все по курсам...
занимательные факты (2 класс) на тему

Новожилова  Инна  Юрьевна

методы на уроке....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Академическая дискуссия

 Главными чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями ради поиска истины, причем все участники - каждый по-своему - участвуют в организации этого обмена. Н.С. Юлина пишет: «Одни дети любят читать, другие писать, но почти все любят говорить. Задача состоит в том, чтобы трансформировать энергию импульса к речевому самовыражению в когнитивные навыки. Простую болтовню нужно превратить в беседу, обсуждение, диалог или полилог (система коллективного изыскания истины)».

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ (УМЕНИЯ)

  1. Первое умение, которым должен овладеть участник диалога умение слушать. Одно дело говорить о том, что тебя волнует и что кажется тебе интересным, другое - вслушиваться в содержание речи другого, улавливать ход его рассуждения, замечать принятые допущения, видеть логические изъяны. И адекватно, по существу, реагировать на содержание высказывания, а не на личность другого.
  2. Второе умение - умение высказывать свои мысли. Ясно и отчетливо выражать мысли, обосновывать их, говорить существенное, держать оборону защитными аргументами, артикулировать не для сброса переполняющих эмоций, а с учетом их публичного обсуждения одноклассниками и реакции на содержание идей.
  3. Третье умение - умение сочетать индивидуальное и коллективное. Дети придают особую значимость своим идеям, считают их, в отличие от содержания учебников, собственным персональным достоянием, обижаются, когда взрослые не относятся к ним всерьез. Спор с  равными является лучшим средством объективной самооценки своих идей, мобилизацией таланта, проявлением индивидуальности.



Предварительный просмотр:

                  Стратегия «Кластеры»

«Кластеры» («грозди») – графический прием систематизации материала.

Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезда в центре  - это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, далее у каждой планеты  - спутники  и.т.д. (есть сходство с паутинкой темы).

Стратегия «Инсерт» (сходство со стратегией «тщательное чтение») – маркировка текста условными значками по мере его чтения. Данная стратегия помогает реализовать принцип открытости А. Гина, отделить известную информацию от неизвестной (знание от незнания).

Условные знаки:

«V» - уже знал

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

Стратегия «Толстые и тонкие вопросы» учит грамотно формулировать вопросы к тексту и умело их ставить. Задания учащимся могут быть предложены следующие: группировка вопросов (разбивка в 2 столбика: толстые/ тонкие), постановка к тексту вопросов( сначала – 3 тонких, потом- 3 толстых), замена тонких вопросов на толстые и наоборот и др.

Чтобы различать «толстые и тонкие вопросы» достаточно взглянуть на следующую таблицу:

?   Толстые вопросы

? Тонкие вопросы

В эту графу записываем вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.

Почему?

Зачем?

Как ты думаешь?

Какова связь между временем года и поведением человека?   и.т.д.

В эту графу записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ.

Который сейчас час?

Что произошло?

Где?

Когда?

Сколько?

Стратегия « З Х У» используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится образовательный процесс в технологии РКМЧП: вызов, осмысление и рефлексия.

«З»  Знаю

«Х» Хочу узнать

«У»  Узнал

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Осталось узнать:

1.

2.

Источники информации:

План работы:

1.Например, в случае изучения темы «Птицы зимой» индивидуальная (или групповая) работа над ответом на вопрос: «Что мы знаем о зимующих у нас птицах». Учащиеся фиксируют ключевыми словами, фразами известную информацию в 1 столбике ( 3-4 мин.)

( до чтения текста на этапе «Вызова»)

2.Обсуждение раздела – графы «Знаю» в группах или с учителем фронтально.

3.Далее переход к графе «Х» (хочу узнать). Задача учителя успеть заметить фразы наподобие: «А я не знаю какие еще птицы остаются у нас зимовать?» и др

Заполнение второй графы индивидуально на местах, далее в группах, затем фронтальное обобщение.

