Приемы технологии Развития критического мышления
статья

Сакаева Алия Альбертовна

Приведены примеры приемов технологии развития критического мышления для уроков начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krit.myshlenie._priyomy.rar461.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сакаева Алия Альбертовна.

Тема: Использование приемов  критического мышления на уроках в начальной школе.

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни

А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно- ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Нас заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые используются на наших уроках.

Напомню, базовая модель этой технологии из трёх этапов (стадий): стадии вызова, осмысление и  рефлексия. Каждый этап имеет свои цели и задачи.

Начнём с первого этапа – это Этап вызова. Вот некоторые приёмы стадии «Вызова».

Первый прием: Это «Верные и неверные утверждения».

Приведём пример. Урок «Окружающий мир» 3класс, по теме «Почва»

У каждого на парте таблица, как  на доске. Я читаю вопросы, а учащиеся ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

  1. … ветер может разрушить горы?
  2. … опавшие осенью листья вредят почве?
  3. … 1см почвы образуется за 300 лет?
  4. … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  5. … растения участвуют в образовании почвы?
  6. … почва и камень родственники?
  7. … почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7

- В  течение урока мы обращаемся к таблице и видим, насколько были правы учашиеся.

2прием. Приём «Корзина идей» 

Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода?» 

- В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода. А что же такое погода?

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Погода  – это …

… температура воздуха

… осадки и ветер

… изменения на улице

… облачность

… светит солнце или нет

На доске фиксируются все предположения. Потом подводим  итоги работы групп.

Третий приём  - это прием «Кластер»  - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями

Окружающий мир. 2класс. «Какие бывают животные?» 

Следующая стадия  - это стадия Осмысления.

На этой стадии тоже можно использовать приём «Кластер».

Следующий прием - это прием  «Сводная таблица»:

Например, урок ОМ во 2 классе по теме «КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ»

При рассмотрении разнообразия животных – заполняется сводная таблица по определённым признакам.

Название группы

Количество ног

Покровы

Звери

4 ноги

шерсть

Птицы

2 ноги, 2 крыла

перья

Рыбы

плавники

чешуя

Насекомые

6 ног

-

Земноводные

голая кожа

Пресмыкающиеся

роговые чешуйки

Следующий приём - Приём «Инсерт» - приём маркировки текста.

Для маркировки текста используем следующие знаки.

Вот пример «Инсерта» по предмету  «Окружающий мир». 2 класс,по теме  «В гости к осени»

Также к приёмам развития критического мышления НА ЭТАПЕ ОСМЫСЛЕНИЯ относится  таблица «ЗХУ» - знаем, хотим знать, узнали.

ВОТ ПРИМЕР УРОКА ом 2КЛАСС ТЕМА «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ»

Что знаем

Хотим узнать

Что нового узнали

 *Растения – часть живой природы.

*Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух.

*Растения нужны людям и животным.

*На какие группы делятся растения?

*Что полезного в растениях?

*Интересные сведения.

*Как связаны растения с воздухом?

Как называется наука о растениях?

?

Также существуют различные приёмы стадии  «Рефлексия»:

 Один из приёмов стадии «Рефлексия»называется «Шесть шляп».

Вот здесь есть небольшое отступление, вместо шляп мы раздаём цветные карточки с заданиями. После обсуждения в группах  выслушиваются ответы детей.

Белая группа. Факты.

Жёлтая. Позитивное мышление. 

Черная. Проблема.

Красная. Эмоции. 

Зеленая. Творчество.

Синяя .Философия. 

Вам приведён пример урок «Окружающий мир» для 2 класса по теме «О кошках и собаках»

1 группа. Белая шляпа. 

- С помощью атласа- определителя  расскажите о кошках и собаках только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа. 

- Подумайте! Почему кошки и собаки были одомашнены?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: что кошки и собаки необходимы людям.

 Используйте материал учебника на стр. 84-85.

4 группа.  Красная  шляпа. 

- Подумайте, какое эмоциональное состояние

вы испытываете, когда видите, как люди обижают или оберегают домашних животных?

5 группа.  Зелёная шляпа. 

- Что бы вы сделали для того, чтобы кошки и собаки всегда радовали нас?

 6 группа. Синяя шляпа. 

- Обобщите высказывания других групп.

Также на этом этапе можно использовать приём таблица «знаем, хотим узнать, узнали», как подведение итогов урока.

Что знаем

Хотим узнать

Что нового узнали

 *Растения – часть живой природы.

*Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух.

*Растения нужны людям и животным.

*На какие группы делятся растения?

*Что полезного в растениях?

*Интересные сведения.

*Как связаны растения с воздухом?

Как называется наука о растениях?

Науку о растениях

называют ботаникой.

 Существует

350 тысяч видов растений.

 Растения выделяют в воздух кислород:если бы не было растений, не было бы и нас.

 Нужно заботиться о

растениях,

беречь их, охранять.

 ….

Следующий приём – всем известный «Синквейн» на примере урока

«Окружающий мир», для 4 класс, «Природные зоны. Лес.»

Лес

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство страны,

Кладовая природы

Мы рассмотрели лишь некоторые приемы  из множеств приёмов этой технологии.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии Развития критического мышления .

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем.

Конфуций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Синквейн как один из методических приемов технологии развития критического мышления".

В данной работе дается обзор различных методических приемов технологии  развития критического мышления. Подробно рассматривается синквейн как один из приемов технологии развития критического мышл...

Приемы технологии Развития критического мышления

Приведены примеры приемов технологии развития критического мышления для уроков начальных классов...

Приемы технологии Развития критического мышления

Приведены примеры приемов технологии развития критического мышления для уроков начальных классов...

"Некоторые приемы технологии развития критического мышления в начальной школе". Из опыта работы.

В данной работе поделилась опытом работы по использованию на уроках русского языка, литературного чтения некоторых приемов технологии развития критического мышления, а именно, бортовой журнал, кластер...

«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...

Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».

Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...

Формирование УУД с использованием приемов технологии "Развитие критического мышления"

Одной из главных задач образования является подготовка ребенка  к современной жизни. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно- т...