Технология целеполагания
статья

королёва нина николаевна

      Вряд ли кто-то будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако, представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности.  Новые федеральные образовательные стандарты ввели в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_tselepolaganiya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                    Технология  целеполагания  

                          (из опыта работы)

                                            Королёва Н.Н., учитель начальных классов                  

                                              М.Б.О.У. «Баргузинская сош»

      Вряд ли кто-то будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако, представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности.  Новые федеральные образовательные стандарты ввели в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание, который в педагогическом и психологическом смысле направлен на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения в его субъект,полноправного управленца и организатора учебной деятельности . Способность целеполагания одинаково важна как для учителя, так и для ученика. Учитель отыскивает, формулирует и переопределяет цели на всём протяжении образовательного процесса. Ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия. Чтобы цель урока стала значимой для каждого   ученика, важно ответить на вопросы: «Зачем?»,  и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания .Что же такое цель в обучении?

    «Цель – предвосхищаемый  результат – образовательный  продукт, который должен  быть  создан  за определённый промежуток времени  и который  можно   продиагностировать” (А.В.Хуторской).

    Охарактеризовать цель  -  значит  ответить на вопросы: что  именно  должно  быть  достигнуто  в результате, на  что  следует  направить  активность.Существует даже наука о целеполагании – матетика, которая доказывает необходимость начального этапа любой деятельности с обсуждения конечных целей, то есть предполагаемых плодов деятельности, для этого требуется следующее :

- наличие познавательного стремления ученика;
 - определение учеником предмета своей цели;
- умение ученика определить свою связь с предметом цели;
- представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели,

  -вербальное (словесное) формулирование цели;
 - предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;
 - наличие средств для достижения цели;
-соотношение получаемых результатов с целью;
 - корректирование поставленной цели.

 Таким образом, цели должны быть реальны, достижимы , инструментальны, технологичны ,диагностичны

      Цель моей работы: раскрыть, в чём заключается сущность целеполагания, насколько важно ставить цель на уроке.

Задачи: определить сущность целеполагания, его структуру и функции в развитии личности.

Предмет исследования - процесс развития целеполагания младших школьников в учебной деятельности.

        С чего же начинается процесс целеполагания? Если мы хотим сделать обучение продуктивным и значимым для ученика, тогда нужно начинать с диагностики ученических целей. Этап диагностики ученических целей проводится с помощью анкетирования. Каждому ученику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него, например:

1) изучить материал учебника;

2) усвоить основные понятия и законы темы;

3) подготовить доклад по одной из проблем;

4) хорошо подготовиться к контрольной работе,

5) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме;

6) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;

7) углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы;

8) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;

9) проявить и развить свои способности (перечислить, какие );

10) организовать свою учебу по теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;

11) научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы;

12) получить хорошую отметку;                                                

13) научиться решать задачи и проблемы по теме;

14) свой вариант цели.

Так, цели:

1, 4, 12 свидетельствуют о формальной ориентации ученика в обучении;

2, 7, 13 - о наличии когнитивных мотивов;

3, 5, 8 – о креативных наклонностях;

6, 9, 10, 14 – о методологических приоритетах деятельности.

Диагностика показала:

формальные

когнитивные

креативные

методологические

1 класс

87%

8%

12%

9%

2 класс

90%

25%

36%

30%

3 класс

100%

40%

57%

38%

      Анализ ответов на анкету позволил мне судить об образовательном настрое учащихся, мотивах их учебы, индивидуальных склонностях. Исходя из этого, подбираю конкретные задания, методы и формы обучения, как для всех  учеников,  так  и  индивидуальные  для  каждого.

      Навыки целеполагания у учащихся формируются постепенно: вначале ученикам предлагается определить цель части урока – выполнения конкретного задания, затем – поставить цель урока и в конце – осознать ее достижение и сделать выводы. Если такие задания многократно повторяются, то индивидуальные цели учеников постепенно занимают все больше места в системе их образования. Любая образовательная ситуация  выступает поводом для первичного целеполагания ученика, определяющего характер и содержание его дальнейших действий. В результате у детей формируются навыки соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется навык грамотного целеполагания. Постепенно выстраивается отлаженная система педагогического общения, в которой ведущая роль принадлежит не только учителю.

    В качестве примера: урок математики в 3 классе. Тема урока: «Построение

геометрической фигуры по её периметру»

 «Есть за горами, за лесами маленькая страна.

Там звери с добрыми глазами,

Там жизнь любви полна,

Там чудо-озеро искрится…

Легенда гласит, что озеро маленькое, периметр его 36 м., а вот найти его никто не может, потому что люди не знают,как оно выглядит.»

