Развитие творческого воображения на базе теории решения изобретательских задач в начальных классах.
статья по теме

Елистратова Эльза Талгатовна

В данной статье описываются Основы ТРИЗ, дается краткий алгоритм решения творческих задач, основные цели РТВ, уровни творчества. По уровням творчества прилагается материал для обследования своего уровня творчества. В работе имеется ряд игр и упражнений, которые позволят повысить творческий уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskogo_voobrazheniya_-_kopiya.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Лениногорска» МО "Лениногорский муниципальный район" РТ (Школа - центр компетенции в электронном образовании)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

НА БАЗЕ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

В начальных классАХ

учителя начальных классов

   высшей квалификационной категории

       Э.Т.Елистратовой.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

НА БАЗЕ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

В начальных классАХ

«Воображение важнее знания..»

А.Эйнштейн

     Когда речь заходит о том, что кто-то очень способен, даже талантлив, а вот другие – ну совсем.. часто в беседах мы привычно киваем головой. Нередко слышим, что чей-то ребёнок может часами фантазировать, а другой – не в состоянии сообразить, как можно одновременно увидеть два солнца. И тут же звучит объяснение: «Одному дано, а другому – нет». И действительно, во все века всем было известно - обучать творчеству невозможно, талант либо есть, либо его нет.  Однако, подавляющее большинство людей не сомневается, что способности можно развивать независимо от их исходного уровня.

Различают исполнительские и творческие способности. Исполнительские способности – это способности, которые дают возможность и навыки, а творческие – позволяют расширить, углубить, заново переосмыслить имеющиеся  знания.

Проблемой развития творческих способностей детей серьёзно занимаются сегодня и психологи, и педагоги, и родители.

Обозначились несколько путей решения этой проблемы. Одни специалисты подробно изучают структуры и качество творческого мышления и воображения. В последние годы выпускается довольно много детских книг, учебников, пособий с логическими заданиями по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. Практически все они представляют набор отдельных упражнений и заданий, не выстроенных в целостную систему, и, по существу, проводят тренинг, делая основной акцент на выполнение заданий типа: «Придумай, составь, найди различия и т.д.». Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь творчество должно давать яркий, необычный и новый результат.

Другие педагоги увлеченно творят вместе с детьми - лепят, рисуют, играют. Прививая детям  вкус к творчеству, они, однако, не дают осознанных инструментов для творчества.

В этом смысле РТВ (развитие творческого воображения) и ТРИЗ (теория изобретательских задач) дают уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое. Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение. «Воображение важнее знания..» - говорил А.Эйнштейн. И слова эти относятся не к «природному» воображению, а к культурному, управляемому воображению мыслителя. Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ И ТРВ, утверждает, что творческое воображение возможно и нужно развивать, особенно у детей. Дети всё равно сочиняют и выдумывают, так почему бы их не научить, как это делать?

Основанная на объективных законах развития окружающего мира, ТРИЗ позволяет решать творческие задачи любому, кто вникает в её правила, овладевает методами борьбы с психологической инерцией при решении творческих задач. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. Они универсальны и могут применяться   в детских садах, школах при преподавании традиционных дисциплин, а также в высших учебных заведениях.  Дети старших возрастов, овладевая инструментами ТРИЗ, делают настоящие изобретения в технике, пишут фантастические рассказы. Малышам сложнее: они еще не знают физики, химии, черчения. Зато играть, сочинять интересные загадки, сказки, истории, оригинальные и не похожие на сказки соседа по парте, малышам очень нравится. Игра – самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех уроках и  даже тем учителям, которые работают в традиционной системе обучения, но имеют желание и заинтересованность в творчестве своих учеников.

     В основе ТРИЗ лежит переход от метода проб и ошибок в творчестве к целенаправленному применению различных приемов анализа и решения задач. Эти приемы были разработаны на основе глубоких исследований творчества. Анализ сотен тысяч изобретений в самых разных областях творческой деятельности позволил выявить конкретные законы развития различных систем. Оказалось, что совсем не обязательно в творческом порыве методом проб и ошибок искать решение сложных задач. Достаточно знать общие закономерности развития систем и правила анализа и разрешения противоречий, разработанные в ТРИЗ.

   Напомню немного основы ТРИЗ.

Основы ТРИЗ.

