Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов. Мастер-класс . Опарина О.Н., Клюшина Е.Н.
методическая разработка по теме

Опарина Оксана Николаевна

Основная цель нашего мастер – класса – это возможность поделиться опытом, который мы приобрели за время работы по развитию метапредметных умений у наших учеников, посредством применения метода проектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Ход мастер-класса:
  2. I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:

       Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это возможность поделиться опытом, который мы приобрели за время работы по развитию метапредметных умений у наших учеников, посредством применения метода проектов.

        Сегодня мы с вами попробуем проследить ниточку, связывающую сам метод проектов с получением метапредметных результатов.  

       Вы углубите свои знания о методе проектов, об алгоритме создания проекта.

        С вами будут проведены практические занятия, в процессе которых вы сможете выяснить, что вам мешает заниматься проектной деятельностью, вспомните основные стадии проекта и поработаете над одной из главных стадий создания проекта – построением алгоритма действий (планированием результата). Кроме того, вы покажете умение работать в команде.

        Я надеюсь, что проведённый сегодня мастер – класс поможет вам начать активно внедрять метод проектов во внеурочную деятельность учащихся.

Итак, мы начинаем.

  1. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР – КЛАССА.

      Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. Среди них особое место, на наш взгляд, занимают метапредметные результаты.   То есть,  универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Способность учеников применить в жизни полученные знания и умения. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

       Как показывает наш опыт, наилучшие результаты  формирования метапредметных умений и навыков даёт применение проектной методики в обучении. Метод проектов - это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности, обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Педагог же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса.

        В структуре метода проектов обычно выделяют пять этапов. Поэтому мы с вами попробуем прочувствовать на себе, сегодня то, что чувствуют наши ученики при создании своей творческой работы.

        Во внеурочной деятельности мы активно используем метод проектов. Причем, объединяем работу двух кружков: кружка «По страницам Самарского края» и кружка «Очумелые ручки». Теоретическая и информационная нагрузка лежит на кружке краеведения, а претворяют в жизнь творческие идеи ребята на кружке по технологии. Сегодня представим, будто вы пришли на интегрированное занятие, и вы – дети.

Практическое занятие №1.

Выбор темы.

        Для выполнения первой части работы, вам необходимо поделиться на группы по 4 человека. При входе вы получали определенную фигуру, круг, треугольник, квадрат или прямоугольник. Поделитесь в соответствии с выбранными фигурами. Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка – это первое, с чего начинается дружба, создается положительная атмосфера. Без которой, решение коллективного проекта будет весьма сложным занятием.

       На доске вы видите облака размышлений, солнышко знаний и шаги к науке. Шаги – это этапы работы над проектом. Всего это пять шагов.

  1. Выбор темы.
  2. Планирование деятельности
  3. Осуществление деятельности по решению проблемы
  4. Оформление результатов
  5. Презентация результатов

       Солнышко знаний – это, конечно же, наш конечный пункт назначения, который согреет нас светом полученных эмоций.

      И наконец, облака рассуждений.  Мы просим одного человека от группы, подойти и выбрать одно облако. Там написаны слова, обобщив их, вы сможете сформулировать тему вашей творческой работы. У вас есть время, чтобы поделиться соображениями и назвать свой проект. Общая тема для всех, внутри которой будут создаваться ваши работы, звучит так: «Мой любимый уголок Самары». Вам нужно, используя рассуждения из облачков, придумать свой уголок, который вы бы хотели создать в Самаре.

       

Практическое занятие №2.

Планирование деятельности

       Следующий этап после выбора темы проекта, планирование деятельности и распределение ролей в группе. Вы выбрали уже свой собственный уголок, дальше уже работа будет строится ,строиться в  зависимости от того,  какова ваша тема.

1. Если то место, которое вы выбрали, уже существует – то вы должны придумать, как его благоустроить и придать ему новую жизнь;

2. Если это придуманное вами место, то вам следует продумать его назначение, описание внешнего и внутреннего строения, рекламу.

       Внутри группы вы распределяете роли:

1. Руководитель-вдохновитель (человек, который описывает сам проект, его назначение и то, что требуется для его возведения; руководит работой команды; подсчитывает затраты и прибыль);

2. Архитектор-дизайнер (тот, кто оформляет и декорирует новое здание, составляет наброски или рисунки вашего уголка Самары);

3. Творец (человек занимающийся построением модели, макета из материалов, которые имеются у вас в наличии на столах);

4. Пиар-менеджер (тот, кто руководит продвижением проекта, создает рекламу вашему объекту).

