«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
статья (1, 2, 3 класс) на тему
Основной задачей развития школьного образования в настоящее время заключается - обновление его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.
В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования.
В "Концепции модернизации российского образования », выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования указывается, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".
Скачать:
Предварительный просмотр:
«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Основной задачей развития школьного образования в настоящее время заключается - обновление его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.
В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования.
В "Концепции модернизации российского образования », выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования указывается, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".
К числу таких образовательных результатов относятся:
1. Развитие способности ориентироваться:
- в окружающей действительности;
- в явлениях природы;
- в социальных явлениях;
- во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей.
2. Формирование ключевых компетенций.
Реализация компетентностного подхода в начальной школе - одна из возможностей достижения нового качества образования.
При внедрении компетентносного подхода обучающиеся не только получают новые знания, но и учатся использовать полученные знания в жизни
Термин "компетенция" в переводе с латинского – соответствие, соразмерность.
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция - это готовность действовать в ситуации неопределенности.
Компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания.
Выделяют основные виды компетенций:
- коммуникативная
- информационная
- социальная
- самообразование
Эффективная адаптация младших школьников в образовательной среде возможна при наличии у выпускников школы первой ступени информационно-коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно:
- вступать в контакт с любым типом собеседника
- поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения
- слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
- стимулировать собеседника к продолжению общения;
- грамотно разрешать конфликты в общении;
- изменять при необходимости свое речевое поведение;
- оценивать успешность ситуации общения;
- корректно завершать ситуацию общения.
В УМК «Перспективная начальная школа», по которому я работаю уже 3-й год, существует система заданий, ориентирующая младшего школьника на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
^ Задания типа:
- «Помоги герою1 объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать что-то, или ответить на данный вопрос».
- «Ты соглашаешься с героем?»
- «Как ты ответишь герою?»
- «С каким суждением ты согласишься:…»
- «Ты соглашаешься с героем или хочешь что-то уточнить?»
- «Герой говорит, что это одна и та же форма: "стёкла". По какому признаку он судит?
Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника или своему соседу по парте.
Задания типа:
-^ Сделай звукобуквенный разбор любого из выделенных слов, а твой сосед сделает разбор другого(дети договариваются самостоятельно)
Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно:
- интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
- делать аргументированные выводы;
- использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности;
- структурировать имеющуюся информацию;
- представлять ее в различных формах и на различных носителях.
В УМК разработана система заданий по работе со словарями, которых в данном комплекте 6 видов.
Задания типа:
- найди в Толковом словаре слово свежий. Подбери антонимы к 1-му и 2-му значениям слова…
- открой обратный словарь ….Используй для работы слова из последнего столбика, а также слова на –ить…..
Информационная и коммуникативная компетенции взаимообусловлены. Владение определенной информацией вызывает потребность высказаться. А для того чтобы принять участие в диалоге – нужна определенная информативность.
Реализация компетентностного подхода в начальной школе происходит при выборе системы обучения, основных форм и методов работы, использовании современных технологий, во внеурочной деятельности и работе с родителями.
Выбор системы обучения.
Выбор основных форм и методов работы.
Реализация компетентностного подхода в начальной школе
Использование современных технологий.
Вовлечение учащихся во внеурочную работу.
Организация взаимодействия школы и родителей.
Основная цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья.
Цель системы – не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальные способности каждого.
Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его самостоятельной поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, поэтому в системе особое внимание уделяется организации учебной деятельности и развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе.
Учебники и учебные программы, учебно-методического комплекта (УМК) «Перспективная начальная школа» представляют собой интегрированные курсы, которые раскрывают перед детьми целостную картину мира, соответствуют возрастным особенностям младших школьников, и требованиям современного информационного общества, что раскрывает социальную компетентность.
В УМК «Перспективная начальная школа» большое значение уделяется развитию речи младшего школьника. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга в дискуссии происходит из-за разного определения понятий. Лучшим источником в этом отношении является справочная литература, словари. Таким образом, обогащение речи детей происходит за счет интенсивной словарной работы, глубокого проникновения в смысл слова. Обучающиеся научились уважительно и творчески обращаться со словом; появилась потребность в самостоятельной творческой работе; повысился уровень развития внимания, наблюдательности, памяти, фантазии; ученики умеют пользоваться словарями; самостоятельно работают с текстом; показывают хорошие результаты при проверке техники чтения.
Важно, чтобы дети узнавали об окружающем мире не только через чтение и рассматривание картинок, но и благодаря своим непосредственным наблюдениям.
Дети участвуют в литературных викторинах, конкурсах, в организации выставки рисунков.
