Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся
проект на тему

Зимина Галина Николаевна

В условиях  введения Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы начального общего образования, но  и  необходимость пересмотра традиционных взглядов  как на результаты образования, так и на всю систему оценивания, прежде всего, на уровне образовательной организации. Мы пришли к выводу о том, что необходима разработка современной системы оценивания образовательных результатов учащихся.

Сегодня оценке отводится особое место в образовательном процессе: она выступает одновременно и как результат, и как средство обучения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_otsenki_proekt.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов»

Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как  средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся

                                     

                                                           

                                                         Авторы проекта:

                                                                                               Зимина Галина Николаевна

                                                                            Полетаева Наталья Сергеевна

                                                                   

                                                                            Руководитель проекта

Зимина Галина Николаевна

\

                                             г. Железногорск

                                                      2015г

Введение

В условиях  введения Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы начального общего образования, но  и  необходимость пересмотра традиционных взглядов  как на результаты образования, так и на всю систему оценивания, прежде всего, на уровне образовательной организации.

        Проводя проблемно-ориентированный анализ работы школы, мы понимали,  что аналитическая деятельность сводится к оцениванию уровня обученности всего класса, параллели, ступени относительно показателей прошлого года. Для фиксации образовательных результатов учащихся использовалась 5 – ти бальная система. Мониторинг уровня обученности не позволял увидеть динамику развития каждого ученика, ведь 5 – ти бальная система оценивания никак не выявляет возможностей ребёнка, а только констатирует его неуспех. Учитель, ставя в журнал отметку, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким интегрированным показателем:

         а) уровня учащегося относительно определенного эталона,

         б) уровня учащегося относительно класса в целом,

         в) уровня учащегося относительно его же самого в предшествующий период, причем разделить эти факторы в выставленной отметке возможно только посредством беседы с учителем, если тот, конечно, еще не успел забыть, при каких обстоятельствах была выставлена та отметка.

 Следует отметить, что в нашей школе для оценивания образовательных результатов учащихся  применялись инструменты, использующие самооценку, рефлексию, словесную оценку, педагогическую диагностику. Но такого рода инструменты применялись не системно и в большей части только в классах, занимающихся по системе  «ПНШ» и «Начальная школа 21 века»

 В школе не было системы оценивания метапредметных и личностных результатов, не разработаны критерии оценивания, недостаточен инструментарий. А самое главное,  не было возможности оценить  и проанализировать достигнутые образовательные результаты каждого ребёнка в комплексе относительно его индивидуального прогресса.  В  нормативных документах отмечено, что основой современных результатов являются сквозные образовательные результаты (ключевые компетентности) как базовые, которые прослеживаются через все образовательные области и  ступени образования. Это образовательная самостоятельность; образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию; образовательная ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях.

Можно ли всё перечисленное отследить и измерить привычными способами контроля и оценки?

Анализ ситуации поставил перед администрацией школы ряд вопросов:

- Как оценить динамику индивидуальных достижений   учащихся?

-Как представить образовательные результаты ученика?

-Как зафиксировать его образовательные результаты?

-Как управлять процессом оценивания?

-Как усовершенствовать систему оценивания образовательных результатов?

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что необходима разработка современной системы оценивания образовательных результатов учащихся.

Сегодня оценке отводится особое место в образовательном процессе: она выступает одновременно и как результат, и как средство обучения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

        С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию об  образовательном процессе, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.

   Исходя из необходимости совершенствования технологии оценивания образовательных результатов, авторами проекта была проведена работа по изучению мнения всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей) о существующей системе оценивания. Для получения обратной связи от участников образовательного процесса использовался  метод анкетирования  и интервью. Анкета была проведена  среди выпускников 4-х классов, родителей и педагогов. Метод интервью использовался у учащихся 4-10классов и родителей. (Запись интервью, вопросы анкеты для учителей прилагаются Приложение№8).

 Удовлетворяет ли Вас пятибалльная система оценки знаний

           Проведенный анализ подтверждает необходимость в организации образовательного процесса с учетом новых подходов к системе оценивания.

Описание проекта и его обоснование

   Необходимость обновления существующей системы пятибалльного оценивания результатов учебной деятельности сегодня мало у кого вызывает сомнение: понимание важности решения этой проблемы обозначено и в государственных документах, и в образовательных стандартах нового поколения, и в сознании учительства и общества в целом.

Проанализировав новые ориентиры модернизации школьного образования,

анкеты и интервью, мы выявили недостатки «традиционной» системы оценки.

  Среди недостатков пятибалльного оценивания отметили следующее:

  • ученик крайне ограничен в возможностях увидеть динамику собственного развития;
  • отношения «учитель-ученик» определены контролирующей функцией наставника. Образ учителя в сознании общества в целом и ученика в частности слился с образом контролера, что не способствует мотивации учения;
  • ребенок в условиях традиционного оценивания не учится контролировать и оценивать себя сам, а ведь во взрослой жизни именно это ему нужно будет делать изо дня в день. Как следствие этого, отсутствие у многих детей адекватной самооценки;
  • отношения учитель-ученик-родитель определяются субъективностью оценивания.

    Кроме того, старые и хорошо знакомые нам формы контроля качества предметных знаний не годятся  для измерения универсальных учебных действий. Для качественной оценки метапредметных результатов необходимо разбираться в природе УУД и разрабатывать новые подходы к измерению уровня их развития и сформированности, ориентироваться в особых измерительных инструментах. Только разнообразие инструментария, гибкость и чуткость шкал, использование средств измерительной и накопительной оценки позволят современному учителю объективно оценить как предметные, так  и метапредметные,  и   личностные результаты.

Так родился замысел экспериментального проекта «Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как  средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся»

Актуальность выбора темы экспериментального проекта обусловлена потребностью общества и личности учащегося в новой, объективной системе оценивания учебных и внеучебных достижений и требованиями нового государственного стандарта.

В результате анализа нормативных документов по введению ФГОС были обозначены  направления обновления системы оценки и сформулированы особенности системы оценки нового образовательного результата.

Направления обновления системы оценки

 - постепенной передачи контрольно-оценочных механизмов от учителя к учащимся;

  • перехода от контроля констатирующего к контролю диагностирующему, процессуальному.
  • обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять управление качеством образования на основании полученной информации об  усвоении  учащимися планируемых результатов.

Особенности системы оценки образовательных результатов:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • включение учащихся в активную контрольно-оценочную деятельность;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности  выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений учащихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений младших школьников;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;

Таким образом, объектом экспериментального проекта является:

Объект эксперимента 

  • Образовательный процесс, направленный на формирование осознанного отношения к образовательной деятельности  учащихся через внутреннее и внешнее оценивание.

Предмет эксперимента 

  • Возможности разнообразных технологий и форм для достижения комплексного результата  учащихся.
  • Область изменения существующей  «традиционной» системы оценивания:   создание условий для педагогов и учащихся в целях реализации новой критериальной системы оценивания результатов.

Цель эксперимента

Создание условий для практической апробации современной модели оценивания комплексного результата учащихся, способствующей формированию осознанного отношения к  образовательной деятельности.  

Задачи:

  • формирование и развитие у учащихся навыков рефлексии; развитие способов получения обратной связи в образовательном процессе;
  • разработка содержания и организационных основ критериального оценивания, направленных на формирование учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов, и экспериментальная проверка их эффективности;
  • создание условий для участия самого ребенка в выработке критериев оценки, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям;
  • осуществление отбора педагогических технологий, обеспечивающих формирование осознанного отношения к  образовательной деятельности, способствующих достижению нового образовательного результата.

Поставленные цели и задачи реализуются через:

  • подготовку учителей и родителей к новой системе оценивания (Приложение№1);
  • определение процедур оценивания;
  • овладение  учащимися приемами контрольно-оценочной деятельности;
  • формирование у учащегося  навыков самооценки, сознательного отношения  к результатам обучения;
  • определение собственных образовательных интересов и постановки образовательных задач;
  • повышение уровня личностного развития,  развития мотивационно-деятельностной сферы, сформированности регулятивных и познавательных УУД на данном этапе обучения;
  • технологию критериального оценивания;
  • педагогическую технологию контроля и оценки учебной деятельности (УМК «Перспективная начальная школа»);
  • технологию «Портфолио»;
  • разработку технологии проведения урока с использованием критериального оценивания

Гипотеза эксперимента

 Целенаправленная, последовательная и системная работа  по   использованию  современной модели критериального оценивания учащихся  будет способствовать формированию осознанного отношения к  образовательной деятельности, повышению качества образования школьников.