4.Работа с текстом ( «тщательное чтение» или «инсерт»; выделение новой информации).

5.Заполнение третьей графы «У» (узнал). Обобщение изученного материала в группах и выводы фронтально (этап «Осмысления»).

6.Если изучаемый текст не позволяет ответить на все вопросы, то выделяется блок «Осталось узнать» и определяется круг возможных способов получения информации.

Составляется карта поисковой деятельности, выполняются проекты (этап «Рефлексии»).



Предварительный просмотр:

Тема: «Интерактивное обучение. Интерактивные формы организации учебного процесса. Интерактивные технологии.»

Автор: доцент кафедры начального образования  Козина Е.В.

Определение понятия:

Интерактивное обучение – это обучение, основанное на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, имеющих интеллектуальную автономность( интеллектуальная автономность – умение конструировать собственное знание на основе предыдущего опыта и тех коммуникаций, которые осуществлялись в процессе наращивания этого знания.) (Ж..Жак,2001г.)

Интерактивное обучение – научение (стихийное или специально организованное), основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением (учебной предметно-развивающей средой.) (М.Кларин,2000г.)

Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия педагога и учащихся, основанный на диалоге. Это обучение, основанное на взаимодействии учащихся с учебной

средой.( Б.М. Бим – Бад. Педагогический,энциклопедический словарь.)

 Интерактивное обучение – это взаимодействие, диалог пользователя с программой ( т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями).(С. Уткин, 2001 г.)

В широком смысле интерактивное обучение – это диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов.

Принципы интерактивного обучения:

1). Опора на опыт учащихся ( преобразование имеющегося опыта).

2). Активность обучаемых ( взаимосвязь трех видов активности: физической, социальной, познавательной).

3). Позиция учителя: консультант – фасилитатор.

Слово «фасилитация» происходит от латинского корня, обозначающего «помощь». Так отмечают особую позицию, которую занимает педагог, отказывающийся от роли эксперта в пользу роли помощника, сопровождающего собственный поиск участников.

Сравнение позиций:

экспертная позиция (лектор- эксперт  излагает имеющийся материал,

демонстрирует слайды  и.т.д.)

                    достоинства

              недостатки

+ теоретическая стройность

+ четкая структура, логика

+ отшлифованность методики

+ четкость временных рамок

+ готовые решения, выводы

+ охват большой аудитории

- пассивность участников

- не используется их опыт

- однообразие методики

- утомляемость участников

- навязывание мнения

- отсутствие индивидуализации

фасилитаторская позиция (консультант-фасилитатор создает условия для

                                                   самореализации личности, побуждает к

                                                   поиску истины, к решению проблем, к сбору

                                                    новых  данных)

                     достоинства

             недостатки

+ обращение к личному опыту участников

+ активность учащихся

+ разумное сочетание теории и практики

+ легкость восприятия, усвоения

+ творчество участников

+ многообразие точек зрения

+ взаимопонимание участников

+ шлифовка мастерства учителя

- низкая возможность вносить готовую

структуру в опыт

- сужено изложение теории

- сложно соблюсти временные рамки

- сложность точного планирования

- высокие энергозатраты ведущего (учителя)

Интерактивные методы – способы взаимодействия с учащимися, основанные на

 принципах интерактивного обучения ( диалог, полилог, круг идей, сократический метод,

 мозговой штурм, метод дидактической игры, метод театрализации,

академическая дискуссия, эвристическая беседа, исследовательский проект и др.)

Формы организации - это устанавливаемый порядок организации актов, процессов,

действий, направленный на более эффективное решение поставленных целей и задач.

Интерактивные формы -  это оргформы, основанные на принципах интерактивного обучения (опора на опыт, активность, позиция учителя – консультант- фасилитатор).

