Проектирование и проведение новогоднего праздника для учащихся 1-х – 4- х классов
статья по теме

Ефимова Елена Владимировна

Методические рекомендации для классных руководителей, воспитателей ГПД, педагогов ДО по проектированию и проведению новогоднего праздника на примере авторской разработки сценария "Новогодние приключения Снеговика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsionnaya_rabota.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

«Дополнительное образование в школе

(организация досуговой деятельности)»

Аттестационная работа

Проектирование и проведение новогоднего праздника

 для учащихся 1-х – 4- х классов

Методические рекомендации

для классных руководителей,

воспитателей ГПД, педагогов ДО

Автор:

Ефимова Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования,

воспитатель ГПД,

ГБОУ Гимназия № 74,

ГБОУ ДОД ДДТ «Союз»,

учитель технологии, ГБОУ лицей №95

Куратор:

Карелова Ирина Михайловна

Санкт-Петербург

2014 год

Оглавление

Введение

  1. Теоретические основы проектирования игровой досуговой программы

  1. Организация досуга младшего школьника в соответствии с ФГОС
  2. Праздник как форма игровой досуговой программы

  1. Разработка новогоднего праздника

2.1 Этапы проектирования новогоднего праздника

2.2 Проектирование замысла праздника

  1. Заключение
  2. Литература

  1. Приложения

  1. . Компьютерная презентация «Новый год шагает по планете»
  2. . Компьютерная презентация «Проектирование и проведение новогоднего праздника»
  3.  Компьютерная презентация «Мастер-класс по изготовлению елочных игрушек»
  4.  Фотоотчет о новогоднем празднике в коллективе «Умелые руки» ГБОУ ДОД ДДТ «Союз»  на базе групп продленного дня гимназии №74.
  5.  Сценарий новогоднего праздника «Новогодние приключения елочных игрушек


Введение

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения.

Программой по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы поставлена цель по воспитанию детей как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, сознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа.

Воспитание выступает одним из важнейших элементов и инструментов прогрессивного развития общества как непрерывного процесса смены поколений. Воспитание - это социально-педагогический процесс, поддерживающий развитие человека, общества и государства.

Воспитательный процесс реализуется тремя главными социальными институтами: семьей, школой и обществом (в целом); но ведущая роль остается за самим ребенком, то есть воспитание становится успешным только тогда, когда оно превращается в программу самовоспитания. «Никакой воспитатель не может утвердить в душе ребенка хорошее, если сам ребенок не стремится к этому», - отмечал В.А.Сухомлинский. Воспитание направлено на создание условий для освоения ребенком культуры человечества и формирование личностной готовности к сохранению и развитию культуры (своей, семейной и общественной). Для успешности воспитательной работы необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами) сказки, сопереживая героям, любят рисовать, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие поручения. Есть у всех детей и потребность в умственной деятельности, в познании. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности), когда интеллектуальное напряжение приносит ребенку радость, положительные эмоции, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам и возможностям ребенка, - становится основой для их всестороннего развития и воспитания.

Воспитание в принципе невозможно, если рассматривать ребенка только как объект воспитания. Ребенок - это целостная личность, с которой необходимо общаться и понимать ее, полноправный партнер. В.А.Сухомлинский  писал по этому поводу: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира»

Игровая досуговая программа как нельзя лучше позволяет решать основные задачи по воспитанию ребенка, так как игра является свободной, естественной и интересной для него формой жизни. Игра - это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. Игра - это естественный язык ребенка, среда его самовыражения, где он чувствует себя наиболее комфортно. По словам А.С. Макаренко «в детском возрасте игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело».

Каждая игра выполняет определенные функции.

Игра, особенно ролевая, оказывает огромное влияние на развитие ребенка, мотивационно-потребительскую сферу, преодоление «Познавательного эгоцентризма».  

Игры создают большие возможности для развития организаторских  умений и навыков ребят.