1.Постановка задачи

Для решения сложной проблемы надо проанализировать множество различных вариантов, но это трудоемко и неэффективно.

Необходимо обеспечить нахождение сильного решения без трудоемкого анализа большого количества вариантов.

2.Базовые принципы, на основе которых ТРИЗ решает эту задачу:

принцип объективных законов — системы развиваются по объективным законам, эти законы надо изучать и использовать в процессе решения проблем;

принцип противоречия — проблема трудна, потому, что содержит противоречие, его надо выявить и разрешить;

принцип конкретности решения — абстрактное решение любой задачи конкретный ресурс приобретает конкретные свойства при конкретных обстоятельствах.

ТРИЗ — технология выявления и разрешения противоречий для конкретных системных условий, конкретной задачи на основе объективных законов развития систем

Основные принципы и положения ТРИЗ

1.Жизнь на земле - высшая общественная ценность и мера всех вещей.

2. Начало всему - сильная идея. "Сначала было слово"), то есть, сначала ИДЕЯ, а потом всё остальное. Не без оснований и нынче говорят, что богатство начинается с богатой идеи.

3. Идеология ТРИЗ - "Радость в жизни возможна, каждый день может и должен быть счастливым". Для этого надо: хорошо знать себя, много думать, много учиться и много работать! Учиться, кстати, тоже можно и надо с удовольствием и с радостью! В целом мировоззрение ТРИЗ - это активная оптимистическая жизненная позиция и четкое знание ответов на вопросы: "Что я хочу?", "Кто я есть?", "Что надо делать?" (Один из хороших ответов - ДУМАТЬ), "Зачем это делать?" (Это важнейший целевой вопрос), "КАК ДЕЛАТЬ?" (Это методический, ТРИЗовский вопрос). Из чего делать? (Ресурсный вопрос). ТРИЗ не приемлет распространенный Российский менталитет: "авось", "небо в алмазах, но завтра", "бунт на кухне", "все плохо и ничего изменить нельзя", "а что я могу сделать?"... ТРИЗ утверждает:
 

Если условия задачи не противоречат законам природы, то задача имеет решение.

Развитие технических и нетехнических систем подчиняется объективным законам. 

4. Поскольку ТРИЗ основана на идеях и законах диалектики и логики, системного подхода и функционального анализа, на законах развития систем и законах психологии, то можно назвать ее законопослушным учением.

5. ТРИЗ - весьма сильный инструмент решения задач еще и потому, что она вобрала мудрость и опыт человечества.

6. ТРИЗ ориентирует общество на творчество, что дает большие гарантии облагородить общество и вселяет надежду на возможность разумного решения глобальных экологических проблем на Земле.

7. ТРИЗ предполагает сознательный уход от стереотипов мышления и предлагает приёмы "расчистки плацдармов" для нестандартных идей.

8. Можно хорошо решать задачи и не зная, как протекают мыслительные процессы в мозгу, но нельзя хорошо решать задачи, не зная систему, которую улучшаешь. Поэтому ТРИЗ большое значение придает изучению условий задачи, изучению улучшаемой системы и анализу развития систем.

9. Принцип "И-И": "Тризовское" решение проблем - это решение, когда становится предельно хорошо ВСЕМ участникам проблемы (и этому хорошо, и этому хорошо, и этому хорошо...). Это очень существенный принцип ТРИЗ, принцип "улучшать, не ухудшая". При ТРИЗовском мышлении должны работать И левое, И правое полушария, И память, И внимание, И воображение, И воля...

10. Принцип "САМ". Идеально, когда задача решается САМА, "без ничего". К этому надо стремиться. Человек сам должен знать, кто он такой и что ему надо. Сам и всегда должен выполнять законы чести. Сам должен уметь себе помочь, сам должен о себе беспокоиться, сам должен себя охранять. Сам должен принимать решения. Сам должен увидеть, сам открыть, сам прочувствовать, сам догадаться, сам решить, сам выбрать, сам сделать. В педагогике принцип “Сам” крайне важен. Ребенок лучше осознает и запоминает то, что сам для себя открыл, сам додумался, сам создал. Творчество – это то, что сделал сам. Дети стремятся к самостоятельности и не надо им мешать делать то, что они могут сделать сами. Это один из принципов развивающей педагогики.

11. ТРИЗ дает ответы, как приблизиться к идеалу.

12. ТРИЗ учит не только хорошо и стабильно решать уже возникшие задачи, но и прогнозировать появление новых задач, чтобы не допускать их появления или решать проблемы на "ранних подступах". Здесь уместно вспомнить, чем отличается умный человек от мудрого: "Умный знает, как выбраться из затруднительной ситуации, а мудрый знает, как в нее не попасть".

13. Любую систему можно улучшить. Пределов улучшения нет. Но для улучшения системы нужно найти ресурс. Для этого надо хорошо знать систему. Самый сильный ресурс для решения задачи, как правило, в той части задачи, которую надо улучшать. Самые сильные решения дает объединение ресурсов нескольких частей системы. Например, учеников, учителей, родителей, государства. Для реализации многих "И", особенно одновременно, требуется большой ресурс. А что делать, если не хватает ресурса? Следует решать задачу по преобразованию имеющихся ресурсов или по созданию нового ресурса.

14. Воображение и фантазия - основа всякой творческой деятельности. С их развития обычно начинают учить ТРИЗ и детей и взрослых.

15. ТРИЗ учит: "Нет такого вреда, который бы нельзя было обратить в пользу (хотя бы частично) и наоборот, нет такой пользы, которая не несла бы в себе вреда".

16. Сверхэффекты ТРИЗа:

- Приятное чувство своей силы и уверенности, что решишь практически любую задачу.

- Привлекательность для окружающих, которая вытекает из острого ума, находчивости, успеха.

- Зная ТРИЗовские приемы решения задач, даже при скромных способностях можно решать очень сложные задачи.

Краткий алгоритм решения творческих задач

Точно понять задачу.

Сформулировать противоречие и идеальный конечный результат. 

Составить модель задачи.

Поискать в каждой части модели задачи ресурс для решения задачи.

Применить приемы разрешения противоречий. 

Сформулировать несколько решений (творческие задачи имеют много правильных решений).

Выбрать самое сильное решение.

Проанализировать: почему задача появилась, что надо сделать, чтобы подобные задачи больше не появлялись, почему пришлось ее так долго решать, чему меня научила эта задача.

  Применение ТРИЗ предполагает серьезные изменения в мышлении и в жизненной позиции людей. Всегда сложно отказаться от простого перебора вариантов, заменив их на дисциплину четкой последовательности приемов и правил. С еще большим трудом удается выработать активную жизненную позицию: мир не просто изменяем, каждый сам способен его изменить. Все эти трудности можно преодолеть внедряя в школу занятия по РТВ на базе ТРИЗ. Это не означает, что после полного внедрения обучения ТРИЗ в школе все человечество превратится в общество творческих личностей, как не превратилось общество в математиков, физиков или химиков после внедрения этих предметов в школу. Методы ТРИЗ становятся элементом культуры современной цивилизации, культуры мышления людей.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ РТВ

убедить детей - мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть СОБСТВЕННЫМИ силами;

обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;

использовать механизмы РТВ для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.

                 При подготовке уроков РТВ значимость общего планирования,  конечно, уступает по важности умению оперативно формировать очередное занятие. Если быть более точным, то необходимо говорить о механизме формирования занятий. Преподаватель может точно и не знать, в какой день, какой именно теме будет посвящен урок, но он должен иметь максимально полный набор правил, по которым занятие будет сформировано (синтезировано). Можно перечислить некоторые правила синтеза занятий по РТВ:

методы, приемы и правила РТВ, которые необходимо изучить;

общая сюжетная линия занятий и способы создания мотивов обучения;

линии проведения занятий и модель урока;

модели заданий и подвижных игр;

личная картотека задач и примеров преподавателя;

Можно раскрыть эти правила чуть подробнее.

1. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ПРАВИЛА РТВ:

морфологический анализ;

метод фокальных объектов;

мозговой штурм;

приемы фантазирования (фантограмма, приемы Дж. Родари и др.);

механизмы решения изобретательских задач (противоречия, ИКР, ресурсы, прием разрешения противоречий);

моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков (ММЧ);

развитие речи на основе моделей построения различных литературных жанров(загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы);

изучение научной фантастики доступной этому возрасту.

