Влияние информационных технологий на формирование школьной мотивации
статья на тему
Предварительный просмотр:
Пестрикова О.Н.
учитель МАОУ СОШ № 184
Влияние информационных технологий на формирование школьной мотивации
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования, формирование учебной деятельности (универсальных учебных действий) наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде (в том числе, используя возможности информационной среды школы, социальные сервисы). Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования учебной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию основных учебных действий не только в рамках учебной деятельности, но и за ее пределами. Естественно, что ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности как учебно-предметных, так и ключевых компетентностей, а также социального опыта. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды (ПК «КОД»), в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и учащиеся.
В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность, как способности решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностям и возможностям младшего школьника. Ее частью является общая (общепользовательская) ИКТ-компетент- ность младшего школьника. Во многих случаях учащиеся начальной школе осваивают элементы общей ИКТ-компетентности на уровне, отвечающем их использованию взрослыми в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Решение задачи формирования ИК- Т-компетентности должно быть зафиксировано (и проходить) во всех учебных предметных программах но, в в программах внеучебной деятельности.
При освоении учебных предметов в форме учебной деятельности (урочной и внеурочной), а также при освоении разных видов внеучебной деятельности информационно-коммуникативные технологии способствуют в младшем школьном возрасте более эффективному формированию основ как учебно-предметных, так и ключевых компетентностей, а также созданию позитивного социального опыта. В частности,
- критического отношения к информации и избирательности ее восприятия; s уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.
При формировании учебной деятельности средствами ИКТ обеспечивается: s оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде; s использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;
-создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.
При освоении культурных предметных способов/средств действий силами учебных дисциплин ИКТ играют ключевую роль в формировании основ информационной компетентности, таких как:
- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе - с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся и др.) с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования); s структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
-создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
-подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
- построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.
ИКТ является также важным инструментом для формирования основ коммуникативной комптентности. Для этого используются:
- создание гипермедиа-сообщений;
- выступление с аудио-визуальной поддержкой;
- фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);
- общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум. блог). Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит исключительно в рамках си-
стемно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана,в том числе и средствами специального учебного предмета «Информатика и информационные технологии» а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников. Вклад каждого учебного предмета в формирование ИКТ- компетентности младшего школьника представлен в разделе «Предметные области»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Влияние информационных технологий на учебно-воспитательный процесс"
Выступление на педагогическом совете школы. К выступлению прилагается сопроводительная презентация....

приемы формирования школьной мотивации
статья на тему: приемы формирования школьной мотивации у младших школьников....

Презентация «Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития»
В презентации представлен материал по теме «Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития»...

ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИЙ РАССТРОЙСТВ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ У ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Родительская семья, является важным условием оптимального психосоциального развития ребенка и наиболее часто выступает источником нарушений возрастного психического развития, безнадзорности и беспризо...

Презентация Влияние информационных технологий на проектную деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС
Главная задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и в достижении нового качества результатов...

Отчет по теме самообразования «Информационные технологии как средство повышения мотивации учащихся на уроках английского языка»
Отчет по теме самообразования учителя английского языка...

Использование информационных технологий для формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста
Организация исследовательской и творческой деятельности состоит в том, чтобы всем без исключения учащимся дать возможность проявить свои таланты и раскрыть весь свой творческий потенциал....