А. Эйнштейн говорил: «Понимание атома – детская игра по сравнению с пониманием детской игры. Если задуматься, что делает вашу жизнь скучной и монотонной, скорее всего, придется остановиться на главной причине – отсутствие разнообразия. Любая игра делает жизнь ребенка богаче, расширяет опыт далеко за пределами того, что можно пережить в повседневности. Игры помогают ребенку осваивать многие полезные функции, развивать способности и важные в жизни качества. Но главное, чему он учится в игре – это быть человеком.

Взрослым следует более внимательно подходить к игре, быть более терпеливыми».

В данной работе будут рассмотрены теоретические аспекты проектирования игровой досуговой программы: определено место организации досуга младших школьников в рамках внеурочночной деятельности в соответствии с ФГОС; рассмотрена организация праздника как формы игровой досуговой программы.

 Определены этапы проектирования новогоднего праздника. Предложена схема разработки замысла новогоднего праздника в творческом объединении «Умелые руки» ГБОУ ДОД ДДТ «Союз» на базе групп продленного дня ГБОУ гимназия № 74 как коллективная творческая деятельность учащихся и педагога.  

Представлены сценарий новогоднего праздника «Новогодние приключения снеговика», прошедший апробацию в группах продленного дня ГБОУ гимназия № 74, фотоматериалы и компьютерные презентации.

При написании работы использовались специальная литература, материалы лекций курсов повышения квалификации и личный опыт работы автора.


  1. Теоретические основы проектирования игровой досуговой программы

  1. Организация досуга младшего школьника в соответствии с ФГОС

Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля трактует досуг как  свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела.   Большой толковый социологический словарь  (Д. Дэвид, Джери Дж 2001 г.) определяет ДОСУГ (leasure) как - 1. Время, свободное от работы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановления, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий. - 2. Деятельность, занимающая "свободное время".

Хрестоматия - педагогический словарь библиотекаря (Российская национальная библиотека, 2005-2007 г) дает следующее определение досуга:

«ДОСУГ — возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество (см. также Техническое творчество) обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.)»

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации должны быть созданы условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Особое внимание уделяется организации детского досуга.  Деятельность, организуемая в свободное от уроков время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности определяется как внеурочная деятельность и является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

- усиление педагогического влияния на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

- организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с педагогами ДО, библиотекой, семьями обучающихся;

-выявление интересов,  склонностей, способностей, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

- оказание помощи в поисках «себя»;

- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

- расширение рамок общения с социумом;

- воспитание культуры досуговой деятельности обучающихся.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Для младших школьников используются следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовая деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Каждый вид деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

 


  1. Праздник как форма игровой досуговой программы

 Безусловно, по содержанию деятельность школьников в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно. Наиболее полно удовлетворяет этим требованиям такая форма игровой досуговой программы как праздник.

Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник можно считать стержневой формой  работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуется  коллективное творческое дело (КТД), мероприятия, игры, конкурсы, викторины и т.п.

Дети с большим желанием готовятся к празднику: придумывают конкурсы, любят сюрпризы, неожиданности, своеобразные призы.

Очень важно, чтобы каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать свою значимость.

И.П. Иванов дает меткое определение  праздника:

«Праздник - это активное отношение детей, их творческое участие в организации и проведении празднества, во всех играх, выдумках, забавах. Праздник – это комплекс познавательных, спортивных, игровых дел. А главное  - в каждом из них – это творчество, выдумка в оформлении и в самих делах»

Ребят больше всего радует праздник, когда они узнают что-то новое, когда радуют  родителей. Часто именно на празднике ребенок самоутверждается.

Праздник является педагогически эффективной игровой досуговой программой, если:

  1. Содержание и форма проведения праздника соответствует возрасту и потребностям детей;
  2. Праздник является итогом определенной совместной практической деятельности детей и взрослых;
  3. Праздник выступает в единстве с другими формами воспитательной работы (беседа, экскурсия, КТД и другие) и является стержневым делом, вокруг которого разворачивается  групповая и индивидуальная деятельность детей и взрослых.
  4. Содержание обладает гуманитарной направленностью;
  5. В разработке праздника используются инновационные подходы
  6. Оформление праздника должно быть  ярким и запоминающимся


  1. Разработка новогоднего праздника

2.1 Этапы проектирования новогоднего праздника

При проектировании праздника необходимо учитывать важные моменты подготовки (предпроектный этап, этап проектирования и подготовительный этап),  проведения праздника (этап реализации) и последействия (диагностико-аналитический этап). 

