Работа с цифровыми микроскопами на уроках окружающего мира и технологии.
статья на тему

статья по работе с цифровыми микроскопами в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Работа  с цифровыми  микроскопами на уроках   окружающего мира и технологии.

Учитель начальных классов Никашкина Вера Алексеевна. Из опыта работы.

В основе реализации стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход, направленный на включение ученика в процесс познания окружающего мира под руководством учителя, что предполагает организацию научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Для реализации поставленной цели в школы в 2011 году поступило материально-техническое оборудование, в том числе цифровые микроскопы.

 С введением ФГОС  изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определённой суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.

 Теперь каждый учитель может проводить уроки по-новому, увлекая детей, представляя информацию более наглядно, разнообразно.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных жизненных ситуациях. Успех урока во многом зависит от его организации.

В интернете и печатных изданиях много информации о применении микроскопа в средней и старшей школе с описанием лабораторных работ. Но как быть с начальными классами? На мой взгляд, на уроках в начальной школе работа с цифровым микроскопом не может лежать в основе урока, скорее она должна строиться как этап урока, целью которого является формирование умения применять цифровые технологии для решения поставленных задач и поддержание интереса к учебной деятельности в целом.

В своей работе я рассмотрела возможность применения цифрового микроскопа на уроках окружающего мира, технологии и внеклассной деятельности. Сложнее всего было определить цель исследования, что можно рассмотреть в микроскоп, чтобы данный этап гармонично вписался в структуру урока и чтобы дети открыли для себя новое знание.

Постановка проблем и их решение присутствует на многих уроках. Ученикам предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций материал урока.

В цели любого урока присутствует процесс развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

В своём выступлении хочу поделиться опытом, как на уроках окружающего мира и технологии применяются универсальные учебные действия  при работе с цифровым  микроскопом.

- Что такое микроскоп и для чего он нужен? Мы воспользуемся цифровым микроскопом, его преимущество в том, что можно вывести изображение на экран MakBоok.

Цифровой микроскоп– это микроскоп, укомплектованный цифровой системой ввода изображений, с помощью которой изображения передаются в компьютер. Цифровой микроскоп дает возможность не просто наблюдать микро объекты, но и документировать изображения с помощью установленной на микроскоп системы ввода, а при необходимости и проводить измерения на изображениях и их анализ с помощью программного обеспечения.

Простейшие практические работы с веществами, жидкостями:

- состояния вещества, вода как вещество;

- разнообразие веществ: соль, сахар и т.д.;

- почва и её состав, тема урока  «Земля – кормилица»;

-зерновые культуры, чайный  лист, кофе;

- кожа и её производные, гигиена (волос, ноготь);

- кожа и её функции, гигиена (царапины);

- кожа и её функции, производные и гигиена кожи, отпечатки пальцев;

- части семени фасоли, прорастание семени;

- строение листка, тема урока  «Путешествие зелёного человечка»

 ( хлорофилл).

Фрагмент. Рассматриваем клеточное строение растения на срезе.

Вывод:  В листьях растений на свету образуются питательные вещества. Эти питательные вещества используют животные и люди. Растения выделяют кислород.  

Признаки предметов- цвет, форма, сравнительные размеры.

Тема урока «Разнообразие овощей и фруктов». Витамины.

Фрагмент.

-Почему овощи и фрукты бывают разных цветов? (Версии школьников)

Давайте выясним это, рассмотрев овощи разных цветов под микроскопом.

Рассмотрение срезов помидора, моркови, зелёного лука и головки лука.

- Внутри их клеток особые включения красного, оранжевого цвета - пластиды. Именно они придают спелым овощам и фруктам красный, желтый или оранжевый цвет. Зеленые листья и плоды тоже содержат пластиды, но зеленого цвета. А уже знакомый нам лук или картофель белые потому, что их пластиды бесцветны.

Пластиды одного вида могут превращаться в другой. Вот почему зеленый помидор поспевает и становится красным.

- наблюдения за животными родного края: паук (увеличение глаза),

жук –дровосек (ножка) и т.д.;

- различные волокна тканей.

Когда на экране появляется предмет, вещество,  увеличенное в несколько раз восторг, радость, интерес, эмоции ребёнка невозможно передать, нужно видеть глаза …

Вы услышали такие термины хлорофилл, фотосинтез, пластиды эти понятия даются в средней  школе. На уроках используется опережающее обучение.

Заключение хочу сказать,  что использование цифрового микроскопа  позволяет  более интересно  и познавательно знакомить учащихся с разными объектами, предметами, веществами вокруг нас. Ученики  стараются не только зафиксировать полученный результат,  выполнив поэтапные снимки,  выделяют главное, обобщают, делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Интегрированный урок окружающего мира и технологии. 4 класс

Данный конспект урока можно использовать при подготовки урока в 4 классе по теме "Лес- природное сообщество"....

Интегрированный урок "Окружающего мира и технологии"

1.     Познакомить учащихся с бытом и культурой славян через организацию     исследовательской работы.2.     Развивать умения...

Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 1 классе. Вселенная или космос. Пластилин – вместо карандашей и красок.

Для учащихся первого класса, обучающихся по развивающей программе Л.В.Занкова, трудно воспринимать материал о Вселенной. Космические тела – это те предметы, которые нельзя потрогать, увидеть рядом. Де...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"....