Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе начальной школы
статья по теме

Кирменева Ольга Николаевна

Применение здоровьесберегающих технологий поможет сохранить и укрепить здоровье младших школьников, сформировать навыки  бережного отношения  детей к своему здоровью, что  будет способствовать  в дальнейшем  их социализации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii_v_nachalnoy_shkole.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но состояние полного социального, физического и психического благополучия.              

Наше будущее – дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Нынешние  первоклассники совершенно не такие, какими были мы в их возрасте. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью образования человека становится информационная культура, которая строится на современных инновационных процессах.

      Цель современной школы - подготовка детей к жизни… К жизни в мире полном огромного объема информации. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать. В образовательных учреждениях происходит активное использование компьютеров. Отмечается влияние использования компьютерных технологий  на эффективность учебно – воспитательного процесса. Изменяется стиль общения между учителем и учащимися, повышается активизация мышления учащихся.

      Но все это сопровождается определенными проблемами со здоровьем.

По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей, увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончанию школы.  Причинами этому являются:

1) малоподвижный образ жизни;

2) перегрузка учебного процесса;

3) несбалансированное питание;

4) отсутствие здорового образа жизни;

5)неблагополучная экологическая обстановка.

Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.  Надо четко осознавать, что эффективность учебного процесса во многом определяется учетом физических и психологических особенностей детей. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой и подготовить себя к жизни. Состояние здоровья учащихся младших классов во многом зависит от них самих, а, следовательно, от учителя и родителей. В « Основных  направлениях общеобразовательной и профессиональной школы» сказано: «Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимум знаний в области гигиены и медицины,  смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке».  Только тогда ребенок будет ответственно подходить к своему здоровью. И помочь ему в этом должен учитель.

 Цель:

1) создать условия, позволяющие сохранить и улучшить здоровье учащихся и обеспечить успешность обучения.

2) активизировать инновационную деятельность участников образовательного процесса.

Задачи:

 -систематически проводить мониторинг динамики здоровья и психофизического здоровья детей.

 - выявить и определить способности каждого ребенка в области физической культуры.

-  сформировать у учащихся и родителей  осознание необходимости заботиться о своем здоровье, укреплять его, овладения теоретическими и практическими навыками по развитию физических качеств.

Понятие здоровья включает в себя следующие компоненты:

1) режим  дня;

2) чистота тела, жилища и продуктов  питания;

3)  выбор одежды;

4) рациональное питание;

5) движение;

6) закаливание и  оздоровление;

7) положительные эмоции;

8) отказ от вредных привычек.

 

       От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительное время поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

В практику вошло проведение на уроках разнообразных по содержанию упражнений, способствующих активному отдыху. Они могут проводиться в начале урока в течение 1-2 минут перед изучением нового материала, после объяснения, перед практической работой, во время практической деятельности для стимулирования эмоционального настроя.

Оздоровительные упражнения на уроках:

1) гимнастика для глаз;

2) гимнастика для пальчиков послужит активным отдыхом для них и увеличит их подвижность и силу;

3) для поднятия настроения ( Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я хороший ученик! Я хочу учиться! Я буду много знать!)

Формулы самовнушения действуют не сразу, но подсознание примет повторяющуюся информацию как приказ к действию;

4) минутка тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров);

5) музыкальная пауза дарит человеку духовное и физическое здоровье, является средством борьбы с переутомлением; наиболее сильный и ярко выраженный эффект дает мелодичная и спокойная музыка П.И.Чайковского « Времена года». Оздоровительные минутки необходимо проводить не только на уроках чтения, математики, русского языка, но и уроках технологии, изобразительного искусства.

      Для сохранения здоровья влияют  также правильно составленное расписание уроков в течение недели, смена видов деятельности на уроке, (самостоятельная  работа, работа с учебником, устная работа, письменная, творческие работы). Индивидуальное дозирование объема нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается, благодаря гибким вариативным формам построения системы учебного процесса. Не менее важным является эмоциональный климат на уроке. Он во многом зависти от доброжелательного тона учителя. Хороший смех дарит здоровье. Улыбка, искренний смех учителя и ученика стоят не меньше физкультминутки.  Уроки здоровья, посещение детьми спортивных секций, соблюдение режима учебы и отдыха, организация горячего питания, спортивно – оздоровительные мероприятия, создание здровьеформирующей образовательной среды помогут сохранить здоровье детей.

