Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Евсикова Светлана Михайловна

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования.

Основной формой организации образовательного процесса в школе остаётся урок. Главным вопросом сегодня остаётся то, каким должен быть урок в современных условиях. Какие бы новации не вводились, как сотни и тысячи лет назад, участники образовательного процесса - учитель и ученик- встречаются на уроке. Современный – это и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым урок. Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (интерактивная доска, компьютер, диапроектор);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
  • урок, содержащий разные виды деятельности;
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • урок воспитывает думающего ученика – интеллектуала.

 Одной из главных задач, стоящей перед современным образованием, является

формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.

Сравним деятельность учителя на уроке по стандартам первого и второго поколения.

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Функции учителя

Носитель информации, хранитель  норм и традиций, контролёр

Организатор, консультант, сотрудничает с обучающимися

Формулирование заданий для обучающихся

Решите, спишите, найдите, выпишите, выполните

Проанализируйте, докажите, обоснуйте свой выбор, сравните, выразите символом, создайте схему, обобщите, сделайте вывод, выберите спрсоб решения, исследуйте,  оцените

Формы работы на уроке

Преимущественно фронтальная

Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная

Результаты обучения

Предметные

Предметные, метапредметные, личностные, формирование УУД

Оценивание учащихся

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

          Ресурсы образования остаются теми же, но наполняются содержанием в соответствии с новыми требованиями, в основе которых лежит деятельностный метод. Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной научно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом. Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, где у ребенка есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность.

Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе:

  развивающее обучение;

  проблемное обучение;

  поисково-исследовательская деятельность;

  проектная технология;

  игровые технологии;

  личностно-ориентированный подход;

  информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

                                 Что такое развивающее обучение?

     Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.

    Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.

       Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова  и Д.Б. Эльконина.

Проблемное обучение

         Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности

Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Метод проектов на уроках в начальной школе

        Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.     Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

     Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

     Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

   Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект.  Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Исследовательская деятельность

      Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Освоение учащимися исследовательских умений и навыков должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности учащихся. В структуре урока-исследования выделяют несколько этапов:

  • актуализация знаний,
  • мотивация,
  • создание проблемной ситуации,
  • постановка проблемы исследования,
  • определение темы исследования,
  • формулирование цели исследования,
  • выдвижение гипотезы,
  • проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, просмотр фрагментов учебных фильмов),
  • интерпретация полученных данных,
  • выводы по результатам исследовательской работы,
  • применение новых знаний в учебной деятельности,
  • подведение итогов урока,
  • домашнее задание.

Игровые технологии

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка.

В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».

        Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

      В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Коллективно-распределительная деятельность

реализуется через групповую и парную работу, так как в процессе взаимодействия между школьниками происходит распределение ролей при решении учебной задачи. Такая совместная деятельность способствует развитию творческой личности и развитию ребенка вообще.    

Групповая работа - это общий термин, который охватывает большое количество приёмов, когда несколько учащихся получают задание, которое требует сотрудничества и обсуждения по инициативе учащихся. Она предусматривает работу в «небольших» группах (с шести и менее человек).

  Она решает несколько задач (по Д.Джонсону):

- понимание каждым учащимся того, что он не сможет достичь успеха один, если успеха не достигнут остальные;

- развитие коммуникативных способностей, умения помогать друг другу в выполнении задач как учебных, так и жизненных;

- воспитание ответственности за персональный  вклад в коллективный результат;

- формирование действия самооценки и взаимооценки при подведении итога результатов работы всего коллектива и своего собственного.

         Более 6 человек группы не допускаются, так как в больших группах нельзя достичь главной цели этой формы сотрудничества: дать учащимся возможность высказывать свои мысли, говорить. Именно в таком маленьком коллективе каждый принимает активное участие в учебном процессе, чувствует безопасность, так как не заметен для публики, не так уязвим для критики, освобождается от страха, стремится к успеху,  чувствует ответственность.  Групповая работа почти равномерно распределяет ответственность за свои действия каждого члена группы. В «небольших» группах трудно спрятаться, тем более при подведении итога работы группы будет оценено участие каждого сами же детьми. Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько ''сильный'', сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие   осуществляется   на партнерской основе. Для того чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.

                     Возможны следующие ролевые функции членов группы:

а) «планировщик» - исследует условия задачи и планирует попытки решения;

б) «исполнитель» - осуществляет попытки решения, ведет запись вариантов решения учебной задачи;

в) «критик», «контролер» - выполняет аналитические действия: проверяет и оценивает все высказывания и решения, подвергает их сомнению, разворачивая аргументацию и основания своей оценки;

г) «командир», «ведущий» - распределяет роли до начала решения, координирует действия всех членов группы, вызывает рефлексивную активность участников группы, осуществляет презентацию результатов работы группы. 

            Учителю следует знать и помнить ошибки, которые приведут к отрицательным результатам групповой работы:

- недопустима группа из одинаковых по интеллектуальному развитию учеников;

- нельзя принуждать к совместной работе учеников, если они не хотят;

- нельзя надолго занимать детей совместной деятельностью занимать не более 15-20 минут в 1-2-х классах, не более 20-30 минут – в 3-4-х классах;

 (до 15 минут в 4 классе);

- нельзя требовать абсолютной тишины во время работы в группе;

- нельзя наказывать лишением права участвовать в работе группы.

             Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы:

-       Как дети сидят?

-       Внимательны ли они или отвлекаются?

-       Как ведут себя: живо или апатично?

-    Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?

-       Слушают ли друг друга?

-      Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?

-      Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?

     Парная работа – это работа в группе из двух человек. Строится она на основании тех же правил, что и работа в более численной группе. Предназначена, в основном, для взаимоконтроля. На начальных этапах нужно научить работать с друг другом, показать образец.

   Виды деятельности в парах:

1.Диалоги.

2.Работа по решению малой учебной задачи.

3.Взаимопроверка и контроль устной и письменной работы.

4.Подготовка к слиянию в группу (при работе над ошибками).

5.Отработка способа, контроль за применением способа (самое главное).

Индивидуальная работа 

     Это самостоятельное выполнение учебных задач, в том числе и исследовательских, творческих, что является результатом коллективно-распределительной деятельности, в ходе которой ученик научился выполнять все учебные операции: определение учебной задачи, планирование и выполнение исследования, контроль и оценку.

          Итак, в современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны  не только сами знания, но и умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Использование различных педагогических технологий преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии как средство повышения качества знаний

Современные педагогические технологии как средство повышения качества знаний...

Статья Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования.

Принципы гуманизма и общедоступности образования, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», реализуются в образовательном процессе, направленном на развитие индивидуальности ребенка.Статья, которую...

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

Применение современных образовательных педагогических технологий как средство повышения качества образования

Сегодня учитель свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой  результативности обучения, воспитания и развития. На изменение структуры урока повлияло использование новых ...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...