Ребенок с детским церебральным параличом
консультация по теме

Мельник Екатерина Сергеевна

В данном материале изложены особенности детей с детским церебральным параличом. Условия работы учителя-предметника  и методические рекомендации для этой категории детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_s_detskim_tserebralnym_paralichom.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок с детским церебральным параличом.

Главным для ребенка является:

  • уверенность в себе и умение нравиться себе;
  • умение общаться с другими людьми;
  • навыки самообслуживания.

Особености детей с детским церебральным параличом:

  • Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер,ускорение в развитии одних функций, и отставание других.
  • Нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.
  • В письме проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность,ассиметрия.
  • Растройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости,неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.
  • Часто можно наблюдать «гармонический инфантилизм», то есть несвойственных данному возрасту черт детскости,непосредственности,склонности к фантазированию.
  • Также характерны:пугливость, повышенная тормозимость в незнакомых условиях.
  • Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Условия работы с детьми с детским церебральным параличом:

Учителю необходимо знание особенностей психофизиологического развития, а также типичных трудностей, возникающих при овладении учебным материалом.

До начала обучения необходимо провести подробную беседу с родителями об увлечениях ребёнка, его интересах, склонностях, любимых занятиях, играх, выяснить какие двигательные навыки у него развиты и в процессе какой деятельности он их активизирует; выясняет положительные черты характера на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

Установление тесного контакта и сотрудничества учителя с родителями.

Понаблюдав учитель должен понять в какой позе ученику легче выполнять письменные работы, как удобнее отвечать: сидя или стоя.

Одним из важных условий работы с детьми с детским церебральным параличом является создание условий полноценного личностного развития .

Контроль за выполнением заданий как во время выполнения,так и после и обязательное доведение до конечного результата.

Если ребёнок не успел выполнить задание полностью письменно, часть задания он может ответить устно.

При оценке устного ответа обязательно нужно учитывать речевые особенности.

При оценке результатов письменных работ и при оценке знаний также следует учитывать особенности.

Постоянное наблюдение за ребенком в учебно-воспитательном процессе.

Необходимо отталкиваться от того, что ребенок умеет больше всего.

Будьте терпеливы и наблюдательны.

Дети не учатся беспрерывно,они нуждаются в отдыхе.

Внимательно наблюдайте за ребенком,старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует сформированные навыки.

Разговаривая с ребенком,давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.

Будьте последовательны , двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.

Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.

Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.

Чаще хвалите и пообщряйте ребенка.

Будьте практичны,давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов — это способствует развитию самостоятельности.

Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

Обязательно должна проводиться работа в группе, так как дети не умеют дружить.

Нельзя показывать жалость.

Идти на мотивационном компоненте.

Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Методические рекомендации по работе с ребенок

с детским церебральным параличом (расписание уроков)

Урок – это общение учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а ребенок хочет и может его усвоить.

Учебные занятия целесообразно начать с урока чтения. В процессе работы над текстом устанавливается контакт с ребенком, идет установка рабочей атмосферы. Диалог учителя с учеником является как бы интеллектуальной разминкой, трамплином перед новым, более трудным испытанием. Но при построении диалогового урока необходимо помнить, что это "место встречи людей, думающих по-разному" (Галина Анатольевна Цукерман). Поэтому коррекция структурного построения ответа должна происходить ненавязчиво и очень тактично, не задевая самолюбия ребенка. Следует помнить, что ребенок очень раним, остро реагирует на критические замечания.

После урока чтения целесообразно перейти к уроку русского языка (письмо). У детей с диагнозом ДЦП, как правило, уроки русского языка не вызывают особых затруднений. Обладая хорошей памятью, они успешно усваивают правила, грамотно пишут. И основная трудность здесь заключается в том, что скорость письма у таких детей очень незначительна. "Непослушная" ручка в любой момент готова выпрыгнуть из слабых пальчиков. И здесь важно терпение учителя. Не стоит торопить, необходимо давать возможность отдохнуть руке, помогать, придерживая линейку при подчеркивании, перевернуть исписанный листок, поменять ручку, делать короткие передышки для массажа пальчиков, ведь "ум ребенка находится на кончиках его пальцев" (Василий Александрович Сухомлинский).

К трудным заданиям по русскому языку относится творческая работа, так как зачастую ребенок проводит все время в четырех стенах своей квартиры и ему трудно описать весенний день, зимние забавы, походы в лес. Поэтому темы для творческих работ необходимо подбирать, учитывая специфику реальной ситуации:

  • моя любимая игрушка;
  • описание дерева под окном.

К трудным урокам можно отнести уроки математики. Хорошо, если в 1–2-м классах ребенок хорошо усвоил таблицу сложения в пределах 20 и таблицу умножения: с таким учеником легко отрабатывать вычислительные навыки в следующих классах, но есть категория детей, которым трудно запомнить такой объем информации. Для этого необходим больший отрезок времени, и так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, целесообразно, чтобы эти таблицы были перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая сработает в необходимый момент.

Методика работы над задачей тоже должна быть подкорректирована с учетом особенностей ребенка. В 1–2-м классах обязательны схема или рисунок, условия задачи. И только тогда – поиск решения.

В 3–4-м классах можно практиковать самостоятельное чтение и разбор задачи. Конечно, времени на это уйдет немного больше, но это будет способствовать развитию умений и навыков работать самостоятельно, что, несомненно, пригодится ребенку в будущем при работе над другим материалом. Решение задачи записывается сначала по действиям с пояснением каждого. Труднее дается запись выражением или уравнением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. ...

Интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе

В статье представлена характеристика развития детей, имеющих сочетание ДЦП и интеллектуальной недостаточности...

Релаксационные игры и упражнения для работы с детским церебральным параличом

Серия игр и упражнений на коррекцию сенсорного восприятия(форма, величина, цвет).Подборка игр и упражнений в стихотворной форме....

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом

Дипломная работа "Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом"...

Всеобуч по теме: "Детский церебральный паралич"

Материал необходимый педагогам для работы с детьми, имеющими диагноз "ДЦП"...

Развитие мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом

У детей с церебральным параличом существует особая трудность формирования мелкой моторики рук. Наряду с общим моторным недоразвитием, нарушается моторный аппарат глаз, ограничивается поле зрения, заде...

Особенности работы педагога с ребенком с детским церебральным параличом

В данном материале перечисляются особенности детей с детским церебральным параличом, а так же даются рекомендации учителям по работе с этой категорией....