ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
статья

Овчинникова Юлия Михайловна

Специфика использования игровых технологий на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._igroye_tehnologii.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

« Применение игровых технологий на уроках в начальной школе»

  

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

·         В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

·         Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

·         В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

·         Как технологии внеклассной работы.

     Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

     В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

     Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

     Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

      Педагогические игры имеют следующую классификацию:

-  По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные        и   психологические;

-  По характеру педагогического процесса:

1.      обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2.       познавательные, воспитательные, развивающие;

3.      репродуктивные, продуктивные, творческие;

 4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

- По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

- По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

Урок с дидактической игрой.

      Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

      Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов:

  • игровой замысел,
  • игровые действия,
  • познавательное содержание или дидактические задачи,
  • оборудование,
  • результаты игры.

      Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.

     Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

     Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

    Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

    Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

    Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

     Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

   Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

    Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Урок – деловая игра.

    Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

    Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:

-  Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

-  Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

-  Наличие конфликтных ситуаций;

-  Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

-  Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

-  Контроль игрового времени;

-  Элементы состязательности;

-  Правила, системы оценок хода и результатов игры.

   Методика разработки деловых игр.

   Этапы:

-  Обоснование требований  к проведению игры;

-  Составление плана её разработки;

-  Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

-  Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку

-  Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

-  Разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

   Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:

-  Знакомство с реальной ситуацией;

-  Построение её имитационной модели;

-  Постановка главных задач группам, уточнение их  роли в игре;

-  Создание игровой проблемной ситуации;

-  Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

-  Разрешение проблемы;

-  Обсуждение и проверка полученных результатов;

-  Коррекция;

-  Реализация принятого решения;

-  Анализ итогов работы;

-  Оценка результатов работы.

Урок – ролевая игра.

   В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.

   Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

-  Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

-  Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

-  Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

   Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.

   Этапы разработки и проведения ролевых игр:

      Подготовительный,  игровой, заключительный, анализ результатов.

   Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

   Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

   На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.

   Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

   В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

    Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять с целью преодоления познавательного эгоцентризма и расширения познавательных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми. Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы учащихся. 

        1." Разброс мнений".

         " Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.

    Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.

    Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются обоснованные. Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.

        2.  "Вытащи вопрос".

         Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.

    Начать занятие можно с вопроса : " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?

    Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".

    После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:

    -какие вопросы ученикам понравились,

    -какой ответ показался более удачным,

    -какие вопросы были трудными,

    -доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы.

    Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися 6-8 классов.

        3. "Правила игры".

            Данный вид работы позволяет учащимся занять определенную позицию по отношению к школьным правилам. Они могут рассказать о новых правилах, по которым им хотелось бы жить в школе.

    Работа начинается в период знакомства с классом с вопроса: "Предположим, в школе ученики будут управлять наряду со взрослыми, разумно выдвигать и выполнять определенные требования. Какие правила ввел бы каждый из вас? Запишите список своих правил. Посовещайтесь парами, предложите три правила организации урока и поведения на уроке, которые устраивают вас обоих".

    После оглашения правил всеми парами, стоит провести анализ:

·          какое из собственных правил учеников кажется им особенно важным?

·          какое правило, предложенное другой парой, понравилось?

·          с каким из школьных правил ученики поспорили бы?

·          кого бы ученики хотели видеть лидером класса?

·          каковы наиболее важные правила класса?

·          с какого класса, по  мнению учеников, они могли бы участвовать в обсуждении правил    школьной жизни поддерживать их соблюдение?

    Работа по составлению правил может проходить только в малой группе. То есть, чтобы поработать над правилами, нужно воспользоваться делением класса на группы и встретиться с каждой из них.

        4."Незавершенность".

         Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.

    Итак, Вы как учитель определяете, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время- 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

 Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

         Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Так как в учебном процессе решаются еще задачи воспитания толерантности и укрепления взаимопонимания между участниками игры.

Какова же цель игры на  уроке ?

Цель  игры  - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

Подводя итог выше изложенному можно отметить   «за» использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

 - идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

        Русский  язык, пожалуй,  один из наиболее сложных предметов в курсе средней школы. Но это и один из наиболее необходимых предметов! С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно, ежесекундно. Задача учителя – сделать эту речь

правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен!

        Итак: как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка?  Ответ на этот вопрос существует, и он прост – это игра!

        Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

        Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

        На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые технологии в начальных классах

В данном материале дается определение групповой работы с использованием педагогических трудов  Селевко Г. К.., Дьяченко В. К. и др. Во второй части работы приводятся уроки из личной практики. Уро...

Групповые технологии

Групповые технологииПо В. К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает м...

Внеклассное мероприятие с элементами групповой технологии (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко) во 2-м классе по теме: «Любимые домашние животные» в соответствии с ФГОС

Внеклассное мероприятие с элементами групповой технологии (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко) во 2-м классе по теме: «Любимые домашние животные» в соответствии с ФГОС  учитель английского языка Пугач Е....

групповые технологии

групповые технологии , применяемые на уроках в начальной школе...

Групповая технология на уроках начальной школе

Хочу привести несколько примеров из опыта своей работы. Коллективную форму занятий я начинаю с 1 класса. Первый вариант условно назван «Ручеёк». В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для ...

Статья "Групповые технологии как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников"

Статья содержит практические примеры использования групповых технологий на уроках литературного чтения по теме: "Творчество И.А.Крылова"...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....