Главные вкладки

    Технология модульного обучения и уровневая дифференциация по методике профессора П.И. Третьякова –две эффективные технологии, способствующие успешному обучению младших школьников. (Из опыта работы.)
    статья на тему

    Использование в образовательном процессе современных педагогических технологий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл publikatsiya_maydibore.s.docx48.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Майдибор Е.С.,
    преподаватель БУ «Нижневартовский
    социально-гуманитарный колледж»

    Технология модульного обучения и уровневая дифференциация по методике профессора П.И. Третьякова – две эффективные технологии, способствующие успешному обучению младших школьников.

    (Из опыта работы.)

    Педагогика - не «детовождения», а сопровождения.

    Анализ педагогической практики показывает, что в каждом классе одновременно оказываются учащиеся с разным уровнем интеллектуального, психофизического развития. С высокой, средней и низкой мотивацией к учению. Очень часто, внимание учителя направлено на среднего ученика, в связи с этим снижается учебная мотивация  учащихся с высоким уровнем готовности к обучению, а у учащихся с низкой мотивационной сферой и вовсе пропадает интерес к учению.

    Возникает необходимость в создании психолого-педагогических условий для успешного продвижения вперед в развитии учащихся с разным уровнем интеллектуальной и психофизической готовности к обучению. Каждый ребенок имеет право выбора содержания учебного материала, темпа восприятия и изучения нового материала, выбора учебных заданий по уровню сложности. Содержание образования должно быть направлено на развитие интеллектуальной субъективности и реализацию «Я-Концепции» (самоопределение, самореализация, самосовершенствование, на процесс взросления, развитие и саморазвитие личности и индивидуальности), культивирование самим ребенком (как с помощью взрослых, так и самостоятельно) своих культурных потребностей, формирование у молодого человека ориентации на духовные ценности общества, имеющие непреходящее значение.

    Эффективное использование в практике дифференциации на основе уровня готовности к обучению, обеспечивает возможность выбора учеником наиболее оптимальных условий обучения, с учетом их возможностей и способностей.

    Технология модульного обучения дифференциация обучения по методике профессора П.И. Третьякова позволит учащимся  попасть в специально созданные условия, в которых основными составляющими являются:

    - сохранение здоровья;

    - опора на положительные личностные качества;

    - подход к ребенку с оптимистической гипотезой;

    - организация ситуации успеха;

    - показ только положительного примера;

    - внушение уверенности;

    - проявление доброты и внимания;

    - реализация в потребности в игре;

    - удовлетворение в потребности самореализации;

    - организация естественной последовательности;

    -стимулирование состязательности.
    Методика профессора П.И. Третьякова на мой взгляд, не имеет отрицательных аспектов обучения.
     С позиции Третьякова П.И. ведущими принципами обучения являются:

    •        модульность,

    •        структуризация содержания обучения на обособленные элементы,

    •        динамичность,

    •        деятельность,

    •        гибкость,

    •        осознанность перспективы,

    •        разностороннее методическое консультирование и паритетность.

    Для того чтобы ученик определял границы своих возможностей, своих знаний и умений, прогнозировал свои знания и способности, необходима в обучении технология модульного обучения. Модульный урок с доминирующей функцией ученика- основная форма обучения.

    Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, включая раскрытие связей учебной и внеучебной деятельности, межпредметных связей.

    Прежде чем внедрить в практику технологию модульного обучения, уровневую дифференциацию, необходимо совместно с психолого-педагогической службой школы изучить личные возможности учащихся класса: особенности темперамента, свойства мышления и памяти, интересы, состояние здоровья, уровень подготовленности к обучению. Каждый обучающий ребенок требует создания условий соответствующих его личным способностям и возможностям. Дети с высокой учебной мотивацией требуют подачу учебного материала на высоком уровне сложности, часть детей ориентируется на базовый репродуктивный уровень, а остальные учащиеся могут применить базовые знания в нестандартных ситуациях. Каждый ребенок должен сам определить свой потенциал, уровень своих «самостей» и возможностей.

    Отбор и содержание учебного материала подчинено 2 линиям:

    1.Развивающее обучение. (В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова)

    *учет эргичности (выносливости):

    *знание учеником своих возможностей и способностей

    *работа ученика в зоне его ближайшего развития

    2.Биологическая обусловленность формально динамических свойств личности:

    *на выносливость эргичность

    *учет скорости и темпа индивида

    *учет эмоциональной чувствительности

    *скорость перехода с одних программ поведения на другие.