Предпроектный этап  можно представить в виде следующей таблицы:

Участники программы

Учащиеся 1-4х классов, посещающих группы продленного дня

Изучение интересов и ценностных ориентиров

Наблюдение, опрос детей и родителей: конкурсная игровая программа

Наличие творческой группы единомышленников

Учащиеся 4-х классов, воспитатели ГПД, родительский комитет

Выдвижение идей

Методика коллективного творческого дела (КТД): «Если делать что-то вместе – все гораздо интересней!»

Цель

  • создание условий для сплочения детского коллектива,
  •  осмысления проблемы культуры поведения,
  • пробуждение  интереса к педагогически целесообразным формам досуга

Определение педагогических задач

  • создать праздничное настроение у детей
  • активизировать потребность в творческом взаимодействии и общении
  • создать условия для проявления коммуникативных качеств и умения работать в команде, определять свою роль в коллективе;
  • показать интересные виды досуговой деятельности и создать условия для принятия предложенных форм проведения досуга
  • способствовать овладению детьми  поведенческими навыками на празднике
  • пробудить познавательный интерес к  духовному  наследию, традициям празднования Нового года в  современном  мире и в старину

Разработка замысла

Методика КТД: «Новогодние приключения снеговика»

Форма проведения

Праздник (среднесрочная программа)

Форма обратной связи

Фотоотчет, самоанализ, блиц-опрос, отзывы

Место проведения

Учебный класс ГБОУ гимназия №74

Материально-техническая база

кабинет, оборудованный компьютерной техникой, подключенной к локальной сети Интернет, с проектором, экраном, интерактивной доской;

компьютерные презентации;

реквизит для конкурсов;

новогоднее оформление класса

На этапах проектирования и подготовительном используется методика КТД, разработанная И.П. Ивановым.

КТД - дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям.

Первый этап – предварительная работа педагога-воспитателя. На этом этапе я ставлю цель перед группой единомышленников.

Второй этап - коллективное планирование. Проводится стартовая беседа, в процессе которой обсуждается, как и для кого провести КТД. Затем ведется работа в микрогруппах - обсуждение дела. Я помогаю некоторым группам  при помощи наводящих вопросов, подсказок, советов, одобрения, предложения сделать выбор из нескольких вариантов.

Третий этап – коллективная подготовка, где разрабатывается окончательный вариант дела, распределяются поручения в микрогруппах.

Четвертый этап – коллективное осуществление задуманного. Каждая  микрогруппа демонстрирует то, что заготовила.

Пятый этап – анализ, помогающий выявить значимость данного КТД с помощью вопросов типа: «Что было хорошо и почему? Что нужно учесть на будущее?».  Главное - организовать обсуждение в микрогруппах и выслушать мнение ребят.

Шестой этап – продолжение начатого в других формах деятельности.

Этап проектирования включает в себя проработку замысла, написание сценария с учетом поставленных педагогических задач, композиционным построением и использованием выразительных средств.

Подготовительный этап предполагает совместную работу всех членов группы единомышленников над разработкой творческих заданий, конкурсов, реквизита, оформления класса и подготовку призов, в том числе:

 

  • выбор помощников, которые будут участвовать в проведении праздника.
  • подобрать  праздничные частушки, приметы, загадки, подготовиться их исполнять
  • изготовление елочных игрушек – шариков из тканевых помпонов
  •  Оформление выставки «Праздник «Новый год» »
  • Расстановка в классном помещении: стулья для групп учащихся, посередине – свободная площадка, стол для реквизита, стол для конкурсов
  • Оформление помещения к Новому году: на стенах развешаны плакаты и рисунки, на окнах и стенах – снежинки,  на столе у  центральной стены – символ Нового года – нарядная елка.
  • Подготовка сладких призов (пряники, конфеты, сушки) для участников игр
  • Взаимодействие при подготовке с родителями.
  • Компьютерная презентация «Новый год шагает по планете»
  • Видеофильм о  праздновании Нового года (Медиаприложение «Поликультурный Санкт-Петербург»  в рамках  городской программы «Толерантность»)
  • Музыкальное оформление: П.И. Чайковский «Времена года. Декабрь. Святки», современные музыкальные композиции на тему «Новый год»
  • Значки-снеговички и значки- Деды-морозы для награждения

