Главные вкладки

    дифференциация на уроках в начальной школе
    методическая разработка по теме

    Людмила Александровна Шитикова

    Результат дифференцируемого подхода в обучении:

    - повышается уровень мотивации учения;

    - каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей;

    - реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

    - сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon organizaciya_differencirovannogo_obucheniya.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дифференцированное обучение – средство повышения познавательной активности у младших школьников.

    (из опыта работы выступление на педсовете)

                  Индивидуализация обучения вызвана тем, что уровень подготовки и развития способностей к обучению не у всех школьников одинаков. Обучающиеся, собранные вместе только по возрастному принципу  без учета их индивидуальных и интеллектуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут потратить на него от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учебе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей  в связи с тем, что учитель ведёт обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Они постепенно привыкают к лёгкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе. А это ведёт к снижению успеваемости. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе дифференцированного обучения.

                  Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувства ответственности, товарищества) значение.

                  Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы. Обычно класс делится на три группы:

           - 3группа – ученики с высокими учебными способностями. Они ведут работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач;

          - 2группа – учащиеся со средними способностями. Эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснений сильными учащимися;

          - 1группа – учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительного разъяснения нового на уроке.

          Способы дифференциации:

    1. содержательные

                     - по объёму

                     - по уровню трудности

                     - по уровню творчества

          2) организационные

                     - по степени самостоятельности

                     - по уровню помощи

                  На уроках я часто задаю разноуровневые задания. Например.

     

    Дифференциация по уровню творчества.

    Обучение грамоте.

    1 группа

    2 группа

    3 группа

    Отметить точками все знакомые гласные в словах (даётся текст из детского журнала)

    Подобрать слова к заданному набору гласных

    А   АА   АИ   ОООО

    (мак, каша, раки, молоко)

    Заменяя в слове по одной букве, получить цепочку новых слов:

    Зайка – майка - …

    Математика.

    Даны выражения:

    81 - 29 + 27                    400 + 200 + 300 - 100

    72 :9 - 3                       400 + 200 + 30 - 100

    8:6-7:8                        27:3-2:6-9

    84-9-8                        54 + 6 • 3 - 72 : 8

     1 группа. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и               выполните вычисления.

     2 группа. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.

         3 группа. Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.

    Окружающий мир

    1 группа

    2 группа

    3 группа


    «Животные леса»


    1. Прочитайте статью учебника (с.66), рассмотрите рисунки (с.64-67).
    2. Приготовьтесь рассказать классу о животных леса (используйте при ответе иллюстрации учебника и таблицы «Тайга», «Смешанный лес».


    «Растения леса»


    1. Прочитайте статью учебника (с.62), рассмотрите рисунки (с.61, 63).
    2. Найдите в гербарии лесные растения.
    3. Приготовьтесь рассказать классу о растениях леса (используйте при ответе гербарий, рисунки учебника).


    «Какие бывают леса»


    1. Прочитайте статью учебника (с.60, 62), рассмотрите рисунки (с.60) и таблицы «Тайга», «Смешанный лес».
    2. Найдите на карте и научитесь показывать зону лесов.
    3. Подумайте, какие леса растут в нашем районе?
    4. Приготовьтесь рассказать классу о разных лесах и их особенностях (используйте при ответе карту, таблицы).

    На этом же уроке детям была предложена еще одна работа в группах (на этапе закрепления нового материала).

    1 группа

    2 группа

    3 группа

    Составьте 2-3 цепи питания, которые сложились в лесу.

    Между зоной тундры и зоной лесов лежит промежуточная зона – лесотундра. Почему она так называется? Как вы ее себе представляете?

    Сравните природу тундры и лесной полосы.

    Окружающий мир.

    1 группа

    1. Вставь пропуски в тексте:

    - Соблюдай режим дня! ____________двигайся! Делай _________________.

    Одевайся так, чтобы не ________________ и не _____________________.

    1. Выбери правильные рекомендации и обведи их номера:

    1.Тебе необходимо спать не менее девяти часов в сутки.

    2. Если ты встаёшь в 7 часов утра, то лечь спать нужно попозже.

