педагогический проект «Проектный метод как методический приём при обучении орфографии «трудных» слов»
материал (2 класс) на тему

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма", - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ.

Тема педагогического проекта: «Проектный метод как методический приём при обучении орфографии «трудных» слов».

Цель проекта: разработать систему словарно- орфографической работы в начальной школе на основе проектного метода, ориентированную на эффективное усвоение словарных слов и повышение качества знаний по русскому языку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt_kursy_2.doc120.5 КБ
Файл ioch_pedagogicheskiy_proekt.rar361.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

Самарский институт повышения квалификации работников образования

Зачетная  работа

по курсам повышения квалификации  по  ИОЧ   ВБ

«Эффективные способы формирования орфографической грамотности младших школьников»

Сроки проведения:  14-18 января  2013 год

Руководитель курсов:  Н.Н.Антонова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

На тему: «Проектный метод как методический приём

при обучении орфографии «трудных» слов»

Автор проекта: Дедкова Елена Викторовна

учитель начальных классов

ГБОУ  ООШ с.Заборовка

м.р.Сызранский

Самара

2013г.  

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цель, задачи педагогического проекта
  3. Теоретическая часть проекта
  4.  Программа реализации проекта
  5. Результаты и перспективы проекта
  6. Список используемых ресурсов

  1. Пояснительная записка

       Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма", - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ.        

       Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальных классах. С одной стороны знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и достижение социальной адаптации выпускника начальной школы. Эта задача перекликается с основной задачей  образовательной программы начального общего образования ГБОУ ООШ с.Заборовка - приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствии с требованиями современного общества. 

      Основной задачей своей работы считаю формирование положительной мотивации  в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень.

      Работа учителя начальных классов в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества учащихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования.

       Мы, учителя, ведём огромную работу, направленную на обучение  умению пользоваться на письме орфографическими правилами. Но в русском языке существует такая категория слов, которую нельзя проверить. Написание таких слов нужно запомнить. Работа по обучению учащихся написанию таких слов называется словарная работа. В течение всего периода обучения в начальной школе учащиеся должны запомнить 198 словарных слов. С некоторыми школьники уже встречаются в первом классе. Но всё же наблюдения показывают, что ученики, окончив начальную школу, допускают большое количество ошибок в написании словарных слов. Это проявляется уже в 1 полугодии 5 класса. И я задумалась над тем, как помочь, как заинтересовать детей в правильном написании словарных слов? Как повысить качество знаний учащихся?

    Решила это сделать через применение современных образовательных технологий, так как интерес является одним из важных мотивов учения младших школьников. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже. Задача моей работы сделать процесс усвоения словарных слов более эффективным. Одним из таких методов является метод проектов.

  1. Цель, задачи педагогического проекта

Тема педагогического проекта: «Проектный метод как методический приём при обучении орфографии «трудных» слов».

Цель проекта: разработать систему словарно- орфографической работы в начальной школе на основе проектного метода, ориентированную на эффективное усвоение словарных слов и повышение качества знаний по русскому языку.

    В соответствии с поставленной целью определяется круг конкретных задач, которые поэтапно решаются в ходе реализации проекта:

1. Проанализировать научно- методическую литературу по данному вопросу. 2. Пересмотреть традиционные методы и приемы, используемые для обучения непроверяемым написаниям.

3. Выявить причины, препятствующие успешному усвоению словарных слов.

4. На основе проектного метода разработать и реализовать систему работы над словарным словом .

5. Провести экспериментальную работу, направленную на изучение эффективности метода проекта при изучении «трудных» слов.

Объект проекта: процесс усвоения правописания словарных слов.

Предмет проекта: усвоение правописания словарных слов, формируемое в учебном процессе средствами проектного метода.

Гипотеза проекта: повышению орфографической грамотности будет способствовать использование проектного метода при усвоении написания слов с непроверяемыми гласными  в корне.

  1. Теоретическая часть проекта

       В последние годы к  обучению русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они в значительной степени коснулись и таких, казалось бы, уже отработанных учебных предметов, как русский язык. Модернизация содержания учебных программ и форм ученической деятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельности ребенка, к развитию его творческих способностей и гармонии, привела к появлению на рынке развивающих образовательных услуг.                                                                                                         Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для большего понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям "власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти".

     Сторонник и последователь К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа, как отмечал Д.И. Тихомиров, укажет, "где и как грубая материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия", будет способствовать тому, что "ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня".                                И.И. Срезневский также считал, что словарная работа по образованию слов "естественно соединяется" со "вниманием в смысл слов и выражений".        Таким образом, ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей.                                                Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.                 В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи.        "Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.                                                        Неоценимую помощь в совершенствовании методики изучения русского языка оказал М.Р. Львов. Он говорил, что слово - важнейшая единица языка. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова содержится 57 тысяч слов, в 17 – ти томном "Словаре современного русского литературного языка" - около 130 тысяч слов. Это - общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

         Особую важность приобретает использование таких методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

          В настоящее время в образовательном процессе особое место отводится проектной деятельности учащихся. Проектный метод - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Поэтому, если говорится о методе проектов, то имеется в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом. В основу метода положена идея, составляющая суть понятия "проект". Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
       Проект в контексте образования есть результативное действие, но совершаемое в специально организованных педагогом лабораторных условиях, таким образом, метод проектов находится вне содержания образования: он не предполагает кардинального изменения учебного плана, содержания учебных предметов (остается все тот же предметоцентризм), урок остается основной единицей учебного процесса, весь класс с одной скоростью и по одной траектории движется к намеченной учителем цели, в то время как проектная деятельность ребят сама определяет и направляет содержание образования. Метод проектов в руках учителя есть своеобразный педагогический инструмент, с помощью которого решаются определенные дидактические задачи, то есть, прежде всего, задачи взрослого. Проектная же деятельность есть способ организации образовательного пространства учеников.

  Проектная методика Н.Ю.Пахомовой по определению которой: Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

  1. Программа реализации проекта

    Цель и задачи определили этапы педагогического проекта.

    Проект реализуется в три этапа на базе  государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы с.Заборовка м.р.Сызранский .

     На первом этапе (2 полугодие) 1 класс, (1 четверть) 2 класс – теоретикопоисковом - изучалось состояние проблемы в теории и практике обучения написанию словарных слов; проводилась работа по методикам известных лингвистов и учёных, направленная на эффективность усвоения словарных слов; выявлены основные причины, препятствующие успешному усвоению «трудных» слов; выдвинута рабочая гипотеза; определены последующие задачи.

     На втором этапе (2 четверть) 2 класс – экспериментальнодиагностическом - осуществлялась проектная деятельность на уроках русского языка при изучении словарных слов; выявление педагогической эффективности использования данного метода в процессе усвоения написания словарных слов.

     На третьем этапе  3-4 класс – результативнообобщающем - продолжается система работы над словарным словом с применением метода проекта; планируется проверка и обработка результатов проекта, обобщение, систематизация, описание полученных результатов, внедрение результатов в школьную практику; рекомендуется продолжить работу в данном направлении в последующих классах средней школы.

Практическая значимость педагогического проекта заключается в системе работы над словарными словами с применением проектного метода, обеспечивающего повышение качества орфографической грамотности обучающихся, что отражается на эффективности образовательного процесса и усовершенствовании методов преподавания самого учителя. Продуктом данного проекта должен стать словарь, в который войдут словарные слова, изучаемые в начальной школе. Каждое слово- это маленькая энциклопедия. Материалы настоящего проекта могут быть использованы педагогами в процессе обучения школьников.

       На первом этапе своего педагогического проекта  изучила и применила на практике многие приёмы запоминания правописания непроверяемых слов.