    Целеполагание в обучении построено таким образом, что для достижения единой дидактической цели учащиеся идут разными путями. Обучение строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей, при полноте учебного материала, относительной самостоятельности элементов в модуле, с реализацией обратной связи, при оптимальной передаче информации и методического обеспечения.

    Критерии содержания модулей предполагают диагностичность целей, адекватность учебного материала целям, организацию познавательной деятельности и перспективное использование ее результатов, иерархичность структуры опыта, значимость контролируемых характеристик и открытость диагностики.

    Модульная система организации учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Взаимосвязанные, они обеспечивают переход от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик играет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Создание природосообразной структуры деятельности является промежуточной задачей в формировании общей системы общеучебных умений и навыков, служащих развитию ребенка. Организация учебной деятельности на уроках позволяет изучать материал блоками-модулями, что ведет к экономии учебного времени, способствует развитию речи, мышления. Ученик не получает в готовом виде знания, добывает их самостоятельно или в  совместной деятельности.

    Модульное обучение представляет собой переход от информационно-рецептурных систем обучения к развивающему самоуправляемому обучению.

    Каждый модуль имеет свое название, интегрирующие дидактические цели. Частные дидактические цели заложены в каждом учебном элементе модуля. Выстраивается цепочка целей:

    КДЦ (комплексная дидактическая цель)- ИДЦ (интегрирующая дидактическая цель)-ЧДЦ (частные дидактические цели).

    Комплексная дидактическая цель - относится ко всему курсу.

    Интегрирующие дидактические цели к каждому модулю, предполагают выполнение заданий следующего вида:

    1-репродуктивный

    2-конструктивный

    3-творческий

    На репродуктивном уровне, выполняя действия по образцу, ученик должен найти ответы на вопросы:

    - что я делаю?

    - что нужно сделать?

    - как делать?

    На конструктивном уровне. Выполняя действия и операции частично-поискового характера находить ответы на вопросы:

    - какую модель делаю?

    - для чего она нужна?

    - как сделать лучше?

    На творческом уровне. Выполняя действия и операции на основе абстрагирования, имеющего опыта и знаний:

    - что я делаю нового?

    - что нужно сделать нового?

    - как сделать по-новому?

    Самосознание своей деятельности позволяет учащимся составить алгоритм своих действий, оценивая учебно-познавательную деятельность.

    Реализуется «Я-концепция»:

    я-могу

    я-умею

    я-думаю

    Реализуются все «самости»:

    -ставлю цель

    -выбираю оптимальный путь достижения целей

    -выполняю

    -анализирую

    -оцениваю

    -корректирую и т.д.

    Для реализации дифференцированных целей необходимо создание специальных условий и эффективных форм организации образовательного процесса. В модульном уроке по методике П.И. Третьякова - созданы оптимальные условия, в которых ученик может включить все функции своего организма, что заложено в нем от природы, сможет заставить работать рефлексивное сознание и тем самым способствовать саморазвитию.

     Урок представляется в виде четырех фаз:

    1 фаза рефлексия

    На этом этапе ставится проблема или создание ситуации поиска, в ходе чего, учащиеся решают учебную задачу (под руководством учителя или самостоятельно).

    2 фаза активного действия

    При первичном закреплении базисного уровня определяется уровень обученности.

    3 фаза фиксация или заморозки

    4 фаза домашнее задание.

    Существует 2 вида модульных уроков: 1-с полной самостоятельной деятельностью, 2-с доминирующей деятельностью ученика.

    Учитывая возрастные особенности детей, младший школьный возраст, целесообразно будет применять 2-й вид модульного урока – с доминирующей деятельностью ученика. (см. Приложение №1)

    Обучающая цель к учебному занятию всегда уровневая (репродуктивный -1 уровень, конструктивный- 2 уровень, творческий -3 уровень). Объяснение нового материала всегда начинается со сложного материала, затем планка снижается. На уроке изучения новых знаний проводиться диагностика обучаемости.

    Обучаемость - стартовая готовность к обучению. Дается тест для определения ЗБР (зоны ближайшего развития) и ЗАР (зона актуального развития.)

    Объяснение нового материала проводится на репродуктивном уровне. Закрепление и контрольный срез проводится на разных уровнях.

    При составлении модулей использовано 6 типов учебных занятий:

    1.        урок изучения новых знаний

    2.        урок изучение нового и первичное закрепления

    3.        урок комплексного применения знаний

    4.        урок обобщения и систематизации знаний

    5.        урок контроля и оценки

    6.        урок коррекции знаний

    Виды деятельности по типам уроков

    1. Урок изучения новых знаний

    0.Психологический настрой (словарь настроения)

    1.Подготовка к восприятию.

    2.Мотивация, задача.

    3.Актуализация опорных знаний.

    4.Изучение нового материала.

    5.Контроль (тест на определение зоны ближайшего развития ЗБР)

    6..Коррекция, задача.

    7.Анализ(подведение итогов)

    8.Постановка новой цели к следующему уроку, задача.

    9.Домашнее задание, задача.

    2. Урок изучения нового и первичное закрепление

    0.Психологический настрой (словарь настроения.)

    1.Подготовка к восприятию.

    2.Мотивация, задача.

    3.Актуализация опорных знаний.

    4.Изучение нового материала, задача.

    5.Первичное закрепление базисного уровня.

    6.Коррекция (доводка до базисного.)

    7.Анализ (подведение итогов.)

    8.Постановка новой цели к следующему уроку, задача.

    9.Домашнее задание, задача.

    3. Урок комплексного применения знаний

    0.Психологический настрой (словарь настроения.)

    1.Подготовка к восприятию.

    2.Мотивация, задача.

    3.Актуализация опорных знаний.

    4.Изучение нового материала, задача.

    5.Закрепление ( уровневый тест на обученность.)

    6. Контроль, задача.

    7.Анализ(подведение итогов.)

    8.Постановка новой цели к следующему уроку, задача.

    9.Домашнее задание, задача.

    4. Урок систематизации и обобщения знаний

    0.Психологический настрой (словарь настроения.)

    1.Подготовка к восприятию.

    2.Мотивация, задача.

    3.Актуализация опорных знаний.

    4. Отработка материала по уроку, задача.

    5.Контроль ЗБР, задача.

    6.Коррекция, задача.

    7.Анализ(подведение итогов.)

    8.Постановка новой цели к следующему уроку, задача.

    9.Домашнее задание, задача.

    5. Урок коррекции знаний

    0.Психологический настрой (словарь настроения.)

    1.Подготовка к восприятию.

    2.Мотивация, задача.

    3.Актуализация опорных знаний.

    4..Контроль (тест на определение зоны ближайшего развития ЗБР.)

    5.Коррекция, задача.

    6.Анализ(подведение итогов.)

    7.Постановка новой цели к следующему уроку, задача.

    8.Домашнее задание, задача.

    6. Урок контроля и оценки знаний

    0.Психологический настрой (словарь настроения.)

    1.Подготовка к восприятию.

    3.Мотивация, задача.

    4.Постановка новой цели к следующему уроку, задача.

    5.Домашнее задание, задача.

    Технология модульного обучения и уровневая дифференциация обучения по методике профессора П.И. Третьякова предоставляет возможность каждому ученику строить индивидуальный маршрут, наиболее соответствующий его возможностям и способностям. У ребенка есть право выбора:

    -овладеть знаниями по предмету в объеме государственного стандарта;

    -расширенное изучение отдельных тем с учетом потребностей и возможностей ребенка;

    - углубленное изучение предмета учащимися, имеющими особый интерес и способности к познанию.

    На учебном занятии задача учителя -мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Таким образом осуществляется мотивационно- рефлексивное управление обучением.

    Деятельность ученика тоже меняется:

    - он должен учиться сам в ЗБР;

    - должен осуществлять самоуправление, взаимоуправление учебной деятельностью;

    - учиться обращаться к своим товарищам, учителю;

    -ученику должна быть предоставлена возможность работать в своем темпе, учиться распределять свое время;

    -каждый ученик должен осуществлять рефлексию (оценку своей деятельности) по ходу учения и в конце каждого учебного занятия.

