Компьютерные (новые информационные технологии) обучения в начальной школе.
статья на тему
Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, сохраняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершено необходимым становится подход к изучению знания в целом, к установлению связей между отдельными областями знаний. Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Компьютерные (новые информационные)
технологии обучения в начальной школе»
Выполнила: Королева Мария Васильевна, учитель МБОУ школы № 8 г. Долгопрудный |
Цель: рассмотреть методические основы использования компьютерных (новых информационных) технологий обучения в начальной школе.
Задачи: дать характеристику компьютерной (новой информационной) технологии обучения с опорой на литературные источники; рассмотреть особенности организации данной технологии в начальной школе; разработать оптимальные варианты использования данной технологии.
Актуальность: В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.
Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, сохраняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершено необходимым становится подход к изучению знания в целом, к установлению связей между отдельными областями знаний. Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования.
В этом направлении идёт и процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий; усиление внимания развивающей функции обучения; реализация принципа гуманизации и гуманитаризации образования.
Учитывая требования современного образования, будущему учителю
необходимо научиться ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений и не тратить время на открытие уже известного.
Введение.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.
Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты изменяют форму подачи материала и роль ученика в получении знаний. Ученик учится получать и пользоваться информацией из разных источников, в том числе и расположенных во всемирной сети Интернет.
Сущность компьютерной (новой информационной) технологии.
«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).
Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.
Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.
Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.
Концептуальные положения.
• Обучение - это общение ребенка с компьютером.
• Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
• Диалоговый характер обучения.
• Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
• Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект — субъект, объект - субъект.
• Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
• Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
• Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.
Цели и задачи компьютерной (новой информационной) технологии.
Акцент целей:
• Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
• Подготовка личности «информационного общества».
• Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.
• Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Задачи использования ИКТ:
• повысить мотивацию и эффективность процесса обучения;
• способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
• совершенствовать методики проведения уроков;
• своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
• планировать и систематизировать свою работу;
• использовать как средство самообразования;
• качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Типология компьютерных технологий.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:
I - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера)
Формы компьютерной (новой информационной) технологии.
В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговый (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет:
— источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
— наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
— индивидуальное информационное пространство;
— тренажер;
— средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
— средство подготовки текстов, их хранения;
— текстовый редактор;
— графопостроитель, графический редактор;
— вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
— средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
— программировании, обучении компьютера заданным процессам;
— создании программных продуктов;
— применении различных информационных сред.
Сотрудничающий коллектив воссоздаётся компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в INTERNET.
Досуговая среда организуется с помощью:
— игровых программ;
— компьютерных игр по сети;
— компьютерного видео.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
- Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
- Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
- Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
- Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно – наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Использование ИКТ на различных этапах уроках:
• подготовка учащихся к усвоению новых знаний;
• усвоение новых знаний;
• закрепление новых знаний;
• подведение итогов урока;
• домашнее задание.
Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
в составлении кроссворда, ребуса по теме,
в изготовлении учебного пособия;
в подготовке различных творческих сообщений;
в изготовлении презентаций и др.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.
Электронные ресурсы учебного назначения:
• мультимедийные курсы;
• презентации к урокам;
• логические игры;
• тестовые оболочки;
• электронные энциклопедии; Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.
• ресурсы Интернет.
- дистанционные олимпиады
Особенности использования ИКТ в начальной школе.
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!».
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:
• Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
• Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;
• Использование готовых программных продуктов;
• Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;
• Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
• Создание текстовых работ;
• Обобщение методического опыта в электронном виде.
Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Заключение.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Использованная литература
- Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии Как фактор модернизации учебного заведения//СПО. – 2004
3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. М.: Изд-во МПСИ, – 2008.
4. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения// Педагогические технологии. – 2004. – №2.
5. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании./ И.Г.Захарова – М.: Издательский центр «Академия», – 2003
6. Климов В.Г. Психолого-педагогические проблемы эффективности использования информационных и коммуникационных технологий обучения// СПО. - 2004.- № 6
7. Матрос Д.Ш. Основы теории информатизации процесса обучения.//Педагогика. 2007, № 6.
8. Молочкина Н.Ю. Диагностика, анализ и мониторинг образовательного процесса в начальной школе. Журнал «Завуч начальной школы» 2002 г. № 1.
9. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под. ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», – 2000
10. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Школа-Пресс, 1994.
11. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. – М.: Пе-
дагогика, 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-2839-1364406976.jpg)
Использование новых информационных технологий (НИТ) в начальной школе.
Применение НИТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/18/picture-68450.jpg)
Использование элементов коммуникативной технологии обучения в начальной школе
В современном российском обществе учитель призван сыграть главную роль в формировании инновационного потенциала государства. Решить эту важнейшую государственную задачу сможет только творчески р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/17/picture-77527-1623922211.jpg)
Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе
В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отноше...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/22/picture-258484-1369247347.jpg)
Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/20/picture-364433-1545319847.jpg)
Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе.
В данной статье расмотрены принципы здоровьесберегающей педагогики, применение ЗОТ в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/18/picture-541582-1479447219.jpg)
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/08/picture-827411-1475924103.jpg)
Основные принципы новых информационных технологий обучения
Компьютерные технологии используются как обучающие средства, развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты обучения, связанные ...