Исследовательская работа "Формирование мотивов учебно -познавательной деятельности младших школьников "
материал по теме

Шуманова Ирина Олеговна

 Результат обучения – учащиеся, 

которые получают удовольствие от учения;  

средства достижения этой цели –

 учителя с внутренней мотивацией учения.

                                                                                          М. Ксикзентмикали

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx117.83 КБ
Файл prezentatsiya_k_vystupleniyu_na_mo.pptx219.34 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое исследование по теме

«Формирование мотивов учебно-познавательной деятельности

младших школьников»

                                                                                                             

Результат обучения – учащиеся,

которые получают удовольствие от учения;  

средства достижения этой цели –

 учителя с внутренней мотивацией учения.

                                                                                               М. Ксикзентмикали

Практическая деятельность в школе показала мне, что в обучении младших школьников педагог часто сталкивается с проблемой отсутствия у них мотивов к учению. Любой учитель задумывается над тем вопросам, как возбудить жажду у школьника к нелёгкому процессу познания. 

Актуальность темы педагогического исследования.

В рамках образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО реализация системно-деятельностного подхода в обучении предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения им учебно-познавательной деятельностью и удовлетворенности ею.

Качество знаний учащихся основной школы в последние годы неуклонно снижается. Основная причина этого явления, на мой взгляд, – низкий уровень мотивации учащихся к получению знаний, которая формируется педагогами в начальной школе, а уже её развитие – это задача учителей-предметников основной школы. Без мотивов деятельность ученика в образовательном процессе будет неэффективной.

Социальная значимость педагогического исследования.

Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Несмотря на это учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. Согласно требованиям ФГОС школьники  должны не только владеть определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал, способствующий  самообразованию и самоактуализации в процессе учебно-познавательной деятельности. В связи с этим данное педагогическое исследование станет своеобразным методическим руководством для любого педагога, желающего повысить эффективность собственной педагогической деятельности путём повышения уровня учебной мотивации своих учеников.

Объект педагогического исследования - учащиеся 2 Д класса МОАУ СОШ № 1 г. Свободного.

Предмет педагогического исследования – мотивация учебно-познавательной деятельности.

Цель педагогического исследования – создать модель повышения мотивации учебно-познавательной деятельности у младших школьников в соответствии с современными требованиями к уроку.

Задачи:

  1. Выявить уровень мотивации учебно-познавательной деятельности у учащихся.
  2. Создать условия для   развития познавательной активности у младших школьников на уроках.
  3. Сформировать познавательный интерес младших школьников на уроках.
  4. Развивать творческие способности каждого ребенка.

Ожидаемый результат педагогического исследования:

повышение уровня учебной мотивации повлияет на повышение уровня обученности младших школьников, а в целом на повышение качества обучения.

Поэтапная деятельность по созданию педагогического опыта:

І этап – диагностический (1 четверть 2013-2014 учебного года)

ІІ этап – подготовительный (1, 2 четверти 2013-2014 учебного года)

ІІІ этап – практический (2 полугодие 2013-2014 учебного года, 2014-2015 учебный год, 2015-2016 учебный год)

ІV этап – аналитический (2016-2017 учебный год).

        

Методы педагогического исследования:

  1. Теоретический (изучение научной психологической и методической литературы, передового педагогического опыта).
  2. Практические (проведение диагностики учащихся, апробация отобранных методов, приёмов современных образовательных технологий в образовательном процессе).

  1. Общетеоретическая и методологическая база

педагогического исследования.

1.1. Сущность проблемы формирования учебной мотивации учащихся

Проблема формирования мотивации учения лежит на «стыке обучения и воспитания», является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что во внимании учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника.

1.2. Учебная мотивация как объект изучения психологии школьников

Проблеме учебной мотивации уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.         

В психолого-педагогической литературе мне не удалось встретить однозначного определения термина «учебная мотивация». Доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии, академик Международной Академии Маркова А.К. считает, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» используются как синонимы и обозначают «всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность». Профессор психологических наук Л.И. Божович даёт другое определение: «Мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой».

Тем не менее, в своей педагогической деятельности я основываюсь на определении, предлагаемом А.К. Марковой: «Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней».

1.3. Классификация учебных мотивов.