        Применяла метод механического запоминания, разработанный Окуловой Г.Е. В пособии «Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе» она отмечает: «Поскольку трудные орфограммы в изучаемых словах (за редким исключением) не поддаются проверке, необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Этому учит психология: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ».

       Также на своих уроках использовала популярный вид работы над словарным словом- словарный диктант с использованием загадок.  Учитель зачитывает учащимся загадки, отгадками на которые являются «трудные» слова. Такие диктанты можно увидеть в книге О.В.Узоровой и Е.А.Нефёдовой «Словарные слова».

        Использовала технику  Д.Н.Богоявленского. Он отмечает: «Для орфографии имеют значение зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Поэтому надо рекомендовать для запоминания правописания отдельных слов не только повторное списывание, но и соединение списывания с отчётливым проговариванием». В своей работе по данному направлению также применяла мнемонические приёмы запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Как особый вид работы мнемонические приёмы выделяет А.Н.Кохичко.

        Опираясь на опыт работы Е.И. Никитиной, пришла к выводу, что мнемонические приёмы можно использовать лишь в том случае, когда  запоминании написания «трудного» слова нет возможности опереться на сознание ученика.  

     На уроках во 2 классе использовала тетради на печатной основе Е.Г.Мережко «Учим словарные слова- 2».      

    Необходимость опоры на сознание в словарной работе отмечали такие известные педагоги и методисты, как Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, В.П.Шереметевский, М.А.Рыбников и др.

    Изучив данные методики и применив их на практике, я пришла к выводу, что проблема усвоения написания словарных слов все-таки остаётся не решенной.

     Из приведённой ниже таблицы видно, что, несмотря на использование мною разных видов работы на уроках по словарным словам, прослеживается недостаточное усвоение написания трудных слов учащимися. Процент безошибочного выполнения словарного диктанта не стабилен.


14 уч-ся

1 класс

3 четв.

конец

1 класс

4 четв.

начало

1 класс

4 четв.

конец

2 класс

1четв.

начало

2 класс

1четв.

конец

Кол-во слов

7

слов

7

слов

8

 слов

8

слов

8

 слов

Кол-во ошибок

21        

22

21

21

20

Кол- во уч-ся выполнивших без ошибок

6

5

6

6

6

% безошибочного выполнения

42,8%

35,7%

42,8%

42,8%

42,8%

     Проанализировав данные, я сделала вывод, что в моей практике школьного обучения есть недостатки, препятствующие успешному усвоению словарных слов.  Одним из таких упущений является, на мой взгляд,  однообразная работа над словарным словом. К другой причине отнесла то, что при знакомстве со словарными словами ребёнку отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. У учащихся отсутствует импульс к поисковой и творческой деятельности в данном направлении. Кроме того, ребёнок в младшем школьном  возрасте ещё не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память ещё не достаточно сформирована.

      Проанализировав причины и сделав выводы, подошла ко второму этапу педагогического проекта.

       В своей работе я остановилась на проектной методике Н.Ю.Пахомовой.

      В ходе моего исследования был проведён  эксперимент. Основными задачами которого было выявление уровня орфографической грамотности в словах с непроверяемыми; установление основных причин орфографических ошибок учащихся.

       На основании анализа лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы и по результатам  эксперимента мною были определены следующие задачи  эксперимента:

- отобрать из программных списков такие слова с непроверяемыми орфограммами, анализ которых доступен учащимся начальной школы и способствует решению орфографических задач;

- разработать последовательность знакомства учащихся с «трудными» словами с учётом их тематики;

- представить творческие продукты учащихся, направленные на закрепление знаний, умений и навыков учащихся, связанных со словарно- орфографической работой с опорой на проектный метод;

- экспериментально проверить  эффективность данной системы упражнений.

Для решения поставленных задач мною были отобраны слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых мы планировали закрепить в сознании и памяти  школьников на основе проектного метода. После чего мною была разработана последовательность выполнения проектного исследования.

Для исследования мы взяли несколько слов, в которых чаще допускались ошибки в 1 классе и несколько слов из словаря 2 класса.