    Модульное обучение и уровневая дифференциация, в качестве одной из основных целей, преследует формирование у ученика навыков самообразования и развитие способностей личности. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется, но в рамках субъект-субъектных отношений в системе “учитель-ученик”. Данный метод обеспечивает возможность выбора  пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует в обучении функция управления, которые становится функцией самоуправления.

    Эффективные формы контроля и система оценивания.

    Каждый учебный элемент(УЭ) начинается с целевой установки, затем указывается система действий. На УЭ-1 идет погружение в тему. На втором занятий проводится проверка уровня обучаемости учащихся.

    Обучаемость -восприимчивость к обучению.

    Определяются две зоны развития ученика по Л.С.Выготскому. После подачи нового материала, необходимо показать ученикам образец применения полученных знаний в аналогичной, а затем в измененной ситуации. Детям даются тест с пятью заданиями. Первые два задания теста проверяют знания теоретических вопросов, третье задание дети выполняют по образцу, четвертое - в измененной ситуации и последнее задание проверяет умение ученика применять новые знание в нестандартной ситуации. Как только три - четыре ученика (7-8мин.) из класса выполняет тест,  листы собрать у всех. Если нет затруднений в выполнении заданий, ребенок находится в зоне актуального развития (ЗАР). Если имеются трудности, которые он может преодолеть с какой-либо помощью, ребенок находится в зоне ближайшего развития (ЗБР). Именно это способствует созреванию функции психики школьника. То, что он делает сегодня с помощью других, завтра он сможет это сделать сам и тогда цикл развития завершается, и ребенок переходит в ЗБР, (см. Приложение №2). Каждый УЭ заканчивается проверочным заданием, чтобы установить успешность хода усвоения знаний и внести коррекцию. После выполнения всех заданий делается обобщение (резюме). Проводится  контроль знаний в виде: диктанта, списывания, изложения, проверочной работы. В виде творческих работ: сочинения, (сочинение сказок, доклады, рефераты и т.п.).

    Наконец последний элемент модуля -это выходной контроль. Его цель состоит в том, чтобы проверить уровень усвоения содержания модуля. Работу составить в виде теста по уровням или по вариантам. В работу включаются теоретические вопросы, задания по образцу и творческого характера. То есть определяется уровень обученности (см. Приложение №3). Если модуль крупный и сложный, то дается промежуточный тест. Например, для изучения модуля по теме «Имя существительное»   отводится 14 часов. После 7-8 учебных занятий проверяется уровень обученности каждого ребенка на данный момент. Изучаются пробелы в изучении темы, и проводится коррекцию знаний, также для этой цели используются резервные уроки. Дальнейшая работа планируется с учетом выявленных недоработок. Дифференцированный подход  способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных и постоянно поддерживать интерес к предмету. Также обуславливает возникновение способности к самооценке, самонаблюдению, самоанализу и соотнесению своих возможностей и способов деятельности. От самооценки зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, отношение к допущенным ошибкам, трудностям учебной деятельности. Чтобы каждое усилие ученика было оценено:

    -ученики должны получить от учителя однозначные, предельно четкие критерии оценки;

    -самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя.

    Самооценка составляет процесс, оценивая ребенком своей деятельности на различных этапах ее осуществления. Самая общая и важная функция самооценки- регулятивная. Можно использовать два вида самооценки:

    1)ретроспективную - оценку достигнутых результатов своей деятельности (хорошо или плохо я сделал);

    2)прогностическую - представляющую собой оценку субъектом собственных возможностей (я справляюсь с это задачей или нет?);

    В последнем случае ребенок должен соотнести условие задачи со своим опытом. Эта самооценка опирается на рефлексию (умение выделять, анализировать, соотносить с ситуацией свои возможности). Для дифференцированной оценки можно использовать «Волшебные линии» или «Волшебные ступеньки» с помощью, которых можно предельно лаконично оценить все, что подлежит оцениванию. Например: после выборочного списывания, где девочки выписывают только ударные гласные из слов, а мальчики – безударные гласные, прошу детей провести в тетради линию и отметить ее середину. Если ребенок считает, что он выписал все буквы, то ставит крестик на правый край линии. Если же считает, что допустил ошибку, то крестик ставит левее или на середину. Аналогично проводим работу с «Волшебными ступеньками». При проверке тетрадей обвожу крестик ребенка, если самооценка ребенка и моя оценка совпадают.

    В начале урока называются те, ребят которым удалось правильно оценить свою работу. Систематически на конкретных примерах учу правильно оценивать свою работу тех, у кого у кого завышенная или заниженная самооценка. С такими учащимися ведется индивидуальная работа. Во втором, четвертых классах целесообразно применяется не только ретроспективная, но и прогностическая оценка. Перед началом работа и после ее выполнения дети определяют степень трудности работы: Л-«легко», С или ? -«сомневаюсь», Т-«трудно». Затем соотносят обе оценке. Умение правильно оценивать свои возможности очень помогает при выполнении уровневых заданий, где ученику необходимо правильно выбрать посильное для себя задание.

     Целевой план действий, позволяет спланировать достижение результата в образовательном маршруте школьника. Совокупность содержащейся в модулях информации, представленной различными средствами ее передачи, называется информационным банком. Под методическим руководством в модульном обучении понимаются варианты путей освоения учебного материала, включающие рекомендации по использованию различных форм, методов и способов учения, а также тесты для проверки его эффективности.

    Взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе - с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительного подготовленности к каждой педагогической встрече.

    Сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения паритетных, субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимся в учебном процессе.

    Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом, как для учащихся, так и для преподавателей.

    Преимущества для учеников:

    учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;

    учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;

    учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.

    Технологии модульного обучения и уровневой дифференциации по методике профессора П.И. Третьякова, а также многократное участие в учебных семинарах, которые проводил профессор П.И.Третьяков помогли мне добиться высоких показателей в педагогической деятельности, а именно в:

    повышении результатов учебных достижений учащихся;

    сохранении здоровья учащихся;

    активизации познавательной деятельности учащихся;

    повышении эмоционально-эстетического уровня уроков;

    обеспечении высокой степени дифференциации обучения (почти индивидуализации);

    повышении качества выполняемой работы на уроке;

    усовершенствовании контроля знаний;

    рациональной организации учебного процесса, повышении эффективности урока;

    формировании навыков подлинно исследовательской деятельности;

    обеспечении доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

    И о главном! По каким бы технологиям не учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!

    Приложение №1

    Модульное построение урока с доминирующей деятельностью ученика (по методике профессора П. И. Третьякова).

    № урока в теме

    №УЭ

    в модуле (этапа)

    Содержание учебного материала, задачи

    Деятельность ученика

    Деятельность учителя

    1

    0

    Оргмомент

    Само или взаимопроверка

    Проверка готовности

    1/1

    Подготовка к восприятию. Задача:

    Деятельность ученика по самоорганизации и самоосмысление учебного материала

    Создать настрой и самоорганизацию (через взаимопроверку)

    1/2

    Мотивация Задача:

    Самоосмысление (через самопостановку целей)

    Создание проблемной ситуации, поискового режима для подготовки к восприятию

    1/3

    Актуализация опорных знаний Задача:

    Самоосмысление, самоопределение^ решением, конструированием)

    Создание ситуации брифинга и подготовки для освоения нового через проблемную модель, задачу

    1/4

    Изучение нового материала Задача:

    Самоосмысление, самоопределение

    Изложение материала учителем на высоком уровне

    2

    2/1

    Первичное закрепление базового уровня

    Самоосмысление, самовыражение, самоутверждение

    Базисный тест, определение ЗБР и ЗАР обучаемость

    2/2

    Коррекция(доводка до базисного уровня Задача:

    Самоопределение, самовыражение, самоутверждение

    Подача материала с учетом уровня зоны ближайшего развития ученика

    2/3

    Отработка материала по уроку Задача:

    Самоутверждение самореализация саморегуляция (в парах сменного состава)

    Использование различных методик КСО.

    3

    3/1

    Закрепление (уровневый тест)

    Самоосмысление самореализация саморегуляция

    Определение уровня усвоения (обучаемость, обученность)

    3/2

    Контроль Задача:

    Самопроверка взаимопроверка

    Экспертный контроль учителя для проведения коррекции

    3/3

    Коррекция задача:

    Самокоррекция взаимокоррекция

    Направляет коррекционную работу

    3/4

    Анализ (подведение итогов урока и оценка)

    Самоанализ достигнутого результата, самооценка

    Общий анализ урока и оценивание

    3/5

    Постановка новой цели к следующему уроку Задача:

    Самоосмысление

    Создание мотивации через анализ достигнутого результата

    4

    4/1

    Домашнее задание задача

    Самовыбор уровня (вида задания)

    Дифференцированное домашнее задание

    Виды деятельности по типам уроков.