Единой и общепринятой классификации мотивов в структуре деятельности учения не существует. Наиболее разработанной является классификация учебных мотивов по содержанию (направленности). Согласно такой классификации (автор Божович Л.И.), следует выделять два основных типа учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание:

  • познавательные
  • социальные

Первый тип связан с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Познавательные мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
Такие мотивы являются основой самовоспитания, самосовершенствования личности школьника.

В педагогической литературе довольно распространенной является классификация, в которой мотивы деятельности учения делятся на:

  • внутренние
  • внешние

Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом, и целью учения. Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.

Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата), подчинение требованиям учителя или родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего, либо его активность носит вынужденный характер.

Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались внутренние мотивы. 

1.4. Познавательный интерес как показатель высокого уровня сформированной познавательной мотивации у школьников.

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. Однако, изучение педагогического опыта позволило мне выделить среди всех мотивов обучения познавательный интерес к предмету и понять значимость процесса его формирования у младших школьников для эффективности обучения. Под познавательным интересом понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес — мощный побудитель активной личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Наличие познавательного интереса у школьников является составляющей его познавательной активности, а формирование познавательного интереса к предмету показателем высокого уровня сформированности познавательных учебных действий.

Важнейшие предпосылки формирования у школьника познавательного интереса к учению:

  1. Понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу.
  2. Новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания. Средствами обеспечения этих свойств учебного материала и учебного процесса являются не только введение в них новой информации, знакомство учеников с новыми объектами изучения, но и открытие новых сторон в уже известных учащимся объектах, показ им нового и неожиданного в привычном и обыденном.
  3. Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя. Если педагог демонстрирует собственный интерес к предмету, находит яркие, убедительные примеры, умело использует интонационную окраску материала, субъективная трудность усвоения даже самого сложного учебного предмета снижается, а интерес к нему повышается.

1.5. Формирование и развитие мотивации к учебно-познавательной деятельности младших школьников как необходимое условие повышения эффективности образовательного процесса.

Анализ различных психолого-педагогических теорий мотивации показывает, что возможно целенаправленное формирование и изменение мотивов. Формирование положительной мотивации учащихся к учению невозможно без обращения к воспитанию как необходимому компоненту целостного образовательного процесса. По мнению большинства теоретиков современной педагогической психологии, современное образование должно быть целостным, единство обучения, воспитания и развития станет, очевидно, одним из отличительных признаков нового, инновационного образования, соответствующего постиндустриальному обществу и современному типу проектно-организационной культуры. 

Смысл учения — это внутреннее пристрастное отношение школьника к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему опыту и к своей жизни. Понимание смысла учения, его личностной значимости не происходит «автоматически» в ходе усвоения знаний. Чтобы знания воспитывали, писал А. Н. Леонтьев, надо воспитать отношение к самим знаниям. Значит, желательно в ходе обучения сформировать у школьников активное внутреннее отношение к знаниям, к способам их приобретения. В этом случае усвоение новых знаний и способов работы приведет к личностному развитию школьников.

По мнению психологов, содержание обучения и его методы должны анализироваться с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам учения школьников данного возраста.

Личностный смысл учения в разные школьные возрасты различен, различен он и для каждого школьника в отдельности. Одна и та же учебная деятельность может иметь для разных школьников различный смысл. Это в общем виде и определяет их мотивацию учения. Выявление мотивации учения и смысла его для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер воспитательного воздействия. Один и тот же ученик может обнаруживать зрелые формы мотивации на одном учебном предмете и пассивность, безразличие на другом. Здесь наблюдается различие в учебной деятельности из-за несовпадения мотивации к разным учебным предметам. Педагогическая работа в этих случаях должна состоять в восстановлении интереса к «нелюбимому» предмету. Кроме того, одно и то же поведение ученика в ходе учения может побуждаться разными мотивами и, значит, иметь разную значимость для школьника. Например, ученик может решать одну и ту же задачу и даже одним способом. «Но в одном случае он это делает, чтобы получить хорошую отметку учителя и одобрение родителей, в другом — заслужить авторитет у сверстников, в третьем случае его интересует содержание самого предмета, в четвертом - он видит путь от изучения этого предмета к будущей профессии, в пятом -  действует сочетание нескольких побуждений» (А. Н. Леонтьев).  Во всех этих случаях действие одно и то же,  а мотивы разные. Отношение мотива и цели и образует смысл учения для ребенка.

1.6. Особенности процесса развития мотивации к учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Принято выделять три периода в процессе формирования учебной мотивации:

  • младший школьный возраст (учащиеся начальных классов);
  • средний школьный возраст (учащиеся 5-9 классов);
  • старший школьный возраст (учащиеся 10-11 классов). 

Известно, что у большинства детей дошкольного возраста формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Она выражается в ощущении потребности посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность-обучение, занять новое положение среди окружающих. Наряду с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу.

В мотивации младшего школьника, как показывает практика в школе, выражаются как позитивные, так  и негативные стороны. 

В качестве благоприятных характеристик мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Любознательность является формой проявления высокой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для развития в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться. 

Мотивация младших школьников имеет ряд негативных характеристик, препятствующих обучению. Так, интересы младших школьников недостаточно действенны, неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают у него утомление). Мотивы первоклассников малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в конкретном учебном предмете; мотивы слабо обобщены, то есть охватывают один или несколько учебных предметов, объединенных по их внешним признакам; мотивы содержат в себе ориентировку школьника чаще на знания как на результат обучения, а не на способы учебной деятельности. До конца обучения в начальной школе у школьника порой не формируется воля к преодолению трудностей в учебной работе. 

По мнению психологов, общая динамика мотивов обучения от 1-го к 3-му классу, показывает, что вначале у младших школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого - к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее - к способам добывания знаний. 

Младшие школьники беспомощны, когда оказываются наедине с трудностями и не получают одобрения со стороны взрослого, импульсивны, неспособны организовать себя по требованию учителя. 

Психологи рекомендуют педагогам начальных классов  соотносить свои требования с реальными возможностями каждого ученика в отдельности, а также последовательно и систематически помогать ученикам в их стремлении подчинить свое поведение данном учебным  целям. По их мнению, нельзя пренебрегать учителю игровыми ситуациями в обучении. Эмоции, связанные с обучением в младшем школьном возрасте, имеют важное мотивационное значение.

Психологи также указывают на необходимость формирования к концу младшего школьного возраста у учащихся учебно-познавательного интереса, который подготовит ученика  к переходу в основную школу. 

Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.

1.7. Совершенствование методического аппарата в образовательном процессе  педагогами для повышения мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности.  

Основные усилия педагогов должны быть направлены, прежде всего, на совершенствование методического аппарата учебного процесса, так как развитие мотивационной сферы деятельности учащихся относится к самым интимным и трудно осознаваемым сторонам человеческой психики, является важным рычагом активизации учебно-познавательной деятельности. 

  1. Результаты начальной диагностики для выявления уровня школьной мотивации первоклассников.

С целью выявления уровня учебной мотивации у первоклассников, уровня их готовности к обучению в школе в сентябре 2013 года мною была проведена начальная диагностика. Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме показал, что в настоящее время имеется достаточно методик для диагностики мотивации учения младших школьников. Мною были использованы методики две из них.

Анкетирование учащихся проводилось по методике Н.Г. Лускановой в 1 Д классе. Школьникам было предложено ответить на 10 вопросов, наилучшим образом отражающих их отношение к школе, учебному процессу. К вопросам предлагаются варианты ответов, школьники должны записать номер ответа, соответствующий их отношению. 

1. Тебе нравится в школе?
— не очень
— нравится
— не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
— чаще хочется остаться дома
— бывает по-разному
— иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
— не знаю
— остался бы дома
— пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
— не нравится
— бывает по-разному
— нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
— хотел бы
— не хотел бы
— не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
— не знаю
— не хотел бы
— хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
— часто
— редко
— не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
— точно не знаю
— хотел бы
— не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
— мало
— много
— нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
— нравятся
— не очень
— не нравятся

Для возможности дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивался в 3 балла;
  • нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивался в 1 балл;
  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивался в 0 баллов.

Критерии оценивания результатов:

Количество баллов

Уровень

Характеристика

25-30

высокий

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания педагога

20-24

хороший

Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью добросовестны, но познавательный интерес возникает в зависимости от учебной ситуации

15-19

средний

У таких учащихся положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация).

10-14

низкий

Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми; испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности; находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10

Очень низкий

Негативное отношение к школе, дезадаптация

Было опрошено 26 человек человек. До поступления в 1 класс не посещал садик 1 ученик.

Читающих на начало года – 2 ученика: побуквенно – 1 ученик, по слогам – 1 ученик.

Знали буквы – 6 учеников. Не знали букв – 20 учеников.

Число учеников с дефектом речи – 12 учеников.

Делают навязчивые движения – 1 ученик.

Количественный анализ учебной мотивации учащихся 1 Д класса

Уровень

Количество учащихся

Высокий

3 чел. (12%)

Хороший

5 чел. (19%)

Средний

11 чел. (42%)

Низкий

7 чел.(27%)

                                                                                   

Как видно из диаграммы, в основном, в классе дети с невысоким уровнем мотивации: 42% учеников имеют внешние мотивы к учёбе, а у 27% школьников преобладает мотив игры, общения с одноклассниками. Эти дети подвижны, активны, шумны. У большинства детей недостаточно развита речь. Во время перемен дети активно общаются, находя темы для разговоров, играя в совместные игры. Детей со школьной дезадаптацией в классе нет.

Также мной использовалась для начальной диагностики «Методика выявления понимаемых мотивов учебной деятельности», автор М.В.Матюхина. В основе методики «Лесенка уроков», представленная соотношением "внутренних" (учебно-познавательных) и "внешних" (социальных) мотивов. Испытуемые получили набор из 24 карточек, на каждой из которых - суждение, соответствующее определенному мотиву учения (12 карточек с внутренними мотивами и 12- с внешними). Таким образом, учащиеся получают готовый перечень мотивов (суждений, характеризующих мотив), который помогает осознать свои мотивы, выявить наименее осознаваемые. Кроме карточек, испытуемый получил "лесенку", представляющую собой наклеенные друг на друга ступеньки, на которых школьник  должен был разложить карточки в зависимости от степени важности для него мотивов:

  • самые важные (верхняя ступенька);
  • важные (вторая сверху ступень);
  • не очень важные;
  • имеют маленькое значение;
  • совсем для меня не важные (нижняя ступенька "лесенки").

Количественный анализ учебной мотивации учащихся 1 Д класса

Уровень

Количество учащихся

Высокий

1 чел. (3,8%)

Хороший

6 чел. (23%)

Средний

10 чел. (38,5%)

Низкий

6 чел.(27%)

Очень низкий

3 чел. (11,7%)

           Анализ результатов диагностики по второй методике лишь подтвердил, что на начало 2013-2014 учебного года более чем у 50% первоклассников был сформирован низкий уровень и даже негативное отношение к школе. Для меня стала очевидной проблема низкой мотивации к учебной деятельности, проявившаяся не только в этих результатах, но и в низком уровне готовности учеников к школе или даже её отсутствии.

К педагогическим средствам диагностики мотивации учения, кроме анкетирования, относятся также наблюдение. Об отношении учащихся к учению или труду можно судить по наличию или отсутствию интереса к предмету, прилежанию, активности на уроках, систематическому выполнению заданий и т.д. Моё наблюдение проводилось по следующим признакам:

  1. Характер деятельности учащихся в процессе выполнения практических работ (пассивное, недобросовестное или добросовестное, активное выполнение работы; длительное, напряженное выполнение работы; выполнение с перерывами, отвлечениями; проявление внимания на протяжении всего занятия или только его части).
  2. Стремление к выполнению заданий необязательных, неоцениваемых (ведение записей при слушании учителя или чтении учебника; выдвижение гипотез; обращение с вопросами; повторное, более тщательное выполнение задания; выполнение с особой тщательностью практической или теоретической части работы; стремление узнать, какие еще приемы и способы применяются).
  3. Предпочтительная избирательность отдельных этапов деятельности (привлекает выполнение теоретического обоснования работы, практической ее части, формулирование суждений, умозаключений, выводов; стремление участвовать в составлении плана работы, коллективном обсуждении итогов работы; оказание помощи товарищам и т.п.).
  4. Отношение к выполнению задания (полностью выполняет требования, предъявляемые при написании сочинения, выполняет их частично; выполняет с выдумкой, старательно или небрежно; внимателен к разбору типичных ошибок, стремится их избежать и устранить; участвует в групповых формах работы или стремится их избежать).
  5. Отношение учащихся к окончанию работы (рад звонку с урока, огорчен, «не слышит» звонка и т.д.).
  6. Темп включения в деятельность (быстро ориентируется в предстоящей деятельности и принимает ее; ориентируется, но не принимает ее; не хочет делать).

