карта природные зоны, пейзажи леса, рисунки с изображением животных, птиц, растений леса, рисунок Лесовичка, запись пения птиц, знаки поведения в лесу.

                                                      Ход урока

I. Орг. момент

Рано утром на вокзале

Мы билеты в кассе взяли.

Электричка, как стрела,

Нас по рельсам понесла.

— А куда мы отправились на электричке? Отгадайте, прослушав загадку:

Звучит звукозапись: пение птиц, шум леса.

Есть у меня зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес.)

Вот подъехали мы к лесу.

Сказочный лес встречает нас.

Здравствуй, лес!

Дремучий лес!

Полон тайн и чудес!

Всё открой, не утаи.

Ты же видишь, мы свои!

II. Актуализация знаний, обобщение знаний

—Тема нашего урока: «Лес – это интересно». Мы совершим путешествие в лес, попробуем увидеть его красоту, прикоснёмся к его тайнам. Вы расскажите, что знаете о лесе и его обитателях.

— А сопровождать нас будет Лесовичок. Мы с вами гости. Как нужно вести себя в лесу?

Знаки поведения в лесу.

- не рви цветы;

- не ломай деревья;

- не трогай руками птичьи гнёзда;

- не бросай мусор;

- не шуми;

         III. Самостоятельное применение и использование знаний

         — Раз, два, три и мы в лесу, но не все в одном месте. Лесовичок разделил нас на три группы. Работать мы будем по группам. Повторим правила работы в группах.

Правила групповой работы

Во время работы в группе каждый должен:

Высказывать свое мнение

Сделать вклад в общее дело

Считаться с мнением других людей

Во время работы в группе каждый имеет право:

Высказывать свою точку зрения

Не соглашаться с чужим мнением

На ошибку

Во время работы в группе никто не должен:

Проявлять неуважение к другому человеку

Смеяться над идеями других

Игнорировать работу других людей

Унижать другого человека

Перебивать, допускать грубость

         — Куда же попала каждая группа? Посмотрите на картинки деревьев и определите в какой части природной зоны леса вы оказались. Как догадались?

1 группа – тайга (хвойные деревья);

2 группа – смешанный лес (хвойные и лиственные деревья);

3 группа – широколиственный лес (лиственные деревья);

         — Покажите на карте, где находится 1 группа; 2 группа; 3 группа.

Прикрепите свои деревья на карту.

         Практическая работа.

— В лесу мы нашли кусочек дерева. Лесовичок просит определить возраст дерева.

— Какая группа может ответить?

Давайте прочитаем, как определить возраст дерева в учебнике на стр. 54.

— А теперь определим возраст этого дерева.

— Мы знаем, что в лесу организмы выполняют три роли. Какая роль у деревьев и растений? (Кормильцы.)

— Почему он так называются? (Растениями питаются птицы и животные.)

— Как называют животных? (Едоками.)

— А зачем животные нужны растениям? (Они помогают распространять семена растений, уничтожают больные организмы в лесу.)

Работа по учебнику.

— Лесовичок хочет познакомить вас с лесными жителями, но они спрятались. Найдите их по следам. Страница в учебнике 55, задание 4.

— Кто рисует на снегу длинные цепочки?

— Кто расставил на бегу крестики и точки?

1 группа найдите, где спрятались заяц и белка;

2 группа найдите, где спрятались лиса и рябчик;

3 группа найдите, где спрятались мышь и ворона.

 — Добавьте зверей и птиц в свои леса.

Прикрепляют птиц и зверей.

— Про кого мы еще не сказали? (Про «мусорщиков» или про разрушителей.)

— Назовите представителей. (Черви, грибы, жуки, бактерии и т. д.)

— Какова их роль? (Они превращают прелые листья и останки животных в неорганические вещества, снова доступные для растений.)

         Практическая работа

— На листочках записаны слова. Соедините их в цепочку и объясните, почему именно так.

1 группа – ель, короед, дятел.

