Геймификация как способ развития личности ребенка в свете новых требований ФГОС НОО
учебно-методический материал

Алифатова Наталья Николаевна

Если задаться целью и провести исследование на тему «Что нравится современному школьнику», то нетрудно предположить, что это может быть все что угодно, но не учеба. Возникает противоречие: ребенок готов учиться, но по­-другому. Этот простой и незатейливый вывод на сегодняшний день определяет тренд современного образования. Так обозначилась проблема компьютерной зависимости и проблема коммуникации. В свете вышесказанного напрашивается логический вывод: ребенок хочет играть. Задача образования дать ему эту возможность. Вот почему я решила изучить  целый ряд новых инструментов и методов образовательной геймификации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Геймификация в образовании. Игровое обучение – полезное развлечение.

             Слайд 1  В настоящее время, в соответствии с концепцией модернизации Российского образования, главные свои усилия как учитель начальных классов я направляю на формирование потребности у ребенка учебной деятельности, неуёмного желания учиться.                                                         Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Поэтому       для своих учеников я создаю  условия для самостоятельной работы, для активной мыслительной деятельности. Моя задача как учителя не просто формировать или    развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет  ребенок и став взрослым мог занять достойное место в обществе. Необходимо дать учащимся  возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за  этот выбор, а не давать готовое – это та деятельность, которая в большей степени зависит  от учителя, то, что позволит добиться успеха в  реализации новых стандартов. 

                  Сегодня я хочу рассказать об одной из форм организации учебной деятельности, позволяющей раскрывать опыт учащихся; создающей атмосферу заинтересованности каждого ученика; использующую различные способы выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными воздействиями – геймификации.

              Слайд 2          Под геймификацией (игрофикацией) понимается применения игровых методик в неигровых ситуациях. Опыт показывает, что использование данной технологии позволяет значительно увеличить эффективность образовательного процесса. Образование уже отчасти геймифицировано. В школе ученик правильно выполнил упражнение на уроке – получил хорошую оценку. Допустил ряд ошибок  — заработал плохую. В конце каждого учебного года  —  level up и переход на другой «уровень». Портреты лучших «геймеров» гордо смотрят с доски почета. Зачем останавливаться на достигнутом? Ведь любой урок можно превратить в игру.

        Слайд 3 Большинство обучающихся  очень любят играть в компьютерные игры. Так почему бы не использовать в  процессе обучения то, к чему у современных детей повышен интерес? Главное преимущество использования игр в обучении связано с тем, что ученик проявляет больший интерес к игровым приемам, чем к традиционным. Особенно  хорошо это работает с младшими школьниками, для которых совсем недавно  игровой вид деятельности был ведущим. Геймификация позволяет переключить их внимание от традиционного процесса обучения. Дети уверены, что  развлекаются, а тем временем запоминают нужную информацию. Принимая  участие в игре, дети учатся  использовать знания на практике, и лучше  усваивают материал. Кроме того, геймификация может быть полезной и для  педагога – это путь к развитию, шаг вперед в образовательной деятельности.

Слайд 4  В чем же существенное отличие игры от геймификации?             Игра — это сценарий, который бросает вам вызов, заставляя осваивать и совершенствовать новые навыки. В хорошую игру хочется играть долго вне зависимости от того, выигрываешь ты или нет.     Но одно дело играть в игры для развлечения или чтобы удовлетворить дух соперничества, и совсем другое — делать это в контексте обучения на рабочем месте.                                          

Геймификация – это концепция на применение игровых механик, методов, принципов и приёмов к неигровым видам деятельности. 

  Геймификация — это когда игровые правила используют для достижения реальных целей. Другими словами, за счет игры вы делаете скучные задания интересными, избегаемое — желанным, а сложное — простым.

В чем суть применения технологии? Следует отметить, что 
технология геймификации эксплуатирует известное свойство мозга 
– получать вознаграждение за проделанную работу. Казалось бы, 
куда проще, хорошо ответил – «пять», плохо – «два». 
С другой стороны, школа всегда «играла» с детьми, о 
необходимости введения элементов игры говорил ещё К.Д. 
Ушинский, так, почему же компьютерная игра побеждает урок, 
даже построенный с элементами игровых технологий. На мой 
взгляд, ответ на этот вопрос очень прост – компьютерная игра

создает мир, в котором можно жить, а урок представляет лишь 
возможную модель такого мира.
 К игровым элементам, формирующим механику процесса  геймификации относятся:

Слайд 5

вызов (цель для достижения);
задания, тесты;
сотрудничество (выполнение работы над ошибками, взаимопомощь
при решении задач);

обратная связь (информация об успехах игрока);
накопление ресурсов (накопление показателей знаний);
вознаграждения (очки, бонусные баллы, награды, бейджики,
виртуальная валюта);
состояние победы (шкала достижений, суммарный показатель
баллов, текущий показатель знаний с учётом бонусов, итоговая 
оценка, рейтинг).

