Система работы по проблеме "Личностно - ориентированное обучение в начальной школе"
статья по теме

Материал содержит описание системы работы по проблеме "Личностно - ориентированное обучение в начальной школе", презентацию. В работе изложены основные положения личностно - ориентированного подхода в обучении, описаны применяемые образовательные технологии, представлены некоторые результаты работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №51 Куйбышевского района

г.о. Самара

 Система работы учителя начальных классов

Альфутиной Н.А.

 по проблеме

«Личностно – ориентированное обучение в начальной школе»

Введение.

        Вот уже который год работаю по традиционной программе «Школа России», так как убеждена в необходимости опираться  на традиции отечественной школы, осознавая их исключительную ценность и значимость.

        «Школа России», традиция – это живая, неразрывная связь образовательного опыта предшествующих периодов с настоящим. Вместе с тем, работая не первый год по традиционной системе ,наблюдая за своими учениками, пришла к выводу , что необходим переход от информационно – объяснительной технологии обучения к деятельностно – развивающей. При использовании инструктивно – репродуктивного подхода к обучению спектр личностных качеств ребенка формируется недостаточно широко. Образовательный процесс направлен только на усвоение знаний, а способам усвоения и переработки учебной информации, развитию познавательных сил и творческого потенциала детей уделяется недостаточно внимания. Деятельностный подход к обучению невозможен без использования современных образовательных технологий

        Таким образом, в современном образовательном процессе очень актуальна проблема личностно – ориентированного  обучения в начальной школе через внедрение современных образовательных технологий. Работая над этой проблемой, необходимо отказаться от авторитарного, инструктивно – репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково – творческого.

Поэтому цель обучения: обеспечение индивидуального развития  каждого школьника, исходя из его возможностей, склонностей; формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности через внедрение современных образовательных технологий.

        Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. изучить литературу и опыт применения современных образовательных технологий;
  2. определить условия эффективного применения выбранных образовательных технологий;
  1. добиваться усвоения программного материала в полном объеме каждым учеником, формировать желание и умение учиться, осуществлять различные виды деятельности посредством применения современных образовательных технологий.

Приоритетными задачами современной школы являются создание необходимых полноценных условий для личностного развития учащихся, формирование ключевых компетенций, субъектности  и активной позиции в учебном процессе.

        Исследования в области педагогической психологии  П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова и др. значительно расширили горизонты представлений о познавательных возможностях учащихся. В исследованиях и научных трудах, подчеркивается взаимообусловленный характер организации содержания и структуры качеств личности.

         Исследования и практический поиск педагогов-новаторов Ш.А. Аамонашвили, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и др. в большей степени сосредоточивали своё внимание кто на инструментальной стороне деятельности учащихся, кто - на их личностном развитии, но системообразующим фактором для их работ всегда выступала целостность ученика. И даже если не всем удалось в конечном итоге концептуально оформить свои подходы, без их новаторского поиска  внерение личностно – ориентированного обучения было бы совершенно иным.

Достаточно обстоятельно обсуждается проблематика личностно – ориентированного обучения в работах методологического характера  Ш.А. Амонашвили «Педагогическая симфония»; В.В. Серикова «Личностный подход в образовании; концепция и технологии», И.С. Якиманской «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» и др.

        Российское педагогическое сообщество вполне отчетливо осознало необходимость кропотливой ежедневной работы по выращиванию в учениках личностных качеств, без которых вхождение в реальную жизнь затруднено.

Социальный заказ современного общества образовательным учреждениям – помочь ребенку раскрыть и вырастить его личностные качества. Школа должна научить ребенка быть успешным в окружающем мире, вырастить в нем волю, характер, заложить умение жить среди людей, сформировать умение учиться и многое другое, необходимое в реальной жизни.

Описание системы работы.

Личностно – ориентированное образование – это работа учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств ребенка. При этом учебный материал уже выступает не как самоцель, а как средство и инструмент, создающее условия для полноценного проявления и развитие личностных качеств субъектов образовательного процесса.

Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой работают теоретики и практики. Достаточно полистать несколько журналов «Начальной школы», чтобы увидеть многообразие поисков и находок в системах, технологиях, методиках, отдельных приёмах обучения. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающего обучения. Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Изучение соответствующей литературы, опыта коллег,  наблюдение за учениками определили актуальность следующих образовательных технологий:

  1. здоровьесберегающие
  2. игровые
  3. педагогика сотрудничества
  4. исследовательские
  5. информационно – коммуникативные (ИКТ)
  6. уровневая дифференциация
  7. проблемное обучение
  8. технология развития критического мышления
  9. гуманно – личностная.

  1. Здоровьесберегающие технологии.
  1. Подвижные игры (динамическая пауза)
  2. Физминутки (опорно – двигательный аппарат, зрение, мелкая моторика, релаксация)
  3. Народные игры (в ГПД)
  4. Пропаганда здорового образа жизни (праздники, беседы, лекции для родителей)
  5. Оздоровительное воздействие окружающей среды (экскурсии, прогулки, дыхательная гимнастика на свежем воздухе)
  6. Мониторинг пропусков по болезни

Для снижения напряженности в классе часто проводятся интегрированные уроки, используются нетрадиционные формы обучения. Домашнее задание строго дозируется. На каждом уроке проводится физкультминутка (специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз), а в группе продленного дня – ежедневные прогулки и игры на свежем воздухе.  В школьной столовой все ученики класса получают горячее питание. Многие ребята занимаются в спортивных секциях. Учащиеся – активные участники спортивных праздников и Дней здоровья. Ведется пропаганда  здорового образа жизни и  информационно-профилактическая работа.  В 2008-2009 уч.г. в игровой форме прошли «Праздник Чистоты и Здоровья»,  «О вкусной и здоровой пище», беседа «Твой режим дня». В январе 2010 года – цикл уроков «Познай себя». Вопросы здоровьесбережения часто поднимаются и на родительских собраниях («Режим дня, учебы и отдыха»,  «Телевизор – друг или враг?»,  «Разговор о правильном питании», «Детская агрессивность»).  Часто проводятся экскурсии в природу по самой различной тематике. Во время прогулок выполняется дыхательная гимнастика.

          Мониторинг пропусков по болезни, проведенный совместно с участковым педиатром Поповой М.В., показал, что в результате работы по сохранению здоровья количество простудных заболеваний в классе сократилось, и не прогрессируют хронические заболевания.

Год

Класс

Количество учащихся

Количество случаев заболевания ОРВИ

2008 - 2009

1

22

25

2009 - 2010

2

22

22

2010 – 2011

3

23

10

2011 - 2012

4

24

10

2.Игровые технологии (технология имитационного моделирования).

  1. Деловые игры
  2. Ролевые игры
  3. Сюжетные игры
  4. Дидактические игры

Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Дети живут игрой. Необходимо использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ребенка.

Была адаптирована и внедрена в практику интеллектуальная игра  «Биржа», во время проведения которой детям предлагаются дифференцированные задания.  Такая работа обеспечивает состояние успеха для каждого ученика, вселяет в него уверенность, устраняет страх и формирует правильную самооценку.    Игру  можно использовать на любом уроке.     Для организации смотров знаний по предмету «Окружающий мир» используется игра – викторина «Интеллектуальный лабиринт», которая помимо сведений, известных учащимся, содержит много другой интересной информации, которую нужно добыть.

3.Педагогика сотрудничества (построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса).

  1. Учитель – ученик ( учитель – помощник, консультант, партнер, источник информации; ученик – осуществляет деятельность, проживает ситуацию)
  2. Ученик – ученик  (парная работа при изучении нового материала, при закреплении изученного)
  3. Ученик – группа  (групповая работа на уроках с заданиями повышенной трудности или проблемно – поискового характера, обсуждение итогов выполненного задания методом беседы)
  4. Ученик – учебный материал (индивидуальная работа учащихся с учебным материалом)

 Применяя разнообразные коммуникации и последовательно включая в них учащихся, открываю обучаемых к контакту. Групповая работа и   работа в парах часто используется  на уроках, что четко прослеживается в открытых уроках, мастер-классах.   В рамках изучения на уроках литературного чтения в 3 классе темы «Былины» были разработаны и проведены уроки внеклассного чтения по книге И.Н. Климова «Муромские сказки» (М.: Детская литература,1979). На уроке по теме «Илья Муромец – защитник земли русской» ребята работали в группах, а на уроке по теме «Образ Ильи Муромца в сказаниях и преданиях земли Муромской» была показана исследовательская работа на уроке.

