Технология АМО
методическая разработка (3 класс) по теме

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие    познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на    диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения    той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем    активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле    активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны,    они зависят от природы и содержания соответствующего метода,    способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод    активным делает тот, кто его применяет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое АМО? Примеры АМО

   

    

   

   Сегодня существуют    различные классификации активных методов обучения. Это связано с    тем, что пока нет общепринятого определения активных методов.    Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например,    современные формы организации обучения такие, как интерактивный    семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве,    обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения    цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла,    хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и    для проведения отдельных частей урока.
   
   В других случаях, авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные    методы, решающие конкретные задачи, как, например, в определении,    размещенном в глоссарии федерального портала российское образование:
   
   
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие    познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на    диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения    той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем    активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле    активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны,    они зависят от природы и содержания соответствующего метода,    способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод    активным делает тот, кто его применяет.
   
   Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать    проблемы, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности    активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и    учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия    достигаемых образовательных эффектов тоже. Помимо диалога, активные    методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и    разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного    процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от    того, кто его применяет, другое дело, что    
для достижения    качественных результатов использования АМО необходима    соответствующая подготовка учителя.
 
   
   
Активные    методы обучения    – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие    мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе    освоения учебного материала. АМО строятся на практической    направленности, игровом действе и творческом характере обучения,    интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге,    использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме    организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств,    деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
   
   Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО    определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной    психологической и методологической базе.
   
   К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся    внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для    каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие    эффективно решать конкретные задачи этапа.


АМ начала    образовательного мероприятия

   

   
   
Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся    локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и    динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить    рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
   
   
Пример АМ начала образовательного мероприятия
   
   Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться    локтями.
   
   
Метод    «Поздоровайся локтями»
   
   
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
   
Численность – весь класс.
   
Время – 10 минут
   
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы    ученики могли свободно ходить по помещению.
   

   Проведение
:
   Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им    рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
   • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти    были направлены в разные стороны;
   • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти    также были направлены вправо и влево;
   • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и    выставляет локти в стороны.
   
   Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается    только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно    большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись    друг друга локтями.
   
   Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе    оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого    они приветствуют друг друга внутри своей группы.
   
   
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок,    размяться перед более серьезными упражнениями, способствует    установлению контакта между учениками.


АМ выяснение целей,    ожиданий и опасений

   

   
   
Такие методы, как    «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение    знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести    выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
   
   
Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
   
   Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений    можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного    года следующий метод:
   
   
Метод    «Фруктовый сад»
   
   
Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения    метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные    материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при    подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для    обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
   
   Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими    образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем,    чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном    процессе.
   
   
Численность – весь класс.
   
Время – 20 минут
   
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны    яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
   
   
Проведение:
   Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из    них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное    дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги    крупные яблоки и лимоны.
   
   Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать    более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от    обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько.    К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и    способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и    одноклассников и т.д.
   
   Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения    – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и    при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все    ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их.    После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение    и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В    процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и    опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения    ожиданий и опасений.
   
   
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений    учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения.    Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также    участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.


АМ презентации    учебного материала

   

   
   
В процессе урока учителю    регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие    методы, как «Инфо-угадайка», «Стриптиз», «Кластер», «Мозговой штурм»    позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им    основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы    с новым материалом.
   
   
Пример АМ презентации учебного материала
   
   Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно    использовать следующий метод представления нового материала:
   
   
Метод «Инфо-угадайка»
   
   
Цели метода:    представление нового материала, структурирование материала,    оживление внимания обучающихся.
   
Группы: все участники.
   
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.    
   
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
   

   Проведение
:
   Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист    ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы.    Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные,    но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в    сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в    ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах    темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель    раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные    моменты первого раздела
(можно записывать темы и ключевые моменты    маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу    сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы,    учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и    так далее.
   
   Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде    представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.    Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной    теме постепенно заполняются.
   
   В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были    затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не    упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение    краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся,    учитель дает ответы на них.
   
   Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за    аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа    аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации    способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие    участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не    обозначенные разделы темы.
   