 Слайд 6-7 В наше время геймификация довольно широко используется в системе  образования, в частности  в начальной школе, а ещё раньше, при подготовке дошколят в школе развития. Некоторые учебно-методические комплекты по разным образовательным программам  оснащены электронным приложением к учебнику, в которых содержатся  специально разработанные компьютерные игры для учеников по каждому  предмету. Эти приложения обучающиеся могут использовать как на уроке, так и дома для закрепления изученного материала.  В своей педагогической   практике я систематически использую данные компьютерные игры.  

Слайд 8 (1,2,3,4,5) Например,  электронное приложение к "Азбуке" Горецкого В.Г. , которое наполнено различными играми, направленными на успешное изучение курса  обучения грамоте. Это система увлекательных заданий в форме компьютерных игр, направленных на освоение конкретных УУД, на формирование различных предметных навыков. Все игры разработаны с учетом возрастных особенностей детей, потому у учащихся не пропадает интерес к данному приложению на  протяжении изучения всего курса.  Кроме того универсальность данного  приложения позволяет использовать его при работе по любым  образовательным программам начального образования. Некоторые уже существующие и довольно популярные  компьютерные игры вполне  могут быть использоваться  в учебном процессе.  

Слайд 9 (1,2,3) -10 Например в приложениях  Play Маркет,  App Store и других можно найти огромное количество обучающих игр для младших щкольников: «Детский король математики», «LinguaLeo», Маша и Медведь, Приключения Лунтика,  ClassDojo и Kahoot и наконец игра Класскрафт в которую мы начали играть с моими учениками 4 класса.

Слайд 11 Данную игру я использую в процессе подготовки к ВПР (итоговой аттестации учащихся 4 классов).

Слайд 12(1,2,3,4) Я не просто предлагаю ученикам выполнить задания подготовительных тестов, а делаю это в форме квеста. В ходе его выполнения учащиеся могут как зарабатывать очки, для перехода на следующий уровень, так и терять их. Игрой полностью управляет Мастер Игры – учитель.

Слайд 13( 1,2,3) Учащиеся регистрируются, выбирают героя, который обладает своими способностями. Мастер Игры формирует команды и игра начинается! Можно активизировать работу учащихся за счет премиальных очков. Если работа выполнена раньше указанного учителем времени, игрок получает бонусные баллы.

Слайд 14 Более подробно с правилами игры можно познакомиться на официальном сайте Класскрафт, в сети Интернет огромное количество материалов по организации игры, а так же видеоуроки в Ютуб.

Геймификация – не просто прививка от скуки,  у нее множество преимуществ, однако все хорошо в меру. Строгость тоже порою нужна, и превращать учебу в бесшабашную вечеринку не стоит. Используйте игру, когда хочется разбавить серьезность урока или просто объяснить сложную тему. Тогда в ваш класс ученики будут приходить с большим желанием и огоньком любопытства в глазах.

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС

Педагогический проект. "Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС"...

Фрагмент урока английского языка по теме "Семья" во 2 классе, с учётом новых требований ФГОС.

 Цель урока: познакомить с новой лексикой по теме "Семья".Материалы и оборудование: ММ презентация, ЦОР «Males and Females» (http://LearningApps.org/84412), ЦОР кроссворд «My Family» (http://LearningA...

«Метод проектной деятельности в свете новых требований ФГОС II поколения на уроках краеведения»( конечный продукт - презентация)

В свете новых требований ФГОС-а II поколения проектная деятельность  является не только рекомендованной, но и обязательной составной частью как классно-урочной, так и внеурочной деятельности. Она...

Инновационный подход к духовно – нравственному воспитанию младших школьников в свете новых требований ФГОС НОО

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Безработица, прест...

Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.

В  современной  начальной  школе  сегодня  ребенка  уже  недостаточно  обучить  только  чтению, счету  и  письму. Его  необходимо ...