Проектная деятельность
статья на тему

Нуртдинова Лилиана Рамисовна

Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

· успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;

· знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;

· выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;

· проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;

· детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

Таким образом, в процессе формирования  творческой деятельности учащихся и коммуникативной компетентности через участие в проектной деятельности младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень. (Приложение, график 1,2).  Возрастает интерес к познанию учебного материала.  Полученные результаты свидетельствуют о том, что участие школьников в проектной деятельности успешно повлияло на формирование коммуникативной компетентности и на развитие творческих способностей. 

Прогноз ожидаемых результатов: повышение уровня качества знаний; создание условий для разностороннего развития личности; формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности; активизация мотивации к обучению.

Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию. Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию коммуникативной компетентности  школьников и формированию творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная деятельность59.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

 «Гимназия №90»

Советского района г Казани

       «Использование метода проектов для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся».

Инновационная педагогическая практика

Автор:  Нуртдинова Лилиана Рамисовна,

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

2015

СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Теоретический раздел

2. Практическая часть

3

3

7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

15

ПРИЛОЖЕНИЕ

16

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Теоретический раздел

В последние годы в отечественной педагогике возрос интерес к вопросам формирования творческого потенциала учащихся. Современному обществу нужны инициативные личности, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»).  Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.

Анализируя свою деятельность,  я столкнулась с рядом противоречий:

  • мы замечаем, как наши дети с легкостью усваивают компьютерные программы и игры, вместе с тем фиксируем  неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий в учебной практике, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. Знаем , а применить не можем.

Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью мною  был выбран метод проектов. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на приобретение и применение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество учащихся и педагога, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Не стареют слова К.Д.Ушинского о том, что главная цель обучения и воспитания – это дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу. В проектах игровых, творческих, информационных, исследовательских, социальных и прочих найдется интересная и посильная практическая работа для всех детей.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентировании в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет профессию, будет жить творческой жизнью.

Организация проектной деятельности является одним из условий максимально эффективного развития младших школьников. Именно в этом заключается актуальность выбранной мной  темы.

Цель моего выступления – показать, каковы особенности проектной деятельности в начальной школе и каким образом можно организовать проектную деятельность не только во внеурочной деятельности, но и на уроках. Поделиться своими находками позволяющими развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Роль проектов в формировании личностных и метапредметных результатов

Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности – это

– направленность на достижение конкретных целей;

– координированное выполнение взаимосвязанных действий;

– ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;

– в определённой степени неповторимость и уникальность.

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных метапредметных  результатов:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в парах или в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Основным методом развития коммуникативных  способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач с помощью метода проектов, исследовательской деятельности.

Как реализую метод проекта Хорошее предложение к переходу

2. Практическая часть

Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

Стратегия работы над методом  проектов.

           Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность, я считаю, нужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Наиболее эффективно проектная деятельность младших школьников реализуется во внеклассной и во внеурочной деятельности.

Из форм, продуктов проектной деятельности, имеющих место в практике, для начальной школы могут быть приемлемы газета, альбом, журнал, спектакль, коллекция, различного рода творческие письменные работы и доклады, утренник, выставка, компьютерная презентация, продукты творческой деятельности (поделки, рисунки и т.п.).

Как правило на уроках русского языка, математики и других предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся, метод проектов имеет низкую эффективность; успешная проектная деятельность в начальных классах возможна в классах на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд. Для данных предметов вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос, что изучать в рамках данных курсов.

Важно помнить, что при подготовки любого проекта необходимо соблюдать и контролировать все этапы организации проектной деятельности.

1. Планирование начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Если форма выбора темы свободная, ведется поиск возможных вариантов тем. Затем предложенные учащимися темы проектов выносятся на обсуждение.

2. Аналитический этап. Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации. На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый ученик может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль. Введение индивидуального журнала для ученика, на наш взгляд, зависит от конкретных ситуаций и не является обязательным.

3. Этап обобщения информации. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

4. Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация). На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

С чего начиналась моя работа. Во-первых, внеурочная деятельность и уроки технологии. Познакомились  с библиотекой, собрали коллекцию энциклопедий. Все для беспрепятственного поиска информации. В чем-то помогали родители. Изготовление книжек –малышек, плакатов по темам, мастерили, лепили, рисовали, вырезали. Этим занимается каждый учитель начальной школы. Но все это постепенно перешло и на остальные уроки. Для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над учебным проектом. Эти проекты, сделанные в рамках школьных предметов, привязаны к темам, изучаемым в ходе учебных курсов, и имеют определенную структуру.  Особенно велика роль учителя на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Часто сложившаяся проблемная ситуация помогает поставить вопрос: зачем я буду это делать? Чего хочу добиться в итоге? Это позволяет спланировать ожидаемый результат. Продумав все эти вопросы, можно приниматься за работу. Да, именно за работу, потому что проектная система обучения провозглашает “обучение посредством делания”. Этот метод дает возможность развить базовые ключевые компетентности учеников: информационные и коммуникативные.

Например, в 1 классе по окружающему миру в рамках школьной программы шли темы по изучению государственной символики. В результате работы на уроке продуктом деятельности групп стали страницы большой книги. Всем классом мы приняли решение дать название этой книге «Главная книга», так как она содержала  только самое главное для государств. По русскому языку при изучении звуков составили город звуков, расположили их по улицам и нашли соседей, тем самым определив виды гласных и согласных. На математике изготовили домики- состав чисел. А праздники?! Мы их очень любим. Провели праздник АЗБУКИ и АЛИФБЫ. Вспомнили, все что проходили, чему научились, танец поставили всем  классом, родителей пригласили. И завершение первого класса провели. Главное во всех мероприятиях- это  как готовился сценарий. Думаем, что можем родителям показать? Вспоминаем, что изучили, ищем стихи, песни. Танец, в данном случае вальс- одна из форм представления проекта. Изучаем особенность танца, смотрим видеоролики, пробуем, строим танец. И какой продукт получаем в целом.

Небольшие учебные проекты, предлагаемые детям уже со 2-ого класса, хорошо подходят для формирования алгоритма проектной работы, дают возможность ребенку младшего школьного возраста приобрести необходимый опыт для дальнейшей исследовательской работы. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 уроками или 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности. Работа над проектами довольна сложна и в действительности доступна не всем школьникам . Не только работа в группах позволяет  преодолеть барьер страха и включиться в деятельность в любом этапе работы, но и возможность выбора темы.

Рассмотрим некоторые примеры. Ученикам предлагается общая тема  «Сезонные изменения в лесу.  Зима» Исходя из форм  представления проекта предлагаем  на выбор каждого ученика уже подготовленный материал.

На доске вывешиваются карточки с надписями. Для данной темы я подготовила следующее:

Книжка-малышка «Зима в стихах», Памятка «Птицы зимой. Как помочь птицам?», Коллаж «Зима во всей красе.», презентация  «Следы на снегу» , Книжка- раскладушка «Зимовье зверей».  Каждый выбирает то, над чем бы хотел работать. Группы получились разные, но с работой справились все.

Тема «Древние государства» После вводного урока на доске вывешивается  три листочка с названиями «Древний Рим», «Древняя Греция», «Древний Египет».  Учащиеся в течении всего дня  записываются в группы  по наиболее понравившейся теме. Необходимо проконтролировать равносильность групп.

  Следовательно, при работе на уроке они рассаживаются по своим группам.

Далее, обсуждается внутри каждой группы форма, в которой они будут представлять результат своей работы.

Важно  определиться со сроками выполнения проектов. При обсуждении этого учитывается объем предстоящей работы, для того, что бы ученики могли правильно распределить свою работу по каждому этапу подготовки проекта. 

Проектная деятельность  позволяет формировать универсальные учебные действия путем исследовательской  деятельности. Например, при изучении растительного мира исследуем какие растения и деревья ,ядовитые грибы встречаются в нашей местности, . Исследуем состав почвы наших земель, расположение  водоемов в городе, в результате чего дети делают голубую карту города. Можно исследовать проблему загрязнения окружающей среды,  в результате чего  школьники вырабатывают грамотную позицию по отношению к окружающей природной среде, экологически целесообразной деятельности.

Но и долгосрочные проекты имеют место быть.

Так проект « Никто не забыт, ничто не забыто» включает в себя ряд мероприятий по реализации данного проекта. Урок технология: поделки, открытки, георгиевская лента, рисунки. На уроках окружающего мира «Путешествие по городам-героям» . Русский язык: сочинения, письма. Внеурочная деятельность : сбор материала о прадедушках и прабабушках, участниках ВОВ, встречи с ветеранами, подготовка выступления учащихся к проекту гимназии – фильму «Расскажи мне о войне», участие в смотрах военной песни.

Немаловажно участие в школьных проектах и акциях.  «Неделя на отлично!» Конкурсы поделок к праздникам «23 февраля», «8 марта», «День космонавтики», «Расскажи мне о войне», «Неделя здоровья», «Новогодняя фантазия». Участие в фестивалях и праздниках школы «Фестиваль народов поволжья», «Концерт, посвященный дню матери», «Посвящение в первоклассники», «Концерт, посвященный дню Победы»

Активно участвуем  и в проектах города , например по озеленению города Казани.

         Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции (опросы, интервью и т.п.).
Если выполнение проекта проходит в режиме внеклассных занятий, то можно привлечь родителей. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а помогали советом.
       Особого выполнения в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта и его самооценка. Оценить процесс проектирования учащимся помогут следующие вопросы:

 Правильно ли сформулировали задачу?

Соответствовало ваше исследование поставленным целям?

Насколько хорошо вы использовали время?

Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

        Защита проекта, как правило, осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о проекте.
План выступления школьника может быть таким:

Почему мы начали разрабатывать именно этот проект?

Какие были предварительные исследования? Что они выявили?

Какая основная идея проекта?

Кто тебе помогал?

Как оценили твой проект твои товарищи, родители?

По каким этапам выполнялся проект?

Как улучшить проект?

               Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов, можно отметить дипломами, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, пикник, поход в театр, музей и т.д.

Работы , выполненные на уроке можно показать на выставках, оформить уголки и стенды, заполненить портфолио.

Результатом работы по внедрению метода проекта может служить урок выстроенный для работы в группах, кружковая работа по предмету. Создание направления внеурочной деятельности «Школа всезнаек» в 1-2 классах,  «Юный исследователь» в 3-4 классах. Работа в консультировании и продвижении индивидуальных проектов. Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель. Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей.  Участие  в городской научно – практической конференции с защитой учебных проектов, участие в олимпиадах и конкурсах (Таблица, Приложение) особая форма работы с проектами, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать интеллектуальные способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению, литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует развитию коммуникативных  компетенций, сотрудничеству с педагогами, сверстниками, старшими школьниками, родителями и кропотливой работе по самосовершенствованию.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

  • успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
  • знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
  • выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
  • проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
  • детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

Таким образом, в процессе формирования  творческой деятельности учащихся и коммуникативной компетентности через участие в проектной деятельности младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень. (Приложение, график 1,2).  Возрастает интерес к познанию учебного материала.  Полученные результаты свидетельствуют о том, что участие школьников в проектной деятельности успешно повлияло на формирование коммуникативной компетентности и на развитие творческих способностей. 

Прогноз ожидаемых результатов: повышение уровня качества знаний; создание условий для разностороннего развития личности; формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности; активизация мотивации к обучению.

Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию. Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию коммуникативной компетентности  школьников и формированию творческой личности.

 Дальнейшее развитие проекта

В нашей гимназии имеется опыт учителей по работе над проектами. В дальнейшем планирую  продолжать работу по реализации  метода проектов и выставлять детей с проектами перед учениками гимназии в различных форумах и фестивалях.

Список литературы

1. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М. «Просвещение». 2009. 

2. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. СП.: Питер 2004. –316 с.

3. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие. /Авт.-сост. Татарченкова С.С., Телешов С.В..; Под ред. С.С. Татарченковой. -СПб.: КАРО, 2008.-160  

4. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентный подход к образованию как необходимость //Мир образования - образование в мире. - 2001. - №4.

5. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли» под ред. А.Г. Асмолова, М.: «Просвещение», 2013.

В рамках реализации мероприятий по Программе  развития образования г.Казани, выявления уровня сформированности личностных (мотивация, самооценка) и метапредметных планируемых результатов в соответствии с требованиями основной образовательной программы начального основного общего образования (далее ООП НОО) и подготовки к республиканскому мониторингу образовательных достижений учащихся рекомендуем:

ПРИЛОЖЕНИЕ

График  роста коммуникативных навыков среди  учеников

В результате работы над методом проекта можно заметить повышение уровня сформированности метапредметных  и личностных результатов учащихся.

Проявление творческих способностей среди  учеников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...