    3.Каждый день гуляй на свежем воздухе два-три часа.

    4.Смотри все интересные телевизионные передачи.

        3. Соедини стрелками начало и конец пословицы:

    Крепок телом -                                   золота.

    Здоровье дороже                                богат и делом.

    Здоров будешь                                    тот не думает идти в гости.

    У кого болят кости,                           всё добудешь.

    2 группа

    1. Запиши свой режим дня.
    2. Всё ли верно в этих советах? Исправь ошибки:

    Чтобы крепче заснуть, перед сном нужно чистить зубы, мыть руки, ноги, принимать душ. Лучше всего поиграть в шумные игры, послушать громкую музыку. Комнату нужно проветрить, можно и погулять на свежем воздухе. Очень помогает сну, если посмотреть страшный фильм, много съесть и выпить много чаю.

    1. Запиши одну пословицу о здоровье.

    3 группа

    1. Запиши режим дня для ученика, занимающегося во вторую смену.
    2. Реши кроссворд:

    1) (верт) Правильная, нормальная работа всего организма, хорошее самочувствие и настроение.

    1) (гориз) Утром раньше поднимайся, прыгай, бегай, отжимайся для здоровья, для порядка, людям всем нужна …

    2) Хочешь ты побить рекорд? Так тебе поможет…

    3) Дождик тёплый и густой, этот дождик не простой: он без туч и облаков целый день идти готов.

    4)Чтоб большим спортсменом стать, нужно очень много знать. И поможет здесь сноровка и, конечно, …

    5) Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих -  что за кони у меня?

         4. Нарисуй отгадку к 5 вопросу кроссворда

    Дифференциация  по уровню трудности.

    Обучение письму.

    1 группа. Запишите слова письменными буквами, подчеркните букву Щ.  

    Детям даются карточки со словами: щука, лещ, щит, борщ, роща.

    2 группа. Прочитай. Выпиши слова с буквой Щ: щегол, чудо, щавель, пищит, кошка, щенок.

    3 группа. Сейчас я покажу слова. Вам нужно будет их запомнить, а потом по памяти написать в прописи. Щегол, щука, щи, щавель, щенок, щит.

    Русский язык.

    1 группа. Спишите, определите число имён существительных.

     Дорога, картины, помидоры, яблоко, молоток, месяц, магазины, орех, стекло.

    2 группа. Спишите, определите число имен существительных:

     Мы шли по дороге к роще. Вот к берёзке подлетела сорока. Дятел застучал клювом по осине.  Грачи важно расхаживали по пашне.

    3 группа. Выпишите только те предложения, в которых есть имена существительные, которые не употребляются в единственном числе. Определите число всех существительных в этих предложениях.

    Солнце светит ярко. Наша кошка очень любит сливки. Все ребята во дворе играли в прятки. Тёмные тучи обложили небо. Мы с сестрой купили бабушке новые очки.

    Математика.

    1  и 2 группы. Сравните числа:

    54 и 7    63 и 64

    9 и 26    52 и 32

    3 группа. Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы:

    КС и Н        КЗ и К4

    9 и PC        5H и ЗН

       

     Задаю разные домашние задания: по сложности, по содержанию или на выбор.

    Результат дифференцируемого подхода в обучении:

    - повышается уровень мотивации учения;

    - каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей;

    - реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

    - сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.

    Литература:
    1. Н.Н. Деменёва «Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики», Москва, 2005 г.
    2. Ш.А.Амонашвили « В школу – с шести лет», Москва, 1986 г.
    3. Иванов М.Г. «Дифференцированное обучение младших школьников», «Начальная школа» , №11, 1994 г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приёмы дифференциации на уроках в начальной школе

    Описание деятельности учителя на уроках в классах с детьми, имеющими проблемы в обучении...

    «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе».

    «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе».Содержание. 1.Определение понятия дифференциация.2.Определение понятий внешней и внутренней дифференциации.3.Этапы орган...

    Статья "Применение технологии разноуровневой дифференциации на уроках в начальной школе"

    Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным у...

    Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе

    Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе...