Инновационные методы работы учителя начальных классов
учебно-методический материал по теме

Инновационные методы работы учителя начальных классов .

Конева В.Н.

МБОУ гимназия №65 им. Н. Сафронова, г. Ульяновск, Россия,

mou65@uom.mv.ru


 

Личностно-ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных способностей учащихся.

Личностно-ориентированное обучение

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату ("правильно-неправильно"), но и по процессу его достижения;

  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

  • предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного обучения.

Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного урока.

Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.

Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на увлечение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика.

В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.

Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении задания, решении задач.

Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.

Важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.

Цели деятельности учителя направлены, прежде всего, на развитие личности ученика и включают:

  1. развитие позитивных индивидуальных свойств ученика - способностей, интересов, склонностей;

  2. развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры;

  3. развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;

  4. развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности.

Обучающие цели, используемые в основном сегодня учителями в формулировке "формирования", не отражают по сути процесс взаимодействия учителя и учащихся на уроках. А такие цели как: помочь учащимся представить проект изучения новой темы; организовать работу учащихся по изучению и привычному закреплению фактов, понятий, правил, законов и т.п.; обеспечить закрепление понятий, правил, законов, умений; организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений в разнообразных ситуациях; организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме; обеспечить контроль ЗУН учащихся по теме; организовать деятельность учащихся по коррекции ЗУН на ваш взгляд, позволяют качественному, неформальному усвоению изучения материала.

Основные особенности личностно-ориентированного урока:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату ("правильно-неправильно"), но и по процессу его достижения;

  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Личностно-ориентированная система образования отводит ученику существенно активную роль. В этой системе ученик, как субъект обучения, имеет реальную и повседневную возможность и принимать самостоятельные решения, делать выбор.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные методы работы учителя начальных классов .

Конева В.Н.

МБОУ гимназия №65 им. Н. Сафронова, г. Ульяновск, Россия,

mou65@uom.mv.ru

         Личностно-ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных способностей учащихся.

         Личностно-ориентированное обучение

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату ("правильно-неправильно"), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  • предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

          Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного обучения.

         Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного урока.

         Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.

         Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на увлечение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика.

         В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.

         Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении задания, решении задач.

         Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.

         Важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.

         Цели деятельности учителя направлены, прежде всего, на развитие личности ученика и включают:

  1. развитие позитивных индивидуальных свойств ученика - способностей, интересов, склонностей;
  2. развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры;
  3. развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;
  4. развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности.

          Обучающие цели, используемые в основном сегодня учителями в формулировке "формирования", не отражают по сути процесс взаимодействия учителя и учащихся на уроках. А такие цели как: помочь учащимся представить проект изучения новой темы; организовать работу учащихся по изучению и привычному закреплению фактов, понятий, правил, законов и т.п.; обеспечить закрепление понятий, правил, законов, умений; организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений в разнообразных ситуациях; организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме; обеспечить контроль ЗУН учащихся по теме; организовать деятельность учащихся по коррекции ЗУН на ваш взгляд, позволяют качественному, неформальному усвоению изучения материала.

           Основные особенности личностно-ориентированного урока:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату ("правильно-неправильно"), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

          Личностно-ориентированная система образования отводит ученику существенно активную роль. В этой системе ученик, как субъект обучения, имеет реальную и повседневную возможность и принимать самостоятельные решения, делать выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы работы учителя начальных классов

Инновационные методы работы учителя начальных классов .Советова Е. Ю.МБОУ гимназия №65 им. Н. Сафронова, г. Ульяновск, Россия,mou65@uom.mv.ru Личностно-ориентированное обучение - способ организац...

Публичное представление инновационного опыта работы учителя начальных классов Гераськиной Н.К.

В статье говорится как я работаю по своей проблеме "Формирование навыков поисково-творческой деятельности учащихся начальной школы"....

Формы и методы работы учителя начальных классов по развитию произвольного внимания у учащихся 1 класса

Непременным условием успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания в младшем школьном возрасте. Школа предъявляет высокие требования к произвольности детского внимания в плане ум...

Инновационный опыт работы учителя начальных классов

По теме " Формирование здорового образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС"...

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

Статья "Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

: в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики....