Технология педагогических мастерских
статья (4 класс)

Москова Людмила Георгиевна

В статье описывается одна из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_pedagogicheskih_masterskih.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская

Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы является педагогическая мастерская. Данная технология позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению (“ открытию ”) знаний. В работе педагогической мастерской большая роль отводится мастеру (преподавателю), который:

1) Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2) Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы ( проблемы ).

3) Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания.

Не торопится отвечать на вопросы.

4) Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.

5) Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее самокоррекции.

Особое внимание следует уделять организации деятельности учащихся. Суть ее заключается в следующем:

1) Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.

2) Групповая форма учебного взаимодействия.

3) Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.

4) Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.

5) Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.

Существуют определенные принципы и правила ведения педагогической мастерской:

1) Ценностно - смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской.

2) Право каждого на ошибку. Самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.

3) Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется сооценкой и самокоррекцией.

4) Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во - первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во - вторых, в праве не участвовать на этапе “предъявления продукта”; в – третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

5) Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и, таким образом, стимулирует творческий процесс.

6) Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

7) Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задач каждого этапа.

8) Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер не ставит вопросы и не отвечает на них. Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками.

В работе мастерской можно выделить несколько этапов.

1) “Индуктор” (“ наведение ”) – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во – первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности. Во – вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, что психологически готовит или становится условием дальнейшего движения творческой мысли. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2) “Самоконструкция” - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста.

3) “Социоконструкция” - построение этих элементов группой.

4) “Социализация” - предъявление созданного продукта всем участникам, все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, все мнения услышаны , все гипотезы рассмотрены.

5) “Афиширование” - вывешивание работ учащихся и мастера в аудитории и ознакомление с ними. Все читают, обсуждают или зачитывают вслух.

6) “Разрыв” - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Это внутреннее осознание участниками мастерской несоответствия своего старого знания новому, желание углубиться в проблему, сверить новые знания с литературным или научным источником.

7) “Рефлексия” - осознание собственных мыслей, чувств и поступков или отражение того, о чем думает другой человек (группа людей), отражение ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской.

Необходимо обращать внимание на эффективность организации мастерской. Можно смело сказать, что мастерская состоялась, если:

-индуктор вызвал интерес учащихся, обеспечил мотивацию дальнейшей учебной деятельности, построение новых знаний опиралось на имеющийся у учащихся личный жизненный опыт.

-имел место взаимообогащающий диалог всех участников мастерской.

-была обеспечена самостоятельность и свобода учащихся в выборе способов выполнения заданий, в мнениях и суждениях, в построении объяснений изучаемых фактов, явлений.

-имело место сопоставление собственных ответов с культурными аналогами.

-отсутствовали оценочные высказывания учителя, навязывание своего мнения, подчинение “авторитетам”.

Стадии

педагогической мастерской

Действия

учителя

Действия

учащихся

I. «Индукция» – создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к изучаемому объекту.

Создает проблемную ситуацию, называемую «индуктором» (например, предлагает учащимся нарисовать изучаемый объект, записать возникающие вопросы, ассоциации и т. п.).

Рисуют в тетрадях изучаемый объект.
Составляют вопросы или записывают личные ассоциации

II. «Самоконструкция» – индивидуальное решение каждым учеником познавательной задачи (создание гипотезы, текста, рисунка, проекта и т. п.).

Предлагает записать все, что ученики знают об изучаемом объекте. Либо дает задание определить признаки того или иного понятия, решить ту или иную задачу, составить тот или иной проект на основании только имеющихся у учащихся (актуальных) знаний и умений

Работая индивидуально, записывают все, что знают об изучаемом объекте (такая актуализация знаний, умений по проблеме называется «панель»)

III. «Социоконструкция» – работа учащихся в парах

Организует работу в парах. Например, предлагает поменяться тетрадями и дополнить друг друга. Либо подумать над заданием вместе

Работают в парах, обмениваются знаниями об изучаемом объекте

IV. «Социализация» – работа учащихся в малых группах (сопоставление, сверка, взаимодополнение, взаимооценка, коррекция)

Организует работу в малых группах. Например, предлагает объединиться в группы по четыре человека и поделиться полученными результатами. Предлагает учащимся дополнительные задания по теме

Работают в малых группах с ранее рассмотренными в парах объектами.
Выполняют дополнительные задания

V. «Афиширование» –создание и демонстрация (выставка) «афиш» – групповых ученических работ (текстов, рисунков, схем, проектов) и ознакомление с ними всего класса

Организует обсуждение результатов групповой работы. Дает необходимые пояснения по ходу презентации группами результатов выполнения заданий

Представляют результаты работы групп в виде «афиш». Задают вопросы друг другу по выполненным заданиям

VI. «Разрыв» – внутреннее осознание каждым участником мастерской неполноты своего прежнего знания или его несоответствия новому

Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
Организует работу учащихся в группах

с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия

Осознают возникшие познавательные противоречия. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют полученные знания

VII. «Рефлексия»

Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности

Осуществляют рефлексию

Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные.

 Материал взять из статьи И.А.Мухиной, заслуженного учителя РФ, доцента кафедры педагогики социального творчества СПбГУПМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ...

Урок изобразительного искусства и художественного труда в технологии педагогических мастерских.

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного...

Урок по развитию речи в технологии «Педагогические мастерские». Подготовка к написанию сочинения «Моя весна».

Урок русского языка по развитию речи призван формировать у учащихся умение составлять художественное описание природы, используя личный опыт наблюдений за окружающим миром. Цель данного урока – введен...

Инновационный проект «Организация учебного процесса на основе технологии педагогических мастерских»

Актуализация проекта.Сегодня, в связи  с изменением ценностных ориентиров российского общества, образование  оказалось перед необходимостью кардинальных перемен в школе. Новые пок...

Формирование универсальных учебных действий через технологию педагогических мастерских

В данной статье представлена модель занятия, разработанного по технологии педагогических мастерских...

Урок английского языка в технологии педагогических мастерских во втором классе.

Тема урока: Home sweet home. (Обобщающий урок по сказке The Town Mouse and the Country Mouse)Цели: Развивающий аспект: развитие способности обобщать, формулировать выводы, развитие способности о...