Гражданское образование в начальной школе
методическая разработка (3 класс) на тему

Проблемная наминация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanskoe_obrazovanie_v_nachalnoy_shkole.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3»

Проблемная номинация

«Гражданское образование

в начальной школе»

Учитель начальных классов:

Глазкова Татьяна Владимировна

                                                             Какие ждут вас в будущем дела?

                                                                     Об этом думать вы должны все чаще,

                                                             И, если гражданин вы настоящий,

                                                                        Большой отдачи ждет от вас страна.

Курашкина Р.А.

      Последнее десятилетие XX и начало XXI вв. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

      В Российской Федерации реализуется Приоритетный национальный проект «Образование», главной задачей которого является смена парадигмы образования. А гражданское образование является неотъемлемой частью новой системы образования, образования компетентного и конкурентоспособного.

      Проблема «Гражданское образование в начальной школе», над которой я работаю, очень актуальна на сегодняшний момент, т.к. изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, её социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.

      Гражданское образование – системная комплексная деятельность участников образовательного процесса, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, развитие гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта посредством формирования у учащихся базовых социальных компетентностей, понимаемых как способность  применения знаний, умений и навыков в жизненной ситуации.

      Основная задача гражданского образования – расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творчества и воображения, формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их «малом» сообществе в частности.

      У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей «малой Родине» (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам учебной деятельности, толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т.д.), принятию решений. Этому может способствовать приобщение учащихся начальной школы к первичным формам нормотворчества (совместная работа по выработке детьми правил жизни класса).

      Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является патриотическое, правовое, нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.

      Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной школы. Курс «Окружающий мир» знакомит младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории Российского государства, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие предков. Именно в этом возрасте дети начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, что является ступенькой на пути обучения школьников демократии. Также на уроках окружающего мира формируется чувство ответственности за сохранение окружающей среды.

      Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и, в конечном счете, формируют осознанное патриотическое чувство. Изучаемые на уроках чтения произведения выступают в качестве источника знаний о добре и зле, человеке и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе и способствуют формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.

      Существует широкий, всесторонний  порядок в реализации гражданского образования в школе, цели которого не могут быть достигнуты исключительно в рамках отдельного учебного курса. При этом более эффективным является включение компонентов гражданского образования в тематику различных школьных предметов и внешкольных мероприятий. Процесс обучения и воспитания призван формировать у учащихся представление о гражданском обществе, его нормах и ценностях.

      Основными компонентами гражданского образования являются:

      1. Знания: правовые, политические, основы этики, основы знаний о социальной сфере общества, экономические, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации, истории и культуры родного края.

     2. Умения и навыки: критически мыслить, получать информацию, используя возможно полный спектр источников, анализировать информацию, критически оценивать ее, понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе, формулировать рационально обоснованное мнение по существу этих проблем и явлений; принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность, реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности, использовать механизмы защиты прав человека на местном региональном, государственном и международном уровнях; устанавливать конструктивные отношения с людьми, работать в группе, выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека, определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки, навыки толерантного поведения.

     3. Ценности: гуманность, самоопределение личности, уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства, уважение институтов гражданского общества, уважение норм и правил современной демократии, справедливость, равенство людей перед законом, общественное благо, уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей, патриотизм, толерантность, правдивость и др.

        

      Перед современной школой ставится задача формирования у учащихся не просто знаний, умений и навыков, а многофункциональных, базовых компетенций. Данное понятие включает в себя как знания, умения и навыки, так и результаты обучения, систему ценностных ориентаций учащихся, особенности их социального поведения, привычки и т.д.

      Существует несколько моделей, которые позволяют реализовывать гражданское образование:

  1. предметная, где основу составляют уроки окружающего мира и литературного чтения;
  2. межпредметная, где основное  содержание гражданского образования включается в ряд предметов общего образования, таких как литература, иностранные языки, предметы естественно-математического цикла, предметы художественно-эстетического цикла, физическая культура;
  3. воспитательная;
  4. институциональная (т.е. организация школьного сообщества, в котором реализуется гражданское образование);
  5. проектная и другие.

       Я выбрала предметную и воспитательную модели для реализации гражданского образования, исходя из собственных возможностей и особенностей классного коллектива.

      Работая над этой проблемой, я учу детей:

  1. Различать справедливость и несправедливость, правильное и неправильное, хорошее и плохое; (уроки чтения на темы: Л. Толстой «Старый дед и внучек», Л.Толстой  «Правда всего дороже»,  К. Чуковский «Федорино горе»; уроки окружающего мира на тему: «Неживая и живая природа»).
  2. Выражать личное мнение, объяснять свои взгляды; (уроки чтения на темы: В. Бианки «Музыкант», С. Михалков «Новогодняя быль»), (Окружающий мир. «Воздух и вода»),  (Русский язык «Предложение»)
  3. Управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение; (классные часы на темы: «Я в школе», «Как пережить огорчения и страхи» и др.)
  4.  Ставить перед собой достижимые цели; (уроки  русского языка: «Отличие звука от буквы»)
  5. Оценивать свои поступки (классный час на тему: «Любим добрые поступки»).
  6. Обсуждать актуальные темы; (уроки по окружающему миру на темы: «Красная книга», «Будь природе другом», «Что такое экономика»).
  7. Принимать решение и делать осознанный выбор; (Русский язык. «Упражнения в переносе слов»);
  8. Выполнять требования школьного режима;
  9. Участвовать в жизни своего класса и школы; (праздник «В гостях у вежливости»);
  10. Слушать других, играть, учиться сообща; (классный час «Мое и наше»)
  11. Ответственно подходить к учебному труду;
  12. Испытывать удовлетворение от успешности своей учебы или поведения;
  13.  Различать и рассуждать о несложных социальных и моральных проблемах.

      Таким образом, я стараюсь закладывать основные моральные ценности, нормы поведения, формирую личность, осознающую себя частью общества и гражданином своего Отечества, стараюсь развивать коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог, развиваю творческий потенциал своих детей.

      Восточная мудрость гласит:

«Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис».

«Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья».

«Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, воспитайте человека».

     А я хочу добавить: гражданина своего Отечества.

Компоненты

Ценности

Знания

Умения и навыки

Модели

предметная

межпредметная

воспитательная

институциональная

проектная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Развитие демократического типа личности и гражданской позиции учащихся начальной школы во внеурочной деятельности через проектирование

Формирование гражданской позиции через проектирование, цели, формы проведения, пример из своей работы...

Формы и методы нравственного и гражданского воспитания в начальной школе в условиях модернизации образования.

Жизнь заставляет  пересматривать подходы к образованию. По требованиям новых стандартов перед  школой стоит задача подготовить  такого человека, который не только над...

Открытый урок по курсу: «Гражданское образование в начальных классах»

Знакомство с Коституцией РФ ее законами, правами и обязанностями детей...

Патриотическое воспитание и гражданское образование в начальной школе

Особое внимание в новых образовательных стандартах уделяется духовно-нравственному и гражданскому воспитанию школьников....

Открытый урок по курсу: «Гражданское образование в начальных классах»

Знакомство с Коституцией РФ ее законами, правами и обязанностями детей...

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....