Коучинг в образовании как возможность выхода на новые образовательные стандарты
учебно-методический материал на тему

Наставшева Елена Ивановна

Коучинг в образовании  как возможность выхода на новые образовательные стандарты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

КОУЧИНГ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫХОДА НА            НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Участие нашей образовательной организации в программе перехода школ в эффективный режим работы потребовало совершенствования технологий организации учебных и внеучебных занятий. Именно поэтому передо мной встал выбор новой современной технологии в обучении. Я выбрала обучение на основе  коучинговой  технологии. Приёмы этой технологии обуславливают изменения в подходах к процессу обучения, изменения позиции ученика и учителя, дают возможность повысить мотивацию обучающихся к достижению высоких образовательных результатов и, таким образом, перейти школе в эффективный режим работы, обеспечить качество образования в образовательной организации.

        Коучинг зародился в 80-х годах прошлого века в Америке и получил широкое распространение, в том числе и в образовании. Считаю, что именно эта технология позволяет ученику узнать о собственных возможностях, добиваться самых высоких результатов и получать большую радость от своих успехов и достижений, помогает ученикам перестать быть пассивными участниками образовательного процесса и перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к личночностно значимой.  Коучинг  –  нетрадиционный способ взаимодействия с учениками, новый метод ведения урока с позиции интерактивного диалога.  Коучинг в школе – это абсолютно другой взгляд на жизнь, на отношения учителя с учеником. В коучинге всё по-другому. Ученики на уроке коуча сами заявляют  мне, что они хотят получить от урока, какими способами достигнут результата и зачем им это нужно. Этот этап урока называется «контрактом», в традиционной системе это приблизительно соответствует этапам организации класса, мотивации и постановки цели. Контракт мы закрепляем шкалой ценностей. Это может быть шкала понимания темы урока, шкала готовности к проверочной работе и т.п. Коучинговый подход позволяет выявить и задействовать скрытые резервы ребёнка, помогает найти пути выхода из затруднительной ситуации. Ученики сами выявляют свои затруднения в понимании теории, в выполнении практических заданий и сами же ищут способы решения проблем.

      Я как учитель – коуч, применяя инструменты коучинга, сопровождаю своих учеников на пути становления самостоятельных, коммуникабельных, желающих учиться и развиваться, целеустремлённых, самодостаточных личностей. Коучинговый подход поможет мне развить у учеников ответственность, осознанность, самостоятельность в принятии решений, повысит их мотивацию, личную заинтересованность в процессе обучения и в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Коучинг развивает у обучающихся новый тип мышления, основанный на уверенности в себе и будущем, на позитиве и на желании взаимодействовать с окружающими, соблюдая интересы сторон.

           Основными задачами современного образования является не только передача обучающимся знаний, но и формирование у них умений и желаний учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и самореализации. Все  государственные концептуальные и программные документы и нормативно-правовые акты достаточно полно дают ответ на вопрос: «Что  необходимо достичь? Какими компетенциями дожжен обладать учитель?», но в данных документах не содержится описание того, «Как учитель сможет это внедрить в систему современного образования?». На мой взгляд, на данный вопрос наиболее точно позволяет ответить современная технология – коучинг. Коучинг – это не новый метод, который  соревнуется с преподаванием. Коучинг – инструмент, который позволяет мне наиболее эффективно взаимодействовать с обучающимися, способствует введению стандартов нового поколения.

       Особенностью  коучингового подхода в реализации современных технологий  является:  диалогический характер общения учителя с обучающимися в формате четырех этапов проектирования и 4 вопросов планирования и реализации урока. Одним из этапов коучингового подхода является этап завершения или рефлексии. Цель рефлексии  для ученика – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую  цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Функции рефлексии: диагностическая,  проектировочная, организаторская, коммуникативная, смыслотворческая, мотивационная, коррекционная. Рефлексию применяю на любом этапе урока (чаще всего в конце) и после изучения  темы или раздела. Классификация рефлексии (исходя из функции)

  1.   Рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  2.  Рефлексия содержания учебного  материала;

   3.   Рефлексия деятельности.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учителя и обучающихся, позволяющая совершенствовать учебный процесс. Рефлексия, ведя обучаемого к  осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность.  Несомненно, развитие обучающихся рассматриваю в виде прогрессии, последовательного перехода из более низкой  стадии в  более  высокую.  У ученика появляется уверенность и вера в себя и свой потенциал. Это и движет процессом развития. Несмотря на непродолжительный опыт работы по данному направлению отмечу,  что результаты говорят сами за себя: тестирование показывает высокий уровень мотивации, активное  участие обучающихся  в конкурсах,  олимпиадах различного уровня.

Список литературы:

  1.    Епишева О. Б.,  Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. 2004. №1. – С. 31-36.
  2.   Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – С. 46–49.
  3.    Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. –     СПб.: Питер, 2003. – 204 с.
  4.    http:// www. gulchevskaya.ru
  5.    http:// www.erickson.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов.

Преемственность между школьным и дошкольным отделениями коррекционного учреждения....

Новые образовательные стандарты - новый формат урока

Статья о возможностях, которые открываются благодаря использованию  ИТ в учебном процессе....

Статья «Использование образовательных электронных ресурсов в условиях перехода на новые образовательные стандарты».

Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится....

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

Одним из инструментов, позволяющих решить  задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной  школы,  является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...

ЭССЕ на тему: Новые образовательные стандарты - что ждет российских школьников в «Нашей новой школе»

ЭССЕпо дисциплине «Теоретические основы методической работы учителя начальных классов»Новые образовательные стандарты - что ждет российских школьников в «Нашей новой школе»Спец...

«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов»

Форма проведения методщического совета: проблемная деловая играЦель: изучение теоретических основ метапредметности в образовании, разработка алгоритма метапредметного  учебного занятия, сценирова...