Придумали творческое название проекта  «О чём поведает Дедушка – словарь?»

Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность. Поэтому одной из дидактических целей я и определила формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Основной вопрос проекта: «О чём расскажет слово?»

В публикации учащихся решила использовать наиболее эффективные, на мой взгляд, методы работы над словарными словами: толкование слова; этимологический анализ слов; подбор загадок, пословиц, поговорок; подбор слов- родственников; рассматривание и подбор предметной картинки; подбор текстов из художественной и познавательной литературы; фразеологические сочетания со словарным словом

Результат данного проекта - альбом из открыток, которые выполнили учащиеся. Каждая страница этого альбома маленькая энциклопедия слова. Назвали альбом «Дедушка – словарь».

Для того чтобы проверить результаты моей экспериментальной работы по окончанию  эксперимента,   выявила итоговый уровень орфографической грамотности учащихся  класса в словах с непроверяемыми орфограммами. С этой целью школьникам предлагалось написать контрольный диктант, в который вошли следующие 10 слов: помидор, малина, дорога, огород,  картина, сегодня, корабль, горох, медведь, трамвай, урожай, молоток, лопата, валенки, петух.

Значение правописания отобранных мною слов в  классе было разобрано в ходе  эксперимента с опорой на их исследование в процессе проекта.

Результаты представлены в таблице.


14 уч-ся

1 класс

3 четв.

конец

1 класс

4 четв.

начало

1 класс

4 четв.

конец

2 класс

1четв.

начало

2 класс

1четв.

конец

2 класс

2четв.

начало

2 класс

2четв.

конец

Кол-во слов

7

слов

7

слов

8

 слов

8

слов

8

 слов

10

слов

10 слов

Кол-во ошибок

21        

22

21

21

18

16

14

Кол- во уч-ся выполнивших без ошибок

6

5

6

6

8

9

10

% безошибочного выполнения

42,8%

35,7%

42,8%

42,8%

57,1%

64,2%

71,4%

     Следовательно, уровень орфографической грамотности учащихся  класса  равен  71,4% .

   Сравнивая результаты, следует отметить, что изначально уровень орфографической грамотности учащихся  класса был на 28,6  % ниже. Но после  эксперимента, во время которого словарно-орфографическая работа велась на основе проектного метода, уровень орфографической грамотности учащихся  класса в словах с непроверяемыми орфограммами  стал на 28,6 % выше.

  1. Результаты и перспективы проекта

    Результат говорит о значительной ценности проектного метода как методического приёма словарно- орфографической работы.

Поставленные мною задачи на данный момент решены: проанализировав психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу и работу в школе, я пришла к выводу, что учитель владеет разнообразными наглядными пособиями, занимательным материалом. Однако  эксперимент показал, что на уроках русского языка не всегда остаётся время для творческой работы, для разнообразия и использования методов, активизирующих деятельность учащихся.

В ходе исследования мною была проведена экспериментальная работа. В основу словарно- орфографической работы я положила проектный метод. Результатами  этой работы стало повышение уровня орфографической грамотности у учащихся.

 Свои показатели улучшили 4 ученика. Проведённое исследование позволяет утверждать, что работа с непроверяемыми орфограммами с применением проектного метода в начальной школе действительно перспективна и должна проводиться системно, с учётом возрастных особенностей младших школьников. И эта работа ведётся мною до сих пор. Наш словарь пополняется новыми словами. Данный проект продолжается. И продолжится, пока дети думают, исследуют, познают неизвестное.

В третьем классе, когда ученики освоят  правила пользования словарями, можно дать задание сроком на неделю: “Провести исследование слова (указать конкретное слово каждому). Ребенок получит памятку для исследования следующего вида:

Памятка к исследованию слова

  1. Запиши слово.
  2. Подбери иллюстрацию, картинку, сделай рисунок.
  3. Подбери или сочини загадку к слову.
  4. В толковом словаре выясни значение слова.
  5. Какими оно обладает признаками?
  6. Имеет ли оно переносный смысл, бывает ли многозначным?
  7. Запиши “родственников” слова.

