Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
статья на тему

Кичигина Галина Григорьевна

Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны 

тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности  и творческих способностей учащихся начальной школы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedideya.docx50.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Кичигина Галина Григорьевна.

1.Актуальность и перспективность опыта .

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Также  большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Поэтому развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

       Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле. Только там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и творческой деятельности, может вырасти настоящая творческая личность, готовая к самопознанию мира, к жизни в современном обществе. Творческий самостоятельный человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен  к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением и активной познавательной позицией имеет особую актуальность и является одной из  главных целей системы образования.  

  Условия формирования опыта

 И с первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать их творцами учебно-воспитательного процесса.

Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение, творчески отображать свои мысли.

Для начала ответим на вопрос «Может ли младший школьник быть исследователем?».

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Ведущая педагогическая идея  учебно – воспитательного процесса заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся через вовлечение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность.

        Тема работы «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной работе как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся»

Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, познавательной активности,   необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открывателями и  уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

      Главная цель - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить нестандартные решения любых  возникающих проблем;

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

    Стержень опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей  осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, через организацию проектно – исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной работе, что стимулирует у ребенка интерес к учебе.

Сущность развития личности ребенка в данном случае состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включен. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.

Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника.

Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности ученика начальных классов, является средством развития познавательного интереса, становления мотивации к учебной деятельности.

Теоретическая база опыта

Активизация интереса к обучению посредством собственного опыта, называемого еще «исследовательским обучением», наблюдалась в периоды реальной демократизации образования, когда педагоги стремились максимально приблизить учебную деятельность ребенка к познавательной. Главная цель исследовательского обучения -формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

      А.И. Савенков даёт определение исследовательскому поведению как «виду поведения, выстроенному на базе поисковой активности и направленному на изучение нестандартного объекта или разрешения нетипичной ситуации… и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков».  

Поэтому при  обучении школьников элементам проектно-исследовательской деятельности я использую методику спецкурса «Программа исследовательского  обучения  младших школьников» Савенкова А.И., (Издательство «Учебная литература», 2007 г.). Эта  программа рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе.  

      По мнению Савенкого А.И., «практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанная с основным учебным процессом и ориентированная на развитие исследовательской творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

        Проектная деятельность в начальной школе имеет свои особенности, как считает М.В. Романовская, маленькие дети способны выполнять проекты, отличающиеся несложностью, простотой. Ученик должен представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Среди видов проектов, применяемых в начальной школе можно назвать:

  1. Проекты-наблюдения
  2. Проекты-рассказы
  3. Экскурсионные проекты
  4. Конструктивные проекты
  5. Проекты игр (спектакли, концерты и т.п.).

      Применение на уроках технологии метода проектов даёт большие возможности успешного усвоения материала. В настоящее время метод проектов, возникший более 100 лет назад, переживает второе рождение. Так что же понимается под методом проектов? Наиболее полно понятие «метод проектов» представлено в исследованиях И. Д. Чечель. По мнению ученого, исследовательский проект как элемент научного творчества учащихся рассматривается сегодня и как составная часть современных педагогических технологий. Исследователь определяет метод проектов как педагогическую технологию. По мнению автора, цель данной технологии ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых, для активного включения в проектировочную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде. 

      Говоря  же  о проблеме творческих способностей, необходимо помнить о том, что творчество невозможно без продуктивной деятельности. Именно об этом сказал великий ученый Л.С.Выготский, когда писал: «Творчество на деле существует не только там, где создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев».

      В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были творцами в этом мире». «Творчество это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации человеческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования». «Творчество—это деятельность, которая дает новые ценные результаты. Они могут быть новыми и ценными только для самого человека или для всего общества. Творческая личность стремится к творческой деятельности и умеет ее осуществлять».

    А Ж.Ж.Руссо вел борьбу  за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода.
«Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы.
Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть  он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».

    «Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне действовать самому — и я научусь» (Китайская мудрость).  "Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу" (Японская мудрость)    Эти слова стали девизом моей работы. Ведь проекты и исследования – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, а значит, приобретаются знания, развиваются творческие способности, повышается познавательная активность .

Технология опыта

 

     Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, пришла к выводу, что особое внимание надо уделять формированию положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, использованию в процессе обучения метода проектов , исследования.