       У каждого из вас есть небольшое количество времени для самостоятельной работы. А потом вы вместе обсуждаете проект, выдвигаете идею. Вы команда, перед которой стоит общая цель!

     

Практическое занятие №3.

Осуществление деятельности по решению проблемы. Подбор информации.

      Далее вам нужно собрать, как можно больше информации по теме – это третий этап работы над проектом. Для этого мы предлагаем вам заполнить стенд «Поиск знаний». У каждой группы есть свой стенд, на нем вы должны написать, как можно больше способов поиска информации.

       

Практическое занятие №4.

Оформление результатов

       А вот настал и самый основной этап нашей работы – создание макета, модели, плаката или коллажа по вашей теме. Руководители сделали заказ, архитекторы разработали наброски и дизайн вашего изделия, теперь пришел черед творцов! У каждой группы есть время на то, чтобы выполнить свое изделие. Участие принимать в создании могут все участники группы! Удачи!

Практическое занятие №5.

Презентация результатов

       Отлично! А сейчас представьте, что вы участвуете в борьбе за гранд на строительство проекта  по Самаре и Самарской области. Вам следует, представить свой проект таким образом, чтобы ни один конкурент не смог отобрать у вас  ваше место под солнцем! Итак, соревнование за гранд считаем открытым!

  1. III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МАСТЕР–КЛАССА:

       Все поработали очень хорошо. Мы бы каждому из вас выделили гранд, если бы имели на то возможность. Лично наше любимое место - это Шоколадная фабрика Россия, которая находится в нашем городе! Поэтому мы хотели бы угостить вас шоколадом!

       Подводя итоги нашего мастер-класса, хотелось бы сказать, что метапредметные результаты – умение претворить в жизнь то, о чем ты узнал или чему научился, то что пригодится тебе в жизни. Отличным подспорьем в этом направлении может стать метод проектов. Ведь он оказывает наибольшее влияние на группы умений, являющихся важными при достижении метапредметных результатов. К ним относятся:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшие решения);
  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности);
  • оценочные (давать свою оценку событиям, личностям);
  • информационные (самостоятельно искать  нужную информацию, использовать современные источники информации);
  • менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы и др.).

       Мы стараемся учитывать все это при работе во внеурочной деятельности. Нам  хотелось бы представить работы ребят, которые вы можете увидеть на выставке в левой части класса. А также показать вам презентацию с фотографиями проектов, выполненных учениками нашей школы на занятиях в кружках.

        Итогом вышесказанного могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».

Спасибо за внимание! До новых встреч!

        После этого просим заполнить анкету для нашего самоанализа.

     

           Просим поставить знак «+», выбрав баллы от 1 до 5

       

Вопросы

1

2

3

4

5

1.

  Как, по вашему мнению, прошёл мастер – класс?

2.

  Как работали участники мастер – класса:

  • как общались?
  • все ли участники команды были активны?
  • проявляли ли терпимость к любой точке зрения?
  • как аргументировали свои мысли?

3.

  Были ли созданы условия для активного взаимодействия участников между собой

4.

  Ваши  предложения (замечания, дополнения) по проводимому мастер – классу.

Просим поставить знак «+», выбрав баллы от 1 до 5

       

Вопросы

1

2

3

4

5

1.

  Как, по вашему мнению, прошёл мастер – класс?

2.

  Как работали участники мастер – класса:

  • как общались?
  • все ли участники команды были активны?
  • проявляли ли терпимость к любой точке зрения?
  • как аргументировали свои мысли?

3.

  Были ли созданы условия для активного взаимодействия участников между собой

4.

  Ваши  предложения (замечания, дополнения) по проводимому мастер – классу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность ученика начальной школы как способ достижения метапредметных результатов образовательного процесса

Статья является итогом длительной работы по вовлечению обучающихся в работу над проектом. Систематичность такой деятельности побуждает детей к разного рода исследованиям и поиску информации. Обработка...

Проектная методика как один из способов достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.С помощью данных т...

« Технология продуктивного чтения как способ достижения метапредметного результата»

От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, анали...

Презентация "Метод проектов как способ достижения современного образовательного результата"

Проектная деятельность сделает процесс обучения интересным и продуктивным....

«Современные образовательные технологии как способ достижения метапредметных результатов в начальной школе»

Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным д...