Часто для ребенка более значимым является подготовка к празднику, а не сам праздник. Для ребят младшего школьного возраста важно быть значимым и оцененным старшими: родителями, учителями, воспитателями, а также администрацией школы. На этапе подготовки к празднику по методике КТД  в коллективе «Умелые руки» выполняются  приглашения для гостей, новогодние игрушки, элементы украшения класса. Дети очень серьезно подходят к  изготовлению приглашений и украшений для класса. Чаще  всего они делают открытки и снежинки. Иногда им помогают родители

Дети активно участвуют в подготовке реквизита и отдельных заданий для конкурсов. ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС – значит оригинальный, нестандартный. Здесь участники соревнуются в той деятельности, которая отличается творчеством. При организации творческого конкурса ученые (С.П.Афанасьев, С.В.Коморин, А.И.Тимонин и другие) называют 10 главных компонентов успеха, о которых следует помнить.  Это:

  • интересные задания;
  • красивое оформление;
  • материальное обеспечение;
  • музыкальное сопровождение;
  • находчивый ведущий;
  • компетентное жюри;
  • эмоциональные зрители;
  • исполнительные помощники;
  • подготовленные команды;
  • призы для зрителей.

Самое трудное в конкурсе – придумать задания, которые должны будить воображение. Для разработки таких конкурсов существенную помощь оказывает метод ассоциативного мышления. 

На подготовительном этапе детям демонстрируется презентация «Новый год шагает по планете», в которой рассказывается о традиции празднования Нового года в разных странах.

 Также воспитанники ГПД  получают послание от Деда Мороза, где он просит «слепить» для него Снеговика. Оказывается, Снеговики зимними ночами следят за чистотой и порядком, а самый главный Снеговик – помощник куда-то подевался! Дед Мороз боится, что без помощи Главного Снеговика Праздник может не получиться, потому что некому будет следить за порядком и чистотой, а ведь это очень важно делать всегда, а на празднике особенно! На подготовительном этапе воспитанники коллектива «Умелые руки» «лепят» снеговиков из ткани, рисуют, сочиняют рассказы.

 Этап реализации предполагает непосредственно само проведение конкурсно-игровой программы «Новогодние приключения снеговика» с активным привлечением всех участников в яркой, запоминающейся форме. «Снеговиками» становятся сами ребята. От конкурса к конкурсу «Снеговик» попадает в разные ситуации. Чтобы Снеговик «слепился», детям приходится  оказывать помощь друг другу, проявлять инициативу и находчивость. Для успеха праздника очень важно эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать или усилить положительные переживания, удовлетворение по поводу проведенного мероприятия. В конце праздника Главный Снеговик и его помощники оказываются под елкой, а дети получают в подарок маленькие значки-снеговички. И эти снеговички начинают помогать Деду Морозу! Ведь они – снеговички-чистовички! Вместе с ребятами оно наводят порядок в классе. Дети получают сладкие призы и говорят друг-другу пожелания по кругу.  

Диагностико-аналитический этап представлен в виде фотоотчета о проведенном мероприятии на сайте гимназии и в стенгазете. Для выявления мнения ребят о празднике был проведен блиц-опрос «Что тебе понравилось больше всего?», «Что ты узнал нового?», «Чему ты научился у Снеговика?».

