Педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников в контрольно-оценочной деятельности
статья (1 класс) на тему

Алешкова Светлана Викторовна

В данной статье   рассмотрены педагогические условия, методы, приёмы и формы для формирования самостоятельности младших школьников в контрольно-оценочной деятельности средствами «Технологии оценивания образовательных достижений учащихся»  авторского коллектива ОС «Школа 2100».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические  условия формирования самостоятельности младших школьников в контрольно-оценочной деятельности

Для решения ключевой задачи начальной школы – формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, необходимо выполнить ряд конкретных исследовательских педагогических задач:

– найти оптимальные способы и организационные формы формирования действий контроля и оценки у учащихся;

– применить, разработанные эффективные и рациональные способы фиксации контрольно-оценочных действий учащихся.

В данной статье  предлагается рассмотреть педагогические условия, методы, приёмы и формы для формирования самостоятельности младших школьников в контрольно-оценочной деятельности средствами «Технологии оценивания образовательных достижений учащихся» ( в дальнейшем ТОУУ; ТО) авторского коллектива ОС «Школа 2100».

Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания, она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».

Как и другие системы оценивания, данная технология предусматривает этапы введения правил. Рассмотрим этапы подробнее:

Этап I.

1-й класс (или этап перехода на ТО в любом классе)

Вводятся только правила, которые являются минимальным составляющим основы технологии, а именно:

1-е правило (различение оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать оценку любых действий и отметку за решение учебной задачи. В 1-м классе вместо отметок используется только положительная и не разделяемая по уровням фиксация в рабочих материалах учителя.

2-е правило (самооценка). Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму, сначала без разделения на уровни успешности.

3-е правило (одна задача – одна оценка). Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом. Начиная со 2-го класса, определяется отметка за каждую учебную задачу.

4-е правило (таблица требований). Учитель начинает работать с таблицей требований пока без учеников. После проведения проверочной работы учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу требований (в свои рабочие материалы). Отметки в таблицу требований выставляются по той шкале, которая принята в данном классе. Эти данные используются для отслеживания того, как каждый ученик справляется с программными требованиями (насколько он успешен).

Этапа II. 

2-й класс (этот этап возможен и в любом следующем классе).

Вводится в полном объеме 4-е правило (таблицы требований). Не только учитель, но и дети учатся определять, какое умение потребовалось в ходе решения задачи. В таблицу требований можно уже выставлять не только отметки за задания проверочных работ, но и за задачи, решенные в ходе текущего контроля (на других уроках).

Этап III.

3-й класс (на этот этап можно перейти и в другом классе).

Дополнительно вводится 5-е правило (право отказа и право пересдачи) и 6-е правило (уровни успешности). Учитель и дети учатся определять уровень задания и уровень успешности по определенным признакам. При этом ученик привыкает к ответственности за свой выбор: он может попросить поставить полученную отметку или пересдать задание проверочной работы. Таким образом, дети учатся определять тот уровень, на котором они могут и хотят заниматься на данный момент. Учитель начинает применять 7-е правило (определение итоговой оценки и от метки). Ученики еще не участвуют в применении этого правила, но оно может быть им разъяснено.

Следует рассмотреть начальный уровень использования системы оценки.

На этом этапе вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания, и без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки.

1-е правило: «Различение оценки и отметки»

Оцениваться может все. Фиксируется с помощью отметки (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения применять знания (решать задачи).

Следует придерживаться определений «оценки» и «отметки».

Оценка – это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»).

Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые цветовые и другие обозначения). Ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:

  • учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,
  • ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок (цветовые обозначения, принятые в «Личном еженедельнике первоклассника» ОС Школа 2100, издательство «Баласс»).

В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).

2-е правило: «Самооценка»

Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». Оценку определяют учитель и ученик сообща.

Если оценивание проводится сразу, после того как ученик предъявил свое решение (например, устный ответ на уроке), то учитель и ученик определяют оценку, (если требуется – отметку) в диалоге (кратком или развернутом).

Если оценивание проводится после сдачи письменного задания учителю (например, проверочная работа), то ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную ему отметку, в диалоге с учителем давая оценку своей работе. Для реализации этого правила ученик должен освоить порядок действий по самооценке.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено, верно, или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)

Первоклассник психологически ещё не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок. Поэтому с первых уроков учителю следует начать формирование самооценки собственной деятельности обучающихся пошагово.

1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение.

Учитель даёт возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или круги с цветами светофора.

2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат.

Учитель создаёт условия для оценивания первоклассниками содержания своей письменной работы. Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с обучающимися, в котором главными являются следующие вопросы:

  • Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)
  • Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка  обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)
  • Теперь пусть каждый сравнит, с тем, как он это делал раньше (предлагает посмотреть первые работы). Обучающиеся сравнивают свои работы. Сравнение с самим собой, а не с другими учениками.
  • Видите, насколько лучше у каждого стало получаться!
  • Теперь пусть каждый, кто считает, что у него получилось выполнить задание, наградит себя! Нарисует смайлик или зелёный кружок.

3-й шаг (примерно через месяц).

Устанавливаем порядок оценки своей работы.

К уже известным первоклассникам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или с ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи учитель, например, может предложить ученику в тетради или в дневнике/еженедельнике нарисовать кружок и закрасить его соответствующим цветом.

4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.

Учитель предлагает первокласснику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки кружок в тетради или дневнике/еженедельнике («награда» за решение задачи) закрашивается не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет.

5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.

Далее учитель помогает первоклассникам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Предлагает кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием.

Учитель может вести такой диалог:

-Какое у тебя было задание, что надо было получить?

-Сравни со своим ответом. Тебе удалось выполнить задание? (вполне возможно, что сравнив, первоклассник не сразу признает, что цели не достиг).

-Получается, ты выполнял это задание, но справиться не смог? (ученик признаёт ошибку).

-Ты честно признался, что не справился – не каждый способен на это!

-Как же нам поступить? Закрашивать кружок можно? (ученик сомневается)

-А нарисовать пустой кружок рядом с заданием можно? (Можно!)

После такого ответа учитель договаривается с первоклассниками, что рядом с такими заданиями ставится пустой кружок. Так вы будете знать, какое задание не получилось, подготовитесь и выполните его позже правильно.

6-й шаг. Используем умение самооценки.

Когда все (или почти все) первоклассники хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает им самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему). При коллективной проверке письменных заданий так же может производиться самооценка. На доске появляется правильный (или заранее подготовленный учителем или учениками на обратной стороне доски) ответ, и первоклассник в тетради оценивает свою работу самостоятельно. Алгоритм самооценки постепенно сворачивается: после просьбы оценить ответ обучающиеся формулируют: «Цель достигнута, ошибок не было», или «Решение я получил, но с помощью класса» [14; 8].

Формирование индивидуального учебного действия неразрывно связано со становлением контрольно-оценочной самостоятельности.

Индивидуальное учебное действие, это действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания[38; 23-30]. Для формирования учебных действий контроля и оценки у младших школьников в начальной школе учитель может использовать следующие педагогические приёмы:

  • приём «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
  • прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
  • прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
  • прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
  • прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
  • прием «составление задачи, подобной данной» (направлен на вычленение существенного в представленной задачи);
  • прием «классификация задач по способу их решения» («выделение общего способа действия»);
  • прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
  • прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
  • прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание: куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
  • прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
  • прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями);
  • прием «многоступенчатый выбор»;
  • прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

Педагогические средства, направленные на решение задач контрольно-оценочной самостоятельности, включают:

  1. работу с «картой знаний» учащихся.

«Карта знаний», с одной стороны, является для учащихся средством удержания логики разворачивания предметного содержания в течение учебного года, с другой стороны, становится местом фиксации. Имея такую карту в конце учебного года, учащиеся могут пробовать восстанавливать по ней (в письменной форме) свой путь движения в учебном материале;

  1. место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса.

