ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
проект (2 класс) на тему

Сингаевская Зоя Владимировна

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, возникает потребность в новых профессиях, а также в непрерывном повышении своей квалификации. Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовская область   Кирсановский район

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«Уваровщинская  средняя  общеобразовательная  школа»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Выполнила: Сингаевкая ЗВ.

учитель начальных классов

П. Краснослободский

2016г                       

 Обоснование необходимости проекта.

     Изменения в социально-экономической и духовно-культурной сферах  России ставят перед школой ряд новых педагогических задач. Они продиктованы социальным заказом на личность, способную адаптироваться в сложных общественных преобразованиях. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей свой творческий потенциал и способствующей расширению интересов в различных областях знаний.

Педагогика - наука социальная, её работа направлена на перспективу, ибо то, что закладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, будет завтра выполняться  нашими выпускниками школ.

Реформы системы образования, проводимые в настоящее время, направлены на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выявлять возникающие  проблемы и искать пути их  решения, уметь  анализировать получаемые знания и применять их в новых условиях.  

В Концепции модернизации российского образования  поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором ускоряется процесс появления новых знаний,  возникает потребность в новых профессиях, а также в непрерывном повышении своей квалификации.  Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового ФГОС НОО. Некоторые международные исследования показывают, что наши ученики сильно проигрывают сверстникам из других стран в умении использовать школьные знания в жизни. Вот почему новый стандарт  нацеливает систему образования на формирование системы универсальных компетентностей (учебных действий).  Необходимость формирования информационной компетентности младших школьников связана с освоением ими метапредметных универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться. Конкретными результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, является «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в … открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры».

Необходимость такой информационной грамотности способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть значимую роль. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать, писать и считать. Очень  важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учёбе и повседневной жизни, начиная с первого класса. Человек,  владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. 

 Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Сегодня начальная школа представляется иначе. Именно она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил.

Высказывание академика А.П. Семенова "Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы", стало определяющим в моей работе. Для реализации этой цели возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.  Овладение компьютерной культурой – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

    Познавательные интересы человека значительно влияют на интенсивность его развития как личности. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста.

        Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учеников, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен полностью, а ученик не только расширил горизонты своих познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из эффективных способов решения этой  задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников познавательного интереса через использование ИКТ.

Ни для кого не секрет, что современные дети очень быстро осваивают работу на компьютере, т.к. во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать на них, правда, вся их «работа» ограничивается играми. Но ведь этого явно не достаточно. На мой взгляд,  формирование условий для стимулирования познавательной активности учащихся через использование современных информационно - коммуникационных технологий является, ключом к решению проблем, связанных с развитием познавательного интереса младшего школьника. Ключом, который является соблюдением  баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.

      Отсюда вытекает проблема: противоречие между новыми требованиями общества и семьи к формированию самостоятельной творческой личности и недостаточностью механизмов удовлетворения  этих запросов средствами традиционного обучения. В связи с этим, определилась тема моего педагогического проекта «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной школе».

   Поэтому, главная проблема заключается в  увлечении детьми компьютером в свободное время, снижение их познавательной активности. Решение данной проблемы определило тему проекта: «ИКТ как средство формирования познавательной активности учащихся начальных классов».

   Объект исследования  личность  обучающегося начальной школы.

   Предмет исследования –  познавательная деятельность обучающихся      

   начальной школы.

Цель проекта     

В данном проекте описан опыт использования активизации познавательной деятельности посредствами ИКТ.  Можно отметить методические возможности и преимущества ИКТ в учебном процессе и внеурочной деятельности:

  • повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
  • повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • индивидуальный подход в обучении.
  • Использование ИКТ в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

Теория активизации учебной деятельности школьников (Т.И. Шамова, А.К. Маркова) и педагогическая технология Г.К. Селевко обозначила цель моего проекта: создание условий в образовательном процессе для активизации познавательной активности младших школьников посредством использования ИКТ.

Задачи проекта 

Для достижения цели мной определены задачи проекта:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по применению ИКТ.

2. Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам  через использование ИКТ.

3. Создать систему работы по формированию познавательной активности и применить ее на своих уроках.

4. Повысить уровень познавательной активности и качества знаний через ИКТ.

Гипотеза проекта

Применение информационно – коммуникационных технологий  способствует активизации познавательной деятельности учащихся младших школьников.

Сроки реализации проекта 2 года.

 Механизмы реализации проекта. 

