Влияние информационных технологий на формирование школьной мотивации
статья на тему

Пестрикова Ольга Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Пестрикова О.Н.

учитель МАОУ СОШ № 184

Влияние информационных технологий на формирование школьной мотивации

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования, формирование учебной деятельности (универсальных учебных действий) наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде (в том числе, используя возможности информационной среды школы, социальные сервисы). Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования учебной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию основных учебных действий не только в рамках учебной деятельности, но и за ее пределами. Естественно, что ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности как учебно-предметных, так и ключевых компетентностей, а также социального опыта. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды (ПК «КОД»), в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и учащиеся.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность, как способности решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностям и возможностям младшего школьника. Ее частью является общая (общепользовательская) ИКТ-компетент- ность младшего школьника. Во многих случаях учащиеся начальной школе осваивают элементы общей ИКТ-компетентности на уровне, отвечающем их использованию взрослыми в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Решение задачи формирования ИК- Т-компетентности должно быть зафиксировано (и проходить) во всех учебных предметных программах но, в в программах внеучебной деятельности.

При освоении учебных предметов в форме учебной деятельности (урочной и внеурочной), а также при освоении разных видов внеучебной деятельности информационно-коммуникативные технологии способствуют в младшем школьном возрасте более эффективному формированию основ как учебно-предметных, так и ключевых компетентностей, а также созданию позитивного социального опыта. В частности,

- критического отношения к информации и избирательности ее восприятия; s уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.

При формировании учебной деятельности средствами ИКТ обеспечивается: s оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде; s использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;

-создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении культурных предметных способов/средств действий силами учебных дисциплин ИКТ играют ключевую роль в формировании основ информационной компетентности, таких как:

- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

- фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе - с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся и др.) с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования); s структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;

 -создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

-подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;

- построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

ИКТ является также важным инструментом для формирования основ коммуникативной комптентности. Для этого используются:

  • создание гипермедиа-сообщений;
  • выступление с аудио-визуальной поддержкой;
  • фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);
  • общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум. блог). Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит исключительно в рамках си-

стемно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана,в том числе и средствами специального учебного предмета «Информатика и информационные технологии» а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников. Вклад каждого учебного предмета в формирование ИКТ- компетентности младшего школьника представлен в разделе «Предметные области»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Влияние информационных технологий на учебно-воспитательный процесс"

Выступление на педагогическом совете школы. К выступлению прилагается сопроводительная презентация....

приемы формирования школьной мотивации

статья на тему: приемы формирования школьной мотивации у младших школьников....

Презентация «Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития»

В презентации представлен материал по теме «Формирование школьной мотивации младших школьников с  задержкой психического развития»...

ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИЙ РАССТРОЙСТВ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ У ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Родительская семья, является важным условием оптимального психосоциального развития ребенка и наиболее часто выступает источником нарушений возрастного психического развития, безнадзорности и беспризо...

Презентация Влияние информационных технологий на проектную деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС

Главная задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и в достижении нового качества результатов...

Адаптация к школе и формирование школьной мотивации обучающихся 1 класса.

Определение степени адаптации первоклассников к обучению и формирование у них школьной мотивации....