        


2.2. Проектирование замысла праздника

Для проектирования замысла праздника были использованы методики КТД и ассоциативного мышления. Детям была поставлена задача подобрать ассоциативный ряд слов на заданную тему. Результат их деятельности представлен в следующей таблице:

Новый год

Приключения

Снеговик

Настроение

Обезьяна

Шарики

Елочные игрушки

Человек

Снежки

Телевизор

Путешествия

Дед мороз

Снег

Поход

Снег

Снеговик

Природа

Прогулка

Речь президента

Поиск

Зима

Снегопад

Друзья

Морковка

Веселье

Попугай

Игра

Елка

Разгадка

Веселье

Праздничный стол

Тайна

Растаял

Дед мороз

Письмо

Подарки

Семья

Танцы

Песни

Музыка

Игра

Пользуясь таблицей, я смогла вычленить логическую цепочку, определяющую игровую ситуацию, сценарный ход, и творческие задания.


  1.  Заключение

В данной работе рассмотрены основные моменты проектирования игровой досуговой программы в форме праздника как средства воспитания детей в условиях коллектива прикладного творчества «Умелые руки» на базе групп продленного дня. Предложена схема разработки замысла новогоднего праздника в творческом объединении «Умелые руки» ГБОУ ДОД ДДТ «Союз» на базе групп продленного дня ГБОУ гимназия № 74 как коллективная творческая деятельность учащихся и педагога.  

Определена главная задача воспитателя и педагога дополнительного образования – создание образовательной среды, направленной на раскрытие индивидуальности ребенка, развитие его эмоционально-нравственной сферы,  повышение уровня саморазвития и самообразования. Отмечена воспитательная роль досуговой деятельности как таковой и воспитательное значение мероприятий, участниками которых являются дети; показано воспитательное значение технологического процесса подготовки праздника как коллективной творческой деятельности.  

Выявлена важность и необходимость  установления психологического климата и контакта между педагогом и детьми для успешного процесса воспитания. Намечены формы работы, учитывающие возрастные особенности детей и условия проведения внеурочных занятий в школе на базе групп продленного дня.

Общий результат: 

         Освоение младшими школьниками трех уровней образовательных результатов:

- первый уровень -  приобретение социальных знаний (об общественных нормах, об устройствах общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание реальности и повседневности жизни.

- второй уровень - развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, отечество, природа, мир, труд, культура, здоровье), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьников с другими школьниками на уровне класса, школы,  то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать);

- третий уровень результатов - накопление опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников с социальными субъектами за пределами школы или своего класса, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии дети становятся деятелям, гражданами, свободными людьми.

             Игровая досуговая программа в форме праздника ориентирована на достижение результатов определенного уровня и имеет возрастную привязку: 1 класс – на приобретение школьниками социальных знаний; 2-3 класс - на развитие позитивного отношения школьника к базовым общественным ценностям; 4 класс – на накопление школьником опыта самостоятельного социального действия.

        Новогодний праздник «Новогодние приключения снеговика» прошел апробацию в группах продленного дня ГБОУ гимназия № 74. Сценарий новогоднего праздника,  фотоматериалы и компьютерные презентации представлены в приложении. В результате проведения Новогоднего праздника были созданы условия для сплочения детского коллектива и принятия предложенных форм проведения досуга; дети заинтересовались  традициями празднования Нового Года  и приобрели социальные знания и поведенческие навыки, а также опыт позитивного взаимоотношения и самостоятельного социального действия. Полученные знания по организации досуга (игры со словами, «Снежки», конкурс художников) использовались ими в дальнейшем на практике.

        Данная методическая разработка может быть рекомендована классным руководителям, воспитателям ГПД, педагогам дополнительного образования для проектирования и проведения праздников в детских коллективах. Также предложенной схемой могут воспользоваться учителя-предметники при проведении урока  в форме игры-соревнования. Как учитель технологии я применила данную методику при проведении итоговой работы в 7-х классах в рамках конкурса творческих проектов. Игровые технологии являются на сегодняшний день наиболее действенной формой организации досуговой и учебной деятельности учащихся.

Выражаю благодарность Ирине Михайловне Кареловой за помощь в работе и консультации, а также коллективам ДДТ «Союз» и гимназии № 74 Выборгского района за помощь и содействие в работе. 