2 группа – дуб, сойка, сова.

3 группа – растения, заяц, рысь.

Проверка. Каждая группа прикрепляет свои ответы на доску и объясняет.

— Какой вывод можно сделать? (Всё в природе живёт как один целый организм. Всё в природе связано.)

— Ребята, лес нуждается в нашей защите? (Ответы детей.)

— Что для леса очень вредно и очень пагубно? (Пожары, нерачительное использование, бесконтрольная вырубка.)

— Лесовичку пора прощаться с нами, но он хочет знать, что же даёт лес человеку? (Лес согревает, кормит, лечит.)

— Ответом может быть стихотворение С. Никулиной «Русский лес».

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес…
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек…
Жизнь кажется иною
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

— Закройте глаза. Представьте лес. Подошло к концу наше путешествие.

До свиданья, лес!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес!

Могучий лес!

Полный сказок и чудес.

— Раз, два, три и мы снова в классе. Понравилось вам путешествие? Было вам интересно? Что нового узнали?

IV. Контроль за усвоением знаний

— Сейчас вам предстоит выполнить задание. Это тест. Каждый из вас берет свой листочек и внимательно читает, выбирает ответ. Отмечаете ответ ручкой в листочке.

         Тест. Природная зона лесов

1.     Природная зона лесов состоит из…

а) пяти частей;

б) трех частей;

в) двух частей;

г) одной части.

2. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, ледяные пустыни, зона лесов;

б) ледяные пустыни, зона лесов, тундра;

в) ледяные пустыни, тундра, зона лесов.

3. Исправь географические ошибки:

а) лесная зона расположена (к северу, к югу) от зоны тундры.

б) Природные условия в лесной зоне более (суровые, мягкие), чем в тундре.

в) Растительный мир (беден, богат).

г) Лес (не является, является) домом для растений, животных, грибов.

         Проверка

         V. Дом. задание: 

В учебнике выполнить задания  3, 6.

         VI. Итог урока

 — А теперь подведём итог вашей работе на уроке. Возьмите лист самооценки. Поставьте себе оценки. На следующем уроке я раздам вам эти листы с моими оценками.

Лист самооценки _______________________________________________

 

Работа на уроке

Оценка ученика

Оценка учителя

1. В группе помог правильно определить природную зону

 

 

2. отвечал на вопросы Лесовичка

 

 

3.Работал на уроке с учебником, выполнял письменные задания

 

 

4. Внимательно слушал учителя, одноклассников

 

 

5. Активно работал на уроке

 

 

Приложение №5

Урок-исследование по математике на тему: Виды треугольников

(3 класс)

Цели: познакомить с различными видами треугольников; развивать познавательность, любознательность, пространственное мышление, логическое мышление, память; воспитывать самоконтроль, взаимовыручку, умение работать в группах, аккуратность.

Оборудование: счетные палочки, линейки, модели треугольников, плакат с изображением города треугольников, наборы треугольников разного вида, клей-карандаш, альбомные листы бумаги.

Ход урока.

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы совершим очередное путешествие в страну Геометрию. Посетим город, в котором живут треугольники и познакомимся с ними поближе. При знакомстве проведём некоторое исследование, которое поможет вам лучше запомнить их названия.

2. Блиц-опрос

  • По дороге в город треугольников давайте освежим имеющиеся у на знания по геометрии.
  • Какая геометрическая фигура самая простая?
  • Какие бывают линии в геометрии?
  • Что получится, если на прямой линии поставить точку?
  • А что получится, если поставим две точки?
  • Какая фигура получится, если два луча выйдут из одной точки?
  • Какие углы уже знаем? (прямой, тупой, острый)

3. Мотивация. Постановка проблемы

  • Что вы знаете о треугольниках?
  • А знаете ли вы, что каждый треугольник носит свое имя? 
  • Попробуйте догадаться, как их зовут:
  • Если в треугольнике есть прямой угол, то как бы вы его назвали?
  • А если в треугольнике есть тупой угол, то какое имя ему больше всего подходит?
  • А если все углы острые?
  • Сейчас вы должны провести исследования по группам и выложить треугольники определенным образом так, чтобы в одном треугольнике были:

1-ая группа — два прямых угла,

2-ая группа — два тупых угла,

3-я группа – прямой и тупой углы.