Такая работа увлекает практически каждого ребенка. Он старается относиться к ее выполнению творчески, с интересом “добывает” материал, исследует его, аккуратно оформляет для “творческого отчета”. На уроках дети заинтересованно выслушивают выступления, берут для себя что-то новое, сами с удовольствием представляют результаты своего труда. Это позволяет не только развивать учебные навыки, но и тренировать память, внимание, воображение, чистоту речи, делает ребенка уверенным в собственных силах, развивает его многопланово, совершенствует способность к исследованию и творчеству. Таких заданий в течение года можно давать несколько, но не более 3–4. Иначе пропадает потребность в такого вида деятельности – она просто надоедает.

    В четвертом классе дети могут выполнять более серьезные задания. Исследование значительнее по объему, глубже по содержанию. Оно требует от ребят серьезного подхода, серьезной подготовки. Увеличиваются временные затраты. Задание дети выполняют в течение месяца, а некоторые – двух. Составляется не краткая справка о слове, а подробная “энциклопедия одного слова”, в которой дети отмечают работу со словарями: толковым, фразеологическим, этимологическим и прочими. В выполнении работы могут участвовать другие члены семьи, так что это можно назвать семейным творческим исследованием.

        Проведённое исследование позволяет утверждать, что работа проектной деятельности с непроверяемыми орфограммами в начальной школе действительно перспективна и должна проводиться системно, с учётом возрастных особенностей младших школьников.

       Система словарно-орфографической работы с опорой на проект способствует формированию у школьников умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят, или элементов, из которых они состоят.       Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся. Кроме того, вследствие обогащения словаря у младших школьников формируется представление о языке как о развивающемся явлении, о связи языка с историей страны, народа, о взаимодействии языков мира, закладываются основы лингвистического мышления. Проектный метод способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.

Список используемых ресурсов.

  1. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1–3-й классы. М.: Владос. 2001.
  2. Е.И.Брагина. Использование мнемонических приемов в словарно-орфографической работе в начальной школе. //Начальная школа. 2008. № 12.
  3. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М.: Просвещение, 196
  4. Ераткина В.В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в начальной школе. - Рязань: Изд-во РГПУ
  5. О.Е.Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В.Кочергина. Учим русский с увлечением. М.: 5 за знания, 2005.
  6. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии // Начальная школа. - 1998. - № 1. - с.55-60
  7. Кохичко А.Н. Этимология в помощь орфографии. - Мурманск, 1995
  8. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003
  9. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М.: Высшая школа: Academia, 1999, с.215
  10. Мережко Е.Г Словарик близкородственных слов. Для начальных классов (учебное пособие) / М.: «Флинта», «Наука», 160 с.
  11. Мережко Е.Г. Учим словарные слова (2-3). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»-«Добродея»,2008.–48
  12. А.П.Мишина. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 2007. № 8.
  13. Никитина Е.И. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в 4 классе // Обучение орфографии в восьмилетней школе: Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1974
  14. Окулова Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. - М., 1992
  15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это?. Из опыта методической работы. Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Пахомова. М.: АМК и ПРО, 2004
  16. А.А.Плигин. Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова? М.: Айрис-пресс, 2004.
  17. О.В.Росланова. Работа со словарными словами на уроках в 1–4 классах. Волгоград: Учитель. 2006.  
  18. festival.1september.ru
  19. www.planetaznaniy.astrel.ru
  20. pedsovet.org



Подписи к слайдам:

Педагогический проектПроектный метод как методический прием при обучении орфографии «трудных» слов
Автор: Дедкова Елена Викторовна, учитель начальных классов 1 квалификационная категории ГБОУ ООШ с.Заборовка м.р.Сызранский
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому,и это станет моим навсегда". Древняя мудрость
Актуальность
Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма", - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ. Работа учителя начальных классов в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания.
Цель проекта
Разработать систему словарно - орфографической работы в начальной школе на основе проектного метода, ориентированную на эффективное усвоение словарных слов и повышение качества знаний по русскому языку.
Задачи проекта:
1. Проанализировать научно- методическую литературу по данному вопросу. 2. Пересмотреть традиционные методы и приемы, используемые для обучения непроверяемым написаниям.3. Выявить причины, препятствующие успешному усвоению словарных слов.4. На основе проектного метода разработать и реализовать систему работы над словарным словом .5. Провести экспериментальную работу, направленную на изучение эффективности метода проекта при изучении «трудных» слов.
Гипотеза проекта:
повышению орфографической грамотности будет способствовать использование проектного метода при усвоении написания слов с непроверяемыми гласными в корне.
"Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» А.В. Текучев.
Проектный метод -
это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Учебный проект с точки зрения учащегося
– это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя
– это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Этапы реализации проекта:1 этап
(2 полугодие) 1 класс (1 четверть) 2 класс – теоретикопоисковом - изучалось состояние проблемы в теории и практике обучения написанию словарных слов; проводилась работа по методикам известных лингвистов и учёных, направленная на эффективность усвоения словарных слов; выявлены основные причины, препятствующие успешному усвоению «трудных» слов; выдвинута рабочая гипотеза; определены последующие задачи.
2 этап
(2 четверть) 2 класс – экспериментальнодиагностическом - осуществлялась проектная деятельность на уроках русского языка при изучении словарных слов; выявление педагогической эффективности использования данного метода в процессе усвоения написания словарных слов.
3 этап
На третьем этапе 3-4 класс – результативнообобщающем - продолжается система работы над словарным словом с применением метода проекта; планируется проверка и обработка результатов проекта, обобщение, систематизация, описание полученных результатов, внедрение результатов в школьную практику; рекомендуется продолжить работу в данном направлении в последующих классах средней школы.
Практическая значимость педагогического проекта
заключается в системе работы над словарными словами с применением проектного метода, обеспечивающего повышение качества орфографической грамотности обучающихся, что отражается на эффективности образовательного процесса и усовершенствовании методов преподавания самого учителя.
Результаты исследования
Результаты и перспективы проекта:
уровень орфографической грамотности учащихся класса в словах с непроверяемыми орфограммами стал на 28,6 % выше;обогащается словарь у младших школьников;закладываются основы лингвистического мышления
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Проект «О чём поведает –Дедушка словарь?» альбом «Дедушка – словарь».Исследование словаПамятка к исследованию слова1.Запиши слово. 2.Подбери иллюстрацию, картинку, сделай рисунок.3.Подбери или сочини загадку к слову. 4.В толковом словаре выясни значение слова. 5.Какими оно обладает признаками? 6.Имеет ли оно переносный смысл, бывает ли многозначным? 7.Запиши “родственников” слова
Энциклопедия одного слова
Работа со словарями: толковым, фразеологическим, этимологическим и прочими. В выполнении работы могут участвовать другие члены семьи, так что это можно назвать семейным творческим исследованием.
Система словарно-орфографической работы с опорой на проект способствует формированию у школьников умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят, или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах

Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и мет...

Проектный метод, как методический приём.

   Работа учителя начальных классов в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особен...

Педагогическое представление по теме самообразования «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»

Педагогическое представление по теме самообразования   «Современные подходы к обучению орфографии  в начальных классах»...

Педагогический проект «ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УУД, СТУПЕНЬ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Как научить ребёнка быть самостоятельным, как сформировать умение сотрудничать, общаться в процессе обучения, коллективно распределять обязанности. Одним словом, как научить ребёнка учиться, чтобы при...

Проектный метод как методический приём при изучении словарных слов.

Запоминание словарных слов должно стать осмысленным, а не механическим, поэтому  основой формирования орфографических навыков должна быть активная учебная работа самих учащихся. На мастер &ndash...

Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах.

      Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения с...