Назовем интерактивные формы организации учебного процесса:  

Урок- семинар, урок- практикум, урок- игра, урок- конференция, урок- экскурсия, урок- проект (монопроект), урок- диалог и др.,

где развивающее содержание грамотно и умело «вкладывается» в

1). Фронтальную работу в кругу ( сократический метод).

2).Статичные пары ( пары постоянного состава).

3). Пары сменного состава ( пары, находящиеся в движении).

4). Статичные группы ( группы постоянного состава: гомогенные или гетерогенные).

5). Мигрирующие группы ( группы, находящиеся в движении).

6). Центры активного обучения.

7). Творческие мастерские (лаборатории), и.т.д.

Поскольку не все учащиеся имеют опыт общения в парах и группах, педагогу необходимо учить

ребят овладевать приемами ведения учебного сочетательного диалога. Условно выделим их:

- вход в диалог (приветствие)

- поддержание диалога (выполнение задания, смена ролей)

- выход из диалога (благодарность за совместную работу)

- учет результатов диалога (анализ выполненной работы, подведение итогов в академическом, личностном, эмоциональном плане)

Образовательная технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих набор и компоновку форм, методов, приемов обучения и воспитания.

Педагогические технологии – организационно- методический инструментарий педагогического процесса.

Интерактивные технологии – это технологии, основанные на принципах интерактивного обучения (включают интерактивные методы, формы; интерактивная предметно-развивающая среда постоянно обновляется, ориентирована на выбор учащихся; позиция учителя – консультант-фасилитатор).

       

  

 




Предварительный просмотр:

Тема:  Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования УУД учащихся согласно требованиям ФГОС.

составитель: доцент кафедры начального образования  Козина Е.В.

Определение понятия:

Критическое мышление- это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

(Г.К. Селевко)

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. ( И.О. Загашев)

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.   В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий (КСО, развивающего обучения, сотрудничества).

Технология  РКМЧП  -   система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.

Технология РКМЧП является общепедагогической, надпредметной, интерактивной.

Цели:

          1). Развитие аналитического, критического мышления (умение выделять причинно-следственные связи; отвергать ненужную или неверную информацию; быть честным в своих рассуждениях; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предложения и личного мнения; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; избегать категоричности в утверждениях и.т.д.)

         2). Закладывание основ для формирования грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя.

          3). Стимулирование самостоятельной, поисковой, творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Особенности:

            1). Не присвоение « готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

            2). Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим.

            3). Умение мыслить критически (объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте).

            4). Партнерские отношения между ведущим (библиотекарем, педагогом) и обучаемыми. Позиция ведущего – координатор, консультант-помощник (фасилитатор).

Организация: 

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из 3-х этапов:

1). «Вызов» (этап актуализации имеющихся знаний).

2). «Осмысление» (этап взаимодействия на основе содержания текстов).

3). «Рефлексия» (этап размышления, оценки).

Учебные стратегии в технологии РКМЧП:

1). Чтение с остановками.

2). Тщательное чтение.

3). « Толстые и тонкие» вопросы.

4).Стратегия  З Х У.

5). Стратегия Р А Ф Т.    

6). Стратегия «Пирамида критика».

7). Стратегия «Кластеры».

8). Стратегия «Инсерт».

9). Стратегия «Бортовой журнал»  и.т.д.

Методы: мозговой штурм, синтез идей, академическая  дискуссия, диалог с текстом, полилог, метод литературной дидактической игры, групповой исследовательский проект, сократический метод и др.

Формы организации: статичные пары, пары сменного состава (динамичные), статичные группы (литературные кружки), мигрирующие группы, центры активного обучения, индивидуально-групповая форма «Мозаика» («Зигзаг», «Четверки», «Сороки»)  и  др.

    Литература.

Использованы материалы Международных и Всероссийских семинаров по проблеме коллективного способа обучения, интерактивным технологиям.

     1.  Муштавинская И.В., Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

 

      2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

     3.  Подборка журналов «Библиотека в школе» (№ 17 -  22;  2004 г.)

        № 12; 2009 г.




Предварительный просмотр:

Индивидуально-групповая форма «Мозаика»

Технология работы:

  1. Учащиеся класса разбиваются на группы. Каждая группа получает текст, разбитый на части по количеству участников (разрезанный на карточки).

  1. Первоначальное знакомство с общим текстом. Индивидуальная работа учащихся над своей частью. Индивидуальное обсуждение своей части в группе.

  1. Присвоение учащимся (и их частям - карточкам) порядковых номеров (например, от 1 до 6).
  2. Объединение в новые группы по одинаковым порядковым номерам.

  1. Разбивка в новых группах на пары, обсуждение содержания своих малых текстов.

  1. В новых группах общая работа над своими малыми текстами (частями).

  1. Объединение в прежние (старые) группы, работа над целым текстом.

  1. Отчет.



Предварительный просмотр:

Мозговой штурм

Особо интересный вопрос — решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть "открытыми", они наиболее развивают "творческость" мышления (на Западе используют термин "креативность"). Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам.

НЕМНОГО ИСТОРИИ, ИЛИ ЛЕГЕНДА О ТОРПЕДЕ

Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграмма: будьте внимательны — в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс — он был капитаном одного из этих кораблей — живо себе представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешимая.

И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстроилась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Можно говорить все, что только придет в голову! — а вдруг чья-то "дикая" идея послужит ключиком к решению проблемы... Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса — мимо пройдет...

УЧЕБНЫЙ   МОЗГОВОЙ ШТУРМ

О классическом мозговом штурме в современном его исполнении можно говорить долго. Но нас интересует учебный мозговой штурм (далее — УМШ).

Развитие творческого стиля мышления — вот основная его цель. Перечислим дидактические ценности УМШ:

—  это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;

—  учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

—  участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

—  учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;

—  наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;

—  УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

ТЕХНОЛОГИЯ:

Обычно штурм проводится в группах численностью 7—9 учащихся.

 До штурма:

1.  Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма - НИКАКОЙ КРИТИКИ!

В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.

        Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком и др.).

2.  Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.

3.  Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.

        Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ

        Главная цель — наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся "дикими". Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.

        Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему.

        Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ

        Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. И опять небольшой перерыв.

        Третий этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

        Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. Возможны варианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое "дикое". В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

Рекомендации:

1. Класс предлагается разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Возможна организация конкурса идей. Жюри также может состоять из учеников.

2. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной, более общей, проблемой.

3. Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отделен временем, даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи — пусть обсуждают и их. Ведь главное — спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное время. А иногда целесообразно вообще ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.

ПРАВИЛА МОЗГОВОГО ШТУРМА

1) слушай внимательно все выступления;

2) не критикуй высказываемые идеи;

3) воспринимай все предложения положительно;

4) не перебивай выступающего, соблюдай тишину;

5) избегай дебатов и философских рассуждений;

6)  не стесняйся высказывать своё мнение — самое простое предложение часто бывает гениальным;

7) не ошибается тот, кто ничего не делает;

8) соблюдай личные права членов группы:

- право выдвигать идею;

- право отстаивать свою точку зрения;

- право на обдумывание;

- право на пересмотр, уточнение своей позиции, выдвижение нового предложения;

9) не обижайся;

10) будь доброжелательным;

11) не допускай чрезмерной фамильярности в общении с другими;

12)  каждый член группы ответственен за результативность работы. Успех и неудачу делим поровну.

        КАК ВЫБРАТЬ ЗАДАЧУ ДЛЯ УМШ

        Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений. Если это исследовательская задача, например необходимо объяснить непонятное явление, то она должна допускать несколько возможных гипотез-объяснений.

ТИПОВЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОСВОЕНИИ УМШ

  1. Плохо подобрана тема — например, она требует глубоких специальных   знаний или аналитических рассуждений.

2.  При обсуждении решений учитель принимает только известный ему контрольный ответ на задачу или жестко критикует предложения участников штурма.

3.  Регулярное вмешательство в работу группы на рабочих этапах. Пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма — при освоении новой формы деятельности это неизбежно. Учитель же сможет высказать свои замечания при "разборе полета".



Предварительный просмотр:

Проект – план создания чего-либо, включающий в себя описание, чертежи, макеты и.т.д. (толково- словообразовательный словарь Т.Ф. Ефремова)

Проект – специальное задание, которое имеет цель и определенный исход. (Дж. Дьюи)

Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект - это то, что мы делаем). (А.В. Горячев)

Проект – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим результатом. (И.Д. Чечель)

Проект – план создания чего-либо, включающий в себя описание, чертежи, макеты и.т.д. (толково- словообразовательный словарь Т.Ф. Ефремова)

Проект – специальное задание, которое имеет цель и определенный исход. (Дж. Дьюи)

Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект - это то, что мы делаем). (А.В. Горячев)

Проект – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим результатом. (И.Д. Чечель)

Проект – план создания чего-либо, включающий в себя описание, чертежи, макеты и.т.д. (толково- словообразовательный словарь Т.Ф. Ефремова)

Проект – специальное задание, которое имеет цель и определенный исход. (Дж. Дьюи)

Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект - это то, что мы делаем). (А.В. Горячев)

Проект – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим результатом. (И.Д. Чечель)



Предварительный просмотр:

Сократический метод

Сократический метод берет свое название от философа Сократа. Сократ приглашал в фруктовый сад своих учеников. «Подвешивал» вопрос, ставил проблему и отходил в сторону, наблюдая за тем, как его ученики справляются с решением данной задачи, т.е. еще Сократ выступал в позиции консультанта-фасилитатора (помощника в работе).

Сократический метод был трансформирован и адаптирован для средней школы учительницей М.К. Ковалевой из Ленинградской области. Она назвала этот метод «Слушаю - чувствую - осознаю - выражаю в общении с другими» (интерактивная игра «Эстафета»). Его суть: каждый ученик, участвующий в разговоре (например, о произведении (урок литературного чтения)), прежде чем высказать свою точку зрения, должен повторить то, что сказал предыдущий собеседник, открывая, таким образом, путь к пониманию другого. Например: «Ваня утверждает, что Лена Иконина слабая девочка, т. к. она все сносит и не противостоит злу. »«Я не согласен с его точкой зрения и считаю Лену сильной духом, потому что…» и т. д.

Если учащимся сложно вступать в дискуссию из-за небогатого словарного запаса, то можно составить план высказываний, алгоритм действий или записать на доске ключевые слова. Работа по данному методу нацелена не столько на обучение, сколько на самораскрытие личности ученика. Ребенок учится слушать других и одновременно выражать словами свои собственные мысли, чувства, представления; обретает веру в себя, начинает ощущать состояние успеха.



Предварительный просмотр:

                         ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС (примерный шаблон)

УМК «Школа России»        

Предметная область: Окружающий мир (автор: А.А. Плешаков)

Класс: 2 (часть 1)

Тема: Какие бывают животные

Цель: Создание содержательных и организационных условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний по теме «Какие бывают животные?»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  •  Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
  •  Формирование чувства любви к Родной природе, родному краю.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  •  Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
  •  Формирование умения различать группы животных, классифицировать (познавательные УУД);
  •  Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
  •  Формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
  •  Формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  •  Освоение знаний по теме: «Какие бывают животные».

Ключевые вопросы для детей:

(На какие группы можно разделить животных? По каким признакам их можно различать? Какие интересные рассказы о животных прочитали и советуете прочитать своим одноклассникам?)

Оборудование урока (создание подготовленной информационно-образовательной среды): ЭОРы по теме (ЕК ЦОР – фильм «Какие бывают животные»(каталог, 2 класс, Окр. мир, предметные коллекции, биология- http://school- collection.edu.ru| catalog|rubr|; Олимпиада младших школьников.Окружающий мир. 2 класс –www.openclass.ru),

ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради.

