«ИКТ в развитии творческих способностей учащихся начальных классов в урочной деятельности"
учебно-методический материал на тему

Яицкая Наталья Викторовна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное  учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 2»

с. Овощи Туркменского района

«ИКТ в развитии творческих способностей

учащихся начальных классов

в урочной деятельности».

                                 Опыт работы

                                      Яицкой Натальи Викторовны,

                                   учителя начальных   классов.

2015 год

Хочу поделиться я всем, что имею,

Что нравится мне, что люблю, что умею.

«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни» (К.Д.Ушинский)

        (СЛАЙД) Работаю учителем начальных классов в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» с. Овощи Туркменского района. Стаж моей педагогической деятельности  – 26 лет. Много лет я работала по традиционной системе «Школа России». В данный момент  веду обучение по учебно-методическому комплекту  «Гармония».

        « Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – говорил И.Гёте. 

(СЛАЙД) Поэтому цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизни, в учебной деятельности, в любых ситуациях.

(СЛАЙД) В.А. Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении»

Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению?

        В Федеральных  государственных образовательных стандартах второго поколения подчёркивается необходимость создания качественно новой развивающей модели массовой начальной школы.

        В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей,

- развитие творческого потенциала,

 - формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением  в работе учителя является использование современных образовательных технологий и ведущих методов обучения:

- проектная деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

- системно-деятельностный подход, учитывая экзистенциальный мир ребёнка (мир чувств).

         В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через применение информационно-коммуникационных технологий предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, поэтому темой (СЛАЙД)  моей работы является «ИКТ в развитии творческих способностей учащихся  в урочной деятельности». 

        Правильное использование ИКТ  на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, повышает его эффективность и улучшает качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе. Как и всякое новое дело, на начальном этапе оно требует значительных усилий учителя с одной стороны, с другой стороны помогает современному учителю в его работе.

(СЛАЙД)  Цель моей работы

- определить возможности использования  информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе;

- добиться повышение качества образования младших школьников и повышения мотивации к обучению в школе.

        (СЛАЙД)  Задачи:       

- использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ;
- развивать творческие способности и познавательную активность учащихся   при выполнении проектных и исследовательских работ;

- воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;

- использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения;

   

     Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, создают оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации.

 (СЛАЙД)  Использование их в образовательном процессе позволяет мне проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне

     (музыка, анимация);

  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно-уровневые задания).

(СЛАЙД)  Данная технология способствует:

- активизации познавательной деятельности учащихся.

- развитию  мышления, логики.

- направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

 - продвигает ребёнка в общем развитии;

 - помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка;

 - создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются  мною в практической деятельности.

По данным исследований, в памяти человека остается

25% услышанного материала,

33% увиденного,

50% увиденного и услышанного,

75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

   

     (СЛАЙД)  Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах:
- использование дополнительного материала;
- использование диагностических и контролирующих материалов;

- повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках.
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;  

- формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.  

      Программное обеспечение учебных дисциплин очень   разнообразно:

программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.

    Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет стали доступны всем учащимся моего класса.

   

Компьютер – универсальное средство, его я применяю в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная интерактивная  доска. !!!       Использование интерактивной доски позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию обучающихся к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика, значительно улучшает чёткость в организации работы класса или группы обучающихся, способствует формированию универсальных учебных действий.

    Интерактивную доску использую в различных направлениях:

 - при выполнении таких заданий, в которых необходимо добавлять записи, передвигать объекты и надписи, рисунки, выделять ключевые области и добавлять цвета, устанавливать соответствия, использую задания, в которых рисунки скрыты, а затем показываются в последующие моменты урока. Время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно с учениками. Это значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем. Таким образом, интерактивная доска – незаменимый помощник в работе учителя.

     Компьютер решает проблему  индивидуализации обучения. Обычно ученики, которые медленно усваивают объяснения учителя, стесняются задавать вопросы. Имея  в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.

Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

     Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков  и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных задач.  А  цель учителя начальных классов - воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию.

     Применяю компьютерные программы на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача  состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся.

(СЛАЙД)  На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами себе выставляют предварительные оценки.

     Включение в ход урока информационно-коммуникационных технологий делает процесс обучения интересным и занимательным (СЛАЙД 4), создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть новыми знаниями  «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но использую все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство ребят, испытало и осознало притягательные стороны познания нового, совершенствовали умственные способности,  преодолевали трудности.

Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля,  я использую их для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися.

Применение презентаций на уроке позволяет мне:

  • более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
  • эффективнее использовать время на уроке;
  • создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

    Для фронтальной работы с учащимися использую информационно – образовательные ресурсы, разнообразные демо-версии, тесты, зачёты.

    При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах.

Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде),  я формирую у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

 Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся им интересно учиться, всё это, безусловно, влияет на качество знаний, на успешность обучения.

    (СЛАЙД)  Итогом моей работы являются научно-исследовательские проекты учащихся (2012 - 2013 учебный год 1 место в ШНО, 2013 – 2014 учебный год  1 место в ШНО, 1 место за участие в районном ШНО), участие детей во Всероссийских  олимпиадах. Учащиеся моего класса  каждый урок ждут чуда и доказывают, что им не нужно ничего готового, им нужно, чтобы учитель принимал участие в их спорах, удивлялся, огорчался и увлекался вместе с ними.

Использование компьютера на уроках  - это не дань моде, не способ переложить на «плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя. А лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный  процесс, активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности, повышать мотивацию ученика и увеличивать эффективность урока.

Если бы компьютер не был изобретен

как универсальное техническое устройство,

его следовало бы изобрести

специально для целей образования.

Энтони Маллан


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.

Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через уроки литературного чтения

«Развитие  творческих способностей учащихсячерез уроки литературного чтения  в  начальных  классах»Проблемынизкий уровень интеллектуального развития учащихся;низкий  педагогич...

«Приемы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения»

Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?...

Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.

В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...

Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.

В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности

Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, ст...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках русского языка.

Методические рекомендации использования творческого подхода при изучении русского языка младшими школьниками...