Результаты наблюдения привели меня к выводу: на уроках необходимо создать благоприятные  условия для повышения учебной мотивации моих учеников. А для эффективности педагогической деятельности отобрать наиболее приемлемые методы и приёмы, которые бы способствовали развитию мотивации первоклассников.

3. Деятельность учителя, способствующая формированию учебной мотивации в целом.

Существует множество приёмов, направленных на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:

  • включение учеников в разные формы деятельности и частая их смена;
  • привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
  • взаимодействие ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
  • поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
  • занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные задания);
  • умелое применение поощрения и наказания.

Учителю необходимо предусмотреть систему мер, направленных на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика по отношению к учению на всех этапах урока.

Соответственно выделяются следующие этапы формирования мотивации:

  • этап вызывания исходной мотивации (побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений, вызвать относительную неудовлетворенность предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать);
  • этап усиления и подкрепления возникшей мотивации (интерес к нескольким способам решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение учащихся к самоконтролю);
  • этап завершения урока (подчеркнуть положительный личный опыт каждого ученика, подкрепление ситуации успеха, дифференцированная оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления).

Для того чтобы обеспечить достаточный уровень мотивации младших школьников к учению, учителю необходимо реализовывать индивидуальный подход. Важна работа учителя формированию мотивации «отставших детей». Эта работа включает следующие направления:

  • восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуации успеха, создание условий для переживания успеха, поддержание уверенности в ученике;
  • ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи ученика;
  • укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговор своих действий).

Наиболее эффективной для достижения поставленной мной педагогической цели, кроме того, актуальной в условиях реализации ФГОС НОО, считаю технологию проблемного обучения. Проблемное обучение можно использовать как движущую силу развития познавательных мотивов у школьников. Основными способами управления учением школьника являются методы преподавания, содержащие приемы создания проблемной ситуации. В проблемной ситуации ученик ставиться перед противоречиями, вызывающими состояние познавательного затруднения и потребностью в самостоятельном поиске выхода из этих противоречий. Главными способами познавательной деятельности учащихся являются их самостоятельные работы творческого характера, построения с учетом проблемности, усвоения, мотивированные интересом и эмоциональностью.

Творческую энергию у младшего школьника возможно развивать: в этом возрасте у ребенка достаточно высокая самооценка, присутствует раскрепощенность, внутренняя свобода. Использование элементов новизны, эмоционального изложения учебного материала в проблемной ситуации являются важными способами формирования внутренней мотивации (особенно при изучении сложных теоретических вопросов). Раскрытие жизненной значимости учебной проблемы проводится на основе связи теоретических вопросов с жизнью, с известной учащимся действительностью. С помощью создания проблемной ситуации повышается познавательный интерес.

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и осознание её учащимися возможно при изучении почти каждой темы на любом школьном предмете.

Из проблемной ситуации на уроке может быть четыре выхода:

  • учитель сам ставит и решает проблему;
  • учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;
  • самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;
  • учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

Можно выделить типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов:

  1. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.
  2. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях (учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнулись с фактом их недостаточности; осознание этого фактора учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новый знаний).
  3. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
  4. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Необходимо учитывать также, что ситуация становится проблемной при следующих условиях: если она

  • имеет логическую связь с ранее изученными понятиями;
  • содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного,
  • вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.

Структура проблемного урока такова:

  1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного).
  2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки).
  3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задачи, выражение «новых» знаний научным языком).
  4. Творческое применение открытых знаний.

Данную схему, основанную на психолого-педагогических закономерностях общения, можно использовать на уроках, посвящённых  изучению нового материала. На комбинированных уроках, уроках-практикумах, обобщающих уроках можно применять отдельные элементы.

        Данная структура урока в наибольшей степени развивает навыки самостоятельной работы, обеспечивает повышение познавательной и социальной мотивации учащихся, формирует умения применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, творчески их преобразовывать, способствует развитию интеллектуальных способностей школьников.

Проблемная ситуация действительно обозначится, если у ребят появился эмоциональный отклик. По реакции детей все проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие "с удивлением" и возникшие "с затруднением". Перечень приемов создания проблемных ситуаций представлен в таблице.

