Мастер- класс: " Критериальное самооценивание младших школьников"
презентация к уроку по теме

Макаенко Ирина Анатольевна

Введение Федерального образовательного стандарта общего образования ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Назарово Красноярского края 662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А Тел/факс: 8 (39155) 5-11-56 тел. 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07 E-mail: school8nazarovo@gmail.com Мастер – класс по теме: « Критериальное самооценивание младших школьников» Макаенко Ирина Анатольевна, учитель начальных классов

Слайд 2

Проблемы: отсутствуют стимулы для развития учащегося; ученик часто недоволен отметкой; родители не получают точной информации о достижениях своего ребёнка. Проблемы:

Слайд 3

В процессе познавательной деятельности оценивается не только результат, но и процесс работы приводящий к этому результату. » Критериальное самооценивание

Слайд 4

Решает задачи : делает оценку более объективной для учителя и ученика; позволяет ученику точно оценить границы своего знания; обеспечивает ученику и учителю объективную и поддерживающую обратную связь. Задачи:

Слайд 5

1 . Вводятся критерии оценивания. 2. Выбирается инструмент самооценивания. 3. Обсуждение результатов оценивания . Этапы:

Слайд 6

Критериальное самооценивание даёт возможность: - исследовать, насколько ученик хорошо понимает содержание изученного материала; -осуществлять своевременную коррекцию; -позволяет видеть динамику развития самого себя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методики самооценки: цветовые дорожки; светофор; разноуровневая шкала; цветная диаграмма достижений.


Предварительный просмотр:

Мастер класс: Критериальное самооценивание

Цель: Познакомить с новой методикой самооценивания в начальной школе.

Задачи:

- показать необходимость внедрения в отечественную практику новой системы  критериального оценивания в классе;

-познакомить с методиками самооценивания;

- познакомить с методикой построения индивидуальных диаграмм достижений  ученика ;

- апробировать предложенную методику

Оборудование: презентация( на слайдах работа детей по предложенным методикам), цветные карандаши, , карточки данных цветов, , чистые листы, 8 работ Пети, 8 диаграмм достижений по русскому языку, листочки с критериями орфограмм, на доске чертеж, цветные мелки

Ход работы:

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария, так как довольно часто при оценивании работы, проделанной учащимися, отметка сообщается ученику как окончательный результат, в лучшем случае аргументируется, что именно не позволило ребенку получить более высокий балл. При таком подходе возникает ряд проблем:

  1. Отсутствуют стимулы для развития учащегося, у него нет способов оценить соответствие качества выполняемой работы ожидаемому результату, нет шанса улучшить ситуацию, если результат далек от ожидаемого.
  2. Ученик часто недоволен отметкой. Учитель не готов тратить значительное время на обсуждение причин выставления именно этой отметки каждому недовольному ученику.
  3. Родители получают информацию от учеников, которые склонны объяснить свои неудачи предвзятым отношением учителя. Не имея возможности ознакомиться с критериями выставления отметок, родители находятся в недоумении, кто прав, кто виноват.

Решить данные проблемы во многом помогает критериальное самооценивание. Основной смысл, которого заключается в том, что в процессе познавательной деятельности оценивается не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату, что соответствует требованиям стандарта.

Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, поэтому в процессе работы ученики всегда могут оценить уровень её выполнения и выбрать пути совершенствования. Эта техника позволяет учителю отследить даже самое незначительное продвижение учащегося.

Таким образом, критериальное оценивание решает следующие задачи:

-делает оценку более объективной и прозрачной как для ученика, так и для учителя;

- позволяет ученику точно оценить границы своего знания;

- обеспечивает как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую обратную связь.

Разберем этапы критериального самооценивания.

1.Основой продуктивной работы по самооцениванию является первый этап урока, на котором  в процессе общего обсуждения вводятся критерии для оценивания.

2.После того как критерии определены, целесообразно на конкретных примерах показать, что степень достижений по каждому критерию может быть различной, и ввести показатели, по которым она будет определяться.

3.Следующим этапом должно стать подробное ознакомление учащихся с бальной шкалой, по которой будет проводиться оценивание.

4. После того как дети оценят свои работы, полезно обсудить результаты их оценивания.

В перечень инструментов самооценивания входит широкий блок методик: цветовые дорожки, светофор, шкала.

Цветовые дорожки. Выбрав один из трёх цветов, ученик самостоятельно оценивает: насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Красный цвет - это сигнал тревоги: я это не могу, мне трудно, желтый - неуверенность: я не совсем в этом разбираюсь, зелёный - благополучия: мне все ясно, я с этим справлюсь. Учитель видит, кто из учеников нуждается в помощи.