    1.Изучение нового материала: 0, 1/1, 1/2, 1/3,1/4, 3/2, 3/3,3/4, 3/5,4/1.

    2. Изучение нового и первичное закрепление: 0, 1/1, 1/2,1/3, 1/4, 2/1, 2/2, 3/4; 3/5, 4/1.

    3. Комплексного применения знаний: 0, 1/1, 1/2, 1/3, 1/4,3/1,3/2,3/3,3/4,3/5,4/1.

    4.Систематизации и обобщения знаний: 0, 1/1, 1/2,  1/3,2/3,3/2,3/3,3/4,3/5,4/1.

    5. Урок коррекции: 0, 1/1, 1/2, 1/3, 2/2, 3/2, 3/3, 3/4, 3/5, 4/1.

    Приложение №2

    Методика определения уровня обучаемости.

    Как определить зону актуального и ближайшего развития.

    1. Учитель объясняет новый материал базисного характера (до 10 мин.)

    2. Показывает образец применения нового материала в исходной и в измененной ситуации.

    3. Проводит самостоятельную работу на 7- мин. ( до 10 мин)

    4. Если ученики справляются в это время безо всякого труда, они находятся в зоне актуального развития (ЗАР), если испытывают затруднения, они находятся в зоне ближайшего развития (ЗБР).

    Задания для самостоятельной работы:

    1. Что ребенок узнал нового

    2. Вопрос по содержанию нового материала.

    3. Выполнение задания по образцу.

    4. Выполнение задания в измененной ситуации.

    5. Применение знаний в новой ситуации.

    Приложение №3

    .

    Методика определения уровня обученности.

    Обученность- это уровень реально усвоенных знаний, умений и навыков. Тесты, проверочные работы составлены по уровням сложности.

    1 уровень- различение. Характеризует низкий уровень обученности. Учащиеся только отличают данный учебный элемент от аналогов. В дальнейшем может быть только узнавание, но воспроизвести их ребенок не может. Ответы односложные, старается угадать ответ.

    2 уровень- запоминание. Учащийся может пересказать изученное без понимания содержания. Отвечает на вопросы репродуктивного плана и в соответствии с последовательностью изложения материала в учебном пособии.

    3 уровень- понимание. Находит существенные признаки и связи предметов и явлений, вычленяет их из массива несущественного на основе анализа и синтеза, применяет правила логического умозаключения, устанавливает сходства и различия, сопоставление с имеющимися знаниями.

    4 уровень- простейшие знания и умения. Ребенок умеет применять на практике полученные теоретические знания, решает задачи с использованием законов и правил. Вскрывает причинно-следственные связи. Наличие элементарных УН- довольно высокий показатель степени обученности.

    5 уровень- перенос. Умеет обобщать, применять знания в новых условиях, «переносить» в него усвоенные ранее понятия и закономерности. Отвечает на любые вопросы, находит оригинальные решения на предложенные ему проблемные ситуации.

    Степень обученности учащихся по предмету рассчитываются по формуле:

    СОУ = К5х 1 + К4х 0,64 + К3х 0.36 + К2 х 0,16 х 100%

                            К (количество учащихся)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дифференцированный подход в обучении младших школьников. (Из опыта работы по комплекту "Начальная школа XXI века")

       УМК "Начальная школа XXI века" дает прекрасные возможности для реализации дифференцированного обучения младших школьников, т.к. одной из задач авторского коллектива была ориентиров...

    Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения младших школьников. Из опыта работы.

    Применение здоровьесберегающих технологий позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность млад...

    Мультимедийные презентации как метод обучения и воспитания младших школьников (из опыта работы)

    Статья для выступления на ГМО учителей начальных классов. В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательно...

    Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

    Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

    Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

    Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

    Дифференицированный подход в обучении младших школьников (из опыта работы)

    Выступление на ШМО учителей начальных классов.Дифференцированный подход в обучении ( из опыта работы)...

    «Актуальность использования документ-камеры при обучении младших школьников» (Из опыта работы).

    Формирование творческой личности – одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, спосо...