Личностно-ориентированный урок русского языка "Времена глаголов"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Яковлева Татьяна Федоровна

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе "Школа России" с применением педагогической технологии личностно-ориентированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus_yaz.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

в 3 г классе МБОУ СОШ №43 г. Ставрополя имени Героя РФ В.Д.Нужного

Учитель: Яковлева Т.Ф.

Тема урока

ВРЕМЕНА ГЛАГОЛОВ

Цель

Дать представление о времени глаголов.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
результаты

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самооценки и самопонимания.

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать  действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество, осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные:  обучающиеся научатся распознавать времена глаголов, распознавать глаголы среди слов других частей речи; узнавать неопределенную форму глагола; определять число глаголов и изменять их по числам; оценивать результаты выполненного задания.

Используемая технология

Личностно-ориентированное обучение

Понятия

Части речи, глагол, неопределенная форма глагола, число глагола, время глагола.

Оборудование

Мультимедийная презентация, разноуровневые карточки.

Учебник русского языка для 3 класса по УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.:Просвещение, 2016г.

Сценарий урока

Этап урока,

цель

Деятельность учителя

Формы работы

Деятельность учащихся

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Формы контроля

1.Мотивация

 Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

- Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

- Улыбнитесь друг другу. С улыбки, с хорошим настроением начинаем наш урок. Значит,  всё у нас получится!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, проговаривают слова внутреннего положительного настроя на работу.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Готовность класса,

включение в работу урока.

 

Наблюдение.

2. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1.Чистописание

(индивидуальная работа)

-  Для каждого из вас я выписала образцы правильного написания соединений букв, которые необходимо повторить. Вы со мной согласны?

- Вспомните правила посадки и положения тетради при письме. Приступайте к работе.

- Запишите дату, «классная работа».

2. Словарная работа.

(Работа в парах.)

- Продиктуйте друг другу 10 слов из словаря. Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы с непроверяемыми написаниями. Проверьте свою работу.

3. Индивидуальная работа (разноуровневые карточки)

- Подойдите и выберите карточки для работы…

4. Беседа (фронтальная работа с остальными учащимися)

- Что такое части речи?

- На какие две группы делятся части речи?

- Какие части речи относятся к самостоятельным? К служебным?

- Какую часть речи мы изучали на предыдущих уроках?

-Что такое глагол?

- Каким членом предложения являются глаголы? Как мы их подчёркиваем?

- Что такое неопределенная форма глагола?

- Как изменяются глаголы?

Выписывают соединения букв.

Контролируют правильность посадки при письме и правильное выполнение работы.

Работают в парах: называют друг другу по одному словарному слову (до 10), записывают, подчёркивают буквы, ставят ударение. Осуществляют самоконтроль.

Выбирают для себя уровень самостоятельной работы.

Работают индивидуально, выполняя задания по карточкам.

Строят устные речевые высказывания в соответствии с ситуацией общения.

Отвечают на вопросы.

Помогают друг другу скорректировать неточные ответы на вопросы.

 Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля для установления правильности выполнения задания.

Контролируют

и оценивают собственную деятельность и деятельность партнёров.

Адекватность самооценки при выборе уровня задания.

Имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений

Устные ответы, наблюдение 

Оценочный контроль индивидуальных работ на карточках.

Устные ответы, наблюдение.

Оценка активности учащихся в ходе беседы.

3. Самоопределение к деятельности.

Цель: добиться того, чтобы дети в проблемной ситуации определили тему урока, поставили перед собой учебную задачу.

- Итак, что вы знаете уже о глаголе?

(на слайде)

- Часть речи

- Действие

- Вопросы

- Изменяется по числам, по временам.

- Главный член предложения: сказуемое.

-Как вы думаете, всё ли мы знаем о глаголе? Что еще можно изучать о глаголе?

-Предположите, какая тема урока у нас сегодня.

- Вам подскажет отгадка в моей загадке:

Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно. О чём я говорю? (Время)

- Поставьте перед собой задачи.

 (Слайд)

Обобщают сказанное. Выделяют из ряда известных понятий неизвестное. определяют тему урока и задачи.

Тема нашего урока – «Время глагола». (Слайд   )-Постановка учебных задач на урок. (Узнаю, как определить время глагола. Научусь определять время глагола)

Результаты:

определение темы и задач урока

УДД:

-регулятивные (целеполагание; планирование);

-познавательные (поиск и выделение необходимой информации);

-логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)

Устные ответы, наблюдение.