  1. Литература

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В.. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Стандарты второго поколения. - М.:Просвещение, 2010.
  3. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. – М.: «ЦГЛ», 2002.
  4. Закон Российской Федерации "Об образовании";
  5. Закон Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 381-66 "Об общем образовании в Санкт-Петербурге".
  6. Карелова И.М. Проектирование игровых досуговых программ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ», 2011.
  7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
  8. Лавренева Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – СПб.: «Паритет», 2000.
  9. Локалова М.С. Праздник в подарок. – Ярославль: Академия развития, 2000.
  10. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983
  11. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. – Мн.: Экоперспектива, 2003
  12. Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004
  13. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2004
  14. Праздник под созвездием Игры: сборник сценариев игровых программ и праздников/ Ред.-сост. И.М.Карелова. – Выпуск 2. –СПб.:Специальная литература, 2004.
  15. Праздник под созвездием Игры: сборник сценариев игровых программ и праздников/ Ред.-сост. И.М.Карелова. – Выпуск 3. –СПб.:Специальная литература, 2006.
  16. Программа по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 8 ноября 2011 года N 1534
  17. В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям. – Минск: «Нар.Асвета», 1981

  1. Приложения.

  1. . Компьютерная презентация «Новый год шагает по планете»
  2. . Компьютерная презентация «Проектирование и проведение новогоднего праздника»
  3.  Компьютерная презентация «Мастер-класс по изготовлению елочных игрушек»
  4.  Фотоотчет о новогоднем празднике в коллективе «Умелые руки» ГБОУ ДОД ДДТ «Союз»  на базе групп продленного дня гимназии №74.

  1.  Сценарий новогоднего праздника «Новогодние приключения елочных игрушек»

Прием активизации зала , приветствие и командообразование

Учитель:    Здравствуйте, ребятишки!

                   Девчонки и мальчишки!

                   Школьники и шалунишки!

                   Лесом частым,

                   Полем вьюжным

                   Зимний праздник к нам идет,

                   Так давайте скажем дружно:

Все (хором). Здравствуй, здравствуй, Новый год!

Учитель:    Именно этому событию  мы и посвятим наши весёлые конкурсы. Помогут мне в этом мои помощники (называет детей – учеников 4 –х классов). Чтобы все было по честному у нас будет жюри – воспитатели ГПД.

Новый год – зимний праздник, когда вокруг – много- много снега. А в этом году – все наоборот. Снега совсем нет.  Даже в снежки не поиграть, не то, что снеговика слепить. А Дед Мороз очень-очень просил ему помочь! Помните его письмо?

Дети: Да!

Учитель: Но мы сейчас попробуем кое-что придумать. У меня в руках карточки с буквами из слова «СНЕГОВИК». Я буду загадывать вам загадки, а кто правильно отгадает, тот получит буквы и вы попробуете «слепить» снеговика

1. Едва побило зимой - они всегда с тобой.

    Согреют две сестрички. Зовут их...         (Рукавички).

2. Схватил за щеки, кончик носа.

    Разрисовал окно без спросу.

    Но кто это - вот вопрос!

    Все это делает... (Мороз).

3. Из леса принцесса на праздник пришла,

    Бусы надела, огнем расцвела.        (Елка.)

4. Солнце выглянет - заплачет.

Солнца нет - слезинки спрячет.      (Сосулька.)                                

5. Два березовых коня по снегам несут меня.

    Кони эти рыжи  и зовут их...       (Лыжи).

6. Обогнать друг друга рады,

   Ты смотри, дружок, не падай!

    Хороши, остры, легки

    Быстроходные...      (Коньки).        

7. Загадка эта не легка:

    Пишусь через два «к».

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

И называюсь я...         (Хоккей).

8. На белом просторе две ровные   строчки,

     А рядом бегут запятые да точки.        (Лыжня и следы от палок.)

 9. С детворой в снежи играет,

      Шумный водит хоровод.

      Ярко елки зажигает -

      Что за праздник?      (Новый год).

