Конкурсная работа
учебно-методический материал (1, 4 класс)

Маланина Наталья Александровна

Конкурсная работа по применению инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malaninana.docx72.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное  учреждение

«Красносельская средняя школа»

 

Дистанционный конкурс педагогов

«Инновационные технологии и методики в обучении»

Конкурсная работа

«Исследовательская деятельность в начальных классах»

Автор: учитель начальных классов

МКОУ «Красносельская средняя школа»

Маланина Наталья Александровна

Образование: высшее

Квалификационная категория: первая

Стаж педагогической  работы: 34 года

Адрес: 157940 Костромская область

Красносельский район

пгт. Красное-на-Волге

Улица Ленина,44А

2019 год

Содержание:

1. Теоретическое обоснование исследовательского метода.                              3 стр.                                                                                    

2. Результативность исследовательской деятельности                                       4 стр.

3. Заключение. Выводы.                                                                                          5 стр.

4. Приложения.    

4.1. Приложение 1. Этапы проведения исследовательской работы                    7 стр.                                                    

4.2. Приложение 2. Урок-исследование работе «Парные согласные в корне слова»   12 стр.                                                                                                                

4.3. Приложение 3.

Исследовательская  работа по окружающему миру  «История происхождения фамилий».                                                        

                                                                                                                                            16 стр.

Исследовательское обучение школьников

1.Теоретическое обоснование исследовательского метода

           На современном этапе развития школы сущность этого метода, его функции и границы применения могут быть определены более точно. Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности. И в-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима.

          В-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.

        Учитывая эти функции, сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников. В этом заключается большая обучающая сила таких проблем. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного

исследования, знает ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности.

Такую роль играют исследовательские задания по всем предметам. Приступая к изучению темы «Свойства воды», учитель подготовил сосуды с водой, два прозрачных стакана, сосуды разной формы, блюдце, набор гуашевой краски, кусочек сахара, предложил учащимся определить свойства воды: имеет ли вода форму, вкус, цвет, запах, прозрачна она или нет, обладает ли текучестью, растворяет ли вода вещества [2, с.82].

Прежде всего, учащимся надо было построить план выяснения вопросов. Для этого они должны сначала предположить возможность двух или трех вариантов результата: 1) вода растворяет вещества, 2) не растворяет вещества, 3) растворяет не все вещества. Затем, поскольку было предложено выяснить является ли вода растворителем, учащиеся должны были запланировать не только создание условий для растворения вещества (налить воду в стакан и добавить сахар), но в случае растворения определить его результат — вода растворитель. Также ребята проверили имеет ли вода форму, вкус и т.д.

Выполняя такую работу учащиеся  овладевают умением планировать эксперимент.

Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашнее задание на определенный, но ограниченный срок (неделя, месяц). Так, на уроке  литературы поручаю ученикам подготовку докладов на тему: «Творчество писателей» с таким расчетом, чтобы материал для доклада содержал возможность самостоятельной постановки вопросов, требующих самостоятельного поиска ответа на них.

На современном этапе развития школы сущность этого метода, его функции и границы применения могут быть определены более точно. Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности. И в-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.

Большинство исследовательских заданий должно представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Целостное их решение и обеспечит выполнение исследовательским методом его функций.

Этими этапами являются

1. Наблюдение и изучение фактов и явлений.

2. Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблем).

3. Выдвижение гипотез.

4. Построение плана исследования.

5. Осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями.

6. Формулирование решения, объяснения.

7. Проверка решения.

8. Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

           В различных заданиях такого типа учащиеся проходят все или большинство этапов в различной комбинации в зависимости от характера заданий, целей учителя или условий обучения. Говоря об исследовательском методе, мы должны, разумеется, все время помнить, что это учебные исследования, т. е. предназначенные для усвоения уже известного обществу опыта, уже решенных проблем. Все задания этого рода должны быть доступны учащимся и вписываться в контекст программ. Тем не менее, право метода называться исследовательским обусловлено тем, что по процессу и видам деятельности учебные исследования идентичны научным исследованиям, несмотря на ограниченность их масштаба и опыта, накопленного учащимися, а также относительную несложность решаемых проблем.

       При исследовательском методе также применяются устное и печатное слово, средства наглядности, практические работы, письменные и графические работы, натуральные объекты и их реальные и символические изображения, опыт и т. д. Но все эти средства используются иначе, чем при объяснительно-иллюстративном и репродуктивном методах. Учащиеся в данном случае осуществляют творческую познавательную деятельность, не совпадающую с деятельностью при усвоении готовых знаний и репродуцировании готовых образцов деятельности.

      Закономерности обучения, однако,— организация постепенного возрастания сложности выполняемых учащимися заданий, различные возможности учащихся в зависимости от уровня их развития, от ступени обучения,— не допускают применения исследовательского метода с самого начала в его развитой, завершенной для школы форме, т. е. в виде проблем, проблемных познавательных и практических задач, предполагающих целостное прохождение всех этапов решения.

2. Результативность исследовательской деятельности

  Исследовательские технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы провести исследование? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Особое  внимание обращаю на формирование у детей необходимых качеств: деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей: умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников исследования, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.

   Следствием этого является повышение качества знаний   по предметам в классах, в которых я работаю.

Мониторинг качества и успеваемости за 4 года

Учебный год

Класс

%

успеваемости

%

качества

2014-2015

1

-

-

2015-2016

2

100

65

2016-2017

3

100

74

2017-2018

4

100

82

Вывод. Из таблицы видно, что успеваемость высокая, прослеживается положительная динамика качества знаний.        

Качество обученности учащихся.

Предмет

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Русский язык

Все уч-ся 1 класса переведены во 2 класс

54%

61%

77%

Математика

58%

65%

82%

Литературное чтение

64%

78%

89%

Вывод. Анализируя  качество обученности, можно сделать  вывод о его стабильности и увеличении.

Активно участвуют  учащиеся во всероссийских олимпиадах  «Русский Медвежонок», «Олимпус», «Всероссийская олимпиада для младших школьников» и школьных олимпиадах.

Показатели участия учащихся во всероссийских предметных олимпиадах.

Предмет

2014

2015

2016

2017

Русский язык        

8 чел.

11 чел.

12 чел.

13 чел.

Математика

8 чел.

11 чел.

12 чел.

13 чел.

Окружающий мир

8 чел.

11 чел.

12 чел.

13 чел.

Информатика

-

11 чел.

12 чел.

13 чел.

Английский язык

-

11 чел.

12 чел.

13 чел.

Вывод: Положительный результат заинтересованного участия учащихся в предметных олимпиадах очевиден, так как с каждым годом увеличивается количество участников.

Результатом своей деятельности считаю:
- положительную динамику в развитии познавательной активности учащихся на уроке и    во внеурочной деятельности, участии в исследовательской деятельности.

- рост интереса и мотивации учащихся к предметам, развитие творческих способностей.

- повышение самостоятельности выполнения работы,

- способность учащихся к самоанализу,
- сформированность  практических навыков.
- активное включение детей в  исследовательскую деятельность.

3.Заключение. Выводы.

        Исследовательская работа помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, а это значит – сделать важный шаг, направленный на достижение дальнего стратегического результата начального обучения. Чтобы учебная деятельность ребенка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.

     Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоление интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Исследование, проводимое школьниками самостоятельно, именно в этом и может оказать им помощь. Исследовательская работа – это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, если на уроке возникает такая ситуация, когда школьник оказывается в позиции учителя. Он стремится передать другим ученикам свои знания, умения, навыки.

    Учебная исследовательская деятельность – это деятельность, имеющая учебно-познавательный, творческий или игровой характер, деятельность, которая осуществляется совместно, имеет общую цель, согласованные методы, способы осуществления деятельности, которые направлены на достижение общего результата. Учебная исследовательская деятельность по своей структуре соответствует научной исследовательской деятельности. Учебная исследовательская деятельность характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В результате учебной исследовательской деятельности формируются познавательные мотивы, развиваются исследовательские умения, появляются новые знания и осваиваются новые способы деятельности. На современном этапе одной из основных задач школы является создание условий для полноценного развития личности. Школа призвана научить детей адаптироваться к быстро меняющемуся социуму. В настоявшее время пристальное внимание уделяется внутреннему миру детей, их интересам и потребностям. Школа стремится развивать способности детей. В связи с этим дети вовлекаются в деятельность, направленную на максимальное развитие личности. Такой деятельностью является исследовательская деятельность. Посредством данного вида деятельности дети приобщаются к исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Исследовательская деятельность активизируют деятельность учащихся, помогает активно воспринимать учебную информацию, делает этот процесс целостным, придает ему эмоциональность и предоставляет возможности для творчества. С самого рождения ребенок исследует окружающий его мир. Открывая для себя окружающий мир, ребенок знакомиться с основными методами исследовательской деятельности, которые, как утверждают ученые, являются важными составляющими высокого уровня образованности современных школьников. В настоящее время дети должны уметь использовать свой опыт, знания, умения и личностные качества для того, чтобы решать конкретные проблемы, у ребенка должна сформироваться научная картина мира, ребенок не просто должен уметь описывать различные явления, он должен ориентироваться внутри них. Все педагогическое сообщество от просто передачи и получения информации должно перейти к активной творческой деятельности. Особую значимость это приобретает в начальной школе, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В младшем школьном возрасте развиваются основные формы мышления, которые в дальнейшем помогают усвоить научные знания и способствуют развитию научного теоретического мышления. Именно в этот период закладываются основы самостоятельной ориентации как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

4.Приложение.

Авторские разработки, урок-исследование, проект по внеклассной работе, исследовательская  работа учащегося.

Приложение 4.1.

Этапы проведения исследовательской работы

1.Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования. При выборе темы большое значение имеют социальная, культурная, экологическая, экономическая и прочая значимость. Намеченная идея может быть осознана только после рассмотрения в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т. д. То есть идея может потянуть за собой целую серию взаимосвязанных проектов, составляющих единую тему которую целесообразно рассматривать, анализировать, последовательно изучать, все глубже вникая в проблему, рассматривая различные ее аспекты

2.Выявление и формулирование общей проблемы. Перед учащимися ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых ведет к следующему шагу - формулированию общей проблемы на основе частных. Обсуждение актуальности и новизны исследования помогает решить сформулированные проблемы.

3.Формулировка гипотез. Учащиеся с помощью педагога формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит им ориентиром в поиске нужной информации. Например, гипотеза может соответствовать одному или нескольким проблемным вопросам, обсужденным ранее. Обычно гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.

Когда проблема определена, предмет, объект исследования намечены, гипотеза сформулирована, можно приступать к написанию введения к будущему исследованию. Для него могут быть рекомендованы приведенные в таблице обороты речи.

Актуальность

Одной из актуальных проблем... в настоящее время является

...

проблемы

Огромную важность приобретают вопросы...

Особое значение

приобретает вопрос...

Социальная значимость темы

определяется...

Среди проблем, связанных с...

внимание исследователей в

последние годы

привлекает вопрос.

Интерес к проблеме...

обусловлен...

Вариант решения

Известны следующие способы... Широкое применение получили...

...Проблеме посвящено значительное число публикаций...

...Впоследниегодыпроблеме уделялось большое внимание в

таких работах, как.

Освещение проблемы

... нашло отражение в монографиях, статьях,

диссертациях.

Достоинства автора

Предложенный метод выгодно отличается от

... позволяя

используемого

повысить. улучшить. устранить.

источника

К числу достоинств описанного подхода следует отнести...

Преимуществом предложенного способа является... Концепция,

сформирования коллективом авторов учебника, позволяет.

открывая следующие возможности...

Недостатки

Недостатком известных способов решения... является...

предложенного

Использование. связанно с серьезными трудностями. Несмотря

варианта решения

на. существуют определенные препятствия. Предложенный

авторами подход наряду с достоинствами имеет и ряд

недостатков...

Там не менее предполагаемое решение не позволяет...

Однако подход к решению вопроса... описанный в... не дает

нужного ответа, неоправданно сужает возможности.

Предложенный в... способ отрицательно сказывается на...

Определение целей

Цель настоящей работы... Цель данной работы состоит в...

исследования

Прежде чем приступить к исследованию, сформулируем

поставленные цели...

4.Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез. Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по обозначенной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. В этом случае работа осуществляется в малых группах (из 3-4 человек).  Учащиеся и учитель должны определить методы исследования (изучить первоисточники, провести анкетирование и интервью и т. д.), скоординировать их во времени. Также обсуждаются способы и источники получения информации, методика ее обработки. Подходы могут быть различными

  • можно предоставить группам возможность собрать информацию по всем гипотезам, чтобы в дальнейшем интегрировать ее в наиболее убедительные доказательства. Обычно это делается в тех случаях, когда предмет исследования не столь объемен, но требует тщательного отбора и сопоставления данных;
  • можно поручить каждой группе учащихся найти доказательства в подтверждение только одной из выдвинутых гипотез.

           Каждая группа, обсудив свое мнение в узком кругу, выносит его на общее обсуждение. Педагог активно участвует в этом обсуждении, в случае необходимости корректирует и направляет ход мысли учащихся, предлагает дополнительные источники информации.

5.Сбор данных. На этапе сбора данных учащиеся проводят самостоятельные исследования или работают в малых группах. При этом они определяют способы обработки данных (например, статистические данные проверяют с помощью электронных таблиц, определения зависимостей, построения диаграмм, составления разного рода вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями из произведений искусства.

литературы, фольклора, научных статей, публицистики и пр.). Так же определяют способ оформления результатов (научная статья в газету, журнал; предоставление работы на научно-практическую или научно-исследовательскую конференцию регионального или государственного уровня либо на сетевую конференцию; видеофильм; презентация в Интернете и пр.).

6.Обсуждение полученных данных. Собранные материалы могут быть представлены учителю, преподавателям смежных дисциплин, а также другим учащимся группы в той форме, о которой они договорились на предыдущем этапе исследования (публичная презентация, отчет на сетевой конференции, организация ролевой игры и т. п.).

Вслед за презентацией данных группа обсуждает и анализирует представленную информацию. Учащиеся определяют ее достоверность, надежность и доказательность, задавая докладчику соответствующие вопросы: какие источники информации использовались; представляет ли информация доказательства в пользу выдвинутой гипотезы или против нее; могут ли учащиеся счесть полученные данные недостаточно доказательными и попросить группу продолжить исследование

7.Проверка гипотез. Если представленные данные удовлетворили группу и педагога, наступает следующий этап исследования: гипотезы по обозначенной проблеме вновь представляются всей группе, из них выбираются лишь те, которые имеют достаточно доказательные данные. В некоторых случаях, например в исследованиях естественнонаучного направления, для доказательности выдвинутых гипотез недостаточно только теоретических данных, требуется их экспериментальная проверка, порой многократная.

8.Формулировка понятий, обобщений, выводов. Из совокупности собранных данных на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями, делаются обобщения. Все они фиксируются. Если мнение учащихся по какому-то вопросу расходится, не стоит настаивать на одной версии, даже если ее придерживается большинство, включая преподавателя. Каждый имеет право на собственную аргументированную точку зрения.

       В создании основной части работы могут помочь обороты речи, приведенные в таблице.

Описание предлагаемого

Предполагаемая... форма... базируется на...

варианта решения или

предмета рассмотрения

Предполагаемый подход. основан на.

Предлагается метод. который.

Далее будет предложен один из методов...

Настоящая работа посвящена...

Мы предлагаем...

Мы полагаем, что оптимальный вариант решения

проблемной ситуации... должен быть основан на. Наша

точка зрения такова...

Особенность(новизна)

Особенность предполагаемого способа. состоит в

предлагаемого варианта

следующем. Отличительная черта предлагаемого метода...

решения

заключается в следующем... Характерным признаком,

отличающим наш способ... является... Новизна

предлагаемого подхода состоит в... Новизна. проявляется

в.

Принципиальное отличие и новизна предложенной

модели заключается в...

Технические средства,

В ходе исследования использовалась следующая

оборудование

аппаратура... Технической базой проведения

исследования послужила система... Для этого

применялось следующее оборудование... С целью... был

использован аппарат...

Метод исследования

В данной работе использован метод. применена методика.

Используемый метод основан на...

Исследование предполагало комплексное использование

таких методов, как... Сочетание наблюдения и

тестирования позволило...

Применение таких методов, как... дало возможность...

В состав методов, обеспечивших проведение данной

научно-исследовательской работы, входили...

Экспериментальная проверка

Эксперимент показал, что... Эксперимент... проводился

в... Опытным путем показано. Испытания проводились...

Опыты подтвердили, что. Наши эксперименты доказали,

что. Цель эксперимента...

9.Применение заключений, выводов. Учащиеся делают заключение о возможности применения полученных выводов (в жизни своего города, поселка, страны, человечества) и формулируют новые проблемы для настоящего и будущего времени, например, с помощью элементов, предложенных в таблице.

Таблица

Заключение по поводу

Результаты исследования (тестирования, наблюдения)

полученных результатов

показали следующее... Из полученных результатов видно,

что...

Основные результаты исследования заключаются в том,

что...

Главным результатом проведенного исследования следует

считать...

Полученные результаты. позволяют утверждать следующее.

  • учетом изложенного основными результатами... можно считать: 1...

Приложение 4.2.

Современный урок русского языка.       

Тема урока:

Правописание парных согласных в корне слова.

«Во саду ли, в огороде…»

Тип урока:

Урок - исследование.

2 класс

       

Целью  моей  работы стало:

- выяснение, в каких случаях необходимо проверять парные согласные в корне слова.

- вывод правила проверки парных согласных в корне слова и применение правила на  практике.

- развитие аналитического мышления, умение сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.

Задачи:

- добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком.

- развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления,  учить рассуждать, мыслить.

Оборудование:

рисунки сада, огорода на листе бумаги, карточки с названиями фруктов и овощей, сигнальные карточки красного и зеленого цвета у каждого ученика, муляжи фруктов, овощей.

№ п/п    

Этап урока    

 

 

1  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель:  На доске вывешены рисунки сада, огорода. На столе корзины и муляжи фруктов, овощей.

 - Что изображено на первом и втором рисунках?

Учащиеся:  Эмоциональное восприятие увиденного.

УУД:  личностные, познавательные.

 

 

2 Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

Учитель: сегодня на уроке мы проведем исследование на тему "Правописание парных согласных в корне слова". Но для изучения возьмем не любые слова. Определить, что это за слова. Название нашего урока "Во саду ли, в огороде..." .

- Что растет в саду? (Фрукты.)

- А в огороде? (Овощи.)

Правильно. А теперь вспомним парные согласные. (Б - п, в - ф, г - к, з - с, ж - ш, д - т.)

Давайте  соберём в корзины фрукты и овощи.

Ученики: работают у доски в малых группах. Воспроизводят и фиксируют ЗУНы достаточные для построения нового  способа действий.

Актуализация знаний для нового пробного учебного действия (надо, хочу, могу).

УУД:  коммуникативные - умение договариваться и приходить к общему решению в    совместной деятельности;

           познавательные - осознанное и произвольное речевое высказывание.

3 Постановка учебной задачи.

Учитель: давайте исследуем некоторые слова и определим, в каких случаях мы можем ошибаться при написании парных согласных в корне слова.

Прочитайте на табличке слова и выберите те, где написание парных согласных отличается от их произношения.

        ГРУША, ПЛОД, АРБУЗ, ДЫНЯ, ЯГОДКА.

Ученики: называют слова: плод, арбуз, ягодка - и объясняют, что в слове арбуз пишется буква з, а слышится звук [c]. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться). Предлагают и согласовывают тему урока.

УУД:  познавательные - поиск и выделение необходимой информации; мыслительные операции.

           личностные - самоопределение, смыслообразование.

 

4 Постановка проекта выхода из затруднения

 (открытия детьми нового знания).

Далее проводится исследование выбранных слов. Учащиеся обращают внимание на то, что в словах по теме "Сад" парные согласные требующие проверки, стоят в конце слова, а по теме "огород" - перед глухими согласными.

Учащиеся выделяют корень в записанных словах и подчеркивают парную согласную, стоящую в конце корня.

Учитель:  А теперь перед нами стоит задача - найти способ проверки написания парных согласных в корне слова. Для этого надо подумать, как нам изменить эти слова, чтобы произношение и написание этих слов совпадало.

Учащиеся: изменяя слова, приходят к выводу.

  • Для проверки парного согласного в корне нужно изменить слово
  • и подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного
  • стоит гласный или звук [ н ].

Вывешивается плакат с правилом.

УУД:  познавательные, мыслительные операции;

          выдвигают гипотезы и обосновывают их.

5 Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель выступает в роли организатора. Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании учащихся вслух.

Учитель: Запишите используя правило, проверочные слова, что были записаны по вариантам в начале урока.

САД

абрикос - абрикосы

гранат - гранаты

виноград- виноградный

ОГОРОД

репка - репа

морковка - морковный

редиска - редисочка

УУД: познавательные, построение логической цепи.

6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталоны.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Игра "Наоборот".

Надо изменить слово так, чтобы парный согласный в слове нуждался в проверке.

Например, шуба - шубка.

Слова для самостоятельной работы:

гряда – (грядка)

садик – (сад)

ягода – (ягодка)

сторожить – (сторож)

Задание проверяется с помощью сигнальных карточек.

УУД : коммуникативные.

Физминутка.        

7 Включение в систему знаний и повторения.

Учитель: Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.

Загадки:

Берега зеленые,

Вода красная,

Рыбки черные. (Арбуз.)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь.)

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (Гриб.)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёж.)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь.)

Учитель:

- Что объединяет слова - отгадки? (Парные согласные стоят в конце слова.);

- Какой частью речи являются слова - отгадки? (Это имена существительные).

- А какой частью речи являются слова: сладкий, легкий, узкий, гладкий, редкий. (Это имена прилагательные).

- Где стоят в этих словах парные согласные? (В середине слова.)

Учитель стирает в словах парные согласные.

-  А теперь попытайтесь подобрать к этим словам проверочные слова.

Среди нескольких вариантов, предложенных детьми, выбирается тот, который соответствует правилу.

На доске и в тетрадях запись:

сладок – сладкий

легок – легкий

узок – узкий

гладок – гладкий

редок – редкий

Учитель: Итогом нашего исследования будет творческая работа. Вы должны дополнить свой рассказ, записанный на доске, словами по теме нашего урока и написать их правильно, используя найденный нами способ проверки парных согласных в корне слова.

1 вариант.

У нас на даче фруктовый ________. Осенью в нем созревают __________ плоды. Наливается соком спелый ___________.

На газонах зеленеет  __________.

Слова для справок (выбрать по теме урока): сад, огород, яблони, сливы, сладкие, виноград, травка.

2 вариант.

У бабушки в деревне большой __________. Там на _________ растут ________ и _________. На бахче созрел огромный полосатый ________.

Слова для справок (выбрать по теме урока): сад, огород, лук, морковка, помидоры, грядка, арбуз.

После работы тексты зачитываются вслух. Учащиеся сигнальными карточками выражают свое отношение к подбору слов.

Сад.

У нас на даче фруктовый сад. Осенью в нем созревают сладкие плоды. Наливается соком спелый виноград. На газонах зеленеет травка.

Огород.

У бабушки в деревне большой огород. Там на грядках растут лук и морковка. На бахче созрел огромный полосатый арбуз.

УУД:  Все познавательные + контроль, коррекция. Коммуникативные, личностные.

8 Рефлексия деятельности.

Учитель: Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества.

Домашнее задание.

Написать по 5 слов с парными согласными в конце и корне слова. Подобрать к ним проверочные слова..

Ученики: Соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия.

УУД:  Познавательные. Рефлексия способов и условий действий.

           Личностные. Самооценка на основе критерий успешности.

           Коммуникативные. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность

Приложение 4.3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа по программе "Разговор о правильном питании"

Творческая работа показывает участие семьи в реализации программы "Разговор о правильном питании"....

Конкурсная работа:"Сражения и события Отечественной Войны 1812 года"

Эта статья о Бородинском сражении и о других сражениях Отечественной войны 1812 года. Этот материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе....

Конкурсная работа "Как сохранить зрение" (тематическая беседа)

Беседа знакомит ребят с устройством органа зрения - глазом, выявляются причины глазных заболеваний, знакомятся со способами профилактики этих заболеваний; разучиваются упражнения для профилактики глаз...

Конкурсная работа на тему "Организация работы с одаренными детьми в начальных классах"

В работе представлен опыт по организации работы с одаренными детьми в начальных классах....

Конкурсная работа регионального этапа международного конкурса работ педагогов и учащихся «Память о Холокосте – путь к толерантности»

Данная методическая разработка стала победителем регионального этапа международного конкурса работ педагогов и учащихся «Память о Холокосте – путь к толерантности» в двух номинациях «Методич...

Конкурсная работа: “ Героическая оборона в годы Великой Отечественной Войны” творческая работа учащихся

75 годовщина победы нашего народа в Великой Отечественной войне - памятная дата и дань ныне живущих мужеству, стойкости, героизму  всех, сражавшихся за мир. Ученики 4 класса нашей школы приняли у...

Исследовательская работа на тему "Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения математике в начальной школе" (конкурсная работа)

Данная работа была подготовлена на Международную интеллектуальную конференцию «Студент XXI века: пробуем силы – проявляем способности», которая заняла 1 место по номинации "Профессиональная деятельно...