Семинар-практикум: «Технологии креативного обучения», «Технология Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
статья на тему

Полищук Татьяна Васильевна

                                                  «Качество мышления –основной ресурс успешности».  Что такое «Шесть шляп мышления»? Это - 6 различных режимов, рамками которых человек может очертить процесс своего мышления в тот или иной момент, исходя из обстоятельств любой конкретной ситуации в быту или бизнесе, чтобы направить её развитие в лучшую сторону. Концепция «Шести шляп» - это - простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Эдвард де Боно разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление. Когда разные части мыслительного процесса четко определены, мышление может стать более сосредоточенным и продуктивным. Используя в качестве примеров ситуации из реальной жизни, доктор де Боно создает сценарии, которые показывают, как эффективнее использовать шляпы мышления.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Евпаторийская общеобразовательная школа

I – III ступеней № 16

Евпаторийского городского совета АРК

Постоянно-действующий семинар:

«Методика и техника современного урока»

Семинар-практикум:

«Технологии креативного обучения»

«Технология  Эдварда де Боно  «Шесть шляп мышления»

                                                              Выступление

                                         заместителя директора по УВР

                                                        ЕОШ №16

                         Полищук Татьяны Васильевны

13.12.2012г.

г.Евпатория

«Качество мышления –

основной ресурс успешности»

«В способности думать заключена основа человеческой деятельности» Сл2

Сл 3 Цель и задачи презентации

Цель: создать представление о технологии Эдварда де Боно 

                                         «Шесть шляп мышления»

Сл 4 Задача минимум:

  • овладеть приёмами представленной технологии,
  • повысить уровень качества методики построения уроков;
  • научить учащихся эффективно мыслить, решать и действовать.

Сл5 Задача максимум:

  • научиться эффективно управлять своим мышлением;
  • научиться преодолевать беспорядочность, стихийность течения мыслей;
  • в нужных ситуациях уметь отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов.

Сл6 Что такое «Шесть шляп мышления»? Это - 6 различных режимов, рамками которых человек может очертить процесс своего мышления в тот или иной момент, исходя из обстоятельств любой конкретной ситуации в быту или бизнесе, чтобы направить её развитие в лучшую сторону.

Сл7 Концепция «Шести шляп»

Это - простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем.

Боно разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление. Когда разные части мыслительного процесса четко определены, мышление может стать более сосредоточенным и продуктивным. Используя в качестве примеров ситуации из реальной жизни, доктор де Боно создает сценарии, которые показывают, как эффективнее использовать шляпы мышления. Концепции Эдварда де Боно применяются крупнейшими корпорациями мира. «Шесть шляп мышления» ясно иллюстрирует, почему они сочли важным применить эти идеи в своих техниках менеджмента.

Сл8  Шесть шляп – метод тренировки группового мышления

Особенности группового мышления:

  • Почему решение сложных проблем зачастую проще осуществлять индивидуально, а не в команде. Что мешает максимально эффективно использовать потенциал всех участников команды.

Принципы параллельного мышления:

  • Как улучшить коммуникацию в команде.

Концепция Шести Шляп:

  • Какие существуют типы мышления. Почему необходимо использовать все типы. Как структурировать и организовать групповое мышление.

Использование последовательностей Шести Шляп:

  • Каковы эффективные последовательности типов мышления. Как пользоваться инструментами группового мышления.

Индивидуальное использование Шести Шляп:

  • Как быстро найти эффективное решение, взглянув на ситуацию "под другим углом".

Системное использование Шляп:

  • Как управлять групповым мышлением.

Сл9  Почему «Шесть шляп»?

Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных,

 поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление;

Сл10 Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять, поэтому надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести спокойное состояние, сосредоточиться на выполнении определённых мыслительных операций;

Сл11 В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, отнимающих время без всякой пользы, помогают договориться с собеседником, прийти к согласию.

Сл12 Главное: метод даёт возможность определять правила игры, а изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний в детские годы.

Сл13 В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Сл14 Красная шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Сл15 Белая шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Сл16 Чёрная шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Сл17 Жёлтая шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Сл18 Зелёная шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Сл19 Синяя шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Сл20 Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать у взрослых и детей:

  • творческое мышление
  • критическое мышление
  • толерантность

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Метод  «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и...

Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).

Содержание.1.      Актуальность вопроса.2.      Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»3.      Групповая р...

Арт-технологии в обучении детей с ОВЗ. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"

. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"...

Март 2020г. Статья Семинар-практикум для родителей «Инновационные технологии, используемые в обучений и воспитании детей с ЗПР»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.    Ушински...

Мастер-класс по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Цель:• Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де БоноЗадачи:• Показать участникам возможности использования...

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» на уроках литературного чтения 1-4 классы.

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» на уроках литературного чтения 1-4 классы....