Проекты в начальной школе
методическая разработка по теме

Измоденова Ольга Юрьевна

В данной разработке обоснованы рекомендации по использованию метода проектов в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekty_v_nachalnoy_shkole.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Проекты в начальной школе.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.    

         Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

 - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

 - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

 - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

 - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.  

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Принципы организации проектной деятельности:

- Проект должен быть посильным для выполнения;

- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов

- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

 Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

  образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

  индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

 Метод проектов целесообразно применять, если

  Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).

  Есть значимость результата (теоретическая, практическая).

  Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.

  Возможно структурирование (этапность) проекта.

 

 Метод проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

  Проектный метод направлен на …

  Развитие критического мышления:

  Развитие творческого мышления:

  Умения работать с информацией

  работать в коллективе;

  владеть культурой коммуникации.

Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах

6. Защита проектов.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

 По доминирующему в проекте методу:

1. Исследовательские. 2. Информационные. 3. Творческие. 4. Игровые. 5. Практические.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

  Личностные; парные; групповые.

И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.

  Стадии работы над проектом То есть проект — это «пять П»

  Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.

  Требования к учебному проекту — совершенно особые.

Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.

Для направления деятельности учеников была разработана памятка.

Памятка начинающему исследователю

  Выбери тему исследования

  Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

  Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

  Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

  Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

  Сделай выводы.

  Оформи результаты своей работы.

  Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта.

  Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

  — Атрибуты несуществующего государства;

  — Бизнес-план;

  — Видеофильм;

  — Выставка;

  — Газета;

  — Журнал;

  — Законопроект;

  — Праздник — Статья;

  — Сценарий;

  — Учебное пособие;

  — Чертеж;

 Паспорт проектной работы

  Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

  1)Название проекта.

  2) Руководитель проекта.

  3) Учебные ДИСЦИПЛИНЫ, близкие к теме проекта.

  4) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

5) Тип проекта

6)Заказчик проекта.

7) Цель проекта(практическая и педагогическая цели).

8) Задачи проекта

9) Необходимое оборудование.

10) Аннотация

11) Предполагаемые продукт(ы) проекта.

12) Этапы работы над проектом

Виды презентаций проектов могут быть различными, например:

— Игра с залом.

— Научный доклад.

— Отчет исследовательской экспедиции.

— Пресс-конференция.

— Путешествие.

— Реклама.

«Подводные камни» проектного метода

1)Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.

2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.

3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.

В результате многолетнего педагогического проектирования учитель на практике доказал, что проектное обучение даёт ему возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».

Учителя начальных классов нашей гимназии активно внедряют технологию «Метод проектов». Разработаны такие проекты:

 «Цветы в нашей жизни», «Россия – Родина моя»,  «Птицы – наши друзья», «Мой город»

 «Лес и человек», «Море и его богатства», «Современная военная техника», «Русские народные песни», «Всё о яблоках», «Встречают по одёжке», «Красота общения», «Чудеса из сундучка», «100 имен Деда Мороза», «Зачем варят каши», «Все ли мы знаем о космосе?» и т.д.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

  Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как о...

Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа

Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А"  НОУ  ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...

Проект в начальной школе "Какой формы бывают листья" (работа+паспорт проекта)

Введение1. Теоретическая часть1.1 Общая характеристика листьев растений1.2 Функции листьев, их роль в жизнедеятельности растений1.3 Строение и виды листовой пластины1.4 Формы пластины листа2. Практиче...

Проект в начальной школе "Очищающие свойства кока-колы" (презентация+работа+паспорт проекта)

Введение1. Теоретическая часть1.1 История создания кока-колы1.2 «Классический» состав кока-колы и ее возможный вред2. Практическая часть2.1 Проведение эксперимента и наблюдениеВыводыСписок использован...

Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс

Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....

Проект "Зазеркалье"для Всероссийской олимпиады "Мой первый учитель". Руководитель проекта-учитель начальной школы Платунова Мария Александровна

     Актуальность и новизна проекта: заключается в интеграции предметов художественно-эстетического, патриотического, экологического цикла и физического развития на уровне метапр...