  • Подумайте, как бы вы назвали такие треугольники.

4. Исследования в группах

1-ая группа. Инструкция:

2-ая группа. Инструкция:

3-я группа. Инструкция:

Для каждой группы дается одинаковые рабочие листы, но заполнение будет разным.

5. Обмен информацией

  • Какие результаты исследования у вас получились? Смогли ли вы выложить треугольник в котором будет два прямых угла? Почему?
  • Как вы предлагаете назвать треугольник с одним прямым углом?
  • Варианты ответов. Вывешивается табличка с названием «прямоугольный треугольник».
  • Смогли ли вы выложить треугольник, в котором будет два тупых угла? Почему?
  • Как вы назвали треугольник с одним тупым углом?
  • Ответы детей… Вывешивается табличка с названием «тупоугольный треугольник».
  • А может ли в треугольнике быть два острых угла? А три?
  • Как называется такой треугольник?
  • Ответы детей… Табличка «Остроугольный треугольник».

6. Организация и связывание информации

а) — Итак, на уроке, проведя исследования, вы познакомились с тремя основными видами треугольников.

  • Как же они называются? (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный)
  • Какой треугольник называется прямоугольным?
  • Какой треугольник называется тупоугольным?
  • Какой треугольник называется остроугольным?

б) — Теперь я вам показываю треугольники, а вы их называете. (Показать 6 различных треугольников)

в) — Теперь найдите их на плакате с изображением города треугольников.

г) Работа в группах.

  • На столах у вас конверты с наборами треугольников. Найдите среди них прямоугольные треугольники, тупоугольные треугольники, остроугольные треугольники.
  • На листах чистой бумаги из этих наборов вы должны сделать аппликацию города, где живут треугольники.

7. Подведение итогов 

  • Что нового узнали на уроке? В чем были трудности? Понравилась ли вам работа на уроке? Как бы оценили свою работу?

Приложение №6

Методические рекомендации по использованию коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса

  1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи – без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные — свободные и творческие формы совместной работы учащихся. Для организации коллективной работы полезно использовать наглядность.
  2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, фразы: «Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?…» Несколько образов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.
  3. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно  лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.
  4. Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы четверками, шестерками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга. Дети смогут сами подготовить класс к работе по составленному плану расстановки парт, если их с первых дней в школе приучать ориентироваться в плане класса, находить свое место, место любого другого ученика.
  5. При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:
  • недопустима пара из двух «слабых» учеников;
  • детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);
  • если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;
  • нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. В классе полезен «шумометр» – звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.

                              ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ    КАРТА   ПЕДАГОГА

Анпилова Ольга Николаевна

МБОУ «СОШ № 30», учитель начальных классов, 4 класс

Дата рождения: 11.01.1974

Место рождения: с. Перлёвка Семилукского района Воронежской области

Базовое образование:  Старооскольское педагогическое училище. Педагогика и методика начального образования, учитель начальных классов, 1993 год

Послужной список: 1993 - 2005 – школа № 29, учитель начальных классов;

2005 - 2012 – школа № 30, учитель начальных классов

Педагогический стаж и квалификационная категория: 18 лет,  II категория

Участие в научных педагогических конференциях, конкурсах:

  • Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием), посвящённой Году учителя в Российской Федерации, «Социальное и профессиональное становление личности учителя: от ценностей человеческой судьбы — к миссии педагогического сообщества», 2010 г.
  • Международная научно-практическая конференция «Российская школа в международном образовательном пространстве», 2011г

Обобщался ли ранее опыт, по какой проблеме (теме) нет

Дата внесения опыта в районную (городскую) базу данных ____________________

Публикации (выходные данные)