Новая система оценивания   направлена на удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса, а именно:

  • ученика, т.к. проект направлен на осуществление самооценивания, являющегося важнейшим компонентом образовательного процесса, так как только рефлексия позволяет учащимся извлекать опыт из своей деятельности, активизировать внутренние ресурсы для решения поставленной задачи, лучше понимать себя;
  • родителей, заинтересованных в развитии ребенка и получении качественного образования в комфортных психологических условиях, установления в процессе обучения обратной связи между учителем, учеником и родителями, что дает объективное понимание уровня освоения учащимся изучаемого материала; активизации деятельности родителей как участников образовательного процесса.
  • учителя, имеющего возможность познакомиться с альтернативной системой оценивания образовательных результатов, возможность по-иному посмотреть на новые образовательные цели и способы их реализации; заинтересованного в повышении уровня теоретических знаний в области критериального оценивания результатов; сфомированности навыков владения технологиями оценки образовательных результатов в соответствии с УМК, образовательными системами, используемыми в учебном процессе; обеспечении комплексного подхода к оценке результатов;
  • школы, как образовательного учреждения, реализующего свой Проект;
  •  общества и государства — в реализации инновационных проектов, направленных на изменение системы педагогических ценностей, в первую очередь системы оценивания.

Логичен и обоснован в связи с этим акцент на критериальное оценивание образовательных результатов  учащихся. 

  Основными функциями критериального  оценивания  являются анализ процесса; обратная связь, позволяющая всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся, родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала; определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов в их динамике; выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы; создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации учащегося к успешной учебной деятельности. Использование технологии критериального оценивания заключается в сравнении достижений учащегося с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями.

Критериальное оценивание снижает субъективность выставления отметки, обеспечивает учителя и учеников механизмами, одинаково эффективно работающими как при оценивании, так и при самооценивании, являющемся важнейшим компонентом образовательного процесса. Педагогическая технология контроля и оценки становится личностно ориентированной, направленной на развитие ключевых компетенций школьника.

Одной из главных задач, стоящих перед начальной школой при реализации экспериментального проекта, является сформированность контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Для решения этой задачи была использована модель поэтапного формирования контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников. (Приложение №9).

К педагогическим средствам, направленным на решение задачи контрольно-оценочной самостоятельности, относится:

  • работа с «листом индивидуальных достижений» учащихся (проводится в течение всего учебного года; подобная работа является началом пути к созданию индивидуальной образовательной программы в старшей школе через построение индивидуальных образовательных траекторий в основной школе) (Приложение№6);
  • разновозрастное сотрудничество учащихся 1-4 классов (работа в позиции «учителя» развивают учебную самостоятельность школьников. В рамках возрастного сотрудничества центральными являются уроки, цель которых – организация контроля и оценки школьников. Тексты самих работ, критерии оценки, заготовки оценочных листов готовят учащиеся другого класса. Эффекты такого сотрудничества важны для становления учебной самостоятельности: повышение учебной мотивации, условия для рефлексии);
  • место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса (один из принципов системы оценивания личностных результатов является принцип «ситуации успеха»; на оценку выносится только то, что ученик считает для себя готовым для публичной оценки. Средством, позволяющим поддерживать высокую учебную мотивацию, может быть «Портфолио», электронный дневник с индивидуальным кодом доступа для каждого родителя, для педагогов и для администратора;

        Важным условием реализации эффективной оценочной деятельности является выбор технологий, которые будут использоваться как средство управления развитием учебной деятельности младших школьников и позволят определить динамику развития не только предметных, но и универсальных учебных действий.

            Возможность реализации современной   модели критериального оценивания  обеспечивается рядом взаимодополняющих условий:

  • наличием основополагающей нормативно-правовой базы федерального, регионального, муниципального и школьного  уровней;
  • наличием высококвалифицированного кадрового потенциала педагогов начального образования;
  • наличием психолого-педагогического сопровождения как со стороны квалифицированных психологов, так и со стороны учителей начальных классов;
  • привлечением ресурсов партнеров для реализации проекта.

Условия для реализации образовательного проекта.

 В школе созданы все условия для реализации проекта,  имеются все необходимые ресурсы (материальные, правовые, кадровые).

Управленческие  условия:

  • Формирование проектно-исследовательской группы, которая занимается разработкой и реализацией проекта. В состав группы входят представители администрации, научно-методического совета школы, педагоги, члены Совета школы из числа родителей.
  • Создание  проблемно-творческих групп  педагогов: 1-  ответственная за разработку технологии проведения урока с использованием критериального оценивания, 2- ответственная за разработку КИМов.

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Приказ о разработке педагогического проекта «Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования  осознанного отношения учащихся к образовательной деятельности»
  • Разработка  Проекта «Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся»
  • Разработка Положения о системе оценки достижений планируемых результатов.
  • Заключение  договора о сотрудничестве с научно-методическим отделом издательства Академкнига/Учебник.

Кадровое обеспечение.

  Учителя начальной школы прошли курсы  повышения квалификации по образовательной программе «ФГОС НОО: организация и содержание образовательного процесса» по теме «Создание условий для реализации основной образовательной программы начального общего образования»,  «Новые технологии оценивания обучающихся в соответствии с ФГОС».

Материально-техническое обеспечение.

В школе  имеется хорошая материально-техническая база для реализации проекта. Все кабинеты начальных классов  оснащены  компьютерами, проекторами, во всех кабинетах начальных классов имеются МФУ. Школьная библиотека укомплектована учебной, справочной, педагогической литературой.

  Информационное обеспечение:

Информирование

  •  педагогического коллектива  о ходе реализации инновационного педагогического проекта  (педагогический совет);
  • членов проектно-исследовательской  группы о задачах Проекта;
  • членов проблемно-творческих групп о предстоящих задачах;
  • участников Проекта  о нормативно-правовых документах по вопросам критериального оценивания;
  • родителей и учащихся о создаваемой модели критериального оценивания  через ученические и родительские собрания, тренинги;  о комплексном подходе к оцениванию, об уровне ответственности участников образовательного процесса в ходе реализации Проекта;
  • педагогов и родителей  об итогах анкетирования

Ожидаемые результаты.

Для обучающихся:

  • овладение  приемами контрольно-оценочной деятельности;
  • сформированностью регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД на данном этапе обучения.

    Для педагогов:

  • сфомированность навыков владения технологиями, позволяющими достичь оценки образовательных результатов в соответствии с УМК, образовательными системами, используемыми в учебном процессе;
  • повышение уровня теоретических знаний в области критериального оценивания результатов;
  • обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющей вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.

   Для родителей:

  • повышение уровня заинтересованности результатами обучения и воспитания своих детей;
  • установление в процессе обучения обратной связи между учителем, учеником и родителями, что дает объективное понимание уровня освоения учащимся изучаемого материала;
  • активизация деятельности родителей как участников образовательного процесса.

Продукт эксперимента

Современная модель  критериального оценивания образовательных результатов учащихся в условиях введения ФГОС.

Сроки реализации проекта

1 этап. Подготовительный.  Март-сентябрь 2012 г.

  • Создание управленческих, организационных, нормативно-правовых, научно-методических,  кадровых условий для реализации проекта.

2 этап. Основной. Сентябрь 2012 - май 2014 г.

  • Введение  новых методов оценивания результатов в начальной школе.
  • Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
  • Формирование у учителей  навыков владения технологиями оценки образовательных результатов в соответствии с УМК, образовательными системами, используемыми в учебном процессе.
  • Выявление психолого-педагогических особенностей критериального оценивания результатов.

 3 этап. Заключительный. 2015 г.

  • Совершенствование основных направлений и цели оценочной деятельности через критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки.
  • Обобщение опыта работы: издание методических рекомендаций по результатам экспериментальной  деятельности по критериальному оцениванию результатов учебной и внеучебной деятельности младших школьников.

   В ходе работы над проектом разработан инструментарий как совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения самооценки детьми, таблицы для фиксации результатов обследования. (Приложения№3,5)

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки как предметных умений, так и процесса универсальных учебных действий является мониторинг. Мониторинг представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования.  Мониторинг в школе  осуществляется в несколько этапов:

- разработка контрольно измерительных материалов для оценки качества подготовки учащихся;

- первичная диагностика учащихся;

- повторная диагностика учащихся;

- сравнительный анализ результатов диагностики.(Приложение №4)

В практической деятельности используем различные виды педагогического мониторинга.