Цель: узнать длину сторон, построить геометрическую фигуру.(цель определяют ученики)

 Ещё дети захотели выяснить: можем ли мы  увидеть это озеро, что растет на его берегах, какие птицы прилетают, а существует ли на самом деле такое чудо-озеро?

 Класс делится на 3 группы: 1-ая группа  предполагает, что это квадрат,2 группы выбрали прямоугольник. Зная формулу нахождения периметра ,ребята получили результаты, которые мы занесли в таблицу

прямоугольник

квадрат

Р = (а + в) * 2

Р = а * 4

Р : 2 = (а + в) ,значит

а = Р : 4,значит,длина сторон равна 9 м.

а=17, в=1

а=16, в=2

а=15, в=3

а=14, в=4

а=13, в=5

а=12, в=6

а=11, в=7

а-10,  в=8

                                                                   

Узнать, почему получили много вариантов? (неизвестны оба компонента)

Сравнить полученные результаты и выбрать реальные размеры озера (водоём с размерами17*1, 16*2, 15*3, 14*4,13*5 будет больше напоминать канаву, пруд или канал, поэтому выберем ответы:12*6, 11*7, 10*8, 9*9     Результат: дети не только научились строить геометрическую фигуру по её периметру, но и создали продукт в виде рисунка, маленького сочинения.  По внешним «плодам» можно судить о внутренних результатах обучения, то есть о развитии личностных качеств учащихся, потому что мои замечательные дети поняли,что чудо-озеро есть в душе каждого человека .Только кто-то об этом  ещё не догадывается, а кто-то сам пьёт чистую воду и щедро поит других.

    Если обращение к цели как к прогнозируемому результату является постоянным элементом технологии педагогического взаимодействия, то для учащихся умение ставить цель становится совершенно необходимым элементом учебной (как, вероятно, и любой другой) деятельности. Создание  условий для определения учащимися собственных целей способствует реализации процессов саморазвития, самообразования, самоактуализации. Что и предусмотрено главной целью современного российского образования

Каковы же приемы формирования навыков целеполагания у учащихся?

  1. Достижение цели зависит от качества её формулировки:

так, формулировка типа: «Формировать у детей представление о  хвойных  деревьях»– целью не является, поскольку задаёт лишь направление деятельности, но не её конечный результат -продукт образовательной деятельности. Формулировка типа « Выяснить, почему хвойное дерево назвали лиственницей» - задаёт конечный продукт деятельности учеников, который может быть проконтролирован и оценен. Поэтому, формировать цель следует при помощи опорных глаголов: изучить, знать ,уметь , выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать...

2. Работа над понятием:

   предложить для зрительного восприятия название темы урока, где необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.                                                      

  1. Подводящий диалог:

   на этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

4. Создание проблемных ситуаций:

     чтобы ребёнок сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная

5. Постановка «привлекательной» цели:

      суть заключается в следующем: перед учеником или учениками ставится простая, понятная, привлекательная цель. Она  преподносится в виде уже достигнутого результата, свершившегося действия, которое ученик может представить настолько зримо, что уже в этот момент испытает чувство радости и наслаждения (победа в конкурсе, олимпиаде  и т.д.). Ученику   захочется испытать это чувство ещё раз, но уже по-настоящему, при свидетелях, чтобы получить признание своего успеха. Если ребёнок достигнет поставленной цели, он не захочет на этом остановиться:  каждый успех, даже самый маленький, вызывает всплеск энергии , которая ведет к новым достижениям.

Каждый учитель владеет своими приёмами, которые способствуют развитию навыков целеполагания, т.е. совместной деятельности учащихся и учителя, позволяющей совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.  

Использованная литература:

1.Андрианова Г.А. к.п.н. «Целеполагание и рефлексия- ключевые регулятивные действия» Москва ,2007

2.Хуторской В.А. д. п. н., чл.-корр. РАО, директор Института образования человека «Целеполагание и рефлексия в обучении» Центр дистанционного образования «Эйдос»,2012

3.Аствацатуров Г.О. «Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности» Волгоград, «Учитель»,2010

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

                                                                 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целеполагание

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг дру...

Целеполагание в компетентностно-оринтированном уроке

В современных школах набирает силу компетентностный подход. Определена целая система компетенций, определяющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций  на...

Работа над целеполаганием

Требования ФГОС НОО воплощаем в жизнь. Статья поможет педагогам построить работу по формированию умений ставить цели....

Развитие творческого потенциала учителя на основе технологии педагогического целеполагания

Здесь представлен теоретический материал и фрагмент урока с использованием данной технологии...

Технология целеполагания как основа конструирования современного урока

Цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их сог...

"Технология целеполагания"

Практическое задание к курсу "Технология целеполагания"...

Технология целеполагания –как основа конструирования современного урока

Технология целеполагания –как основа конструирования современного урока...