Применение инновационных техологий в образовательном процессе начальной школы
методическая разработка (3 класс)

Запевалова Лидия Ивановна

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся  школе  потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию     учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские,рефлексивные,самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их  применения  в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapevalova_l.i.rar1.73 МБ

Предварительный просмотр:

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   «НОВОВОЛКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

           

143120 Московская область, Рузский район, п. Нововолково ,ул.Центральная, д.6.        

        тел. 8(496)27-65-689     e-mail: wolruz@yandex.ru   caйт: http://novovolkovskaia.ucoz.ru


                                           

                                     Семинар учителей начальных  классов

Доклад подготовила:

 учитель  начальных  классов

Запевалова  Л.И.

д. Нововолково          


Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся  школе  потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию     учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские,рефлексивные,самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их  применения  в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Мы выделили несколько методов и форм современного  урока  на  начальной  стадии обучения:

  • Метод проектов
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии  и  др.

1. Информационно-коммуникационные технологии

          Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог  школы , попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

        Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества  на   уроке  являются:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах;
  • проблемное обучение.

 В   начальной   школе  невозможно провести  урок  без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

        Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

 Применение   ИКТ   на   уроках  усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование  ИКТ   на   уроке  позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  1. Принцип равенства позиций
  2. Принцип доверительности
  3. Принцип обратной связи
  4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех  уроках , где применяется  ИКТ .

Использование  ИКТ  позволяет проводить  уроки :

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

     ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • способствует повышению качества образования

Применение   на   уроках   ИКТ  способствует так же:

  • сделать  урок  эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
  • сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
  • обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого используют различные методы и приемы.

При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

  1. мультимедийные курсы
  2.  презентации  к урокам
  3. логические игры
  4. тестовые оболочки
  5. ресурсы Интернет
  6. электронные энциклопедии.

При разработке  урока  с использованием  ИКТ  уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий

 Применение   на   уроке  компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся  начальной   школы  значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса.  Уроки  позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.  В   начальной   школе  мы используем информационные технологии на всех этапах  урока . При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Успешность современного  урока  зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств  ИКТ . Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера  на   уроке  - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке

На мой взгляд, современный урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.

       "Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Цель работы – внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс начальной школы с целью улучшения состояния  здоровья детей....

Проектные задачи как один из методов инновационных технологий в образовательном процессе начальной школы

В наших образовательных учреждениях необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм ...

«Применение инновационных технологий в образовательном процессе при работе с классами- комплектами»

Организация деятельности малокомплектной школы требует создания развивающей педагогической среды, на основе которой возможна реализация идеи самообразования и продуктивного взаимодействия обучащихся р...

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

laquo;Здоровье- это больше, чем знания… Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать.  (Н. Нильсон)...

«Применение интерактивных методик в образовательном процессе начальной школы»

Применение интерактивных технологий обучения в учебном процессе позволит развивать основы нестандартного мышления обучающихся, отклониться от стереотипности в мышлении, развивает воображение, навыки к...

«Применение инновационных технологий в образовательном процессе малокомплектной школы»

Я  убеждена,   что в класс – комплектах обучение должно быть развивающим. Содержание, методы и формы обучения должны быть прямо ориентированы на  развитие личности младшего ш...

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

В учебно-методическом пособии освещены вопросы, связанные с проблемой применения нейропсихологических упражнений при нарушении письменной речи у младших школьников, среди которых: характеристика нейро...