Возможности УМК «Школа 2100» по формированию навыка самостоятельной работы с текстами
статья по теме

Комарчук Ольга Александровна

Возможности УМК «Школа 2100» по формированию навыка самостоятельной работы с текстами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Возможности УМК «Школа 2100» по формированию навыка самостоятельной работы с текстами»                     

  Изменения современного общества предъявляют новые требования к системе образования: России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В законе Российской Федерации “Об образовании” подчеркивается задача всестороннего развития личности учащегося, необходимость формирования творческих способностей, создания благоприятных условий для всестороннего их развития.

                       Гармоничному развитию творческой личности способствует включение учащихся начальной школы в творческую деятельность на уроках. Поэтому возникает необходимость нахождения новых путей и средств, позволяющих формировать у школьника способность самостоятельно осваивать новейшие достижения науки и техники, воспитывать у него потребность к постоянному самообразованию.

                        Задача школы состоит в том, чтобы давать определенный минимум знаний - фактов, положений, истин научных, технических, политических, эстетических. Но самое главное - научить школьника овладевать методами добывания знаний, приемами исследования и логикой научного мышления, закономерностями познания. Для этого нужно учить детей самостоятельности.

                         Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, помогала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой обучения.

1. Чтобы они имели знания и умения, которыми потребуется самостоятельно пользоваться.

2. Каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.

3. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения.

4. Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.

5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.

Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни. Существуют требования к самостоятельной работе:

1) обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы;

2) следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями;

3) использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.

               Методика самостоятельной работы каждого типа строится таким образом, что на каждом этапе выполнения задания учитель приучает учащихся думать, искать и находить ответ на поставленный вопрос, самостоятельно анализировать заданную ситуацию, выявлять взаимосвязь между разнородными объектами, выдвигать гипотезу о подмеченной взаимосвязи, осуществлять проверку справедливости ее и применять свою догадку.

               Как известно в последние годы отмечается факт, стремительного роста общего объема знаний, которым располагает человечество. Сам процесс приобретения знаний, активный, творческий не сводится к простому изучению, усвоению информации, исходящей от учителя, а чтобы у учащихся с самых начальных этапов обучения формировалась способность к самостоятельному приобретению знаний. Самостоятельность, прежде всего, сводится к разрешению противоречий между знакомым и незнакомым. Наиболее эффективно разрешение этого противоречия в форме самостоятельной деятельности учащихся. Как установили психологи, самостоятельное разрешение проблемы имеет ряд преимуществ:

1. Оно учит мыслить логично, научно, творчески.

2. Делает учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формирует не просто знания, а знания – убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.

3. Содействует формированию прочных знаний, так как, материал, самостоятельно добытый учащимися, прочно сохраняется, а если и забывается, то его очень легко восстановить, повторив ход рассуждения и аргументации.

4. Формирует элементарные навыки поисковой, исследовательской деятельности.

                 Анализ педагогического опыта и результатов исследований позволяет констатировать, что рационально организованная и систематически проводимая учителем на занятиях самостоятельная, работа способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных сил и способностей к длительной, интеллектуальной деятельности. Учащиеся могут самостоятельно осваивать современные программы обучения. Они постепенно овладевают процессом самостоятельного и целенаправленного проектирования своего жизненного пути на основе сформированных ЗУНов, свободного самостоятельного выбора с учетом потребностей социума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самопроверки у учащихся начальных классов

В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». ...

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках русского языка

Этот материал рассказывает как выработать навыки самостоятельной работы на уроках русского языка...

«Возможности УМК "Школа 2100" по формированию навыка самостоятельной работы с текстами".

Презентация «Возможности УМК «Школа  2100» по формированию навыка самостоятельной работы с текстами»....

Статья "Формирование навыков самостоятельной работы в условиях реализации ФГОС"

Внедрение стандартов нового поколения требует комплексного подхода к организации образовательного процесса, включая урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Понимая, что результат образования в ...

«Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся».

laquo;Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся»....

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке ( из опыта работы учителя начальных классов)

Одну из важных  ролей в учебном процессе по развитию грамотности учащихся играет формирование учебной самостоятельности учащихся....

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)

   Современная начальная школа – важнейшее звено системы непрерывного образования развивающейся личности. Немаловажную роль в учебном процессе играет формирование учебной самост...