2.  ОБЩАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ занятий; СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ МОТИВОВ ОБУЧЕНИЯ

Занятия по РТВ построен как путешествие по бесконечному, таинственному миру знаний с помощью воображения, которое в ходе занятий становится все более управляемым и открывает все новые грани как самого ребенка, так и окружающего мира.

  Для первоклассников очень важно, чтобы каждый урок приносил конкретный результат. По ходу проведения занятий дети выполняют задания, из которых составляется "Книга Сказок". Героев книги придумывают сами ребята. В Книгу входят только лучшие работы учеников.

  Второклассники уже многое могут сделать самостоятельно, да и путешествие по городу собственной Фантазии не может ограничиться рамками урока. Для детей бывает очень важно утвердить себя, показать одноклассникам, на что они способны, уроки РТВ предоставляют такую возможность. В этом также могут очень помочь внеклассные мероприятия и, что очень важно, дети убеждаются в работоспособности предлагаемой им методики, применяя ее на практике.

  Для ребят постарше, для третьеклассников, одним из главных направлений работы может быть систематический сбор картотеки. Научить ребят выбирать из потока каждодневной информации только то, что действительно может пригодиться для их работы, - очень кропотливый труд, требующий большого терпения и настойчивости. Тем более, что интересы третьеклассников обычно весьма разнообразны, да и ответы на их вопросы могут лежать в очень разных областях.

3. ЛИНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

развитие ассоциативно-образного и системного мышления;

подходы к изобретательству;

работа с информацией (картотека);

работа по созданию конкретных творческих продуктов (загадки, пословицы, сказки, рассказы, модели технических систем, изделия из природного материала и др.)

психологическая коррекция и развитие речи.

4. МОДЕЛЬ УРОКА:

Разминка:

упражнения на координацию, ритм + скороговорка;

упражнения для пальчиков + скороговорка;

упражнения на внимание;

совместить несовместимое.

Проверка домашнего задания.

Вход в урок (да-нетка, фокус, загадка)

Новая тема (игры в сюжете).

Психотехнические игры.

Упражнения на развитие речи или создание творческого продукта.

Подведение итогов.

Конечно, не всегда удается точно следовать модели, иногда детская фантазия выходит за рамки любой схемы. И все-таки построение урока по модели делает вашу работу интереснее и в то же время облегчает подготовку.

А теперь давайте проверим свое творческое воображение.

УРОВНИ ТВОРЧЕСТВА или РОЖДЕНИЕ НОВИЗНЫ

         Одну  минуту своего выступления... отдаю вам. Пожалуйста, выполните ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Предупреждаю: одна минута очень мало времени, несмотря на кажущуюся простоту задания. Вся необходимая информация для его выполнения находится в содержании задания. Итак: "Творческое задание. За минуту изобразить пять квадратов. Какие есть вопросы?".

(Обычно,  аудиторию интересует: Какого размера квадраты? Как они должны быть расположены относительно друг друга? Сколько вариантов делать? Приходится напоминать, что все необходимое содержится в условии задания. Начался отсчет минутного творчества. Через 5-10 секунд несколько человек, выполнив задание, уже смотрели на трибуну и ожидали ответ на единственный возникший у них вопрос: "Готово! Что дальше?". Но ответа не следовало —минута еще не истекла. Через полминуты уже двести пар глаз смотрели в направлении микрофона, но он молчал. В конференц-зале возникла богатая палитра эмоций: от нахмуренных бровей и открытых возмущений до улыбок и негромкого смеха.)

Наконец истекла минута. Зал напрягся и ... весело отреагировал, услышав: "Спасибо! Сожалею, что на изображение пяти квадратов вам было предоставлено так мало времени.

-Оценка выполненного задания! Нарисовавшие пять одинаковых квадратов в ряд, можете смело поставить себе за творчество по данному заданию ... самую низкую оценку. Те, кто сделал иначе, можете узнать свой результат чуть позже, прослушав о признаках новизны.

И еще. Настало время, когда надо ОБУЧАТЬ ТВОРЧЕСТВУ. Известные всем педагогам ЗУНы (знания, умения, навыки) уже сейчас становятся средством для творческой деятельности ученика, а теория решения изобретательских задач — радостной стимулирующей средой."

ПОЧЕМУ ПЯТЬ ОДИНАКОВЫХ В РЯД — НИЗКИЙ РЕЗУЛЬТАТ?        