   Как можно эффективно с использованием АМО организовать    самостоятельную работу над темой, поднять энергетику обучающихся,    помочь обучающимся оглянуться назад и оценить приобретенные знания и    умения, выявить свои успехи и подвести итоги урока – об этом мы    поговорим в следующем выпуске.



Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru 

Факультет технологий интерактивного обучения - www.moi-amour.ru 

Открытый профессиональный конкурс педагогов «Технология активных методов обучения – технология для ФГОС», 2016

  1. Технологическая карта урока

 (размещается только в папке с конкурсным материалом)

Организационная информация

Предмет

Литературное  чтение

Класс/группа, количество человек

4 класс

Тема

«М.Ю.Лермонтов. «Бородино»

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Трутанова И.А.

Должность

Учитель

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

Республика/край

Тюменская область

Город/поселение

Пойковский

Описание урока/мероприятия/занятия

Экспертами оцениваются: Эффективность реализации учебной программы (анализ цели урока, анализ образовательной функции урока, анализ развивающей функции урока, анализ воспитательной функции урока)

Тип урока (мероприятия, занятия)

Интегрированный

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

1.Познакомить с биографическими фактами из жизни М.Ю.Лермонтова.

2.Дать необходимые сведения об историческом событии – Бородинском сражении для анализа стихотворения «Бородино»

3.Воспитывать эстетическое восприятие стихотворения посредством музыки, слова, живописи

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

Знать содержание стихотворения «Бородино»

Уметь анализировать произведение, выразительно читать отрывок стихотворения.

Личностные:
          Формировать навыки добиваться результата.

Закрепить навыки работы в коллективе.

Метапредметные:

Уметь работать с разными источниками информации.

Определять  связь литературного чтения с другими предметами.

УУД

которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия

  • Личностные УУД:  

Умение вести диалог, установление доброжелательного настроя, позитивное оценивание своей деятельности.

  •  Регулятивные УУД:

Достижение познавательной цели при выполнении учебных действий.

Уметь самостоятельно организовать свою деятельность.

  •  Коммуникативные УУД:

Уметь вести диалог, строить монологическое высказывание.

Уметь осмыслить тему и основную мысль стихотворения.

  • Познавательные УУД:

Умение осуществлять анализ для решения учебных задач.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Каким образом данный урок (занятие, мероприятие) будет содействовать реализации новых ФГОС? Опишите подробно.

Экспертами оценивается: 1. Соответствие новым ФГОС. 2. Степень реализации принципов современного образования 3. Качество описания урока/занятия/мероприятия.

         Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке  использованы различные виды работ, направленные на развитие личности. Выбраны активные методы обучения с целью повысить мотивацию учащихся в изучении новой темы. Использованы электронные ресурсы из ЦОР -  работа с интерактивной картой Бородинского сражения. Лекция учителя истории позволила учащимся почувствовать  себя  участниками тех событий.

        Проведена проверка домашнего задания в необычной форме – игра с мячом. Пятиклассникам этот метод всегда нравится. В игре даже скромные и молчаливые ученики могут ответить, не стесняясь. Усвоение новых знаний происходит  в форме лекций с показом презентации. Используются комментированное чтение, прослушивание авторского чтения стихотворения, словарной работы. Эффективным приёмом является исполнение песни под музыку и марш на этапе эмоциональной разгрузки. Ученикам будет любопытно увидеть и даже примерить сделанный из картона кивер. Демонстрация этого головного убора останется в памяти ребят.

        На уроке достигнуты планируемые личностные, предметные, метапредметные  результаты. Учащиеся познакомятся с новым художественным произведением, научатся сопоставлять исторические факты  с  авторским изображением. Урок, на мой взгляд, позитивный.

Аналитическая  информация.

Обоснование целесообразности использования  технологии активных методов обучения (АМО) для данного урока/занятия/мероприятия.

Экспертами оценивается: 1. Соблюдение условия эффективного применения активных методов обучения. 2. Степень достижения образовательных эффектов урока/занятия/мероприятия.

Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока?

Технологии АМО  оживляют урок. Урок с использованием активных методов позволяет повысить интерес к изучаемому предмету, концентрировать внимание, активизировать работу всего класса. АМО  помогают в игровой форме изучить сложный материал. Здесь срабатывает эффект неожиданности от представленного мероприятия.  Это повышает результативность. Появляется желание хорошо выполнять предложенные задания.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока) за счет использования технологии АМО?

