Речевая разминка. Формирование орфографических умений.
учебно-методическое пособие (1 класс) на тему

Данный материал представляет собой комплекс упражнений для постановки правильного речевого дыхания учащихся, а также памятки для формирования орфографических умений, таких как: "Как правильно списывать", Как писать без ошибок", "Как научиться списывать слова и предложения без ошибок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ns_portal_rechevaya_razminka.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правила общения на уроке

  1. На уроке нельзя разговаривать, когда захотелось. Тишина очень важна: она помогает учиться думать. Тишину на уроке надо  беречь.
  2. Даже если очень хочется ответить, а учительница не предлагает тебе, - терпи, не выкрикивай. Почему? Да потому, что другим тоже хочется говорить – нужно учиться уважать их желание, а в себе воспитывать выдержку.
  3. Говорить нужно достаточно громко, чтобы тебя было хорошо слышно, - иначе зачем вступать в общение?
  4. На того, кто говорит, нужно смотреть, как бы поддерживая его, помогая добрым взглядом, кивком головы. Если говорящий ошибся или о чем-то не сказал, дадим ему договорить, а потом   исправим или дополним.
  5. Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая.
  6. Вежливые люди говорят не «он, она», «у нее, у него», а называют по имени: Таня, Толя, у Тани, у Толи… Можно даже прямо обращаться к ученику: « Таня, ты не сказала…», «Толя, ты неверно …          

Д.С.Лихачев: «Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим».

                              («Письма о добром и прекрасном». – М., 1985, с. 34.)  

Речевая разминка

Речевая разминка представляет собой комплекс, в который входят дыхательные, артикуляционные и дикционные упражнения.

1 группа упражнений (дыхательные) -  для постановки правильного речевого дыхания учащихся.

Различают дыхание физиологическое и речевое. В жизни человека дыхание является непрозвольным. Оно протекает равномерными актами вдоха и выдоха равной длительности, которые разделяет краткая остановка. В ходе чтения вслух и говорения обычного физиологического дыхания не хватает, в этом случае имеет место речевое дыхание, которое представляет собой управляемый процесс. Навык речевого дыхания приобретается постепенно в результате длительных постоянных тренировок в системе уроков грамоты, а в дальнейшем – уроков русского языка и литературного чтения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание – это здоровье.

Задачи развития речевого дыхания:

  • Научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержку дыхания, добор воздуха);
  • Выработать умение увеличивать объем легких;
  • Тренировать длинный выдох, т.е. развивать умение правильно выдыхать – постепенно (а вовсе не умение вдыхать большое количество воздуха);
  • Тренировать умение рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи, т.е. делать добор воздуха.

В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, однако в результате тренировки этот процесс постепенно становится непроизвольным.

Приведем несколько упражнений, которыми можно воспользоваться на уроках грамоты.

Упражнение 1. И.П. (исходное положение) Встать ровно, расправить плечи (не поднимать в процессе дыхания!), голову держать прямо, улыбаться. По сигналу учителя – глубокий вдох (учитель поднимает руку ладонью вверх). Задержка дыхания – ладонь переворачивается книзу, выдох – рука опускается вниз.

Упражнение 2. И.П. то же. На счет 1-2 глубокий вдох. На «раз» задержка дыхания. Выдох – плавный счет от одного до трех, от 1 до 5, от 1 до 7 и т.д. Увеличивать счет на выдохе рекомендуется через день.

Упражнение 3. И.П. то же. На счет 1-3 глубокий вдох. На выдохе протяжное произнесение гласных звуков (звуки берутся любые, причем постепенно увеличивается количество звуков, произносимых на выдохе).

Упражнение 4. И.П. то же. Сделав глубокий вдох, на выдохе произносятся гласные звуки (любые по выбору учителя), к каждому звуку прибавляется согласный [г] или [н] или др.

Упражнение5. И.П. то же. По сигналу учителя учащиеся делают короткие вдохи до полного наполнения легких воздухом. Затем медленный плавный выдох на звуках [ф],[с],[ш] (сначала отдельно, а затем подряд). Звуки берутся любые.

Упражнение 6 - «Задуй свечу!». И.П. Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Представить мысленно перед собой свечу (можно использовать в качестве свечи полоску бумаги ). Сделав глубокий вдох, с силой подуть на свечу так, чтобы потушить пламя.  

Данное упражнение можно использовать для формирования умения рационально расходовать воздух во время речи. Для этого необходимо представить перед собой не одну, а две или три свечи. И, конечно, постараться распределить выдыхаемый воздух так, чтобы задуть их все.

Упражнение 7- «Бросим мяч!». И.П. то же. Вдохнули, на выдохе наклоняемся и «поднимаем» мяч, еще один вдох – выпрямляемся, резкий выдох – «бросаем» мяч.

Упражнение 8 – «Подуй на листочек!». И.П. то же. Представьте, что у вас на ладошке лежит маленький березовый листочек. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.

 Упражнение 9 – «Шар спустился!». Вдохнули, надули щеки, руки развели в стороны. На выдохе соединяем руки, произносим звуки [c] или [ш].

Упражнение 10. И.П. то же. На выдохе пословица или поговорка, скороговорка. Длинные скороговорки идут с добором воздуха. Например, Как у горки на пригорке (добор воздуха) жили тридцать три Егорки.

Для развития умения делать добор воздуха можно использовать четверостишья А. Барто, например: Зайку бросила хозяйка, под дождем остался Зайка (добор воздуха), со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик (добор воздуха). Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч!

К моменту поступления в школу дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированные артикуляционный аппарат и речевой слух, которые используются для воспроизведения и различения смыслоразличительных свойств звуковых единиц русской речи. Однако следует учитывать недостатки функционирования речевой базы младших школьников. Массовый характер имеет неточная работа артикуляционного аппарата: во-первых, в результате вялости и недостаточной гибкости (подвижности, «послушности») частей речевого аппарата наблюдается «смазанность» речи, неясность, нечеткость; во-вторых, в результате чрезмерной напряженности мышц речевого аппарата возникает чрезмерная торопливость, «скороговорчатость» произнесения. Нередко у первоклассников встречаются и индивидуальные дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывания и др.  в период обучения грамоте артикуляционные и дикционные упражнения следует проводить регулярно, соотнося их с изученным звуком и буквой.

2 группа упражнений (артикуляционные) – для отработки правильного произнесения гласных и согласных звуков.

 Перед выполнением упражнений рекомендуется пластическая (артикуляционная) гимнастика «Разомнем язычок». Ее цель: разогреть мышцы языка, губ, щек, чтобы обеспечить их подвижность при говорении. Гимнастика направлена на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей и рта.  

Упражнения:

  • губы в улыбке (зубы обнажены);
  • губы «в трубочку» (вытягивание вперед);
  • чередование «улыбка-трубочка»;
  • язычком гладим небо;
  • «лошадка» (цоканье, «щелканье» языком);
  • «болтушка» (движение языком вперед-назад);
  • «часики» (движение языком вправо-влево);
  • «чистим зубы» (движения языком по внутренней поверхности верхних, а затем нижних зубов);
  • круговые движения языком по часовой стрелке и обратно (рот закрыт);
  • «маятник» (язык поочередно упирается то в левую, то в правую щеку);
  • спокойное открывание и закрывание рта (губы в положении улыбки);
  • «лопатка» (широкий, мягкий и расслабленный язык расположить на нижней губе);
  • «иголочка» (узкий, напряженный язык высунут вперед).

Артикуляционные упражнения для согласных и гласных звуков:

        1. Произнесение пар смешиваемых  (труднопроизносимых) звуков в прямом и обратном порядке [с-з], [с-ш], [ж-ц], [с-ц].

          2.  Игра «Твердый-мягкий»: учитель произносит твердые согласные, а дети – мягкие. Затем наоборот: учитель произносит мягкие согласные звуки, а дети – твердые. При выполнении данного упражнения необходимо быть внимательными, поскольку могут быть «ловушки» (в русском языке имеются только твердые или только мягкие согласные звуки).

          3. Для произнесения предлагается ряд гласных в следующем порядке: [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Попеременное перенесение ударения с одного гласного на другой обеспечит прочтение необычных слов, которые сначала произносятся медленно, затем темп увеличивается. Данное упражнение можно организовать в виде игры «Инопланетяне». Такая игра способствует развитию внимания, памяти, а также может быть использована и для формирования у учащихся первых умений по культуре речевого общения (вежливые люди при обращении друг к другу называют собеседника по имени  и смотрят прямо на него, а не в сторону).

        Другой вариант выполнения данного упражнения: произнесение гласных парами. Сначала с первым гласным произносятся все последующие, затем со вторым и т. д. до последней пары.

        4. Упражнение на произнесение гласных и согласных звуков проводится на основе следующей таблицы:

                             А  Э  О  У  Ы

                             Я   Е  Е  Ю И

        Таблица читается по горизонтали, по вертикали, с добавлением одного или нескольких согласных. Игровая форма упражнения проводится с использованием различных эмоциональных интонаций, доступных младшим школьникам: «жалобы», «радости», «грусти», «гнева» и др.

        5. Упражнение на произношение троек слов с чередованием гласных или согласных в начале или в середине слова: мыл-мил-мыл; сыр-жир-сыр; вол-вел-вол и др.

3 группа упражнений (дикционные) – для отработки четкого произношения  в соответствии с заданным темпом. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения.

Учитель                                                                  Дети

Кто хочет разговаривать,                    Мы будем разговаривать,

Тот должен выговаривать,                  И будем выговаривать,

         Все правильно и внятно,                         Так правильно и внятно,

         Чтоб было всем понятно.                      Чтоб было всем понятно.                      

Хорошим материалом для выработки дикции являются скороговорки. Работа над скороговоркой проводится в несколько этапов. На первом этапе работа со скороговорками идет медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе. Сначала отбираются короткие, а затем более сложные скороговорки: У елки иголки остры и колки; Шашки на столе, шишки на сосне; Три сороки на пороге, три вороны на воротах;  Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая; Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?»;  Наш Полкан попал в капкан и т.д.

Работа над скороговоркой может проводиться целую неделю. Целесообразна такая последовательность работы:

1 день – обнаружение учащимися повторяющегося звука в скороговорке и хоровое размеренное ее произношение;

 2 день – трехкратное произношение скороговорки с опорой на хлопки. Учитель задает ритм хлопками сначала в медленном, а затем в убыстренном темпе, который подхватывают дети. В соответствии с ритмом  дети произносят хором скороговорку.

 3 день – произношение скороговорки с перенесением логического ударения с одного слова на другое.

4 день – произношение скороговорки с разной силой голоса: шепотом, громким шепотом, тихо, вполголоса, громко, очень громко, артикулирование без звуков (губы двигаются, а звуков не слышно).

 5 день – произношение скороговорки в заданной интонации. Предлагаются разные по эмоциональной окраске интонации, например: грустно-радостно; восторг – гнев; жалость – восторг; испуг – удивление и др.

6 день – конкурс «Кто лучше и быстрее?» Индивидуальное произношение в соответствии с поставленной задачей и анализ выполнения упражнения с точки зрения успешности решения дикционных и интонационных задач.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

Памятка № 1 «Как правильно списывать»

  1. Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить.            
  2. Отмечаем «опасные места».
  3. Читаем еще раз вслух так, как написано.
  4. Повторяем, как было написано (не глядя на запись).
  5. Закрываем запись и пишем, диктуя себе шепотом, так, как было написано; отмечаем «опасные места».
  6. Открываем и проверяем:
  • читаем по слогам – все ли звуки обозначены (помогаем себе карандашом);
  • сверяем «опасные места» - все ли отмечены, правильны ли буквы.  

Памятка №2 «Как писать без ошибок?»

  1. Найди в слове опасные места и запиши с пропуском всех орфограмм.
  2.                                                Определи:

Знаешь точно букву         Можешь применить       Не знаешь правила,

                                              правило                         не помнишь буквы

  1. Впиши ее и                        Примени его, впиши      Укажи возможные

     подчеркни                             букву и подчеркни       варианты букв

                                                                                     Попробуй узнать

                                                                                              ответ:

                                                                      а) удалось:      б) не удалось:

                                                                      вставь букву   оставь «окошко»

                                                                       и подчеркни    и покажи выбор

                                                                                                букв

  1. Проверь (поработай корректором):
  • прочитай по слогам: нет ли описок; помогай себе слоговыми дугами;
  • находи в каждом слове орфограммы, отмечай их;
  • определяй, знаешь ли, на какое они правило;
  • если знаешь, применяй его и решай, нет ли ошибки;
  • есть ошибка – исправляй; сомневаешься – над буквой ставь ?, чтобы уточнить.

               

Списывание (С ОПОРОЙ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

с предварительным выполнением ряда вспомогательных, но важных операций (прием разработан П.С.Жедек):

  1. Прочитай слово или предложение, чтобы понять  его и запомнить.
  2. Повтори слово или предложение, не глядя, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
  3. Отметь «опасные» места (орфограммы).
  4. Прочитай (вслух или шепотом) предложение так, как оно написано (проговори так, как будешь себе диктовать во время записи).
  5. Повтори (вслух или шепотом) предложение так, как будешь его писать (проговори отчетливо).
  6. Пиши, диктуя себе орфографически.
  7. Проверь себя: читай то, что написал в тетради, подчеркивая орфограммы в написанном и сверяя с печатным текстом.

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПОЧЕРКА

Правила красивого письма

  1. Все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой высоты.
  2. Все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой ширины.
  3. Если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строку, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверх и вниз.
  4. Расстояния между элементами букв должны быть одинаковыми.
  5. Расстояния между буквами в слове должны быть одинаковыми.
  6. Все линии при письме должны быть параллельными.
  7. Прямые линии при письме должны быть ровными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"

В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...

"Формирование орфографических умений и навыков"

Газета "Первое сентября", №16/2009.  http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200901603...

Формирование орфографических умений на основе понятий

Формирование орфографических умений на основе понятий   Выступление на форуме.      В начальной школе, как и в основной, формируются следующие виды орфографических у...

Формирование орфографических умений и навыков

выступление на форуме1.СЛАЙДФормирование орфографических умений и навыковВ общей системе формирования орфографических умений и навыков важнейшая роль принадлежит начальной школе, так как здесь заклады...

Методическая тема "Формирование орфографических умений и навыков у младших школьников при изучении словарных слов"

Вопрос обучения детей грамоте всегда стоял чрезвычайно остро, причём, не только в педагогической науке, но и в жизни социума, так как грамотность народа рассматривалась, как его оружие в борьбе за кул...

Урок русского языка по теме "Формирование орфографических умений. Правописание сочетаний ча-ща, жи-ши, чу-щу".

Урок построен на основе технологии развития критического мышления (ТКМ). На уроке использовались, такие элементы и приемы ТКМ, как кластер, «толстые» и «тонкие» вопросы и другие....

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В этой статье раскрывается тема формирования орфографических умений у учеников с задержкой психического развития. Предложен метод работы над трудными словами. Благодаря этой методике, учащиеся стали р...