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

Между двумя (или более) положениями

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Прием 3.

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6.

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Существует предметная специфика в использовании представленных приемов постановки проблемы на уроке. Для русского языка наиболее характерны приемы 2, 3, 6, содержащие практическое задание «на ошибку», а приемы 1 и 4 используются реже. Для математики типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приемами 4, 5, 6, хотя прием 1 тоже встречается. На уроках литературного чтения  - приемы 1 и 2. При изучении окружающего мира, как правило, используется прием 3. 

В условиях реализации ФГОС НОО одна их главных стратегий в педагогической деятельности – развитие духовного мира личности школьника, личностных универсальных учебных действий. Конфуций около 2400 лет сказал: «То, что я слышу, я забываю; то, я вижу, я помню; то, что я делаю, я понимаю». Необходимо, чтобы учебный процесс происходил путем постоянного действия и взаимодействия всех учащихся, учащихся и учителя. Именно это положение является главным в интерактивном обучении. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение.

Методы интерактивного обучения можно разделить на группы: групповое обучение, фронтальное, обучение в игре.

         Групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах. Такое обучение открывает для учащихся возможности сотрудничества со сверстниками, дает возможность реализовать природное стремление каждого человека к общению. К групповому обучению можно отнести работу в парах, работу в малых группах.  

                 К фронтальным интерактивным методам относятся такие, которые предусматривают одновременную совместную работу всего класса. Это – обсуждение проблемы в общем кругу: «Микрофон», незаконченные предложения, «Мозговой штурм», «Обучая – учусь».

                К методам обучения в игре  относятся ролевые игры, драматизация.

  Важно придерживаться правил использования интерактивных методов в обучении младших школьников:      

  • использовать методы, адекватные возрасту учеников, их опыту работы с интерактивными методиками;
  • подбирать для учащихся такие интерактивные упражнения, которые давали бы учащимся «ключ» к усвоению темы;
  • учитывать темп работы каждого учащихся и его способности;
  • на одном занятии использовать один-два (максимум) интерактивных методов;
  • обязательно инструктировать учащихся, как выполнить интерактивное задание;
  • учитель выступает только как организатор и помощник;
  • включать в урок обязательную презентацию результатов выполнения интерактивного упражнения.

Преимущество интерактивного обучения в том, что учащиеся усваивают разные уровни познания, в классах увеличивается количество детей, которые сознательно осваивают учебный материал. Учащиеся занимают активную позицию в усвоении знаний, возрастает их интерес в усвоении знаний.

4. Продуктивность педагогической деятельности.

4.1. Результаты промежуточной диагностики мотивации младших школьников к учебно-познавательной деятельности.

По окончанию первого года обучения была проведена промежуточная диагностика в целях определения динамики учебной мотивации. При её  проведении мною использовалась та же методика Н.Г. Лускановой. Результаты представлены в таблице и диаграмме: 

Количественный анализ учебной мотивации учащихся 1 Д класса

в мае 2014 года

Уровень

Количество учащихся

Высокий

4 чел. (15,4%)

Хороший

12 чел. (46,1%)

Средний

10 чел. (38,5%)

Низкий

нет

Очень низкий

нет

Как можно заметить, наблюдается  повышение уровня  учебной мотивации, так как большее количество учеников относятся ко 2 уровню.  Подобный уровень мотивации является средней нормой. Дети стремятся узнавать новое, им нравится работать на уроке. В школу ходят с удовольствием. Учащиеся, на начало года имеющие низкую мотивацию, повысили его к концу первого учебного года.

Эта же диагностика была проведена в декабре 2014 года. Были выявлены следующие результаты:

Уровень

Количество учащихся

Высокий

8 чел. (30,8%)

Хороший

12 чел. (46,1%)

Средний

6 чел. (23,1%)

Низкий

нет

Очень низкий

нет

К середине второго года обучения увеличилось количество учащихся с высокой мотивацией от 1 человека в сентябре 2013 года до 8 человек в декабре 2014 года. А количество учеников со средней мотивацией снизилось на 4 человека.

Можно увидеть динамику развития  школьной мотивации к учебно-познавательной деятельности:

Сводная таблица результатов диагностики в три периода

Уровень

Количество учащихся

Сентябрь 2013

Май 2014

Декабрь 2014

Высокий

1 чел. (3,8%)

4 чел. (15,4%)

8 чел. (30,8%)

Хороший

6 чел. (23%)

12 чел. (46%)

12 чел. (46,1%)

Средний

10 чел. (38,5%)

10 чел. (38,5%)

6 чел. (23,1%)

Низкий

6 чел.(27%)

нет

нет

Очень низкий

3 чел. (11,7%)

нет

нет

 

4.2. Результаты диагностики формирования познавательного интереса у младших школьников.

С целью определения уровня сформированности познавательного интереса учащихся мной была проведена диагностика с использованием методики «Шкала выраженности познавательного интереса» Л.П. Ромадина. Диагностика проводилась дважды: в декабре первого учебного года и декабре второго года обучения. Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется учителю с инструкцией отметить наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика. Шкала позволила выявить уровень сформированности познавательного интереса в диапазоне шести, качественно различающихся уровней:

Критерии оценивания представлены в таблице:

Уровень

Критерий оценки

поведения

Дополнительный диагностический признак

1. Отсутствие интереса

Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал.

Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.

2. Реакция на новизну

Интерес возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории

Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет

3. Любопытство

Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения.

Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает

4. Ситуативный познавательный интерес

Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач)

Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается

5. Устойчивый познавательный интерес

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала

Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу

6. Обобщенный познавательный интерес

Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач.

Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов.

Уровень 1 квалифицирован как несформированность познавательного интереса; уровни 2 и 3 – как низкий, уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – как высокий и уровень 6 как очень высокий.

Результаты следующие:

Уровень

Количество учащихся (%)

декабрь 2013

Декабрь 2014

Очень высокий уровень

7,7%

15,4%

Высокий

11,5%

15,4%

Удовлетворительный

15,4%

23%

Низкий

38,5%

30,8%

Несформированность познавательного интереса

19.2%

15,4%

4.3. Итоги успеваемости учащихся 2 Д класса за первое полугодие 2014-2015 учебного года.

Предмет

                   2 класс

        2014-2015        

Общая успеваемость (%)

Успеваемость на «4» и «5»

(%)

1 полугодие

Русский язык

100%

46%

Математика

100%

57,7%

Литературное чтение

100%

77%

Окружающий мир

100%

92,3%

Музыка

100%

100%

ИЗО

100%

84,6%

Технология

100%

100%

        Итак, формирование новых уровней мотивации составляет существенный резерв воспитания позитивного отношения к обучению в младшем школьном возрасте. Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.

  

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Результат обучения – учащиеся, которые получают удовольствие от учения; средства достижения этой цели – учителя с внутренней мотивацией учения . М . Ксикзентмикали

Слайд 2

Учитель начальных классов МОАУ СОШ № 1 г. Свободного Шуманова Ирина Олеговна Формирование мотивов учебно –познавательной деятельности младших школьников

Слайд 3

Объект педагогического исследования – учащиеся 2 Д класса МОАУ СОШ №1 Предмет педагогического исследования – мотивация учебно – познавательной деятельности

Слайд 4

создать модель повышения мотивации учебно – познавательной деятельности у младших школьников в соответствии с современными требованиями к уроку. Цель педагогического исследования –

Слайд 5

Выявить уровень мотивации учебно – познавательной деятельности у учащихся. Создать условия для развития познавательной активности у младших школьников на уроках. Сформировать познавательный интерес младших школьников на уроках. Развивать творческие способности каждого ребенка. Задачи:

Слайд 6

повышение уровня учебной мотивации повлияет на повышение уровня обученности младших школьников, а в целом на повышение качества обучения. Ожидаемый результат педагогического исследования:

Слайд 7

І этап – диагностический ( 1 четверть 2013-2014 учебного года) ІІ этап – подготовительный ( 1, 2 четверти 2013-2014 учебного года) ІІІ этап – практический ( 2 полугодие 2013-2014 учебного года, 2014-2015 учебный год, 2015-2016 учебный год) ІV этап – аналитический ( 2016-2017 учебный год). Поэтапная деятельность по созданию педагогического опыта:

Слайд 8

Т еоретический ( изучение научной психологической и методической литературы, передового педагогического опыта) Практические (проведение диагностики учащихся, апробация отобранных методов, приёмов современных образовательных технологий в образовательном процессе). Методы педагогического исследования:

Слайд 9

А.К.МАРКОВА Л.И.БОЖОВИЧ «это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к не й» « это побуждения , характеризующие личность школьника , ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой». Мотив –

Слайд 12

предпосылки формирования познавательного интереса: Понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя Новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя .

Слайд 13

три периода в процессе формирования учебной мотивации : младший школьный возраст (учащиеся начальных классов); средний школьный возраст (учащиеся 5-9 классов); старший школьный возраст (учащиеся 10-11 классов).

Слайд 14

Результаты начальной диагностики для выявления уровня школьной мотивации первоклассников.

Слайд 15

Количественный анализ учебной мотивации учащихся 1 Д класса

Слайд 16

Методические приёмы, поддерживающие познавательную активность учащихся: включение учеников в разные формы деятельности и частая их смена; привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки; взаимодействие ученика и учителя, совместная учебная деятельность; поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы; занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные задания); умелое применение поощрения и наказания.

Слайд 17

Этапы формирования мотивации: этап вызывания исходной мотивации (побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений, вызвать относительную неудовлетворенность предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать ); этап усиления и подкрепления возникшей мотивации (интерес к нескольким способам решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение учащихся к самоконтролю ); этап завершения урока (подчеркнуть положительный личный опыт каждого ученика, подкрепление ситуации успеха, дифференцированная оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления).

Слайд 18

учитель сам ставит и решает проблему ; учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения; Школьники самостоятельно ставят и решают проблему , но с участием и (частичной или полной) помощью учителя ; учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но, как правило, под его руководством). Способы решения проблемной ситуации:

Слайд 19

Структура проблемного урока Постановка учебной проблемы ( постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного ). Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки ). Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задачи, выражение «новых» знаний научным языком ). Творческое применение открытых знаний.

Слайд 20

Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации Между двумя (или более) положениями Приём 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Приём 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания Между житейским представлением обучающихся и научным фактом Приём 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

Слайд 21

Проблемные ситуации, возникшие с «затруднением» Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Приём 4 . Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Приём 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Приём 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Слайд 22

Результаты промежуточной диагностики (май 2014)

Слайд 23

Результаты промежуточной диагностики (декабрь 2014)

Слайд 24

Д инамика развития школьной мотивации к учебно-познавательной деятельности

Слайд 25

Критерии оценивания по уровням: 1.Отсутствие интереса Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал. Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые. 2 . Реакция на новизну Интерес возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории. Оживляется , задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет. 3 . Любопытство Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения. Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает 4 . Ситуативный познавательный интерес Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач) . Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается 5 . Устойчивый познавательный интерес Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу 6 . Обобщенный познавательный интерес Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рами изучаемого материала . Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач.

Слайд 26

Очень высокий 7,7% (15,4%) Высокий 11,5% ( 15,4%) Удовлетворительный 15,4% (23%) Низкий 38,5% (30,8%) Несформированность познавательного интереса 19.2% (15,4%) Изучение познавательного интереса

Слайд 27

Итоги успеваемости учащихся 2 Д класса за первое полугодие 2014-2015 учебного года Русский язык 100% 46% Математика 100% 57,7 % Литературное чтение 100% 77% Окружающий мир 100% 92,3% Музыка 100% 100% ИЗО 100% 84,6% Технология 100% 100% Общая успеваемость (%) Успеваемость на «4» и «5»(%)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно - познавательной деятельности младших школьников»

Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок, особенностью которого выступает то, что его могут вести два или три, а может быть и б...

Поощрение как фактор активизации учебно- познавательной деятельности младших школьников

В данной публикации  говорится о том, что возрастные и психологические  особенности младшего школьного возраста указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации ...

Тема самообразования Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников

Учитель: Рахимова Фарзана ФаритовнаОбразование- среднее специальноеТобольское  педагогическое училищеОбщий стаж работы : 25 летПедагогический стаж : 25 летСтаж работы в городе Пыть-Ях-22 го...

Проблемное обучение как средство организации учебно-познавательной деятельности младших школьников

Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизироват...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях  реализации ФГОС НОО...

Формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников

Статья о формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников на этапе перехода из дошкольного учреждения...