        Проектно-исследовательская деятельность  – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или другим способом.

        Внедрение проектного метода обеспечивает создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствует развитию творческих способностей.

Моя методическая тема по самообразованию:

 «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей  учащихся».

Цель: обеспечить развитие творческих способностей и познавательной активности детей через развивающий потенциал проектно-исследовательского метода.

Достижение поставленной цели вижу в процессе реализации следующих задач:

  • Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать его на практике;
  • Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явле6ний;
  • Формировать интересы склонности учащихся, дать возможность ученику попробовать себя в разных видах деятельности;
  • Формировать привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе;
  • Формировать навыки диалогового общения и социального взаимодействия;
  • Повышение уровня обученности, качество знаний;
  • Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятельности.
  • Организовать работу с классом по данной теме.
  • Развивать творческие способности обучающихся, исследовательские навыки.
  • Воспитывать активность, интерес к проектно-исследовательской деятельности.
  • Формировать опыт сотрудничества.
  • Воспитывать коммуникативные качества.
  • Организация взаимодействия родителей и детей, родителей и учителя.

Решение поставленных задач осуществляю посредством проектного метода. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие об этапах проектирования и реализации проекта.

        Можно выделить несколько этапов проектной деятельности:

1.        Выбор темы;

2.        Определение цели (чего должен добиться ребенок в процессе деятельности);

3.        Подбор материала по своей теме;

4.        Изучение собранного материала, обобщение, его систематизация,  

          оформление   работы;

5.        Презентация (защита работы).

    Успешная реализация проектной деятельности возможно только при  тесном взаимодействии учителя и ученика.

   Свою роль вижу в следующем:

1.        Создание условий заинтересованности в выборе темы;

2.        Помощь в определении цели деятельности;

3.        Подбор и рекомендация источников получения информации;

4.        Раскрытие возможных форм работы, содействие прогнозированию

           результата,   знакомство с требованиями к оформлению работы;

5.        Помощь в оценке полученного результата, выявление недостатков.

На основе  первого опыта ученикам было предложено  заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Моя любимая буква», «Моя первая книга». При изучении темы «Алфавит» ребятам предлагала несложные, но очень интересные творческие задания:

•        Сделай буквы из различных материалов.

•        Напиши любой  букве рисуночное письмо.

По окружающему миру  по теме «Домашние любимцы и комнатные растения» ребята рассказывали о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя  фотографии из личного альбома, а так же оформили  выставку   рисунков и аппликаций.

    В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

      Второй класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.  Один из проектов во втором  классе, который предполагает исследовательскую работу по теме «Растения». В домашних условиях ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц.  Составляли паспорта растений. Метод проекта часто использую на уроках окружающего мира.

        Так же во втором классе при изучении тем «Красная книга» и «Будь природе другом!», ребята предложили не просто составить свою Красную книгу (по примеру Сережи и Нади, наших помощников на уроках окружающего мира), но и красиво ее оформить, придумать «Правила друзей природы» и нарисовать к ним экологические знаки.  Каждой группе учащихся было предложено оформить свою книжку-малышку «Будь природе другом!»     Не менее интересен  был  проект: миникнижка - «Зелёная аптека». Созданию этого проекта предшествовала большая исследовательская работа: дети из учебника, из дополнительной литературы находили лекарственные растения, выявляли, что у них является лекарственной частью и что лечит, заносили в таблицу, рисовали красочные иллюстрации.

 По технологии ребята так же выполняли учебные проекты: «Сказка из пластилина», «Путешествие колобка», "В мире животных».

Организация проектно-исследовательской  деятельности на уроках математики является многоцелевой деятельностью и имеет в своём арсенале много разновидностей проектов.  Они могут быть групповые и индивидуальные, исследовательские и информационные, творческие и т.д.  С ребятами мы выполняли различные проекты. Приведу примеры некоторых из них: Творческие проект «Моё любимое число», «Числа в загадках»,  пословицах и поговорках», исследовательский проект «Величина»

От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становиться все труднее. Так возникает необходимость  групповой работы над проектами.

Так  на уроке внеклассного  чтения во 2-м классе мы читали стихотворение о снежинках.

Танцуют белые снежинки

Сегодня в небе белый вальс,

Словно хрустальные пылинки

Они покроют все тот час.