4. Открытие нового знания

Цель: решение и обсуждение проекта  решения поставленной задачи.

- Рассмотрите картинку.

- Составьте предложения по изображению на картинке.

- Давайте запишем глаголы, которые я услышала в ваших высказываниях:

Прилетели, строят, появятся.

Итак, переходим к открытию новых знаний – как определить время глагола?

- Какой из записанных вами глаголов обозначает действие до момента речи, то есть уже совершённое?

(что сделали? – прилетели) – это прошедшее время. Надпишите над глаголом.

- Какой из глаголов обозначает действие совершаемое в настоящий момент времени?

(что делают? – строят) – это настоящее время.

Поставьте вопрос к последнему глаголу.

(что сделают? – появятся) – это будущее время глагола, так как действие только будет происходить.

Молодцы!

-Мы пронаблюдали за изменением глаголов и «открыли», что глаголы в нашей речи бывают в трех временных формах. (слайд)

Рассматривают картинку. Составляют предложения: строят речевые высказывания в устной форме.

Записывают глаголы.

Определяют коллективным способом с помощью учителя время глагола.

УДД:  

регулятивные: (Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.);

коммуникативные :(Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.   Сотрудничать в совместном решении проблемы  

Устные ответы, наблюдение.

5. Включение нового знания в систему знаний

Цель: первичное закрепление с проговариванием во внешней речи,  усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Цель: повторение и закрепление, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

1.Первичное закрепление (коллективная деятельность)

Работа по учебнику - комментированное письмо.

- Откройте с. 111. Прочитайте задание к упр.197.

- Прочитайте первое предложение. Какие глаголы употребил автор в переносном значении? С какой целью?

- Спишите предложение. Определите время и число глаголов. Комментирует….

2. Физминутка

(проводят дежурные по выбору)

3. Самостоятельная работа

-Двигаемся дальше. Примените полученные знания. Найдите на стр. 113 упр.198, прочитайте задание. Что надо сделать?

- Спишите первое четверостишие. Проверьте себя. Укажите время глаголов.

- Выполните проверку.

4. Повторение

(Беседа- фронтальная работа)

-Давайте обобщим: какие признаки глаголов вы умеете определять?

как определить время у глагола?

 (Слайд )

- (Надо задать вопрос. Если действие происходит в момент речи (сейчас) и глаголы отвечают на вопросы: Что делает? Что делают? – время настоящее; действие происходит до момента речи (уже произошло) и глаголы отвечают на вопросы: что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали? – время прошедшее; действие происходит после момента речи (будет) и глаголы отвечают на вопросы: Что сделает? Что сделают? Что будет делать? Что будут делать? – время будущее)

- Для чего вам нужны эти знания?

Решают  (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование.

Выполняют задания к упражнению, определяют число и  время глаголов.

Выполняют упражнения.

Выполняют самостоятельную работу.

(Один учащийся работает на скрытой доске для дальнейшей самопроверки по образцу)

Осуществляют самопроверку.

Отвечают на вопросы.

Повторяют, обобщают полученные знания 

Результаты:

Активные действия учащихся при работе над новым материалом: максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

УДД:

личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

познавательные (постановка и формулирование проблемы.

УДД:

логические  (анализ, обобщение);

познавательные (выделяют учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности)

коммуникативные : (отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.)

Самооценка.

Устные ответы, наблюдение.

Оценка активности учащихся в ходе беседы.

6.Рефлексия деятельности

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Я предлагаю вам проконтролировать себя, выполнив задание на карточке

 (Узнал ли я, какие бывают временные формы у глагола?

Научился ли я определять время глагола?) Молодцы!

 (Слайд)

- Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

Самостоятельная работа. Подводят итоги, выполняют самооценку.

УДД:

регулятивные личностные

 (волевая саморегуляция);

 (Определять цель учебной деятельности самооценка, самоконтроль.)

Самооценка

7.Домашнее задание

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки

Запишите задание на дом:

Учебник, с.112 правило, сделать карточки для взаимопроверки (10 глаголов в разных временных формах)

Записывают задание в дневник.

Результат:

реализация необходимых условий для выполнения домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированная направленность уроков в системе развивающего обучения

     Современная школа переживает новый этап своего развития. Нарастающий объем информации, модернизация, усложнение учебных программ предъявляет организму младшего школьника сам...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...