Социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС
статья

Советова Елена Юрьевна

       Социализация – это процесс становления личности.   Социализация рассматривается и как процесс и как результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2019.odt11.34 КБ

Предварительный просмотр:

               «Социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Советова Е.Ю.

Конева В.Н.

       Социализация – это процесс становления личности.   Социализация рассматривается и как процесс и как результат.

        Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
        В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализации младших школьников. В этом возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности, социальная группа, в которую входит ребенок, сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя.

        В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее совершенствование произвольной эмоциональной регуляции поведения, появляются навыки элементарного анализа собственного поведения (рефлексия). У ребенка появляется возможность посмотреть со стороны на себя, на свои поступки, результаты, отследить свои действия в обратном порядке, возможность вернуться к началу.  Младший школьник приобретает способность представить последствия своих действий, не приводя их в исполнение.

       Все эти новообразования взаимосвязаны и в конечном итоге сводятся к возникновению нового уровня самосознания ребенка, обусловленного овладением разнообразными средствами произвольной саморегуляции. Младший школьник начинает осознавать себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, то есть у него появляется переживание себя как существа социального.

       Формирование у ребенка внутренней позиции школьника во многом зависит от меры успешности его учебной деятельности. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие.

        Еще одной социально-психологической особенностью младшего школьника можно считать динамичность нравственных представлений.Исследования свидетельствуют о том, что первоклассники еще достаточно односторонне воспринимают моральную ситуацию, затрудняются в ее анализе; с возрастом моральные оценки младших школьников становятся более гибкими, дифференцированными, начинают основываться на понимании нравственного смысла правил поведения.

  Портрет современного младшего школьника как модель предвосхищаемых результатов социализации складывается из следующих интегральных характеристик личности.

Когнитивные: 

  • любознательность; 
  • наблюдательность; 
  • внимательность; 
  • способность к синтезу и анализу; 
  • удовольствие от удачного решения задачи; 
  • способность воплощать добываемые знания в духовные и материальные формы, строить на их основе свою последующую деятельность.

Креативные: 

  • вдохновленность; 
  • эмоциональный подъем в творческих ситуациях; 
  • воображение; 
  • фантазия; 
  • мечтательность; 
  • способность к творчеству;
  • инициативность, изобретательность, смекалка.

Морально-нравственные: 

  • коллективизм (чувство ответственности за успехи своего коллектива, стремление помочь отстающим, чувство сопричастности общему делу); чувства товарищества, дружбы, долга; 
  • честность; ответственность; отзывчивость; правдивость; 
  • порядочность, вежливость, приветливость, доброжелательность, добросовестность.

Эстетические: чувство красоты, чувства прекрасного и безобразного, комического и трагического, возвышенного и низменного, мужественность и женственность.

Эмоционально-волевые: умение сосредотачиваться, организованность, терпение, упорство, усидчивость, выдержка, настойчивость, самостоятельность, уверенность в своих силах, сдержанность, целеустремленность, решительность, дисциплинированность, смелость, умение сочетать личные интересы с общественными, самоконтроль и самооценка.

Коммуникативные: способность к взаимодействию с другими людьми (взрослыми и детьми) и с окружающим миром; умение передавать и отстаивать свои идеи; способность понимать и осознавать (не без помощи взрослых) причины, повлекшие неприятие окружающих; коммуникативность, общительность, готовность сотрудничать и продвигаться в развитии отношений, толерантность.
Деятельностные: способность к произвольным действиям, готовность к подвижным играм и соревнованиям, готовность быстрее и лучше выполнить задание, физическая активность и работоспособность.

   

 

К базовым условиям успешности социализации ребёнка в условиях внедрения ФГОС мы относим следующие:

  • состояние психического здоровья детей;
  • наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
  • создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
  • обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
  • организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;
  • построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

       При работе с детьми нужно ставить такую цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

      В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Аннотацияпредставляет собой краткое описание работы« Патриотическое воспитание младших школьниковв условиях реализации ФГОС НОО»        Концепция программы ФГОС НОО ...

«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...

Социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС

Выступление на Педагогическом совете "Формирование УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС"...

Социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС

Социализация – это процесс становления личности.   Социализация рассматривается и как процесс и как результат....

Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...