10. Зимой в часы веселья

      Вишу на яркой ели я,

      Стреляю точно пушка,

      Зовут меня...          (Хлопушка),

11. Мир давно ее приметил:

Каждый дом, проспект и улочка.

А теперь ответьте, дети,

Как зовут ее? (Снегурочка).

12. Кто на праздник новогодний

      К нам, друзья, придет сегодня?

      Белоус и краснонос.

      Кто же это? (Дед Мороз).

13. Лежало одеяло,

Мягкое, белое.

Солнце напекло,

Одеяло утекло (Снег)

15.     На деревья, на кусты

С неба падают цветы,

Холодные, пушистые,

Только не душистые. (Снежинки)

16. Его не растили,

Из снега лепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку,

Глаза - угольки,

Ручки-сучки,

Холодный, большой...

Кто он такой?

Все (хором). Снеговик.

Учитель:    Ну молодцы! Снеговики у вас быстро слепились и две команды получились! А снеговики-то у нас не простые. Помните, что писал Дед Мороз? Они у нас следят за чистотой и порядком! Значит, пора приниматься за дело! Смотрите сколько листочков бумаги везде набросано. Ну-ка, снеговики, принимайтесь за работу!

Конкурс «Собери «снег»». Дети на скорость собирают листки бумаги, разложенные в разных местах класса. Зрители помогают подсказками.

Учитель: Молодцы, снеговики! Как чисто стало в нашем классе. А куда же деть эти листочки?

Помощники: Из них можно слепить «снежки» и поиграть. А заодно проверим, кто из вас самый ловкий и меткий. Пришло время поиграть в снежки

Конкурс «Снежная битва». Дети соревнуются в попадании в цель (ведерко).

Учитель: Ой! Пока мы играли, наши снеговики куда-то исчезли! Куда же они делись?

Помощники: отправились в новогоднее путешествие!

Учитель: Мы сейчас попробуем помочь нашим снеговикам поскорее вернуться домой. Вы смотрели презентацию как празднуют Новый год в разных странах и можете ответить на разные вопросы конкурса «Новогодние традиции».    

1. Всем известно, что в Россию Дед Мороз прибывает на тройке лошадей, а в Голландию приплывает на корабле. Каким образом появляется Дед Мороз в Германии? (на ослике)

2. Во Франции в праздничную ночь избирается «бобовый король», и все подчиняются его приказам. Кто может получить титул «бобового короля»?

( тот, кому достанется боб, запечённый в новогодний пирог)

3. В какой стране существует такой обычай: когда часы бьют 12, возвещая наступление Нового года, жители стремятся с каждым ударом съесть по одной виноградине? (Куба.)

4. Какое животное водят по улицам в Гвинее в первый день Нового года? Жители при этом поют и танцуют. (Слон.)

5. Как вы думаете, почему шотландцы открывают дверь, когда стрелки часов

приближаются к 12 и держат ее открытой до тех пор, лежа не прозвучит последний удар? (Чтобы выпустить старый год и впустить Новый.)

6. У англичан в новогодний вечер каждый может прийти на праздник  к незнакомым людям. Гостя радушно принимают, однако ему полагается принести в дом хозяев лепешку, виски и кусочек угля. Как вы думаете, почему именно эти предметы? (Чтобы целый год в этом доме было сытно, весело и тепло)

7. В какой стране на Новый год украшают бамбук? (Вьетнам)

8. Что оставляют английские дети в новогоднюю ночь на спинке кровати, чтобы

Санта-Клаус положил туда подарок? (Чулки)

9. В какой стране под Новый год принято выбрасывать старьё из окон?   (Италия)

10. В какой стране принято встречать Новый год с восходом Солнца?       (В Японии)

Учитель: Молодцы! Настоящие знатоки новогодних традиций! Наши снеговики вернулись из дальних стран, но только слегка растаяли. Надо снова их лепить.

Конкурс «Скульптура»

Каждой команде выдаются: веник, головной убор, морковь и один рулон туалетной бумаги. Используя данные предметы, команда должна превратить одного из участников в снежную скульптуру.

