Главные вкладки

    Статья на тему:
    ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РЕМЕСЛА (ковроткачество, бисероплетение, флористика,бумагопластика) В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

     Пинигина Елена Тимофеевна

     ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РЕМЕСЛА

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл primenenie_informatsionno.docx20.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РЕМЕСЛА (РУЧНОГО ТРУДА) В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

                                                                                Составитель:Пинигина Е. Т.

                                                                           ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида  г. Улан-Удэ

    В условиях бурного технологического развития во всех сферах человеческой деятельности необходимым условием развития и процветания государства становится включение людей с ограниченными возможностями в образовательную среду и обеспечение им равных возможностей.

    В нашей школе обучаются дети с умеренной умственной отсталостью (ПМПК) и множеством сопутствующих заболеваний, поэтому использование на уроках ремесла современных информационных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческого потенциала учителя и учащихся.

    Использование  современных информационных технологий в сфере образования позволило педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Современный урок нельзя представить без использования современных мультимедиа-технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих способностей учителя и учеников. Одновременное воздействие комплекса методов и приемов на различные органы чувств человека во много раз увеличивает эффективность обучения. 

    Главная цель обучения и воспитания, обучающихся в коррекционной школе - социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим следует учитывать, что труд является одним из важнейших методов коррекции, так как позволяет:

    • научить обучающихся трудиться и использовать различные материалы в своей работе, которая позволит им в дальнейшем заниматься любимым делом в домашних условиях, после окончания школы (дети данной категории не могут продолжать дальнейшее обучение в учебных учреждениях, в силу их психофизических способностей и возможностей);
    •  добиться получения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений, навыков народно-прикладного творчества (виды бисероплетения, вышивки бисером и нитками, войлока валяния, ковроткачества;
    • научить осознанно, использовать в речи терминологию, связанную с тем или иным видом искусства.

    При этом необходимо отметить, что на уроках ремесла, где большая часть времени отведена на практическую работу, сложность формирования предметных понятий возрастает в виду того, что учителю необходимо при работе с детьми с умеренной умственной отсталостью учитывать индивидуальность каждого ученика, по выполнению конкретного задания.[1]

    Урок, включающий презентации, вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и с самым сложным дефектом. Компьютер  притягивает внимание учащихся. Презентация  - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием,а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем множество преимуществ – за  короткое время мы можем продемонстрировать множество качественного наглядного материала . Применение презентаций хорошо зарекомендовало себя при изучении следующих тем: «Бисерная вышивка», «Плетение из бисера», «Модульное оригами», «Фельцивание» и др.

    Обучения с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Например, мы можем, не выходя из кабинета попасть виртуально на выставки, которые вызывают интерес у учеников.

    С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

    • усиление продуктивности урока
    • повышение мотивации учащихся,
    • мониторинг их достижений

    Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, на обобщающих уроках, закреплении и повторении.

    Использование ИКТ на уроках труда позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышать творческий потенциал личности.

    Применение ИКТ на уроках в СКОУ VIII вида можно отнести к наглядным средствам обучения, которым принадлежит ведущее место в образовательных технологиях.

    Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео - графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения.

     И это не случайно, поскольку по данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации.[2]

    В работу учителя трудового обучения входит проведение не только уроков, но и выставок, конкурсов, учащиеся классов с УУО принимают участие в заочных конкурсах и выставках (ЗавучИнфо, «Почемучка», «Страна Мастеров», «Успевай-ка» и т.д)

    Таким образом, введение ИКТ в учебный процесс приводит к появлению новых возможностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся. Так, при использовании информационных технологий формируются компетенции, необходимые для организации деятельности в современном обществе.

    Внедрение и развитие системы информационных технологий в образовании ведет к снятию барьеров в образовательной, профессиональной и бытовых сферах, в самопознании, саморазвитии и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Используя информационные компьютерные технологии при проведении урока трудового обучения, я убедилась в том, что учебный процесс становится увлекательным, интересным. На таких уроках у детей с ОВЗ повышается мотивация к учению, развивается речь, внимание, мышление, моторика, углубляются знания об окружающем мире.

    Список использованных источников

    1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
    2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
    3. Декоративно прикладное творчество на уроках трудового обучения в коррекционной школе. -http://36.po-znanie.ru/node/478
    4. Использование ИКТ на уроках технологии для повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. -http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2015/08/21/ispolzovanie-ikt-na-urokah-tehnologii-dlya-povysheniya
    5. Журнал «Радуга идей», «Мальчишки и девчонки»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок трудового обучения в 4 классе для детей с умеренной умственной отсталостью Коррекционная школа 8 вида

    Тема урока:Работа с тканевыми петлями.Панно «Мишка».  Цель:дать представление о тканях.Научить детей распознавать их.Учить правильно пользоваться инструментами при работе с тканями.Обу...

    Урок трудового обучения в 4 классе для детей с умеренной умственной отсталостью

    Тема:Аппликация"Ракета".           Цель :углубление и развитие знаний,умений,навыков,связанных с первоначальными приемами обработки бумаги...

    Публикация "Современные тенденции обучения детей с умеренной умственной отсталостью"

    Публикация  " Современные тенденции обучения детей с умеренной умственной отсталостью" включена в сборник "Воспитание и социализация учащихся 5 - 9 классов" (материалы городской научно - практиче...

    Тематическое планирование уроков математики на 1 и 2 четверть с учётом использования геометрического материала на каждом уроке (для детей с умеренной умственной отсталостью)

    Тематическое планирование уроков математики на 1 и 2 четверть с учётом использования геометрического материала на каждом уроке (для детей с умеренной умственной отсталостью)...

    Конспект урока по предмету окружающий мир для детей с умеренной умственной отсталостью в 4 классе на тему "Зимующие птицы".

             Коррекционно-развивающий урок с целями:- коррегировать и развивать устную связную речи по темам «Зима», «Зимующие птицы»- Расширять активный словарь по теме «З...