 У учащихся развивается познавательный интерес, творческая активность. Они получают опыт объединения предметов при изучении других тем.

Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия

Класс организованный, дружный. При проверке домашнего задания учитывались способности учеников. Сначала мяч бросаю малочитающим (слабым) ученикам, чтобы у них была возможность дать ответ, а потом сильным, так как они должны знать больше сказок.

Дополнительная информация

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, экран, интерактивная доска, презентация.

Список учебной и дополнительной литературы

1. Учебник «Литературное чтение  4 класс» под редакцией Климановой:. «Просвещение» 2014 г

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

1.В.Журавлёв: « Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы» «Просвещение» 2012 г

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

1.tonysheridan.com/ispolzovanie-

2.Факультет «Реформа образования» http:// www.edu-reforma.ru/ Активные методы обучения. Электронный курс.

3.Википедия- свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Дополнительная необходимая информация

1.  Технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока.

2. В процессе  работы заметно, что  урок  вызывает эмоции, активизирует память и воображение, побуждает к творческой деятельности. Урок позволит  формированию универсальных учебных действий. Такие уроки учащиеся будут помнить долго.


Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

Образовательное мероприятие должно содержать все три фазы и каждая его фаза должна содержать минимум 1 этап, включающий  АМО

Экспертами оценивается: 1. Эффективность организации педагогической деятельности (анализ структуры и организации урока, анализ содержания урока, анализ методики проведения урока, анализ применения технологии АМО на уроке, анализ работы учащихся на уроке, психологический анализ урока). 2. Соответствие урока/занятия/мероприятия технологии активных методов обучения. 3. Качество описания активных методов обучения на каждом этапе.

Фаза урока/занятия/

мероприятия

Этап урока

Время, продолжительность

этапа

Подробное описание АМО по установленной схеме[1]:

- Название метода

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.),  которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

  -  Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

- инициация (приветствие, знакомство)

- вхождение или погружение в тему (целеполагание),

  2мин.

4мин.

Организационный момент.

Учитель :

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Необычный, потому что урок  мне помогут вести учитель истории и учитель музыки. Знакомьтесь… (представляю учителей). Я думаю, вам понравится урок. В конце мы в этом убедимся вместе.

АМО.

Этап урока: инициация (начало образовательного мероприятия)

Время проведения: 5 мин.

Название метода: «Назови сказку» (авторский)

Цель: проверить домашнее задание, подвести итог изученного раздела, создать доброжелательную атмосферу.

Необходимые материалы: мяч.

Предварительная подготовка: напомнить детскую игру с мячом «Съедобное-несъедобное»

Технология проведения: учитель просит учеников встать из-за парты, объясняет условия игры, бросает мяч любому из учеников со словами: «Назови сказку». Ученик должен вернуть мяч учителю, называя сказку. Так перечисляются  все сказки, которые известны пятиклассникам. Повторяться нельзя.

- Какой раздел вы изучили?
- Какие герои сказок вам пришлись по душе? Чем они вас привлекли?
- Ребята, а хотите поиграть? Я буду бросать мяч, а вы мне называйте сказку. Желательно сказки не повторять (игра с мячом)

3мин

АМО

Этап: вхождение в тему.
Время проведения: 3 мин.

Название метода: «Работа с эпиграфом» .

Цель:  самостоятельное  определение темы и цели урока учащимися.

Необходимые материалы: эпиграф, портрет М.Ю.Лермонтова

Предварительная подготовка: запись на доске  даты, темы, эпиграфа.

Технология проведения: выразительное чтение эпиграфа учащимся, обсуждения, объявление  темы урока, запись в тетради.

 – Чем мы будем заниматься сегодня на уроке, вы узнаете, посмотрев доску
- Прочитайте про себя. А теперь громко, выразительно нужно прочитать вслух.

Недаром помнит вся Россия 
Про день Бородина ! 