И пусть их танец - лишь мгновенье,

Не умалить тем красоты,

Их малость - путь к соединенью,

А краткость - знак большой судьбы!

- Необходимостью было и то: выяснить, как образуются снежинки. Вот и получили дети задание: найти всевозможную информацию о снежинках. Мы разбились на микрогруппы.  Каждая получила задание: одна группа искала информацию в словарях и энциклопедиях – что такое снежинки, как они образуются. Другая группа находила другие стихи о снежинках, третья – рассказы и сказки, четвертая – песни о снежинках, третья – разновидности снежинок – картинки с изображением снежинок, четвертая – загадки, пятая – подобрать образцы  для урока труда и способы вырезания снежинок из бумаги. И шестая группа – «эксперты», которые отбирали материал, систематизировали, т.е. разложили все по порядку и мне представили на проверку. Работа заняла неделю. На уроке внеклассного чтения мы читали стихи, загадки, сказки о снежинках, на уроке окружающего мира вели разговор – как образуется снег, и какие бывают снежинки. На уроке труда дети сами вырезали снежинки. Моя работа заключалась в том, чтобы это все оформить на компьютере, т.к. необходимо соблюдать здоровьесберегающие технологии. А когда вся информация была собрана и обработана, я готовый материал отдала обратно детям и они уже сами раскладывали в папку. Вот так и получился альбом.

По литературному чтению метод проекта тоже используется. Особенно при выполнении домашних заданий: придумать концовку рассказа, нарисовать иллюстрации к произведению, придумать свою сказку на новый лад.  Очень детям нравится самим придумывать. Так родился сборник книжек-малышек, который называется «Сказка на новый лад. «Каша из топора». Необходимым первым условием было: сохранение всех правил оформления книг: титульный лист, оглавление, нумерация страниц, иллюстрации. А второе условие: выступить интересным рассказчиком. За проделанную работу ребенок получил 2 отметки: одну за оформление и содержание, а вторая – за умение рассказать.

Уроки  проходят  увлекательно,  интересно. В рабочих тетрадях по занимательной исследовательской деятельности представлены такие рубрики, как:

-Точное слово;

-Поиск;

-Схема;

-Соответствие;

-Проталинки;

-Картинный план;

Направленные на развитие творческих способностей:

-Книгочей;

-Эрудит

-Проба пера;

-Собери;

Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать.

Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.

Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.

  1. Запиши слово, поставь ударение.
  2. Определи количество букв, звуков, слогов в слове.
  3. Отметь, где написание расходится с произношением.
  4. Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.
  5. Составь предложение со словом.
  6. Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.
  7. Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.
  8. Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.
  9. Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.
  10. Найди пословицы, поговорки с этим словом.

Образец работы ученика

  1. Медвѐдь.
  2. Медведь – 7 б., 6 зв., 2 сл.
  3. Медведь.
  4. Медведь – крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами.
  5. Медведь ест малину.
  6. Медведь – медвежонок, медведица, медвежья.
  7. Бродит, охотится, спит,  ревет, добывает.
  8. Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский.
  9. Идет медведь между елками,

Бредет медведь между березками,

В овражки спускается,

На пригорки поднимается.

  1. Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.

Работая над подобным мини – проектом, школьник учится планировать свою деятельность с помощью предложенного алгоритма, получая желаемый результат. Работая с информацией, ученик овладевает определенными навыками: умение работать со справочной литературой, ставить цель и планировать свою работу и т.п. Наработанный материал используем для словарно – орфографической работы на уроках: диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческие диктанты.

     Для развития творческих способностей учащихся использую метод проектов  и исследования как в урочной, так  и во внеурочной деятельности.

    Несколько лет назад еще с предыдущим классом мы установили такую традицию – дарить ежегодно ко Дню Учителя (всем учителям школы) и к женскому дню 8 Марта (всем работницам школы) сувениры или поздравительные открытки, изготовленные своими руками.

   При выполнении этих конструктивных проектов чаще использую индивидуальную или парную форму работы. Предоставляю возможность детям выбрать материалы и варианты изготовления изделия, что, несомненно, влияет на развитие творческих способностей. После изготовления минипроекта  обсуждаем достоинства и недостатки каждой работы, указываем на возможность устранения последних. С большой радостью дети дарят свои поделки учителям и другим работникам школы в предпраздничные дни. Слова благодарности, услышанные в ответ, стимулируют, вдохновляют учеников на создание других более сложных самостоятельных проектов. Полученные при этом умения и навыки ребята используют в дальнейшем для изготовления подарков родственникам, друзьям во внеурочной деятельности, например в группе продленного дня.

      Часто тема проекта рождается во время урока, а разрабатывается проект и выполняется во внеурочное время. Презентация проекта проходит во время классного часа, на классном или школьном празднике.

      Так, при изучении тем: «Животные живого уголка» и «Про кошек и собак» на уроках окружающего мира, было столько желающих рассказать о своих питомцах, что решили каждому дать возможность подготовить проект о своем домашнем животном (рассказать о его повадках, особенностях поведения, правилах ухода за ним), красочно его оформить, сопроводив рисунком своего питомца или его фотографией. На занятии по внеурочной деятельности  мы выслушали каждого ребенка, отметили самые интересные работы, и по содержанию, и по оформлению, а затем коллективно оформляли стенгазету, название которой дети тоже придумали сами: «Наши любимые питомцы».

          Особенно нашим детям удаются коллективные проекты игр ( спектакли, постановки и т.п., которые разрабатываются как во время уроков, так и во внеурочное время, а презентация происходит в виде классных или школьных праздников. Такие проекты позволяют охватить работой сразу всех детей в классе, какими бы способностями они не обладали. Ребята объединены одной общей целью, чувствуют себя частью одного коллектива. Именно в таких проектах, на наш взгляд, наиболее ярко проявляется индивидуальность каждого ребёнка, его творческие способности. Часто самыми талантливыми артистами являются дети с невысоким уровнем обученности. Почувствовав себя в чём-то лучшим, ученик становится увереннее в себе, в своих силах, что повышает мотивацию к обучению. Коллективная работа может дать детям возможность получить практический опыт нравственных отношений. Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, может, как известно, способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

        Во 2 классе на уроке литературного чтения во время чтения  по ролям сказки С.Я.Маршака «Теремок» ребята так вошли в образ, что сами  поставили  эту сказку на сцене. Всем нашлось дело по душе. Одни учили и репетировали роли, другие готовили детали декораций, третьи продумывали костюмы и грим. За помощью в изготовлении сложных костюмов обратились к родителям. Получился замечательный творческий проект. Презентацию сказки с удовольствием посмотрели ученики начальной школы и родители.

       В 1 классе главным для нас проектом стал праздник «Прощай, 1 класс!» Ребята это понимали и отнеслись к нему с большой ответственностью. Ведь это был своеобразный отчет о том, чему мы научились за год. Здесь ученикам пришлось показать все свои знания, умения, возможности и способности.

   В этом  году мы работали над проектом «Праздник Осени!».

На уроках литературного чтения мы читали стихотворение Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фет, С. Есенина, А. Толстого, В. Брюсова, И. Токмаковой из раздела «Люблю природу русскую. Осень».  Ребята сравнивали как изображали осень разные авторы, какое настроение при этом создавалось. На уроке окружающего мира мы с учениками ходили на экскурсию «Природа осенью», где ребята наблюдали за осенними изменениями в живой и неживой природе и сделали для себя немало открытий. На уроке ИЗО свои впечатления ученики постарались отразить на бумаге, рисуя «Осенний пейзаж». На заседаниях экологического кружка дети с помощью учителя подбирали стихи и загадки о фруктах, овощах и грибах, созревающих осенью. Далее ученики выбирали кому какая роль больше подойдет. На уроке музыки учили песни об осенних явлениях и об урожае. В ГПД готовили костюмы-шапочки с изображением фруктов и овощей. Родители помогли нам в изготовлении некоторых костюмов.  Презентацией стал большой праздник «Праздник Осени», где дети исполняли роли фруктов, овощей и других героев, пели песни, девочки исполняли несложный танец осенних листьев, который сами придумали и поставили.

        В 3 классе вместе с детьми продолжим проектно-исследовательскую работу.

Теперь я  постепенно учу детей  работать группами. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в интернете, оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.

