Рекомендации для межличностного общения учителя с родителями школьников.
методическая разработка ( класс) на тему

Бычкова Светлана Андреевна

Педагогам очень важно грамотно донести до родителей информацию о том, что происходит с ребенком в школе, и так, чтобы не оттолкнуть их от сотрудничества, а привлечь на свою сторону. Рекомендации представлены в формате правил  ведения переговоров учителей и родителей. Печать: 2 страницы на 1 листе + двухсторонняя печать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие правила ведения переговоров учителей и родителей.

1. Выбор места проведения беседы. Зависит от ситуации, от выбранной вами цели, грамотный выбор места способствует эффективности переговоров.  Кабинет директора, учебный класс, столовая и т.д.  Для беседы, которую нужно быстрее закончить или перенести,  выбирается «плохое» место, шумное, неудобное (например, без стульев). «Здесь слишком шумно…», «Предлагаю перенести нашу встречу». Выбором места общения можно показать значимость и уважение к человеку.

2. С кем проводить беседу. Зависит от цели, выбирается самый авторитетный в семье человек, оба родителя, тот, кто больше занимается подготовкой к урокам и т. д.  Если вы пригласили родителей, а приходит бабушка или няня, не проводите переговоры, объясните,  что  данная проблема обсуждается только с родителями. Пригласите родителей в письменной форме. (Письмо должно быть  в напечатанном виде.)

3. С чего начать общение. Сначала разговориться, узнать интересы, трудности, проблемы. Выразить позитивное отношение:  «Благодарю вас, что уделили внимание…» Избегать фраз, содержащих неуверенность, обилие извинений:  «Извините, если я оторвала Вас от работы…», «Если у вас есть время меня выслушать…». Избегать фраз, содержащих неуважение, пренебрежение к собеседнику: «Давайте быстренько поговорим», «Мне вообще некогда», «Я и так трачу на вашего ребенка много времени». Избегать фразы-нападения: «Что за безобразие творится», «Убирайтесь из школы вместе со своим ребенком». Важно установить контакт, подчеркнуть положительные черты ребенка, потом критику, обозначить проблему.

http://0.tqn.com/d/nashville/1/0/R/D/2/parentteacher200.jpg

4. В процессе беседы используйте следующие правила:

А) Используйте стиль непрямых вопросов:

‒ Чем вы можете помочь ребенку?

‒ А как вы видите решение проблемы?

Б) Высказывайте вашу точку зрения, проявляя осведомленность и компетентность в обсуждаемой теме, сделайте так, чтобы человек сам попросил у вас помощи и совета.

В) Объективно опишите проблемную  ситуацию, прогноз и возможную динамику в случае принятия того или иного решения.  Позвольте собеседнику сделать выбор (альтернативный выбор). Обсудите сильные и слабые стороны такого решения.  Показывайте компетентность, но не превосходство, фразы типа «а я лучше знаю», «я уверен» нежелательны. Можно ссылаться на мнение других специалистов, решение консилиума. Чтобы быть более убедительным, можно проводить беседу в паре с другим педагогом или психологом.

 Описание ситуаций должно быть конкретным. Избегать выражений со словами «всегда» или «никогда».  «Ваш ребенок всегда мешает на уроках», «Он никогда не делает домашние задания».  Отметить, на каких уроках он мешал, какие правила поведения нарушал, что именно не сделал и т.п.

Г) Чтобы быть более убедительным, используйте словесные замки:

‒ Так же ведь?

‒ Я правильно говорю?

‒ Правда же?

Тем самым вы активно вовлекаете человека в получение информации.

Д) Возражайте, но не обвиняйте. Фразы: «по решению специалистов», «по моему наблюдению» и т.п. допускаются. Избегайте фраз: «И речи быть не может», «Ошибаетесь», «Вы не правы».

Е) Не говорить о ребенке, что он «дурак, идиот» и т.п. Не ставить в пример своего ребенка. Недопустимы циничные выражения, шутки, анекдоты, уменьшительно-ласкательные суффиксы (двоечка, тетрадочка и т.п.).

5. В конце встречи  подвести итог: «Итак, мы решили…», «Предлагаю перенести нашу встречу, так как решение не принято…», «Какие выводы из нашей встречи вы сделали?», «Какое решение вы приняли?». Поблагодарить. 

Рекомендации для межличностного общения  учителя с родителями школьников.

Подготовила педагог-психолог Бычкова Светлана АндреевнаC:\Users\User\Desktop\Файлы\картинки\ltnb.jpg

Школа была, есть и останется организацией, обеспечивающей обучающий и воспитательный процесс,  реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Демонстрация педагогами своих позитивных чувств по отношению к детям может во многом изменить климат учреждения и повлиять на отношение других.

Родители обычно выражают положительное отношение к школе. Но если речь заходит о систематическом сотрудничестве, то желание помочь становится очень низким. Родители иногда не знают, как найти «общий язык» с ребенком, так как не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. До тех пор пока родители не получат информацию о возможностях взаимодействия, рассчитывать на их активную поддержку и помощь не приходится.

C:\Users\User\Desktop\Файлы\картинки\1316111649_1316025794_roditelskoe_sobranie.jpg

Педагогам очень важно грамотно донести до родителей информацию о том, что происходит с ребенком в школе, и так, чтобы не оттолкнуть их от сотрудничества, а привлечь на свою сторону. Когда в разговоре с родителями звучат только гнев и критика по отношению к ребенку, родители, как правило, не откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, не проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо терпение и целенаправленный поиск способов взаимодействия с родителями, исключающих авторитаризм. Следовательно, важно найти способ эффективного общения учителя и родителей.