«Реализация ФГОС: рефлексия на уроке»
презентация к уроку на тему

Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;

Дать представление о классификации рефлексии;

Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksiya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                        «Реализация ФГОС: рефлексия на уроке»

Червочкина Елена Леонидовна –   учитель школы №18 г. Котласа           Архангельской области

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;

Дать представление о классификации рефлексии;

Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА. №1

№2      1)

. В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”№3

        2)В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым №4, нужным №5, а главное – успешным №6. 

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех №7. 

Решение этой проблемы я  вижу в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия “образование” как формированию образа собственного “Я” №8.

      3)Уважаемые коллеги, в моей презентации будут вам встречаться буквы ярко-красного цвета. В ваших конвертах они лежат. Просьба: доставать и выкладывать их по мере появления на экране. Спасибо!

В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

- физическую (успел – не успел) №9

- сенсорную (комфортно – дискомфортно) №10

- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал) №11

- духовную (стал лучше – хуже) №12

         4)Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности. Первокласснику, к примеру, надо научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это значит, что надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), оценивать себя (правильно ли я думаю, размышляю?).

Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей №13 учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.

Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

           5) поиграем в пазлы   №14   из букв попробуйте собрать слово. И мы получили слово:

                                Р Е Ф Л Е К С И Я №15

II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА: №16 ,№17

              Тема моего мастер – класса «Рефлексия», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы участников мастер – класса)

III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:№18

              Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

      №18        А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. 

          Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. 

            Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

        В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

                  Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. №19,20,21,22

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

1)рефлексия настроения и эмоционального состояния

- смайлики или лицо

солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

-Мишка

радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;

       -  «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.

        2)рефлексия деятельности

(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)          

- «лесенка успеха           

 - «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки

-«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

- метод 5 пальцев

    Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

3)рефлексия содержания учебного материала

     - (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

   Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.

                   Дидактический синквейн

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойстввыбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

1.школьная жизнь
2.учебная, насыщенная
3.учатся, воспитываются, общаются
4.период учебы в течении 8-10 лет
5.война и мир

1.Дружба
2.Смелая, неразлучная.
3.Думают, выигрывают, радуются.
4.Помощь другу всегда нужна!
5. Отношение

  - дерево (ребёнок-ствол, руки-ветви, кулачки-бутоны, пальцы-листья)

  - итог работы за неделю

    -вывод-обобщение

    IV.Творческое задание

                     Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика

А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Придумайте свои варианты проведения рефлексии.

V. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА: на столах лежат карточки -с помощью цветограммы оцените моё выступление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС НОО на уроках литературного чтения

Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но оказалось, что фактором номер оди...

Реализация ФГОС НОО на уроках обучения грамоте.

Сообщение на тему "Реализация ФГОС НОО на уроках обучения грамоте."...

Доклад на тему: «Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе»

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...

Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языка

Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языкаЗа последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места пер...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена анализу вопросов применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе. Грамотное использование возможностейИКТ в начальной школе будет спосо...

тема самообразования Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка.

тема самообразования Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка....