Проектная работа в начальной школе
статья на тему

Орлова Ирина Вячеславовна

      Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа в начальной школе

Орлова Ирина Вячеславовна,

учитель начальных классов

ГБОУ школы № 359

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

           Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения

           В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях

            Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

           Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

            Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Задача учителя не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации. Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным).

Особенности детей младшего школьного возраста.

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

Особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). 

Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

1. Провести подготовительную работу.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

5. Создавать группу не более 5 человек.

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

7. Учесть и избежать «подводных камней».

Библиографический список:

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

2. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

4. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.

5. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998

6.  Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 1996, с.610.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности

7. http://schools.keldysh.ru/labmro   — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа учащихся начальной школы.

Проекты- презентации учащихся 4 класса на тему "Ради этого стоит жить!"...

Организация проектной работы в начальной школе

Доклад на тему: "Организация проектной работы в начальной школе"...

Проектная работа в начальной школе.

В  работе рассказывается о проектной деятельности в общем и в начальной школе....

Требования к содержанию и оформлению проектной работы в начальной школе

Работа должна содержать:титульный лист;оглавление;введение;основную часть;заключение;список используемых источников  (список литературы);приложения Подробно об этом можно узнать из моей стат...

Проектная работа в начальной школе

Проектная работа в начальной школе...

Проектная работа в начальной школе

формирование ответственного и сознательного отношения к окружающей среде через проектную деятельность....

Тематические рукописные книжки (опыт проектной работы в начальной школе)

Из опыта работы над рукописными тематическими книжками с учениками начальной школы...