Принцип «ситуации успеха» – один из принципов безотметочной системы оценивания. Обучающийся выносит на оценку только то, что он считает для себя готовым для публичной оценки. Подобные «уроки» (например, на литературе «праздник читательских удовольствий», в курсе «Окружающий мир» мини-конференции по результатам проведенных исследований, в курсе математики или русского языка – предъявление результатов коррекционной работы по итогам проверочной работы и т.п.). должны проводиться регулярно ( например, один раз в месяц) по итогам самостоятельной работы учащихся. Другой формой накопительной системы оценки может являться «Личный дневник (еженедельник) учащегося» ОС «Школа 2100» и подготовка «портфеля» ученика и его презентация. «Дневник учащегося» и «Учебное портфолио учащегося» представляют собой одну из технологий формирования у учащихся способности к объективной самооценке. Ребёнок, благодаря им, осмысливает свои знания, поступки, возможности. Кроме того, просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок получает более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности, которая привела всех к успешному результату. Такая форма рефлексивной работы помогает школьникам научится анализировать собственную работу; объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. В такой работе повышается ответственность за свой труд. Подобная технология в целом позволяет представить целостную картину объективного продвижения ученика в той или иной предметной области;

  1. организация самостоятельной работы учащихся. 

Такая работа учащихся в начальной школе ставит своей целью – заложить потребность и основу работы младших школьников вне урока по собственной инициативе, решая задачи коррекции своих знаний и умений, а также возможности выхода за пределы учебного материала класса. Для организации работы необходимы следующие средства: набор разнообразных карточек по отдельным темам курса на столе «заданий», стол «помощников», лист открытого учета выполнения заданий для самостоятельной работы учащихся (отдельно на каждый месяц), который вывешивается по каждому предмету в классе; специальная тетрадь для самостоятельной работы, а также специальные тетради по отдельным дисциплинам (например, «Мои достижения по русскому языку»). Для педагога важно, чтобы ребенок сам, по собственной инициативе, выбирал карточки с заданиями разного объема и сложности, выполнял их, оценивал, фиксировал их выполнение в листе учета, хотел и желал предъявлять результаты своей работы. Такой вид работы в начальной школе является отправной точкой для разворачивания индивидуальной самостоятельной работы (индивидуальных образовательных маршрутов), а в основной школе – для управления процессом учения с определением конкретных сроков предъявления результатов учения (в форме зачета);

  1. организация и проведение учебных занятий. 

Такой тип работы проводится с малой группой детей и по времени может не быть жестко регламентирована. Инициатива по цели, способу работы, результату, времени окончания своего участия в занятии принадлежит ребенку, в отличии от урока, где цель, способы ее достижения, результат и время является для всего класса одинаковым. Учебные занятия прежде всего в начальной школе становятся местом, где разворачивается работа по освоению каждым учащимся приемов и техник контроля и оценки. На этом этапе обучения учащиеся работают: над операциональным контролем по заданному алгоритму, образцу; над выделением критериев оценки выполнения отдельных заданий и на основе заданных эталонов с помощью «волшебных линеечек»; над взаимоконтролем и взаимооценкой; над умением фиксировать и предъявлять свои достижения, трудности и проблемы; над умением работать со столом «помощников» и столом «заданий». Таким образом, организация учебного занятия дает больше возможностей для становления индивидуальных способов понимания и индивидуального стиля учебной работы, помогает не только освоить приемы и техники самоконтроля и самооценки, но и позволяет их для самопродвижения обучающегося в учебном материале [9; 17-20].

Таким образом, достаточно эффективную помощь учителю начальных классов в формировании оценочной самостоятельности у учащихся как основы для становления умения учиться в основной школе могут оказать перечисленные выше педагогические условия, средства, приёмы и формы организации образовательного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. – Ростов-на-Дону, 2003.
  2. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. – М., 1980.
  3. Амонашвили Ш.А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности//Вопросы психологии, 1975.
  4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростоков. – М., 1972.
  5. Бородихина Т.В. Развитие оценочной деятельности учителя в ОС «Школа 2100» в ходе внедрения стандартов нового поколения// Начальная школа плюс. До и После, 2011. – №2.
  6. Бунеев Р. Н. Портрет выпускника начальной школы в программе «Школа 2100»// «Школа 2100»: непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа / под научн. ред. А. А. Леонтьева, Вып.5.- М., 2001.
  7. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: Издатель Рассказов А.И., 2002.
  8. Воронцов А.Б., Заславский В.М. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка ). – М.: Издатель Рассказов А.И., 2002.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1986.
  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1984. – Т. 4
  11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
  12. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников//Вопросы психологии, 1981. – №6.
  13.  Данилов Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/ocenka.php

  1. Захарова A.B., Андрущенко Т.Ю. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте//Новые исследования в психологии, 1981. – № 1.
  2. Захарова A.B., Мамажанов М. Роль самооценки в формировании познавательной активности младшего школьника// Новые исследования в психологии, 1983. – № 1.
  3. Иванова И.В. Учебное сотрудничество как средство формирования учащихся оценки результата деятельности//Начальная школа плюс До и После, 2011. – №2.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская/ под ред.А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Кравцова Е.Е.Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
  6. Кузьмина Е.Г. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся 1-й ступени//Начальная школа плюс До и После, 2011. – №2.
  7. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения// Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.
  8. Обухов А.С. Становление субъективности младшего школьника в контексте образования//Начальная школа плюс До и После, 2014. – №1.
  9.  Подшивалова Е.Л., Цукерман Г.А. Становление субъекта учебной деятельности// Психологическая наука и образование, 2003. – № 2 .
  10. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов. – Томск, 1993.
  11. Сергеева Е.В. Взгляд на современную начальную школу с позиции формирования самостоятельности младших школьников в контрольно-оценочной        деятельности//Начальная школа плюс До и После, 2011. – №2.
  12. Слободчиков В.И. , Цукерман Г.А. : Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте// Вопросы психологии, 1990. – №3.
  13. Сюсюкина И.Е. Содержательно-методическое обеспечение процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности//Начальная школа плюс До и После, 2011. – №2.
  14. Ульянова И.А. Формирование контрольно-оценочных действий обучающихся 1 класса в рамках ФГОС НОО (методические рекомендации). -Сыктывкар, 2012.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2010. – 34 с.
  16. Федеральный закон «Об образовании в РФ» ФЗ-273 от 29.12.2012 г. №273.
  17.  Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Москва Рига: Эксперимент, 1999.
  18. Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток// Вопросы психологии, 1989. – №2.
  19. Цукерман Г.А. Что оценивает объективная оценка?// Психологическая наука и образование, 1997. – №4.
  20. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?// Вопросы психологии, 1998. – №5.
  21. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования. – Московский городской психолого-педагогический университет, 2010.
  22. Цукерман Г.А., Гинзбург Д.В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку?// Вестник Ассоциации «Развивающее обучение», 1999. – №6.
  23. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. – 2-е изд., испр. – М.: Генезис, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельности младших школьников, как основа личностного самоопределения.

Презентация по теме самообразования. Срок реализации темы 4 года.     В связи с растущим потоком информации происходит «износ знаний», т.е. те знания, которые мы имеем сегодня, зав...

Выступление на семинаре по теме "Развитие самостоятельности младших школьников через организацию практической деятельности на уроке».

В выступлении раскрываются цели, функции, признаки самостоятельной работы  на уроке. Выделяются уровни и типы самостоятельной деятельности школьников, представлены наиболее распространённые виды ...

Формирование самостоятельности младших школьников средствами групповой формы работы обучения

Учебные  затруднения младших школьников привлекают пристальное внимание педагогов. Через представленную работу была представлено обобщение педагогического опыта в работы учителя....

Формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности

Составление плана практического исследования по направлению ВКР...

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (Автореферат).

Экспериментально установлено, что самостоятельность в условиях современной школы – это рефлексия учеником самого себя, своих учебных и иных действий.Самостоятельность является внутренней свободо...