Мотивация учебной деятельности (организационный момент урока).
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мотивирование учебной деятельности (организационный момент урока)
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Главное содержание мотивации в начальных классах — «научиться учиться». Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- устанавливаются тематические рамки (“могу”).
- Задачей организационного момента урока является создание у учащихся определённого положительного эмоционального настроя на урок.
Этот момент урока требует от учителя:
- творческого подхода;
- вариации различных приёмов;
- поиска своеобразных форм, отвечающих содержанию урока.
Включает в себя:
- Организацию внимания учащихся;
- Мобилизирующее начало урока (исходная мотивация);
- Психологический настрой учащихся;
- Вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.
Пути формирования учебной мотивации
- общая атмосфера положительного отношения к учению;
- включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, бригадные формы работы);
- занимательность, необычное изложение нового материала;
- образная, ярко звучащая речь,
- использование познавательных игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;
Очень большую роль в мотивировании урока играют такие приемы как:
- Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания взглядом, улыбкой, кивком головы.
- Применение доступных детям видов массажа: поглаживающего, постукивающего, точечного (самомассаж ушных раковин снимает тревожность, агрессивность и усталость; массирование антистрессовой точки на тыльной стороне обеих кистей рук снимает возбуждение нервной системы и действует успокаивающе).
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони).
- девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и т.д.)
- Рифмованное начало урока.
Очень эффективно
- Начало урока с элементами театрализации.
- С пословицы, поговорки, загадки,относящейся к теме урока.
- Эмоциональное вхождение в урок: поделись улыбкою своею, музыка в подарок, цвет и настроение, моменты радости и др.
Можно сделать следующие выводы:
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.
- Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели.
- Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.