      1. Организация образовательного процесса с использованием информационно- коммуникационных технологий (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий; переход от эпизодического применения ИКТ учителями-предметниками к системе, ведение электронных журналов

     2. Повышение квалификации  в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (обучающие семинары и практические занятия, обмен опытом, дистанционное обучение).

    3. Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, документооборот по электронной почте, участие в телекоммуникационных проектах, поддержка личного сайта, ведение электронной переписки с учителями  других школ).

     4. Организация учебной и внеурочной деятельности школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, участие в сетевых образовательных проектах, олимпиадах и конкурсах, использование информационно-коммуникационных технологий в работе школьных средств массовой информации - выпуск газеты, оформление стендов и выставок).

Этапы реализации проекта. 

 

Название этапа

сроки

Содержание работы

Ожидаемый результат

I. этап

Подготовительный

(организационно-

прогностический)

Методы и приемы: планирование, анализ, сравнение, прогнозирование,    анкетирование.

2015-20116 (сентябрь-декабрь) учебный год

 Проведение диагностических исследований  школьной мотивации  анкета Н. Г. Лускановой (Приложение №1).

 Изучение научно-методической литературы, анализ существующих педагогических подходов к решению данной проблемы и нововведений на этапе внедрения и реализации ФГОС НОО.

 Выявление ресурсных - психологических, научно-теоретических,  организационно- педагогических, учебно-методических, материальных условий для осуществления проекта

 Прогнозирование ожидаемых результатов проекта

Уровень сформированности познавательной деятельности учащихся перед реализацией проекта.

Критический анализ научной литературы по проблеме проекта.

Теоретическая, методическая и практическая готовность к реализации

проекта

Уточнение содержание проекта

II. этап

Практический 

Методы и приемы:  экспериментирование, проектирование, анализ, сравнение,

индивидуальная и групповая деятельность.

2015-2016

(декабрь –май)

учебный год

Реализация проекта в учебно-воспитательном процессе

Промежуточная диагностика результатов внедрения проекта

Документальное оформление проекта

Формирование системы педагогической деятельности учителя и творческой деятельности учащихся по реализации проекта

III. этап

Обобщающий

(результативно-оценочный) 

Методы и приемы: диагностирование, анкетирование, анализ, сравнение, обобщение, прогнозирование.

2016-2017 учебный год

Конструктивный анализ полученных результатов внедрения проекта

 Оценка деятельности участников проекта и результаты мониторинга.

 Аналитические материалы.

 Подготовка отчета о внедрении проекта.

 Оформление методических рекомендаций

 Оценка эффективности проекта

IV. этап

Внедренческий 

Методы и приемы: диагностирование, анкетирование, анализ, сравнение, обобщение, прогнозирование.

2016-2017

учебный год

Анкетирование родителей по выявлению степени удовлетворённости участия в проекте и значимости результатов проекта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытия их природных способностей (Приложение №2).

Подготовка презентации опыта по реализации проекта

 Выступление с отчетом о результатах проекта на заседании педагогического совета, районный семинар, областная конференция.

 Внедрение  и социализация проекта,

апробация внедряемых инноваций

 Мониторинг творческой деятельности учащихся

 Корректировка технологии использования инновационного опыта

Мониторинг результативности внедряемых инноваций

Статистические методы обработки результатов  внедрения передового опыта

Обобщенные результаты распространения  разработанной программы проекта

Предполагаемые результаты

Для учащихся:

 - Повышение уровня информационно-технологической компетентности.

 - Овладение методами самообразования на базе ИКТ.

 - Развитие навыков исследовательской деятельности на базе ИКТ.

 - Развитие креативных способностей.

 - Повышение культуры виртуального общения в процессе учебной деятельности.

- Повышение мотивации к учению.

Для учителя:

  - Создание экспериментальных вариантов тематического планирования, обеспечивающих возможность изменения соотношения учебной аудиторной и самостоятельной работы.

Для родителей:

   -  Возможность расширения поля взаимодействия с педагогами за счет использования виртуальной составляющей.

 Критерии эффективности реализации проекта:

- рост информационно-технологической компетентности учеников;

- увеличение работ, выполняемых учащимися посредством ИКТ;

 - Удовлетворенность родителей возможностями получения оперативной и качественной информации о школьных делах и проблемах;

-   уровень  мотивации учащихся к предметам изучаемых в начальной школе.

-   качество знаний по предметам.

-   уровень самоопределения учащихся в видах и формах  творческой деятельности.

 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

          Ведущей идеей педагогического  опыта стали исследования Г.И. Щукиной, раскрывающие пути формирования познавательного интереса учащихся через содержание учебного материала, самостоятельную деятельность школьников, создание положительной эмоциональной атмосферы. Основу данного опыта составляют  ИКТ как средства обучения и создания условий для развития познавательной активности обучающихся.

        Как показала практика, использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время на уроках.
Современные возможности компьютера способствуют в начальной школе не только обеспечению первоначального становления личности ребёнка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться.
      Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это не игровой автомат и устройство для путешествия по виртуальным мирам, а инструмент для решения задач, нахождения нужной информации. Большое количество компьютерных программ для младших школьников ориентированы на развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке информации.
        Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память.
            За время работы выстроилась  система использования  информационных ресурсов:

 - непосредственное применение ИКТ при изучения новых тем на уроках;
- применение ИКТ для контроля знаний обучающихся на уроках;
- применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся;
К наиболее часто используемым мною элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
- презентация;
- электронные учебники и пособия,  демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
- цифровые образовательные ресурсы;
- тренажеры;
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
- видео и аудиотехника.
       Использование презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и масштабное изображение, и анимация, и звук, и графика. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом проходит гораздо легче.
        Теперь, опираясь уже на свой опыт работы, могу с уверенностью говорить о том, что фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности.  

          Благодаря презентациям,  дети,  которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

При разработке и создании учебных компьютерных презентаций придерживаюсь определенных правил:
1. Отбираемый материал должен:
-  соответствовать тематическому плану;
-  быть адаптирован для обучающихся;
-  включать различные виды наглядности.
2. Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для обязательного запоминания.
3. Оформление слайдов должно соответствовать эстетическому восприятию обучающихся тем.
4. Рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию).

При разработке презентации учитываю, что она:
• быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
• вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
• усиливает воздействие выступления.
На уроках окружающего мира использую цифровые образовательные ресурсы  и электронные пособия. Среди мультимедийных дисков  хочу отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мирах, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме поможет пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объяснит и познакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, поможет освоить школьные предметы.

        Использование ИКТ в начальной школе уже является основой формирования информационной культуры новых поколений. Информационная культура – это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею. С помощью компьютерного инструментария развивается, обогащается, углубляется человеческое познание. Информационная культура касается всех учебных предметов.
          Уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Но нельзя забывать и про принцип «Не навреди!», поэтому при разработке уроков с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

        

Новизна опыта. Особую роль приобретают приемы, активизирующие учебно-познавательную деятельность, которые использую в своей работе: проблемно-поисковые ситуации, формы групповой, самостоятельной работы, задания творческого характера. Они  активизируют учебную деятельность, воспитывают активную жизненную позицию, развивают логическое мышление, познавательные интересы, побуждают искать решение проблем, находить способы преодоления трудностей.  

Ресурсное обеспечение образовательного процесса школы позволяет использовать ИКТ в деятельности учителя.

Аппаратные средства.   Укомплектован компьютерный класс. Кабинеты оснащены компьютером, проектором, принтером , имеется  сеть Internet.  Кабинет  начальных классов оборудован мультимедийной доской.

  Возможные трудности.

п/п

Возможные трудности

Пути преодоления трудностей

1

Отсутствие навыков работы некоторых учащихся  с компьютером.

1. Соединение учащихся в пары или микрогруппы по наличию навыков работы с компьютером.

2. Использование компьютера учителя (временно) в качестве демонстрационного варианте.

2

 Необходимость изучения большого объема теоретического и практического материала.

Изучение большого объема теоретического и практического материла

 Заключение.

Диагностика мотивации учебной деятельности и уровня комфортности на уроках  показала, что наибольший интерес у детей вызывают уроки, на которых я использовала ИКТ. 

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках , можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
  • повысить объём выполняемой на уроке работы;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.


Литература:

1.  Калинина Н.В. Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе// Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», 2003 № 5.

2.  Лусканова Н.Г. "Методы исследования детей с трудностями в обучении". Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vashpsixolog.ru от 12.11.2013г.

3.  Молокова А.В. Информационно – комуникационные технологии в начальном образовании и требования ФГОС. Новосибирск 2013

4.    Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации,- М., 2005.

5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств, – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

6.  Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий // Начальная школа, 2004 № 3.

7. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., «Педагогика», 1971, с. 22-33.


Приложение №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

«Копилка презентаций» как средство формирования познавательных УУД учащихся начальных классов

В данной методической разработке представлены задания по формированию познавательных УУД...

«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»

Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы»

Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить в современных условиях как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной форм...

Доклад «Информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов»

По словам академика Семенова А.П. «важнейшая задача современной школы - научить человека жить в информационном мире». И это должно стать определяющим в работе каждого учителя. Быть ...

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов...

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира...