Формирование логических умений младших школьников
учебно-методический материал

Струнина Людмила Александровна

Выступление на методическом обьединении учителей начальных классов "Формирование логических умений младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskie_umeniya.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование логических умений на уроках окружающего мира.

Струнина Л.А.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории.

Большими возможностями в развитии логических умений обучающихся располагают уроки окружающего мира. Ещё К.Д.Ушинский говорил, что «…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».

К числу путей, способствующих интенсивному развитию логических умений детей во время изучения окружающего мира, относится методика обучениями средствами субъективизации, под которой понимается сознательное и активное включение школьника в планирование, организацию и проведение его учебно-познавательной деятельности.

Ребенок приходит в школу с определенным жизненным опытом, кругозором, отношением к миру. У детей 7-8-летнего возраста развито наглядно-действенное мышление, именно от этих условий я и отталкивалась, развивая логику у учащихся. Отгадывая загадки, анаграммы, определяют, что можно сказать про слово-отгадку, выделяя его признаки, т.е. идет процесс анализа.

Анаграммы (цель: развивать мыслительные операции анализа и синтеза).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/527872/img1.gif

Затем дети уточняют общие признаки предметов, т.е. синтезируют полученные знания. В данном случае одни предметы живые, другие нет. Определяют существенные признаки, систематизируют. Всё живое растёт, дышит, размножается, питается, погибает, а неживые предметы этими качествами не обладают. На основе этого делают вывод, т.е. обобщают полученные знания: природа бывает живая и неживая.

Можно сказать, что, в данном случае, я развиваю у детей индуктивный способ мышления. Опираясь на вывод, который сделали дети, предлагаю ученикам разделить предметы на группы по выделенным существенным признакам, т.е. используется такой логический прием как классификация. Дети уже самостоятельно анализируют и синтезируют предметы, выделяют лишние предметы, выполняют обобщение.

Обобщенное умение применять знания в новой учебной ситуации у младшего школьника характеризуется такими поисковыми действиями: распознавание объекта по признакам; сравнения в форме сопоставления и противопоставления; выделение главного; установление взаимосвязей; использование аналогии как средства переноса способа действия; конструирование, доказательство.

Приведу пример заданий, которые способствуют развитию этих умений:

-  Если взять снежок в руки, ощутишь холод. Почему же под снегом растения не замерзают?

- Птицы могут летать. Стрекоза тоже летает. К каким животным она относится? Почему?

Умение провести линии сходства и различия живого и неживого помогает учащимся установить взаимозависимость живой и неживой природы, понять, что это неразрывно, а впоследствии выйти на такое научное обоснование и основу любой науки, как взаимодействие.
Хорошими упражнениями для развития логических умений являются задания на классификацию природоведческих понятий, построение цепей питания.
В частности, для формирования умения делить объекты на классы по заданному основанию, использую такие упражнения:
- Распредели названия следующих животных на группы, дай название каждой группе. Объясните свое решение.
Кот, собака, заяц, лиса, дятел, муравей, медведь, мышь, овца, коза, клёст, шмель.

При этом важно показать многомерность понятий, систематизировать накопленные знания:

а) дикие – домашние животные;
б) хищники – травоядные – всеядные животные;
в) звери – птицы – насекомые.

Пример. «Найди пару» (цель: развивать умение учащихся находить предметы логически подходящие друг другу).

А)

Сирень насекомое
кукушка кустарник
шмель птица

Б) Восстанови цепи питания.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/527872/img2.gif

Развитию логических умений способствуют упражнения, направленные на узнавание предмета по заданным признакам.

Пример. Какому времени года соответствует следующее описание: В это время дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. В деревне убирают овощи. Птицы улетают в теплые страны. День становится короче. Листва на деревьях становится желтой и осыпается.

Пример. Для учащихся 3-го класса при изучении растений рекомендую следующий планы для описания свойств растения:

1. Как называется растение?
2. Что это – трава, кустарник, дерево?
3. Где растет – в лесу, в поле, на болоте, в водоеме?
4. Какой корень?
5. Какой величины и формы стебель, цветки, листья?
6.Для чего используется это растение?

В процессе работы с объектами природы развиваю  умение школьников дифференцировать объекты по родовому и видовому признаку:

Пример. «Кто лишний?»

А) Лиса, кошка, еж, бобер, собака, муравей. 
Б) Вычеркни те растения, которые не растут в:

  • лиственном лесу: дуб, сосна, каштан, береза, кедр, липа;
  • хвойном лесу: лиственница, осина, береза, сосна, каштан, можжевельник, дуб;
  • в смешанном лесу: вяз, клен, сосна, тополь, пихта.

Какие растения встречаются повсеместно? Почему?

Сравнение предметов позволяет установить уровень развития у учащихся умения сравнивать объекты природы.

Пример. Назовите общие признаки: ели и сосны; березы и осины; ромашки и гвоздики; голубя и дятла; воробья и вороны.

Чем отличается: лето от зимы; дерево от кустарника; лиственное дерево от хвойного.

Работу по формированию логических умений организую на протяжении всего обучения в начальных классах, и каждая дисциплина должна вносить в этот процесс свой вклад. Только в этом случае она будет результативна.

Практика утверждает, что нельзя достигнуть высоких результатов в развитии интеллектуальных способностей обучающихся, не изучив предварительно состояние процессов мыслительной деятельности школьников, не осуществляя системную диагностику достижения учеников при последующем обучении. Показателем эффективности обучения является положительная динамика развития мыслительной деятельности каждого ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Гетманова А.Д. Логика. М.: Высшая школа, 1993.
  2. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
  3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1994.
  4. Грюцева Н.И. «Познавательные задания». Начальная школа, 1991, №5.
  5. М.В. Зверева. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В.Занкова). Москва, 2001.
  6. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
  7. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема // Начальная школа. 2003. № 1.
  8. Е.Ю. Садковская. Развитие математического стиля мышления младших школьников. г. Новосибирск, 2005.
  9. Петерсон Л.Г. Математика, 1-4 кл. М: издательство «Ювента», 2006.
  10. Плешаков А.А. «Рабочая тетрадь. Мир вокруг нас» М. Издательство «Просвещение», 2008.
  11. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2001., с.144.
  12. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Формирование учебно-логических умений младших школьников в рамках реализации ФГОС"

«Формирование общеучебных умений» - тема моей многолетней деятельности. За основу взяты система Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников», О.Холодовой «Юным умникам и умницам», прог...

Развитие логических умений младших школьников на уроках математики как составляющих функциональной грамотности

  Одной из  основных целей математического образования в рамках ФГОС является  формирование логических универсальных действий. Хорошо развитое логическое мышление позволяет ...

«Логические пятиминутки, как средство формирование учебно-логических умений младших школьников».

Формирование учебно-логических умений младших школьников – важная часть целостной внутришкольной системы формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся. Действенным инструмен...

Статья "Формирование логических умений младших школьников во внеурочной деятельности на занятиях по художественному труду".

laquo;Мы слишком часто даем детям ответы,которые надо выучить,а не ставим перед ними проблемы,которые надо решить».Одной из важнейших задач, стоящих перед учителями начальных классов, педагогам...

Развитие логических умений младших школьников на уроках математики, как составляющих функциональной грамотности

Функциональная грамотность - способность человека вступать в  отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Важнейшей  задачей школы является- формирование грамотных людей. Основы...