Учитель:Хорошие у вас получились снеговики. Молодцы, ребята! Очень дружно и ловко вы работали в командах. Но у нас не только снега в этом году мало, но и игрушек на наших елках нет. А без игрушек что же за праздник!

Конкурс «Наряди елочку»

Каждая команда получает коробку с ёлочными украшениями. Напротив каждой команды на расстоянии пяти метров ставится сшитая ёлочка. По команде первые игроки берут из коробки ёлочную игрушку, и быстро добежав до ёлочки, вешают её на ветку. Побеждает команда, которая быстрее и красивее украсит ёлку.

(Проводится игра)

Учитель: Пока мы наряжали елку, наши снеговики опять куда-то исчезли. Опять нам придется потрудиться!

Конкурс художников. Каждая команда стоит напротив доски. Сейчас мы будем рисовать снеговиков. Но рисовать её просто по очереди было бы скучно. Поэтому мы завязываем первым игрокам глаза и даём в руки мел. Как только первые игроки справились с задание, им развязываем повязки, а завязываем вторым и т.д.  По команде первые игроки рисуют первый комок, вторые – второй, третьи – третий, четвертые - два шарика-руки, пятые – лицо и т.д. Побеждает команда, у которой снеговик получился красивее.

(Проводится игра)

Учитель:Хорошие из вас получились художники и снеговики снова слепились». Молодцы, ребята! Только что-то они у нас какие-то невеселые. Как их развеселить?

Помощники: Потанцевать!

Конкурс танцевальный

Ну-ка, весь честной народ,

Собирайся в хоровод,

Новый год пора встречать,

Хороводом зазывать!

Вокруг елочки ходить,

С песней хоровод водить

Будет весь наш народ,

Чтоб пришел к нам Новый год!

Учитель:

Натанцевались, устали и, наверное, проголодались. Да и какой же Новый год без праздничного стола! Приглашаем всех за стол, отдыхайте, угощайтесь и попробуйте угадать, что ели снеговики  в далеких странах. А кто угадает, тот получит приз-сюрприз и  дополнительное угощение.

Конкурс «Праздничный стол». Все дети отгадывают анаграммы:

КРОТ+КАША= (картошка)

РОТА+СЕНИ=(осетрина)

КЕТА+ТРОН=(антрекот0

СУД+ТЕНЬ=(студень)

РЫБА+СОКИ=(абрикосы)

БОБР+РЕДУТ=(бутерброд)

ТОСКА+ПАР+ШОВ=

(простокваша)

Учитель: Ну вот мы с вами и выполнили просьбу Деда Мороза: Снеговиков слепили, елочку нарядили и у каждого из вас есть теперь свой маленький снеговичок -  маленький помощник Деда Мороза. И сейчас эти малыши-снеговики очень хотят выполнить свое первое задание Деда Мороза: убрать класс и пожелать всем СЧАСТЛИВОГО ЬНОВОГО ГОДА!

(дети все вместе убирают класс под музыку, встают в круг возле стенда с елочкой и снеговиками  и говорят друг другу пожелания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проектированию и проведению уроков в системе развивающего обучения

Материал этой статьи поможет учителям, начинающим работать в системе РО, разобраться в проектировании уроков, типологии уроков данной системы....

Родители об-ся 3 класса "Д"оказали помощь в проведении Новогоднего утренника.о

При участии детей старшей школы и родителей учеников нашего класса был организован и  проведен Новогодний утренник....

Игры для проведения новогодних праздников. (новогодние забавы).

Игры для проведения новогодних праздников. (новогодние забавы)....

Методические рекомендации по проведению занятия с учащимися 1-го года обучения (7-8 лет) в кружке «Мир бисера» «Новогодние снежинки»

Тема занятия: изготовление новогодних снежинок.Раздел образовательной программы: «Сувениры».Форма занятия: рассказ, демонстрация иллюстраций, самостоятельная работа под руководством педагога.Форма орг...

Сценарий проведения Новогоднего праздинка во 2 классе

Сценарий проведения Новогоднего праздника в начальной школе....

Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках начальных классов»

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...