    Прежде чем давать объективную оценку любой деятельности, необходимо иметь критерии (признаки), по которым осуществляется эта оценка. Понять причину низкой оценки за нарисованные в ряд одинаковые квадратов поможет знакомство с методикой оценки творческой деятельности.

СУЩЕСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК ТВОРЧЕСТВА

     Прекрасен и многообразен мир творчества. Его созидательную поступь можно увидеть в любой области человеческой деятельности. Выбрать же критерии оценки творческой деятельности можно после осмысления: Что есть творчество?

Понятие "творчество" всегда оставалось предметом анализа многих наук. Многогранность мира творчества отразилась в различных его определениях. Взгляните только на три из них:

Творчество

— деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью.

Творчество

— это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью. Творчество

— деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Обилие разнообразных определений подтверждает тот факт, что творчество — сложный и многогранный объект исследования. Не вдаваясь в анализ богатого набора определений творчества, рассмотрим только один из его существенных признаков, без которого нет творчества — это "НОВИЗНА".

    С.И.Ожегов в своем словаре русского языка дает следующее определение: "Новизна — нечто новое в чем-нибудь. Под "новым" подразумевается что-то, созданное впервые. Здесь же уместно дать определение понятию "прототип", которое будет использовано в дальнейшем: "Прототип — первоначальный образец, прообраз" .

 

                        Уровни творчества.

Для оценивания своего творчества (нарисовать пять квадратов)вы можете воспользоваться методикой оценки новизны по уровням. В ней отражены:

 название каждого уровня,

целевая направленность деятельности творца по каждому уровню;

способы диагностирования творческой деятельности по ее результату: что произошло относительно прототипа.

способы получения (рождения) новизны для соответствующего уровня;

девиз каждого уровня.

Иллюстрация примеров выполнения одного творческого задания на разных творческих уровнях поможет лучше понять предлагаемую методику оценки творческой деятельности и способов получения новизны.

Итак, у вас было творческое задание: изобразить квадрат.

УРОВНИ НОВИЗНЫ

1 уровень — РЕПРОДУКТИВНЫЙ. Новизны нет. 

Деятельность, направленная на повторение прототипа (ранее известного: замысла, образца, идеи, методики, ...).

Что сделано? — Повтор прототипа. Выполненное полностью копирует прототип (исходный или ранее известный замысел, образец, идею, методику,...)

Как достигается? — Копированием прототипа без каких-либо его изменений.

Девиз уровня: "ТАК МОЖЕТ КАЖДЫЙ!"

Пример выполнения задания на 1 уровне:

Анекдот к 1-му уровню: 

Ученые обнаружили странное племя, живущее рядом с огромным водопадом: у всех членов племени были оттопыренные уши, а у вождя во лбу вмятина. Ученые решили понаблюдать за ними и выяснили, что каждое утро туземцы выходят на берег, оттопыривают уши и таинственно говорят:
— Что-то шу-ми-и-т.
На что вождь, с досадой стуча себе по лбу:
— Глупцы!!! Это же во-до-па-а-ад!

 

2 уровень — РЕПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ. Новизна есть. 

Деятельность, направленная на самостоятельное небольшое изменение прототипа (ранее известного: замысла, образца, идеи, методики, ...), существенным образом не меняющая первоначальный образец.

Что сделано? — Элементоизменение прототипа. Выполненное повторяет прототип, но с незначительными изменениями, не приводящими к его новому качеству.

Как достигается? — Новизна за счет изменения (замены, добавления или удаления) одного-двух параметров прототипа (размера, формы, цвета, положения,...), выделения какой-либо частности.

Девиз уровня: "ТАК МОЖЕТ БОЛЬШИНСТВО!"

Примеры выполнения задания на 2 уровне:

Анекдот ко 2-му уровню: 

— Скажи, дорогая, почему ты делаешь фрикадельки разного размера?

— Но, мой милый, ты же сам просил хоть как-то разнообразить наше питание.

 

3 уровень — ТВОРЧЕСКО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ. Новизна есть. 

Деятельность, направленная на значительное изменение прототипа (ранее известного: замысла, образца, идеи, методики...), существенным образом меняющая первоначальный образец.

