РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

Развитие логического мышления с помощью интерактивного учебного комплекса на уроках и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx230.98 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с интерактивной доской на уроке повышает наглядность обучения, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливает эмоциональность восприятия учебного материала.

При  подготовке уроков с использованием интерактивного учебного комплекса, были разработаны задания, способствующие развитию логического мышления. В процессе выполнения заданий формируются умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия, соподчинять их. Задания представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит развитие у детей логического мышления,  умения последовательно мыслить, обобщать предметы по признакам или находить отличия. Они не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, а  использование интерактивной доски содействует возникновению интереса к процессу мыслительной деятельности.

Использование мобильного класса повышает познавательный интерес учащихся, даёт возможность самостоятельной проработки каждого задания.

Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.

Для удобства применения, задания были систематизированы в соответствии с приёмами умственной деятельности: (анализ и синтез, систематизация, обобщение и классификация, сравнение, умозаключения, смысловое соотнесение). 

Приведу примеры некоторых заданий:

  1. Анализ и синтез

Например, разнообразные задачи со спичками. Такие как: «Убери три спички так, чтобы получилось новое верное равенство». Выполняя это задание, ребёнок имеет возможность перекладывать «спички», перебирать различные варианты, выбирая походящий (рис.1) 

                                                                                                   Рис.1

  1. Систематизация

Задание: «Размести в пустых клеточках фигурки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике не было одинаковых фигур», C:\Users\лицей\Desktop\рисунки\рисунок 2.jpg

  Фигуры в столбике  закреплены с помощью утилиты множественного клонирования, что позволяет ученику рассмотреть различное количество вариантов решения, выбрав из него правильный (рис.2)

                                                                                            Рис.2

  1. Обобщение и классификация.C:\Users\лицей\Desktop\рисунки\рисунок 3.jpg

Задание: «Расположи в круге чёрные фигуры, а в треугольнике - овалы». С помощью перетаскивания, учащиеся делят предложенные предметы на группы  (рис.3) 

                                                                                                            Рис. 3

  1. Сравнение.C:\Users\лицей\Desktop\рисунки\рисунок 4.jpg

Задание: «Найди «лишний» домик. Под домик, отличающийся от других, помести нужную карточку». 

При выполнении задания, ученик имеет возможность сравнить предметы по нескольким признакам.                                                                    Рис.4

  1. Умозаключения.

Задание: «Собака ниже верблюда, верблюд ниже бабочки. Кто выше всех?»C:\Users\лицей\Desktop\рисунки\рисунок 5.jpg

При выполнении задания, ребёнку предоставляется возможность манипулировать предложенными предметами, увеличивать и уменьшать их, располагать в порядке возрастания.                                                                         Рис. 5

  1. Смысловое соотнесение.

Задание: «Найди слово и предмет, образующие пару»

Данное задание способствует формированию смыслового соотнесения и смысловой группировки как умственных действий.                                                                           Рис.6

Использование различных средств, предлагаемых программным обеспечением SMART Notebook, делает процесс обучения интереснее и занимательнее, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Не менее важно то, что работа в интерактивном пространстве позволяет ученику поверить в свои силы. При работе с тетрадью, даже сделав аккуратное исправление, ученик получает помарку, что не может повлиять на его эмоциональный настрой. При работе с интерактивной доской ошибку можно исправить без исправлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках математики

В любой творческой деятельности, в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышлёность, умение логически мыслить – необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить вых...

Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Статья с приложением, включающим в себя упражнения, задания, задачи по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников....

Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....

Использование технологии развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Использование технологии развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе....

Статья: Развитие логического мышления на уроках математике и внеурочных занятиях кружка "Занимательная математика"

В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:во-первых,...

Развитие логического мышления на уроках математики и во внерочной деятельности в начальной школе.

 Умение мыслить логически является одним из главных достоинств, которые ведут человека к самореализации и успеху. Поэтому, школа и семья должны сосредоточить все усилия для полноценного ра...