В учебниках « Литературное чтение» (1-4) Н. А. Чураковой есть картинная галерея. Изучая то или иное литературное произведение, я знакомила своих учеников с произведениями живописи.
На этих занятиях школьники учатся «видеть» произведения искусства, получают возможность выразить свои мысли и чувства. У школьников не только формируется художественный вкус, но и развивается вдумчивое отношение к собственному опыту, к различным жизненным ситуациям. Таким образом, результатом этих занятий считаю: заинтересованность большинством учащихся этим видом искусства и как следствие решение учиться рисовать.
Доверительные отношения на уроке создают условия, в которых дети самостоятельно добывают знания(самообразование), а учитель лишь помогает им. Основной формой добываний знания, решения проблемы становится дискуссия.
Итак, общение на уроке и после него выполняет не только информативную, но и социальную, а также развивающую функцию. Оно представлено в двух аспектах: общение учителя и учащихся, общение учащихся между собой(работа в парах, работа в группах). В таком общении целенаправленно и интенсивно формируются социальные установки, образцы поведения, приобретаются навыки общественной жизни, основы информационно-коммуникативной компетентности.
На основе содержания изучаемых дисциплин, я включаю учащихся в поиск информации, учу выделять главное. В этот период я вижу свою задачу в том, чтобы предоставить ребенку больше инициативы в организации своей познавательной деятельности.
Выделяются следующие основные методы формирования информационно-коммуникативной компетенции.
^ Поиск и сбор информации
- задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;
2. Обработка информации
Передача информации:
- подготовка сообщений по теме;
- подготовка стенгазет, стендов и т.д.
Информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые)
Все формы учебного диалога.
Ролевые игры.
Обсуждения, дискуссии.
Выступления в качестве ведущих на мероприятиях и т.д.
Одной из форм внеурочной деятельности является экскурсия, которая способствует:
- развитию внимания и познавательного интереса школьников;
- обеспечивает здоровьесохраняющее обучение;
- дает наглядные ответы на вопросы;
- помогает выявить признаки предметов и явлений;
- расширяет и систематизирует знания ребенка об окружающем мире.
Я стараюсь организовать такую экскурсию, чтобы ученики не только расширили или получили новые знания, но и приняли непосредственное участие в работе
Например: посещение планетария, краеведческого музея, музея леса, школьного и районного музеев.
Предусматриваются и другие формы проведения экскурсии: на предприятия, встречи с людьми различных профессий.
Конкурсы, викторины, олимпиады, КВНы – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), разыгрывание ситуаций из сказок.
Существенное место отводится совместной деятельности школьников, направленной на развитие у них социальных умений, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Формирование ключевых компетенций учащихся может решаться также через организацию взаимодействия образовательного учреждения и родителей.
Семья в первую очередь способствует формированию гармонически развитой личности человека.
Сила влияния семьи в том, что она осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Я считаю, что единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания.
Уважение родителей учитель завоевывает, прежде всего добросовестной работой, чутким отношением к учащимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.
На первом собрании в сентябре вместе с родителями вырабатываем планы совместной работы учителя и родителей. Предлагаю каждому родителю выбрать, в каких мероприятиях он хотел бы принять участие.
Проведение праздников
Проведение классных часов.
Организация экскурсий
4.Проведение спортивных мероприятий.
5.Изготовление стенгазет к праздникам.
Или предлагают что-то свое.
Родители имеют право выбора и в меру своих сил и способностей принимают участие в жизни классного коллектива.
Как загораются глаза ребенка, когда именно его мама проводит классный час, различные конкурсы или его папа организовал спортивные состязания.
Родители участвуют в подготовке и проведении классных часов, посвященных вреде курения, правильному питанию, закаливанию организма, по правилам дорожного движения и основам безопасности жизнедеятельности, принимают участие в озеленении пришкольного участка
Реализуя компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности, обучающиеся достигли определенных результатов в формировании информационно-коммуникативной компетентности:
- почти 95% учащихся владеют навыками работы со справочно-энциклопедическими изданиями;
- ученики выслушивают собеседника и в вежливой форме высказывают свою точку зрения; могут выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
- умеют планировать этапы предстоящей работы, осуществлять контроль и оценку их правильности, искать пути преодоления ошибок;
- умеют работать с разными видами информации; есть опыт работы на компьютере;
- при итоговой аттестации ученики моего класса показывают стабильные результаты
Таким образом, при внедрении компетентносного подхода в образовательный процесс, обучающиеся не только получают новые знания, но и учатся применять полученные знания в жизни.