Что сделано? — Видоизменение прототипа. Выполненное базируется на прототипе (знании об известном), значительно изменяя его и приводя к новому качеству. Выход за рамки задания.

Как достигается? — Новизна за счет:

снятия ложных ограничений, которые отсутствуют в данных условиях, но мысленно подразумеваются;

выполнения известного другим способом, другими средствами;

расширения сферы применения известного (многофункциональность);

включения прототипа как части целого, т.е. объединение прототипа с таким же либо чем-то другим;

решения противоречия: прототип есть и его нет.

Девиз уровня: "ТАК МОГУТ ТОЛЬКО НЕКОТОРЫЕ!"

Примеры выполнения задания на 3 уровне:

Анекдот ко 3-му уровню: 

Мышь слышит мяуканье кошки и притаилась в норке. Послышался лай собаки. Мышь подумала:
— Если поблизости собака, то кошка наверняка убежала. Теперь можно вылезти наружу.
Кошка тут же поймала мышь и, проглотив ее, довольная, произнесла:
— Как хорошо знать иностранный язык!

 

4 уровень — ТВОРЧЕСКИЙ. Новизна есть. 

Деятельность, направленная на создание по собственному замыслу ранее неизвестного (объективно или субъективно нового), оригинального.

Что сделано? — Родоизменение прототипа. Новая идея. Выполненное не имеет прототипа.

Как достигается? — Новая идея за счет:

замены исходной функции прототипа, т.е. исчезновение признаков первоначального образца и появление новых элементов для реализации новой функции;

высокого уровня обобщения и выход на методологический уровень.

Девиз уровня: "ТАК МОЖЕТ ТОЛЬКО ОДИН!"

Примеры выполнения задания на 4 уровне: 

"КВАДРАТ", "X2",

"ПРЯМОУГОЛЬНИК С ОДИНАКОВЫМИ СТОРОНАМИ"

Анекдот к 4-му уровню: 

На уроке математики учитель объясняет условие задачи:

— Лестница строящегося дома имеет пять пролетов, каждый из которых состоит из двадцати ступенек. Сколько ступенек нужно пройти, чтобы попасть на последний этаж?

— Все,— уверенно отвечает маленький Петр.

   Итак, теперь те из вас, кто изображал пять квадратов, сами могут оценить уровень своего творчества в этом задании. Не печальтесь, если у Вас нарисованы пять квадратов в ряд: просто Вы не знали о том, что есть другие творческие уровни. Хотелось бы надеяться, что данный материал поможет зажечь огонек творчества, сияющий в противоположной стороне от стереотипа. Дальнейшее же будет зависеть от самого человека: либо этот огонек померкнет, либо превратится в яркую звезду величия творца.

САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для того, чтобы оценить результат собственной и чужой творческой работы по новизне, можно воспользоваться бланком самооценки:

 

¦ САМООЦЕНКА ВЫПОЛНЕННОГО ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

 

 Я (он) выполнил задание, сохранив его условия,

            на  ______ уровне.  

Уровень

Действие

1

Повторил известное (исходное)

2

Немного изменил известное (применил уже известное)

3

При переходе на 3-4 уровень сумел перешагнуть через ложные ограничения

4

Качественно изменил известное (поставил и разрешил противоречие)

5.

Придумал свое новое (заменил исходное)

  Такой подход к рождению новизны, когда знаешь признаки входа в любой уровень, позволяет самостоятельно устанавливать уровень, на котором собираешься выполнить творческую работу. Это облегчает творческий процесс, но не исключает индивидуальные способности. Знания ТРИЗ значительно повышают эффективность этой работы.

Далее мне хотелось бы привести несколько упражнений, которые позволяют развивать творческое воображение детей на уроках через решение исследовательских задач.

Виды упражнений и игр

Небылицы или невозможные значения признаков.

Игра "футбол небылиц". Класс разбивается на 2 команды. Одна команда "бросает мяч" – говорит какую - либо небылицу о признаке объекта (например, "медведь не может быть меньше мухи"). Другая команда "отбивает мяч" – доказывает, что такое возможно (может, если он игрушечный или если он на слайде). Если доказать удалось – гол забит 1-й команде, если нет – 2-ой. Выигрывает команда, у которой меньше забитых "голов".

Игра "цепочка".

