Мотивация учебной деятельности (организационный момент урока).
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шинкарева Любовь Викторовна

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивирование учебной деятельности (организационный момент урока)

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Главное содержание мотивации в начальных классах  — «научиться учиться». Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).
  • Задачей организационного момента урока является создание у учащихся определённого положительного эмоционального настроя на урок.

Этот момент урока требует от учителя:

  • творческого подхода;
  • вариации различных приёмов;
  • поиска своеобразных форм, отвечающих содержанию урока.

Включает в себя:

  • Организацию внимания учащихся;
  • Мобилизирующее начало урока (исходная мотивация);
  • Психологический настрой учащихся;
  • Вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.

Пути формирования учебной мотивации

  • общая атмосфера положительного отношения  к учению;
  • включенность  учащихся  в совместную учебную деятельность в коллективе  учебной группы (через парные, групповые, бригадные формы работы);
  • занимательность, необычное  изложение  нового материала;
  • образная, ярко звучащая речь,

  • использование познавательных  игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное  разрешение;

Очень большую роль в мотивировании урока играют такие приемы как:

  • Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания взглядом, улыбкой, кивком головы.
  • Применение доступных детям видов массажа: поглаживающего, постукивающего, точечного (самомассаж ушных раковин снимает тревожность, агрессивность и усталость; массирование антистрессовой точки на тыльной стороне обеих кистей рук снимает возбуждение нервной системы и действует успокаивающе).

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони).
  • девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и т.д.)
  • Рифмованное начало урока.

Очень эффективно

  • Начало урока с элементами театрализации.
  • С пословицы, поговорки, загадки,относящейся к теме урока.
  • Эмоциональное вхождение в урок: поделись улыбкою своею, музыка в подарок, цвет и настроение, моменты радости и др.

Можно сделать следующие выводы:

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

  • Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели.
  • Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.