                               М.Ю.Лермонтов

- Как вы думаете, почему мы взяли такие строки?
- С произведением, какого автора мы будем знакомиться?
Правильно, мы познакомимся  с биографией М.Ю.Лермонтова

Фаза 2 «Работа над темой»

- интерактивная лекция (инпут),

- проработка содержания темы

5мин

Знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова. Слайд №2

Учитель :

- М.Ю.Лермонтов родился в г. Москве в 1814 году.
Мать его рано умерла, и он воспитывался у бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (показываю портрет). Слайд №3
Бабушка увезла его в свою деревню Тарханы, которая находится недалеко от г. Пензы (картина).Слайд №3
Дом был большой, просторный. Сюда приезжали соседи, родственники. Было много сверстников Мишеля (так звали его в семье). Шумной гурьбой бегали они на речку, в лес. Зимой играли в снежки, лепили снеговиков. И везде верховодил Мишель.
Бабушка заботилась о внуке, она приглашала лучших учителей. И Мишелю нравилось учиться. Он много читал, знал немецкий и французский язык, хорошо рисовал (картина в детстве), лепил, играл на скрипке. Но больше всего любил литературу, особенно произведения А.С.Пушкина. И постепенно сам начинает сочинять стихи.
Когда он подрос, он любил слушать рассказы бывалых воинов о старине, о царе Иване Грозном, о Степане Разине, о восстании Пугачёва, об Отечественной войне 1812 года.

3 мин

5мин

3мин

5мин

3мин

АМО.

Этап: интерактивная лекция
Время проведения: 3 мин.

Название метода: «Работа с  интерактивной картой» (заимствованный tonysheridan.com/ispolzovanie-..)

Цель:  повысить познавательный интерес  к историческому событию.

Необходимые материалы: интерактивная доска или  компьютер, выход в Интернет, сайт Единой коллекции ЦОР

Предварительная подготовка: выход на  сайт Единой коллекции ЦОР

Технология проведения: рассмотреть карту сражения, проследить за ходом сражения с точки зрения историков.

Учитель :

. История Бородина.
- Одно из самых известных стихотворений это «Бородино»
Бородино – это название деревни, которая находится недалеко от Москвы на старой Смоленской дороге.
Возле Бородина 7 сентября1812 года (26 августа по старому стилю) русские войска под командованием Михаила Илларионовича Кутузова нанесли поражение французской армии, которую возглавлял император Наполеон ( карта с портретом Кутузова) Слайды №4-5
В стихотворении «Бородино» простой русский солдат рассказывает о великой битве. Он вспоминает, как в день Бородина русские поклялись головой постоять за Родину, сломить натиск врага, преградить ему путь.

Давайте рассмотрим на карте поход французской армии и ход сражения у Бородина.

Учитель :

Словарная работа.

5мин.

 -Теперь мы познакомимся с содержанием стихотворения. Но там есть слова, непонятные по смыслу, поэтому сначала познакомимся с ними. Давайте громко прочитаем их и объясним. Слайд №9. Запишите, пожалуйста, эти слова в тетрадь.

КИВЕР - высокий военный головной убор из твёрдой кожи
РЕДУТ - квадратное земляное укрепление на поле боя
МУСЬЮ – господин ( с французского)
ЛАФЕТ – боевой станок пушки
БИВАК – стоянка войск под открытым небом
УЛАНЫ – солдат конного полка
ДРАГУНЫ – солдат конного полка
СЕЧА – битва, сражение
БУСУРМАНЫ – люди другой веры, враги

Беседа по прослушанному стихотворению в исполнении актёра Д.Журавлёва
5 мин.
- От чьего имени ведётся рассказ? Каким вы его представляете? (Старый артиллерист любит свою Родину, готов отдать жизнь, гордится героизмом солдат)

-Кто к нему обращается? (Молодым солдатам интересны события Бородинского сражения и им хочется послушать людей старшего поколения, поэтому они волнуются)
- А отвечает им старый солдат. В голосе у него чувствуется то уверенность, то грусть, то боль за погибших в сражении.


Чтение и разбор стихотворения  по частям.

5мин.
Чтение 1-2 части.
- Давайте интонацией покажем обращение солдат и ответ солдата. Обращаем внимание на

знаки препинания
3 часть - самостоятельно
- Какова основная мысль? (недовольство русских солдат отступлением. Они готовы к славе, к битве, а командиры ждут. Поэтому часть состоит из вопросительных предложений)
4-5 часть
- Как понять смысл слов «У наших ушки на макушке!»
(прислушиваются к тому, что делается у французов)
«Уж мы пойдём ломить стеною!»
(смело, плотными рядами)
«Уж постоим мы головою»
(не пожалеем своей жизни0
* 6-7 части- чтение
- Какое настроение у французских и у русских солдат перед боем? Почему французы ликовали?(они уверены в победе) Слад №10
-А наши молча готовились к решающей битве. Ведь позади Россия!