1-й вариант: один ученик называет три объекта другие – угадывают, по какому признаку они объединены; тот, кто угадал, называет свои три объекта и т.д.

2-й вариант: один ученик называет объект, другой – группу, в которую он может попасть, 3-й – другой объект из этой группы, 4-й – другую группу для нового объекта и т. д.

(– Зонтик!

 – Группа непромокаемых!

 – Непромокаемый объект – кожа лягушки!

 – Кожа лягушки – из группы "части живого"!

 – Часть живого – щупальца осьминога!

 – Из группы гибких!

 – Проволока...и т.д.)

Построение простых (3 этажа) "групповых лифтов" (можно заменить кругами Эйлера).

Сочинение загадок.

 С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про разные предметы.

а) По признакам

На доске заранее начерчена таблица

КАКОЙ

ЧТО ТАКОЕ ЖЕ

1)                 выбрать объект (например, динозавр)

2)                  заполнить левую часть таблицы, ответить на вопрос «Какой?» (динозавр какой? – страшный, опасный, дикий, огромный и т.д.)

3)                  заполнить правую часть таблицы «Что такое же? (Страшным может быть приведение, опасным может быть огонь, дикими могут быть кабаны, огромным можно назвать небо ….).

4)                 вставить слова – связки «…но не».

5)                 прочитать готовую загадку по таблице

КАКОЙ

 

ЧТО ТАКОЕ ЖЕ

Страшный

но не

приведение

Опасный

но не

огонь

Дикий

но не

кабан

Огромный

но не

небо

 

б) Последовательность сочинения загадок по действиям:

1)                 выбирать объект;

2)                 придумать какие действия он выполняет;

3)                 придумать, какие еще объекты выполняют те же действия;

4)                 вставить слова связки «но не» или «а не» и прочитать загадку.

 

Что делает

 

Какой объект делает так же

Летает

 а не

муха

Гудит

а не

пылесос

оставляет след

а не

мел

Ответ: самолёт.

При заполнении таблицы предпочтение отдается более оригинальным вариантам, желательно, называть характерные признаки (или действие предметов). Можно придумывать интересные загадки про животных, явления природы, транспорт, бытовую технику и т.д.

Игра "Хорошо – плохо"

 Дети делятся на 2 команды. Одна команда называет положительные стороны заданного объекта или явления (+), другая –

отрицательные (-).Выигрывает команда, нашедшая больше аргументов. Игра проводится примерно в такой последовательности:

на знакомых объектах (шоколадка, мел...);

на знакомых ситуациях (мы плывем по реке...);

обсуждение конкретного свойства (почему рыбке хорошо быть маленькой, почему плохо; когда удобна светлая рубашка, когда – темная и т.п.);

Такие упражнения позволяют развивать умение видеть противоречия и решать их в процессе познания.

 Моделирование объектов и явлений методом Маленьких Человечков (ММЧ)
Идея: Г.С.Альтшуллер, С.В.Иванов.

Суть метода заключается в том, что мы представляем все вещества состоящими из маленьких-маленьких человечков. От поведения человечков зависит агрегатное состояние веществ (твердые тела, жидкости, газы), движением и расположением человечков объясняются различные физические явления .

 Например, Волшебник смотрит в бинокль, наводя его на все более мелкие части, и видит,

 что все вокругсостоит из маленьких частичек – "человечков" и человечки эти ведут себя

по-разному.

Ставим задачу: выяснить, чем отличаются человечки в разных объектах.

История одного барашка.

Барашек считал себя настолько сильным, что решил разбить камень (инсценировка: один

ребенок изображает барашка, группа детей – изображает человечков камня). Барашек,

конечно, не может разбить камень.

Почему? Дети решают и показывают, как должны вести себя человечки камня, чтоб бара-

шек не смог их разбить (они должны крепко держаться за руки).

Выясняем, что еще состоит из таких человечков.

В другой раз барашек увидел гладкую поверхность колодца и решил, что она твердая, как

камень.Он хотел побегать по поверхности воды.

Дети изображают воду в колодце и решают, как должны вести себя человечки воды, если

 понятно, что они расступятся перед барашком (они стоят близко друг к другу, слегка

толкаясь, но за руки не держатся). Выясняем, что еще состоит из таких человечков.

Поисковые вопросы побуждают детей обосновывать свои ответы, активизируют их мыслительную деятельность. Логические задачи вызывают необходимость рассмотрения явления с разных сторон, что стимулирует самостоятельность мышления, гибкость ума.

Например, “Можно ли сохранить ледяной дом весной?”. Дети предлагают строить такие дома на Севере, где никогда не тает лед. Тогда задача усложняется: “Как сохранить ледяной дом в наших условиях?” и дается подсказка вспомнить холодильник и подумать, почему там лед не тает. Дети предлагают использовать в ледяном доме такое же вещество, как в трубках домашних холодильников.

Или, взять только один предмет;  доказать, что этот один предмет на самом деле – много предметов (расческа одна – но у нее много зубчиков, тетрадь одна – но в ней листы, обложка, скрепки и т.п.);

Творческие задания “Дорисуй”, “На что это похоже?”, “Какая игрушка?”, “Перевертыши”, которые чаще проводятся в 1 классе, активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение.

Задачи-шутки способствуют преодолению инерции мышления, являются гимнастикой ума.

      Задача по  теме "ЦВЕТ" (1 класс)

      Гномик хотел отправиться в плавание, чтоб встретиться со своими друзьями. Лодочка у него маленькая, лишнего весу не выдержит. Гномик решил поехать ненадолго и не брать с собой лишней одежды. Одел он темный костюмчик, справедливо считая, что так его друзья (а он хотел встретиться с ними прямо на реке) лучше его разглядят. Как вы думаете, что случилось? (ДРУЗЬЯ НЕ РАЗГЛЯДЕЛИ ГНОМИКА, ПОТОМУ ЧТО ОН ВСТРЕТИЛ ИХ В ТЕМНОТЕ И ЕГО ТЕМНАЯ РУБАШЕЧКА СОВСЕМ НЕ БЫЛА ВИДНА). Тогда гномик снова отправился в путешествие, одев на этот раз светлую рубашечку. И что случилось?

(НА ЭТОТ РАЗ ОН, КАК НАЗЛО, ВСТРЕТИЛ ДРУЗЕЙ ДНЕМ ПРИ ЯРКОМ СОЛНЦЕ, И ОПЯТЬ ОНИ НЕ РАЗГЛЯДЕЛИ ГНОМИКА). Вот гномик и просит нас решить: какой должна быть его рубашечка, ЧТОБ ЕЕ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ СУТОК БЫЛО ХОРОШО ВИДНО. РУБАШЕЧКА ЕМУ НУЖНА И СВЕТЛАЯ, И ТЕМНАЯ.

А КАК ТАКУЮ СДЕЛАТЬ? (ОТВЕТ – ТЕЛЬНЯШКА).

 Проблемные ситуации ставят детей в условия практического поиска решения задач, т.е. ребенок оказывается перед необходимостью объяснений: почему? для чего? как? Эта работа побуждает детей к самостоятельному поиску решений, будят мысль ребёнка, формирует нестандартное мышление.

Заключение.

   Описанные игры и упражнения– лишь пример того, как можно на основе некоторых приемов ТРИЗа использовать стандартный  учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления, творчески подходить к поставленным проблемам, быстрее решать нестандартные задачи, обладать более гибким и оригинальным мышлением. Такой подход к обучению повышает интерес ученика, его самосознание, формирует творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ- теория решения изобретательских задач в урочной и внеурочной деятельности

Презкнтация -модель  организации урочной и внеурочной  деятельности по формированию основ экологической культуры с  использованием материалов этнорегионального содержания в технологии «...

Мастер-класс по теме:"Развитие творческих способностей через ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)"

Мастер- класс знакомит с методами и приемами теории решения изобретательских задач по разввитию у учащихся творческих способностей...

Применение теории решения изобретательских задач на уроках окружающего мира в начальной школе.

В статье представлены примеры использования ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе....

Развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе

Доклад на тему"развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов ТРИЗ в начальной школе...

Теория решений изобретательских задач на уроках в начальной школе

  ТРИЗ- универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребёнку решать творческие и социальные за...

Теория решения изобретательских задач на уроках русского языка в начальной школе.

Теория решения изобретательских задач на уроках русского языка в начальной школе. Бутина Светлана Борисовнаучитель начальных классовГБОУ СОШ№118 СПб Основателем теории решения изобретательск...