Презентация результатов работы над проектом в начальной школе может проходить в разных формах:

  • Мультимедийная презентация
  • Концерт
  • Итоги исследовательской работы
  • Выставка рисунков и поделок
  • Творческий отчет
  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
  • Деловая игра.
  • Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
  • Игра с залом.
  • Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
  • Научная конференция.
  • Отчет исследовательской экспедиции.
  • Пресс-конференция.
  • Путешествие.
  • Реклама.
  • Ролевая игра.
  • Соревнования.
  • Спектакль.
  • Спортивная игра.
  • Телепередача.
  • Экскурсия.

     Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у школьников ощущение гордости за полученный результат.

   Со своим творческим исследовательским экологическим проектом  «О чём шепчут деревья?» дети выступали  на муниципальной научно-практической конференции, заняв 1 место.  

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

    Результативность

Отслеживание результатов велось путем непосредственного наблюдения и с помощью диагностики отслеживания качества знаний.

Наблюдая за учащимися на протяжении 2-х лет, когда стал применяться  метод проектов, можно от метить, что в классе постепенно стал формироваться коллектив (дети стали меньше ссориться, выручать друг друга, чувствуют ответственность за себя и своих товарищей). Это отметили другие учителя, работающие в классе.

Привлекая к работе в различных проектах отстающих учеников, заметила, что у них выросла самооценка, повысилась уверенность в себе, своих силах и, как следствие, мотивация к обучению (раз это получается, значит может и другое получиться). Оценки текущего самоконтроля, выставляемые детьми за свои работы у многих стали выше.

У учащихся стала более развитой речь, улучшилась память, свободнее выражают свои мысли и суждения, улучшились результаты сочинений, изложений, повысилось качество пересказа текста.

У ребят развивается интерес к познанию мира, новых фактов, явлений. Они стали больше читать энциклопедическую детскую литературу и с удовольствием делятся с учителем тем новым для них, о чем удалось узнать. Причем интересы у ребят разные. Один второклассник заинтересовался географией и знает теперь не только страны нашего континента, но и их столицы. Другой с увлечением рассказывает нам о новых породах собак. Уже есть любители и знатоки комнатных растений и т.д. Как следствие, улучшились результаты проверки техники чтения.

Попробовав себя в разных качествах во время выполнения проектов, ребята определяются, какой вид работы им больше по душе, что у них лучше получается, а чему следует еще поучиться. При этом формируются и отрабатываются различные умения и навыки.

Участвуя в разных проектах дети, конечно же, учатся творчески мыслить, принимать нестандартные решения.

Способствует эта работа и привлечению большего внимания родителей к делам и проблемам детей, их участию и помощи в общей работе, несомненно, сближает их, делает единомышленниками, помогает лучшему взаимопониманию, что очень важно.

Проведенная диагностика качества знаний по разным предметам показала тенденцию к его повышению, особенно по тем предметам, где чаще применялся метод проектов. Наш  коллективный проект    был  отмечен  на районной детской научной конференции   в 2015г. , занял I место.

    Выполняя творческие задания, учащиеся начали  испытывать радость, гордость за хорошо выполненную работу.

     Показателем результативности работы в данном направлении служат сами творческие работы. У ребят заметно вырос интерес к творческой деятельности и, как следствие, повышение познавательной активности учащихся.

    Таким образом, на основании проведенных наблюдений и диагностики, можно сделать вывод, что метод проектов способствует развитию творческих способностей, развивает интерес к познанию мира, уверенность в себе, коммуникативные способности, повышает мотивацию к обучению, уровень обученности и качество знаний.

Адресные рекомендации  по использованию опыта.

Настоящий опыт может быть адресован учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, кто заинтересован в повышении мотивации к обучению, уровня познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей.

Всё выше сказанное я учитываю при разработке своих уроков.

      Материал из опыта работы размещён на моём личном сайте и на сайте школы.

      Адрес сайта:

             личный сайт    http://nsportal.ru/kichigina-galina-grigorevna

            школьный сайт    http://ardoosh.a2b2.ru/section/4381/item/16966

 В перспективе я продолжу использовать проектно-исследовательскую деятельность на  уроках   и  во внеурочной работе  начальной школы, так как использование этой технологии в  моей работе,  даёт положительные результаты. Это приносит удовлетворение и радость творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

            Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно   по настоящему увлечь предметом исследования, показ...

Обобщение опыта Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...

Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.

Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Этаработа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты,необходимый запас жизненных впечатлений и зрит...