Роль научно-исследовательской работы в школе
статья на тему

Вступая в современный мир, молодые люди сталкиваются с настоящей действительностью, которая требует от молодого человека высокого качества подготовленности в различных областях творческой и профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_nauchno-issledovatelskoy_raboty_v_shkole.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Страйстарь И.В., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 291

Красносельского района, г. Санкт-Петербурга

Роль научно-исследовательской работы в школе.

Вступая в современный мир, молодые люди сталкиваются с настоящей действительностью, которая требует от молодого человека высокого качества подготовленности в различных областях творческой и профессиональной деятельности. Оказавшись в новых и незнакомых ситуациях, где стандартные стереотипы не работают, жизнь требует новых нестандартных решений. Поэтому исследовательская деятельность, внедряемая в школе, поможет выпускнику успешно преодолеть любые трудности сложных и неоднозначных ситуаций. Одной из главных целей, которые мы преследуем, занимаясь исследовательской деятельностью, является развитие личности обучающихся. Мы можем заниматься исследовательской деятельностью в рамках любого предмета, но она имеет свою специфику и помогает решать задачи различного специфического направления, при этом приобретая способность к исследовательской деятельности и исследовательскому типу мышления. Внедряя исследовательскую деятельность в школе, мы стремимся на основе желания ребёнка изучать тот или иной предмет формировать у обучающегося стремление самостоятельно и творчески осваивать, изучать и строить новые способы решения задач в любой сфере человеческой деятельности.

Под исследовательской деятельностью мы можем понимать такую активизацию работы обучающегося, при которой развивается творческая деятельность, связанная с решением логических ситуаций исследовательского характера. Для осуществления направления работы необходимо умело организовать её. Чтобы работа была успешной, для направления деятельности необходимо сформировать познавательную мотивацию.  В связи с этим мы должны выделить этапы работы исследовательской деятельности:

  1. Постановка проблемы (выявить проблему, определить направление будущего исследования).
  2. Определить цели работы (найти основные вопросы, ответы на которые хотелось бы найти).
  3. Выбор метода исследования (выявить направление исследования, вид работы, с помощью которого будет найдено решение данного исследования).
  4. Сбор и обработка материала (полученные материалы должны быть зафиксированы и систематизированы).
  5. Выводы на основе результатов исследования (систематизировать и обобщить результаты работы).
  6. Оформление исследовательской работы (выбрать макет представления исследовательской работы)
  7. Представление исследовательской работы к защите (публичная защита перед сверстниками и взрослыми, ответы на вопросы).
  8. Оценка (анализ проделанной работы, результаты, перспективы такой работы).

Развивая исследовательскую деятельность в школе, мы учим пользоваться книгами, журналами, газетами, что в наше время очень актуально, потому что дети довольствуются, как правило, только Интернетом. Обучающиеся не хотят и не заставляют себя пользоваться вспомогательной литературой. И здесь играют большую рол которые должны поддержать интерес детей к исследовательской деятельности, помочь им ориентироваться в огромном количестве информационного материала. Как отмечают многие родители, исследовательская деятельность детей дает новые темы для общения с ними, давая больше возможностей для взаимопонимания. А именно к этому стремятся новые стандарты. Успешность исследовательской деятельности обеспечивается совместными усилиями обучающегося, преподавателей и родителей, хотя роль последних должна быть минимальной. Задача учителя не дать знания, а приобщить ребёнка к самостоятельной деятельности, в ходе которой происходит решение поставленной задачи.

Работа на исследовательской темой прививает умение справляться с нестандартными задачами, формирует у школьников интерес к научному творчеству и возможности и возможности самостоятельного решения научно-исследовательских задач. Работа такого рода воспитывает интеллектуальное соперничество. Умение работать не только индивидуально, но и в группе, формируя дружеские отношения между школьниками, создает стремление добиться общей поставленной цели, благодаря совместной работе в коллективе складывается атмосфера взаимопомощи. Обучающиеся также имеют возможность продискутировать о различных проблемах, с позиции учёных почувствовав всю гамму требований к научно-исследовательской работе.

Очевидно, что исследовательская деятельность имеет не только научный, но и воспитательный характер. В результате данного вида деятельности происходит развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

В заключение хочется отметить: наши обучающиеся – это завтрашние студенты, поэтому подобные умения и навыки в будущем очень помогут, если молодые люди собираются серьёзно заниматься в ВУЗе. Для того, чтобы всё это было сформировано и развито к окончанию школы, надо исследовательской деятельностью начинать заниматься ещё в начальной школе, ставя на первых этапах элементарные цели и задачи, со временем всё более усложняя, привлекая к сотрудничеству родителей, облекая форму работы именно в сотрудничество и не заменяя эту форму активной деятельностью родителей. При этом исследовательская деятельность должна быть вспомогательным видом обучения и не вытеснять его формы, включать в себя использование научного метода с учётом возрастных особенностей и понятийного аппарата обучающихся, применением образовательных методов.

 

Список литературы.

  1. Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие // Дополнительное образование. – 2006. - № 1.
  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вебрум-М, 2000.
  3. Никитина Р.И. и др. Введение в научно-исследовательскую работу: учебная программа // Школа. – 1996. - № 2.
  4. Нечаев М.П. Социальный проект «Школьное самоуправление»: подходы, технологии, методики: учеб.-метод. Пособие – М.: УЦ Перспектива, 2009.
  5. Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-исследовательская деятельность в начальной школе

подборка материалов по органицации научно-исследовательской дейтельности в начальной школе...

научно-исследовательская деятельность в начальной школе

ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ...

Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.

Информационное  общество  предъявляет  новые  требования  к  системе  образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...

Научно-исследовательская проектная работа «Мой домашний питомец»

           Издавна кошки являются любимыми домашними питомцами.Их независимость и красота всегда привлекали людей.Каждая кошка имеет свой характер и натуру.Как пра...

Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»

Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...

Научно-исследовательская (проектная) работа "Фетровая книжка для развития детей"

Как только появилось человечество, назрела необходимость увлечь мамам своих детей, чтобы заняться своими делами. Иногда у мам это действительно получалось, но  некоторые из приёмов потерпели неуд...