Светофор.У детей три карточки ранее озвученных цветов, получив задание, дети оценивают свои возможности, и сообщают о том насколько им по силам предложенная задача.

Для оценки самостоятельной работы на уроке применяется шкала, автором этого инструмента является Г.А. Цукерман.

В начале 1 класса берем 2 уровня:

да-справился с работой,

нет- с работой не справился.

Постепенно переходим к пятиуровневой шкале.

Ученики вместе с учителем договариваются о том, по каким критериям будет оцениваться работа. Например:берем 3 критерия: правильность, аккуратность и оформление работы. На полях в тетради ученики чертят три отрезка - линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Каждая линеечка помечается буквой «П», «А», «О»

Учитель: давайте решим, что будет считаться абсолютно правильной работой, что мы примем за средний уровень.

Правильность (П)

Высокий уровень-нет ошибок

Выше среднего- 1-2 ошибки

Средний-3-4 ошибки

Ниже среднего - больше 4 ошибок

Низкий - совсем не справился с заданием

Оформление

Высокий-правильно и, где нужно, записал работу

Выше среднего -я допустил1-2 ошибки при записи

Средний -я допустил три ошибки при записи

Ниже среднего -я неправильно оформил работу, написал не там, где нужно

Низкий - я совсем не смог оформить работу

 Но особое внимание при работе с самооценкой уделяем развитию динамики каждого ученика. Чтобы каждый ученик смог сам видеть свой личный прогресс.

Я предлагаю вам побывать в роли учеников начало 2 класса. Апробируем одну из методик, которую использую при работе над ошибками. Эта работа с цветной диаграммой достижений.

Перед вами планируемые результаты по русскому  языку 1 класс. Давайте выявим, какие орфограммы мы берем на уровень проверки за 1 класс:

  1. Правописание заглавной  буквы в начале предложения
  2.  Правописание имен собственных.
  3. Знак в конце предложения.
  4. Правописание жи-ши
  5. Правописание ча-ща
  6. Правописание чу-щу

.

Я предлагаю построить цветовую диаграмму достижений, для этого договоримся каким цветом обозначим каждую орфограмму.

Учтем, что есть ошибки на  другие орфограммы, их тоже отметим

Эта диаграмма которую мы будем рисовать. На горизонтальной шкале мы будем отмечать дату очередной проверочной работы. На вертикальной количество ошибок. Каждый критерий вы будите отмечать своим цветом.

Вы Петров Вася проанализируйте свою работу.

Запишем число.

  1. Кто допустил ошибки в написании заглавной буквы в начале предложения. Сколько раз первое слово в предложении вы написали с маленькой буквы? Отметим данное количество ошибок на диаграмме выбранным цветом.
  2. Выпишите из текста имена собственные. Эти слова на правописание какой орфограммы? Подчеркните простым карандашом. Подчеркните слова, которые в проверочной работе  вы написали с маленькой буквы….Отметим свое кол-во ошибок на диаграмме нужным цветом.
  3. Выпишите слова в которых вы допустили ошибки на правописание других орфограмм. Подчеркните место .

 Выходим к доске и отмечаем на общей диаграмме. Глядя на свою диаграмму, что ты Вася можешь сказать?

Итак: Критериальное оценивание дает ребенку возможность:

- исследовать, насколько он хорошо понимает содержание изученного материала;

- осуществлять своевременную коррекцию;

- сравнивать свои знания в начале и конце изучения темы.

2.  Оцените содержание  мастер- класса:

Зеленый – все было понятно.

Желтый- возникли некоторые сомнения, вопросы

Красный- содержание мастер класса осталось для вас непонятным

Почему выбрали данный цвет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс « Режим дня школьников ».

Мастер - класс                   « Режим дня школьников ». Цели: 1. Сформировать убеждение в б...

Мастер-класс Рефлексия младших школьников как средство самопознания и саморазвития»

повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся....

Мастер - класс « Режим дня школьников »

Цели: 1. Сформировать убеждение в большое  значении режима дня в жизни школьника.                        2. Научить планировать св...

Доклад на м/о учителей младших классов " Самоконтроль младших школьников"

Проблема самоконтроля в младшем звене обучения - наиболее уязвимое место, т.к. учащиеся в начальных классах затрудняются в проведении самоконтроля. Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно...

Мастер - класс "Режим дня школьника"

Конспект мастер - класса даёт понять школьникам и их родителям важность соблюдения режима дня...

Тема мастер-класса: Составление меню школьника.

Тема мастер-класса: Составление меню школьника....