Упражнения для снятия общего или локального утомления.

Буратино.                                                                 Лягушка.

Буратино потянулся,                                   На болоте две подружки,

Раз -   нагнулся,                                           две зеленые лягушки,

Два – нагнулся,                                           Ножками топали,

Три – нагнулся,                                           Ручками хлопали.

Руки в стороны развел.                              Вправо, влево наклонялись

Ключик ,  видно не нашел.                        И обратно возвращались.

Чтобы ключик вам достать,                       Вот здоровья в чем секрет,

Надо на носочки встать.                             Всем друзьям физкультпривет.

Котенок.

Котенок крадется ( Движение на цыпочках)

Котенок бежит ( Движение с пятки на носок)

Котенок танцует ( Различные танцевальные движения)

 Упражнения для кистей рук.

Аплодисменты.

Сложить кисти рук ладонь на ладонь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец  правой руки о мизинец левой руки и т. д. Выполняется 15- 20 минут.

Бабочка. ( Сказка)

Бабочка спит в твоем кулачке. Вот  она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко ( мизинец) потом – другое( безымянный палец). Наконец запорхало большое крыло ( средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще сидит на  ладошке другой  руки. Подуй на нее! Полетела!

Гимнастика для глаз.

Филин.

Закрыть глаза на 3-4 с. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течении 5-6 с.

Веселые рожицы.

Изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей  (гримаса ежика – губки вытянуты вперед – влево- вправо -  вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.)

      Затем изобразить Кикимору, Бабу – Ягу, бульдога, волка. Мартышку.

Рисование носом.

       Посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представьте себе, что нос стал таким длинным, что  стал доставать табличку. Написать носом выбранный элемент.

       Далеко – близко.

Учитель называет вначале удаленный предмет, а через 2 -3 с. – предмет, расположенный близко. Учащиеся быстро  отыскивают предметы и называют их.

Упражнения, корректирующие осанку.

Самокоррекция.( упражнения выполняется стоя)

Выпрямиться: 1 – посмотреть налево; 2 – посмотреть направо подравняться.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо

Спинка ровная у нас!

Кузнечики.

Поднимаем плечики,

Прыгают кузнечики!

Выше, выше, высоко.

Ниже, ниже, низко.

Сели, посидели,

Травку покушали.

Тишину послушали.

Дыхательная медитация.

   Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка.

Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и телом. Вдох, выдох. Тело превращается в « губку»: на выдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Скороговорки музыкальные.

Глубоко вдохнуть и на одном дыхании выдохнуть:

На пригорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорки…

Музыкальный алфавит.

А,б,в,г,д,е,ё,

Ж,з,и,й,к,

Л,м,н,о,п,р,с,

Т,у,ф,х,ц,ч,,ш,щ

Мягкий знак и твердый знак, э,ю,я.!

Умение поддерживать состояние активности учащихся – важный критерий оценки здоровьесберегательного аспекта используемых учителем педагогических технологий.

 

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Доклад по теме самообразования "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"....

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы

Одним из приоритетных направлений современной школы является сохранение и укрепление здоровья школьников.Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе,  его полноценного разви...

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Цель работы – внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс начальной школы с целью улучшения состояния  здоровья детей....

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Состояние здоровья подрастающего поколения - главное направление работы школы....

Реферат «Возможности здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы»

Краткое описание документа:Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна. За последние ...

«Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы»

Актуальность темы.Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые и более высокие требования к человеку и его здоровью. Проблема сохранения и целенаправленного формиро...

РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема здравоохранения, в целом, и обеспечение здорового образа жизни учащихся начальной школы, в частности, занимает особое место среди задач системы образования на современном этапе[1]. Крепкое зд...