Виды мониторинга

Объекты мониторинга

Сроки

Ответственные

Вид отчёта

1

Результаты диагностики уровня сформированности познавательных умений и навыков у будущих первоклассников

Апрель -май

Учитель

Таблица

2

Уровень адаптации первоклассника

Первое полугодие

Учитель,

школьный психолог

Таблица

3

Мониторинг уровня сформированности читательских навыков

1 раз в четверть

Учитель

Диаграмма

4

Мониторинг контрольных работ по русскому языку, математике

1 раз в четверть

Учитель

Анализ, диаграмма

5

Мониторинг сформированности УУД (комплексные работы, диагностики)

Сентябрь

Май

Учитель,

школьный психолог

Таблицы, анализ

6

Мониторинг сформированности личностных результатов (1-4 кл)

Сентябрь

Май

Учитель,

школьный психолог

Таблицы, анализ

7

Мониторинг уровня  воспитанности (3-4 кл)

Второе полугодие

Учитель,

школьный психолог

Таблицы, анализ

Система оценки метапредметных результатов

УУД

Вид УУД

Форма оценивания

Критерии оценивания

Личностные результаты

-мотивация учения

«Оценка школьной мотивации» (опросник Н. Лускановой) для 1- 2 классов

25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными  сторонами

10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

«Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения  к учению» (модификация А.Д. Андреева) для 3- 4 классов.

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;

 V уровень – резко отрицательное отношение к учению

- самооцен

ка

«Лесенка» (1-2 кл)

 1-3 ступени – низкая самооценка;

 4-7 ступени – адекватная самооценка;

 8-10 ступени – завышенная самооценка.

-внутрен

няя позиция школьника

«Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера)

1.Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

2.Проявление интереса к школьному содержанию занятий.

3.Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома

Регулятивные УУД

 - целепола

гание

Карта наблюдения для учителя

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень  - 2 балла

Низкий уровень –1 балл

- контроль

Наблюдение учителя + методика шифровка Бурдоне (1-2 класс) + тест Гальперина (3-4 класс)

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень  - 2 балла

Низкий уровень –1 балл

- оценка

Карта наблюдений для учителя

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень  - 2 балла

Низкий уровень –1 балл

- саморегу

ляция

Тест простых поручений (2-3 класс)

Высокий уровень –7-8 баллов

Средний уровень  - 4-6  балла

Низкий уровень – 0-3 баллов

Познавательные УУД

-логичес

кие действия

1. Диагностика понятийного мышления (1 класс)

2. Методика исследования словесно-логического мышления Э. Ф. Замбацявичене (2-4 класс) 

- выявление осведомленности;

- выявление сформированности логического действия (классификация), способности к абстрагированию;

- сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий);

-сформированность обобщающих понятий

высокий уровень 40б. - 30б. (100%—75%)

средний уровень - 29- 20б. (74%—50%)                                                                                                                                   низкий уровень -19 б. и менее (49%—25%)

Коммуникативные УУД

Коммуникация как кооперация

Методика «Рукавички»

низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства

средний уровень – сходство частичное

высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором

Оценка личностных результатов

       Формой оценки личностных результатов учащихся является оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования.

Процедура оценки

Внешняя оценка

Предмет оценки эффективность воспитательно-образовательной деятельности учреждения

Форма проведения процедуры:

неперсонифицированные мониторинговые исследования

Субъекты оценочной деятельности: специалисты, не работающие в образовательном учреждении, владеющие компетенциями в сфере психологической диагностики личности в детском и подростковом возрасте.

Инструментарий: стандартизированные типовые задачи оценки личностных результатов, разработанные на федеральном, региональном уровне

Внутренняя оценка

Предмет оценки сформированность отдельных личностных результатов (мотивация, внутренняя позиция школьника, основы гражданской идентичности, самооценка, знание моральных норм и суждений)

Задача оценки данных результатов: оптимизация личностного развития учащихся

Субъекты оценочной деятельности: администрация, учитель, психолог, учащиеся

Форма проведения процедуры:

Неперсонифицированные мониторинговые исследования проводит администрация школы:

1. Заместитель директора по воспитательной работе в рамках изучения уровня воспитанности обучающихся школы, анализа воспитательной работы.

2. Заместитель директора по УВР  в рамках внутришкольного контроля по изучению состояния преподавания предметов.

3 Психолог в рамках преемственности с ДОУ и при переходе обучающихся в школу второй ступени.

Персонифицированные мониториноговые исследования проводит:

1. Учитель в рамках изучения индивидуального развития личности в ходе учебно-воспитательного процесса.

2. Психолог в рамках работы с детьми « группы риска» по запросу педагогов ( при согласовании родителей), родителей (законных представителей) на основании решения ПМПК.

Инструментарий:

1. Типовые задания по оценке личностных результатов (представленные в книге: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/ под ред. А.Г.Асмолова.- М.:Просвещение,2008.

2. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося, представленных в книге: Воспитательный процесс изучение эффективности / под редакцией Е.Н.Степанова.- М.: Творческий центр ,2003.

3. Методики изучения уровня адаптации для 1 и 4 классов: опросник для учителя Александровой Э.А., пиктографический тест «Школа «Баркан А.И. Полуянов Ю.А., психолого-педагогический прогностический скрининг Е Ежаковой 1-х классах), Методика исследования эмоционально-психологического климата Карповой Г.Н. ( 4 класс).

Методы оценки: фронтальный письменный, индивидуальная беседа, анкетирование,  возрастно-психологическое консультирование

Результаты продвижения в формировании личностных результатов в ходе внутренней оценки фиксируются в виде оценочных листов учителя, психолога.

Осуществление обратной связи через:

1. Информированность:

-педагогов, об эффективности  педагогической деятельности (педсоветах, совещаниях посвященных анализу учебно-воспитательного процесса); 

-учащихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрацию материалов портфолио).

      Оценка  динамики личностного прогресса ученика  осуществляется с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать, позволяющего оценить динамику  индивидуальных достижений учащихся.  (Приложение №2)

В ходе апробации проекта совершенствовался самостоятельно  разработанный диагностический инструментарий.  Большую помощь в разработке инструментария  и КИМов оказывают   методисты научно – методического отдела издательства Академкнига/Учебник. Специалистами издательства разработаны методические рекомендации к проведению комплексных работ, контрольно – измерительные материалы для каждого класса. Особенно ценным является наличие специальной программы   для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий,  которая позволяет в динамике проследить  результаты.  (Приложение№7)

Заключение

Существенное усиление диагностической функции контроля, активное использование такого вида контроля, как педагогическая диагностика, критериальное оценивание позволяет выявить  уровень достижений планируемых результатов. Выявляя характер трудностей ученика и устанавливая их причины, педагогическая диагностика, технология критериального оценивания образовательных результатов позволяют провести максимально эффективную корректировку деятельности как учащегося, так и учителя.

Учащиеся начальных классов успешно учатся применять полученные знания в новых, нестандартных ситуациях, использовать приобретенные знания самостоятельно и творчески, осуществлять поиск дополнительной информации в соответствии с поставленной учебной задачей.

 В ходе реализации проекта сделан следующий вывод: целенаправленная, последовательная и системная работа  по   использованию  современной модели критериального оценивания учащихся, педагогической диагностики  способствует формированию осознанного отношения к  образовательной деятельности, повышению качества образования школьников.

Литература:

1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010

2.Направления внутришкольного контроля и механизмы реализации. Под редакцией проф. Р.Г.Чураковой. –М.:Академкнига/Учебник, 2013

3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Под редакцией А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2010

4.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 3 частях. Под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. М.: Просвещение, 2010

5. Итоговая комплексная работа. Методические указания по организации и проведению. 3кл. Р.Г.Чуракова, Н.М.Лаврова,–М.:Академкнига/Учебник, 2013

6. Контроль и оценка как учебные действия ребёнка. Цукерман Г.А., Москва, АПКиПРО, 2004

7.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО в «Школе 2100» и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Д.Д.Данилов. Примерная ООП «Школа 2100», книга 1, изд-во «Баласс», М., 2011

8.Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Т.В.Беглова, М.Р.Битянова и др. Издательский дом «Фёдоров», 2012

9.Мониторинг метапредметных УУД. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». М.Р.Битянова, Т.В.Беглова и др. Издательский дом «Фёдоров», 2012

10.«Диагностика уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы». Методическое пособие. О.А.Шаталов. М., изд-во «Русское слово», 2012

11. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. Под редакцией проф.Р.Г.Чураковой. –М.:Академкнига/Учебник, 2011

12.Битянова М.Р. Какой линейкой мерить УУД. Ж. «Начальная школа», март, 2012, изд-во «Первое сентября»

13.Саитбаева Э.Р. О деятельности школьных методических объединений в условиях введения ФГОС НОО второго поколения. Ж. «Методика и методология обучения» № 5, 2011

14. Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Методические указания. Р.Г.Чуракова, Н.М.Лаврова. –М.:Академкнига/Учебник, 2014

15.Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы. Под редакцией Р.Н.Бунеева, изд-во «Баласс», М., 2011

16.Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Достижение планируемых результатов. Ж. «Начальная школа», № 8 - 2012, изд-во «Первое сентября»

17. Итоговая комплексная работа. Методические указания по организации и проведению. 1-2кл. Р.Г.Чуракова, Н.М.Лаврова, С.Н.Ямшинина. –М.:Академкнига/Учебник, 2012

 18.Моисеева Г.Ю. Портфолио ученика начальной школы. Ж. «Начальная школа», № 8 – 2012, стр. 23

19.Селькина Л.В. Компетентностный подход в оценке результатов обучения начальной математике. Ж. «Начальная школа», № 11 – 2010, стр. 40

20.Осмоловская, Л.П.Петрова. Формирование УУД у учащихся начальных классов. Ж. «Начальная школа», № 10 – 2012, стр. 6

21.Романова О.Н. Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки. Ж. «Начальная школа плюс до и после», № 12 – 2010, стр. 38

22.Пачина А.Г. Оценочная деятельность педагога как фактор развития учебной деятельности младших школьников. Ж. «Начальная школа плюс до и после», № 12 – 2011, стр. 56

23.Кузьмина Е.Г. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся 1-ой ступени. Ж. «Начальная школа плюс до и после», № 2 – 2011, стр. 10

24.Коньшина Т.В. Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях введения ФГОС. Ж. «Начальная школа плюс до и после», № 10 – 2012, стр. 32

25.Казанцева Ж.Л. Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО. Ж. «Завуч начальной школы», № 4 - 2012

26.Новоходская М.В. Диагностика личностных результатов обучения. Ж. «Начальная школа», № 7 – 2012, стр. 13

                                                                                                                                                                                                               Приложение 1

Организационный план мероприятий по реализации образовательного проекта (март 2011-май 2015 гг.)

Тема эксперимента: «Технология оценивания образовательных результатов  в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся»

Сроки экспериментальной деятельности: 2011 - 2015 г.

Тип эксперимента: исследовательский

Участники эксперимента: педагоги, учащиеся, родители МОУ « СОШ  № 11 с УИОП» 

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Исполнители, ответственные

Формы представления результатов

Организационно-управленческие аспекты

Формирование проблемно-творческой группы

Апрель

Зимина Г.Н.

Приказ о составе ПТГ;

списки педагогов, согласно протоколу педсовета

Организация поддержки и сопровождения ЭР: психолого-педагогическое; научно-методическое; информационное

2012 г.

Зимина Г.Н.

Арутюнова И.А.

Должностные обязанности в составе ПТГ ОУ

Контроль хода подготовительного этапа эксперимента

В течение года

Зимина Г.Н.

План внутришкольного контроля ЭР

Научно-методическое сопровождение ЭР

Планирование подготовительного этапа экспериментальной работы 

1

Изучение российского и зарубежного опыта работы  по применению критериального оценивания образовательных результатов

Март

2012г.

Полетаева Н.С.

Сформирован банк литературы по вопросам, связанным с  критериальным оцениванием.

2

Изучение особенностей технологии системы оценивания в  УМК, используемых в МОУ «СОШ №11»

Март

2012г.

Кононова И.В.

Иванова С.Е.

Мастер-класс по использованию технологий в соответствии с УМК, образовательными системами, используемыми в учебном процессе.

3

Анализ имеющегося опыта, который может быть использован при организации критериального оценивания

Апрель

2012г.

Зимина Г.Н.

Полетаева Н.С.

Круглый стол

4

Составление пакета  необходимых нормативно-правовых документов по критериальному оцениванию:

-разработка листов индивидуальных достижений;

-разработка оценочных листов;

-разработка критериев по ключевым темам программы;

-разработка эталонов по ключевым темам программы;

-разработка подробных образцов по ключевым темам программы;

- разработка КИМов по ключевым темам

Март – сентябрь 2012г.

Караковская М.И.

Полетаева Н.С.

Кононова И.В.

Полухина В.Н.

Иванова С.Е.

Сидорова В.Н.

Бондаренко И.А.

Пакет документов

Листы индивидуальных достижений

Оценочные листы

Критерии по ключевым темам программы

Эталоны по ключевым темам программы

Подробные образцы по ключевым темам программы

Кимы по ключевым темам

5

Работа с родителями:

Тематические родительские собрания

«Особенности критериального оценивания образовательных результатов. Различия традиционной системы оценивания и критериальной»

« Организация  критериального  оценивания»

Март 2012

Сентябрь 2012г.

Классные руководители

Протоколы

Планирование основного этапа экспериментальной работы

1.

Формирование у учителей навыков владения технологиями оценки образовательных результатов в соответствии с УМК, образовательными системами, используемыми в учебном процессе:

- проведение семинаров – совещаний с учителями, участвующими в экспериментальной работе;

-проведение постоянно-действующих семинаров по темам:

1. «Особенности новой системы оценки достижения планируемых результатов

(сравнительный анализ системы оценки)»

2. «Модель технологии критериального оценивания (критерии)»

3. «Требования к контрольно-измерительным материалам»

4. «Процедуры оценивания»

5. «Формы представления результатов»

6. «Уровневая оценка»

7. «Комплексный подход к оценке. Организация накопительной системы оценки через  портфолио ученика

-распространение опыта работы через участие в семинарах, мастер-классах, конференциях»

8. «Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС»

Сентябрь2012г.

май 2013г.

Сентябрь 2012г.

В течение года

Октябрь 2012г.

Ноябрь 2012г.

Февраль 2013г.

Октябрь 2013г.

Май  2014г.

Октябрь 2014г.

Январь 2015г.

Февраль 2015г.

Зимина Г.Н.

Полетаева Н.С.

Участники ПТГ

Планы семинаров – совещаний

План работы МО

План работы МО

Заседание педагогического

 совета

2

Введение новых методов оценивания планируемых результатов с целью формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

Сентябрь 2012г.

Участники ПТГ

Разработка критериев и эталонов по ключевым темам по русскому языку

3

Составление сборника дидактических материалов для организации  коррекциооной работы по русскому языку и математике.

Октябрь 2012г.- май 2014г.

Участники ПТГ

Сборник дидактических материалов

4

Составление сборника входных, текущих, итоговых проверочных работ

Октябрь 2012г.- май 2014г.

Участники ПТГ

Сборник  входных, текущих, итоговых проверочных работ

6

Работа с родителями

Круглый стол «Эффективность критериального оценивания»

Май 2013г.

Классные руководители

Протокол

Планирование заключительного этапа экспериментальной работы

1

Итоговая обработка полученной информации.  Анализ, систематизация, обобщение

Сентябрь-декабрь

2015г.

Зимина Г.Н.

Презентация материала

(публикации)

Психолого-педагогическое сопровождение

1

Диагностика уровня сформированности рефлексивной самооценки

Октябрь, апрель

ежегодно

Арутюнова И.А.,

участники ПТГ

Протокол

Организация мониторинговых исследований

1

Контроль качества обучения на уровне ученика

В течение года

Участники ПТГ

Аналитическая тетрадь учителя

2

Оценка учащимися динамики собственных достижений (предметных и метапредметных)

1 раз в четверть

Классные руководители

Листы индивидуальных достижений учащихся и «Тетрадь достижений»

3

Оценка  индивидуальных достижений учащимися  (портфолио)

2 раза в год

Классные руководители

Портфолио учащихся

4

Контроль качества обучения на уровне администрации

В течение года по плану

Зимина Г.Н.

Справки

5

Контроль уровня сформированности  метапредметных умений

Октябрь, апрель

ежегодно

Зимина Г.Н.

Приказ