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности (Орг. момент)

Проводит энергезирующую разминку

Вступают в диалог с учителем в игре «Гости»

Коммуникативные (умение взаимодействовать в диалоге, слушание, формулирование высказываний)

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Использует ЭОР из ЕК ЦОР – фильм «Какие бывают животные»(каталог, 2 класс, Окр. мир, предметные коллекции, биология- http://school- collection.edu.ru| catalog|rubr|;

Организует перекрестную дискуссию в статичных группах по содержанию фильма

Просматривают фильм, отвечают на вопросы, задают вопросы, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки

Познавательные (сравнение, сопоставление фактов, классификация);

Коммуникативные

(формулирование вопросов, ответов)

3.

Организация деятельности по «выходу» на тему, цель  урока.

Постановка учебных задач

Учитель в позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока

Формулируют тему, цель, учебные задачи урока, соотносят их с задачами шмуцтитула в учебнике А.А. Плешакова, делают выводы.

Регулятивные

(определение темы, формулирование цели и учебных задач урока);

Коммуникативные (формулирование грамотных, четких речевых высказываний)

4.

Построение проекта решения учебных задач  урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока):

- работа с текстом учебника

- работа в мигрирующих группах

Использует стратегию «Инсерт» в технологии РКМЧП

Организует работу в мигрирующих группах, создает подготовленную ИОС: информационные листы по теме урока, инструкционные карты

Читают текст, делают пометки, знаком (!) отмечают новую для них информацию

Выполняют задания в мигрирующих группах, используя информационные листы и инструкционные карты

Познавательные

(овладение учебной стратегией «Инсерт» (тщательное чтение) при работе с текстом)

Коммуникативные

(овладение сочетательным диалогом при работе в группах)

Познавательные (умение работать с инструкцией, отбирать необходимую информацию)

 Личностные (делегирование полномочий, безконфликтное взаимодействие в команде, взаимопомощь)

Регулятивные ( умение работать по алгоритму, планирование деятельности)

5.

Первичное закрепление

Организует «Мозговой штурм»,

координирует взаимодействие учащихся

Участвуют в мозговом штурме согласно технологии

Познавательные (овладение операциями анализа и синтеза)

Коммуникативные (формулирование речевых высказываний, грамотное изложение своей точки зрения, поддержание диалога)

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Побуждает к выполнению самостоятельной работы

Выполняют самостоятельную работу и проверяют ее, сравнивая с образцом (содержание с/р взято из материалов «Олимпиада младших школьников.Окружающий мир. 2 класс –www.openclass.ru)

Регулятивные ( координирование своей деятельности, контроль, оценка)

Познавательные (умение работать с информацией)

7.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Выдает листы самооценки, дает инструктаж по их заполнению

Заполняют листы самооценки

Регулятивные (внутренняя рефлексивная самооценка деятельности)

Прогнозируемый результат: учащиеся научатся различать животных и их классифицировать; отбирать необходимую информацию по теме; работать с текстами; взаимодействовать в интерактивном режиме на основе сочетательного диалога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Используемая литература по курсу "Особенности и методика курса ОРКСЭ"

Приводится список литературы, которая была использована при написании курса. Учителя могут использовать её при подготовки к урокам....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Курс "Мир деятельности"как средство достижения новых образовательных результатов. Актуальность надпредметного курса "Мир деятельности"

В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален....

Презентация к курсу ОРКСЭ. Курс ОПК. Тема "Заповеди".

Презентация позволяет подвести к раскрытию темы "Заповеди" через доступные детскому сознанию понятия любви и ненависти, добра и зла, опираясь на известные  сказки. Проводится связь с общечеловече...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Название курса: «Русский язык»4 класс

Программа учебного курса "Русский язык" 4 класс(программа "ПЕРСПЕКТИВА")...