* 8-9 часть- чтение
-Как вы понимаете выражение»Слуга царю, отец солдатам..»
(полковник соблюдает строгую дисциплину, в то же время он любил солдат, относился к ним по-отечески)
И он призывает солдат любой ценой отстоять Москву.


Учитель  :

Лекция.

3 мин
- А дальше описание картины боя. Послушайте, как даётся описание боя историками
- сражение началось на рассвете 7 сентября. Четыреста французских орудий открыли огонь по укреплениям, которые защищали солдаты под командованием генерала Багратиона. От Залпов вражеских пушек взметнулась земля, под позициями русских войск поднялись пыль и дым. Французская армия пошла в наступление. По врагу ударила русская артиллерия, но, несмотря на большие потери, французские солдаты упрямо двигались вперёд. Вот они уже совсем близко! И тогда навстречу им в контратаку со штыками наперевес бросились русские воины. Передние шеренги остановились, смешались и повернули назад. Русские дрались геройски. Жерла сотен орудий извергали пламя. Из-за грохота орудий не было ружейных выстрелов и криков сражающихся

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

- разминка (релаксация),

- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),

3 мин

3мин

Учитель :

- И отправлялись солдаты на поле брани под песню «Солдатушки, бравы ребятушки» (песню исполняет учитель музыки на баяне)

- Понравилась вам эта песня? А в каком темпе поётся она?
- Давайте прочитаем слова первого куплета и попробуем спеть её.
АМО

Этап: эмоциональная разгрузка
Время проведения:

Название метода: «Солдатушки, бравы ребятушки,» (авторский)

Цель:  создать условия восприятия художественного  произведения через музыку.

Необходимые материалы:  баян.

Предварительная подготовка: самодельный кивер

Технология проведения: Для проведения эмоциональной разгрузки необходимо встать, приготовиться маршировать под песню, которую исполнят учащиеся вместе с учителем музыки.


Слова на слайде №7:


Солдатушки, бравы ребятушки, 
Где же ваши деды?
Наши деды – славные победы.
Вот где наши деды.(2раза)


 Учитель :

3мин.
-Каким темпом нужно читать предложения этих частей.
10-13 части
- Лермонтов, описывая битву, использует художественно-изобразительные средства (сравнения)
-Найдите их, какие звуки помогают вам услышать как идёт битва. Обратите внимание на повторение одних и тех же звуков, которые передают скрежет, визг картечи.

14 часть – чтение.
- Что выражает эта часть?(гордость за своих соотечественников)
   Представление Бородинской битвы в живописи по картинам Рубо. Слайды №12-13 .
-Ребята, мы только что познакомились с изображением Бородинского сражения в стихотворении, в поэзии, а ведь это историческое событие отразилось и в живописи . Художник Рубо создал «Панораму Бородинской битвы».Панорама – вид искусства, живописная картина, которая охватывает весь круг горизонта. Обычно панорама располагается в круглом зале.

3мин

3мин

3мин.

- О каком историческом событии мы вели речь?
В каких видах искусства нашло отражение Бородинское сражение?

Понравился ли вам необычный урок?

Что было самым интересным для вас?

Ответы учеников.
Оценки за активную работу на уроке.

АМО.

Этап: подведение итогов
Время проведения: 3 мин.

Название метода: «Смайлики»

Цель:  оценить деятельность учащихся и учителя, выразить своё настроение.

Необходимые материалы:  плакат с названием урока разделить на две части.

Предварительная подготовка: самоклеющиеся смайлики ☺ и ☹ раздать каждому из учащихся.

Технология проведения:  учащиеся должны приклеить на плакат только один смайлик, на левую часть – весёлый смайлик, на правую – грустный смайлик.

.Домашнее задание.

Пересказать биографию Лермонтова, подготовиться к выразительному чтению стихотворения «Бородино»

До свидания, ребята.



[1] Пример описания АМО по установленной схеме см. в Приложении 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....