  • Статья «Муниципальная школа воспитывает патриотов» ». Духовно-нравственное воспитание, светский и православный подходы//Материалы очно-заочной международной научно-практической конференции/ Отв. Редактор Л.В. Бурая – Белглрод:ИП Остащенко А.. А., 2008. -388с.
  • Статья «Формирование духовно-нравственных качеств у младших школьников через организацию проектной деятельности» ». Духовно-нравственное воспитание, светский и православный подходы//Материалы очно-заочной международной научно-практической конференции/ Отв. Редактор Л.В. Бурая – Белглрод: ИП Остащенко А.. А., 2008. -388с.
  • Статья «Духовные аспекты патриотического воспитания: православный и светский подходы». Духовно-нравственное воспитание, светский и православный подходы//Материалы очно-заочной международной научно-практической конференции/ Отв. Редактор Л.В. Бурая – Белглрод:ИП Остащенко А.. А., 2008. -388с.
  • Статья «Преемственность православной и светской духовных традиций в современном образовании» Сборник «Духовно нравственное  воспитание общества и роль духовно – просветительских центров»; Белгород – Старый – Оскол Издательство КПЦ «РОСА», 2009. – 466с.
  • Статья  «Задачи на введение процентов в начальном курсе математики». Сборник « Актуальные проблемы модернизации Российского образования.» материалы  региональной научно – практической конференции – Старый Оскол: ООО«Антиква», 2009.
  • Статья «Наследие прошлого как средство духовно-нравственного воспитания в современной школе». Социальное и профессиональное становление личности учителя: от ценностей человеческой судьбы – к миссии педагогического сообщества. Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, посвящённой Году учителя в Российской Федерации/Гл. ред. А.В. Репринцев, Л.В. Бурая – издательство «Оскол – информ»/ Курск- ст. Оскол:СОФ БелГУ,2010-450с.
  • Сценарий «Растём, играем, учимся». Учитель – учителю. Из опыта работы учителей Белгородской области. Выпуск 6. Серия «начальные классы». / Отв. Ред.Л. М. Белогурова.- Белгород, Изд-во БелРИПКППС, 2010.- 369 с.
  • Статья «Формирование коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе». Организация научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях//Материалы регионального научно-методического семинара/ Отв. Редактор Л. В. Бурая. – Старый Оскол: СОФ БелГУ, 2011.-92с.
  • Статья «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения». Российская школа в международном образовательном пространстве. Актуальный опыт реализации программы «Модернизации регионального образования»: Материалы международной научно-практической конференции.-Старый Оскол : Изд-во «Оскол-информ» / СОФ НИУ «БелГУ»,- 2011.

Дополнительные сведения.

Рабочий адрес: м-н Королёва, 17.

Рабочий телефон: 33-12-11

Домашний адрес: м-н Солнечный, д. 10, кв. 92.

Домашний телефон: 33-91-39

Электронная почта:domosed33@ya.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования культуры общения младших школьников

Программа игрового факультатива для учащихся начальных классов. В программу включены теоретические и практические занятия с учащимися. Практический материал игрового факультатива был составлен с учето...

Формирование культуры общения младших школьников средствами народных игр

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей школьного возраста. Большое значение придается проблеме формирования культуры общения детей, в решении которой ведущую роль и...

Курсовая работа на тему: "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в коллективной творческой деятельности"

Курсовая работа на тему; "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в коллективной творческой деятельности"...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья о  коммуникативных умениях у младших школьников и виды деятельности для их формирования...

Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»

Классный час на тему "Общение как средство формирования и   развития культуры общения младших школьников.»...

Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе проектной деятельности

        Работая над развитием речи обучающихся начальных классов, необходимо научить их: отбирать и систематизировать  материал для высказывания,  раскрывать ...

Формирование экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности

В статье раскрываются вопросы формирования экэкультуры через проектную деятельность...