4. Исследовательские технологии.

  1. Педагогическая модель – обучение через открытие
  2. Модель урока – «знаю, но не все, хотел бы узнать, узнал
  3. Обязательно наличие проблемы

Последние несколько лет моей темой самообразования является «Проблемный подход к изложению материала на уроках математики». По данной теме учителем были разработаны и проведены уроки математики по темам «Связь сложения и вычитания»(1кл.), «Доли» (3кл.), «Деление с остатком» (3кл.) и др. Проблемная ситуация, проблемная задача присутствуют практически на каждом уроке .

Активно внедряю метод проектов, считая, что именно этот метод позволяет наиболее эффективно учить детей самостоятельно работать с информацией, ставить и разрешать проблемы, развивать коммуникативные навыки. Учащиеся  с удовольствием участвуют в разработке социально-значимых  проектов экологической направленности.  С проектами по экологии, культурологии, астрономии, зоологии учащиеся неоднократно выступали на межшкольных районных и городских конференциях.

5.Технология развития критического мышления.

  1. Прием «кластер»
  2. Прием «концептуальная таблица»
  3. Прием «чтение с остановками»
  4. Прием «синквейн»

Прием «кластер» хорошо применяется и на этапе вызова, и на этапе осмысления. Удачно используется практически на любом уроке. «Концептуальная таблица» хороша для уроков окружающего мира, литературного чтения, а «синквейн» уместен на любом уроке.

6.Уровневая дифференциация.

  1. Разноуровневые задания
  2. Дифференцированное домашнее задание

Важным условием считаю , чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи.

Так, например, ребенку с приоритетной визуальной системой восприятия  предлагаю  выполнять задания по русскому языку на компьютере в то время, когда для остальных  провожу распределительный диктант. Ученику, для которого аудиальная система восприятия является ведущей, подбираю задание для работы за компьютером в наушниках, пока класс переписывает текст из учебника. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой. Обязательно развивая их возможности, стараюсь создавать с помощью современных технологий обучения ситуацию успеха для таких школьников и тем самым повышаю мотивацию учения.

Во время такого этапа, как «устный счет» орфографическая разминка или краткое повторение изученного, приглашаю для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урока является периодом продуктивной деятельности.

Эту же категорию учащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложных относительно среднего уровня заданиях  привлекаю для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала.

7.ИКТ технологии.

     Обучающая, воспитывающая, развивающая функция урока обеспечивается различными средствами. Одним из таких средств является компьютер. В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на других уроках. Но, чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса.

  При разработке плана каждого урока  заранее продумываю  применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, а также учебного материала соответствующей тематики.

8.Гуманно – личностная технология

  1. Создание ситуации успеха

На каждом уроке должна царить атмосфера доброжелательности, доверия между учителем и учащимися, должны быть сняты возможные стрессовые факторы. Тогда каждый ученик окажется в ситуации успеха, а это прямой путь к успешному учению.

Заключение.

        Используя данную систему работы, есть возможность формировать у детей умение добывать знания, умение сохранять в памяти информацию и умение применять полученные знания. Об этом свидетельствуют результаты проверок, контрольных работ.

Учебный год

Класс

Коэффициент обученности

Качество знаний

2007-2008

4

100%

85%

2008-2009

1

100%

Безотметочное обучение

2009-2010

2

100%

77%

2010-2011

3

100%

83%

2011-2012

4

100%

88%

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"

Доклад  на ШМО учителей начальных  классов "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"...

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе.  Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...

ПРофессиональные компетенции. Статья по теме: "Практическое применение личностно-ориентированного обучения в начальной школе" - 2011г.

Статья-практикум содержит теоретическое и практическое описание методов и технологий личностно-ориентированного обучения в начальной школе по нескольким предметам. Это выступление на школьном семинаре...

Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе

Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе...

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь....

Технология личностно - ориентированного обучения в начальной школе.

Положения, технология личностно ориентированного образования. Специфика проведения личностно ориентированного урока в начальной школе....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...